Исторические предпосылки появления технологии как искусства, мастерства овладения управлением личностью

ЛЕКЦИЯ № 1

Тема: Педагогическая технология как учебная дисциплина. Предмет, задачи, методологическая основа педагогической технологии.

План:

1.Исторические предпосылки зарождения педагогической технологии как науки.

2.Педагогическая технология как учебная дисциплина: предмет, задачи, методологические основы. Педагогическая технология в системе психолого-педагогических дисциплин.

3.Сферы, принципы, признаки, содержание, структура педагогической технологии.

4.Классификация педагогических технологий.

Литература:

Основная – 2,3,6

Дополнительная – 3,11,13

Краткое содержание:

Исторические предпосылки появления технологии как искусства, мастерства овладения управлением личностью.

Сократ (4-й век до н.э.) о продуктивных способах организации взаимодействия с учениками. Аристотель о внешнем проявлении внутреннего состояния человека. Я.А. Коменский о системе методов и приёмов, о попытке технологического обучения большого количества учащихся. Наследие А.С. Макаренко как сумма технологических решений, как тонкое традиционное воздействие на личность воспитанника. Педагогические студии 20-х годов России – профессиональная форма обучения приемов воздействия на личность. 60-80г.г. – появление курсов «Педагогическое мастерство» в педагогических институтах (г.Тула, г. Полтава). Начало 90-х годов – появление педагогической технологии как науки в системе психолого-педагогических дисциплин.

Предпосылки появления педагогической технологии: исторический опыт, эмпирические обобщения, целенаправленные разработки новаторов-практиков и учёных.

Смысловой генезис понятия «педагогическая технология»: метод, способ, системная совокупность и порядок, схема, алгоритм, проект, модель, инструмент, искусство и др.

Педагогическая технология – прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая реальное взаимодействие педагога с детьми как решающий фактор взаимодействия детей с окружающим миром посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности», искусством которого владеет педагог (Н.Е. Щуркова).

Педагогическая технология – научное обоснование выбора операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношения к этому миру (В.Ю. Питюков).

Педагогическая технология – возможность решения триединой задачи: помощь педагогу в овладении теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами воспитательного процесса, воспитательного воздействия и взаимодействия, передача этих знаний и умений своим воспитанникам, помощь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нём личностных качеств, востребованных современной школой и социальной действительностью (Е.Ф. Широкова).

Педагогическая технология - особый инструментарий, действующий в системе «педагог - педагогическое содержание - воспитанник» (И. А. Колесникова)

Задачи педагогической технологии, её основные понятия: «педагогическая технология», «субъект», «объект», «воздействие», «взаимодействие» «технологический шаг», «прием», «метод», «средства», «шаг», «деятельностная позиция»; «педагогическая стратегия», «педагогическая тактика», «алгоритм», «модуль», «педагогическая задача», «операция», «приемы влияния», «функция».

Принципы педагогической технологии: отношенческий, личностный, личностно-ориентированный, деятельностный, стратегический, тактический, этический, субъектности, «свободы выбора» и как стратегическая опора тактического решения педагогических задач.

Признаки педагогической технологии: четкость и определённость в фиксации результата, наличие критериев достижения, пошаговая и формализованная структура деятельности учащихся и учителя, возможность финансирования результата в других условиях.

Уровни педагогической технологии: общепедагогический, частнометодический, локальный (модульный)

Сферы педагогической технологии: научная, процессуально-описательная, технологического осуществления.

Классификация педагогических технологий. Мега-, макро-, мезо-, микротехнологии. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические, информационные технологии.

Разнообразие оснований для формирования классификаций (Г.К. Селевко):

характер содержания образования: обучающие – воспитательные, светские – религиозные, гуманитарные – технократические, коррекционные и др.

форма организации: классно-урочные, альтернативные, академические – клубные, групповые – индивидуальные.

отношение к ребенку: авторитарные, дидакто-центрические, личностно-ориентированные, сотрудничества, свободного воспитания, педагогической поддержки.

категории обучающихся: массовые, продвинутого образования, компенсирующие специальные технологии.

Перспективы развития педагогической технологии как науки в условиях модернизации современного образования.

Наши рекомендации