Типичные группы трудновоспитуемых и особенности воспитательной работы с ними
Под воздействием многочисленных факторов формируется свое- образие трудновоспитуемого. Сорока-Росинский, педагог, который всю свою деятельность посвятил работе с трудновоспитуемыми, обра- щал внимание на то, что ребенок трудновоспитуем «по причине сложности и богатства своей натуры: молодое вино ведь всегда сильно бродит; сильные и талантливые натуры развиваются зачастую бурно, а с другой стороны, умеренность и аккуратность, столь милые сердцу многих педагогов, вовсе не всегда говорят о чем-нибудь ценном в ду- ховном отношении». В статье «Трудновоспитуемые» (1924) им дана достаточно образная и аргументированная типизация таких детей.
Глава 11. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы 139
По своей сути они отличаются от своих сверстников в самопрояв- лении и восприятии воспитательной работы с ними. В широком смыс- ле «трудновоспитуемый» представляет собою отклонение от нормы. При этом такие отклонения автором характеризуются следующим об- разом.
1) Ребенок, по своему развитию находящийся ниже нормы (не со- ответствующий уровню нормально развитого ребенка его же возрас- та). Сорока-Росинский называл эту категорию субнормность (от лат. sub — под и norma — образец).
2) Ребенок, характеризуемый определенной одаренностью, его от- личает повышенное развитие в качественном или количественном от- ношении. Эта категория была названа супранормностью (от лат. supra — над, выше и norma — образец). К супранормным относятся одаренные дети, не способные адекватно реализовать свои возможнос- ти в условиях среды их жизнедеятельности.
3) Ребенок, характеризуемый уклонением от нормы в узком смыс- ле слова. Такая категория характеризовалась как денормноетъ (от лат. de — приставка, означающая отсутствие или понижение чего-либо и norma — образец). В каких-то направлениях этот ребенок не достиг уровня нормального развития, что сказывается на его поведении, от- ношениях, возможности в самореализации.
На практике очень трудно провести черту не только между де- нормностью и супранормностью, но даже между субнормностью и супранормностью. Неумение воспитателя понять особенности ре- бенка чаще всего выступает основным фактором формирования у него трудновоспитуемости.
Природа отклонения у каждого ребенка своя. По совокупности она
может быть обусловлена влиянием:
а) внешнего фактора — Сорока-Росинский называл это экзогенным (от греч. ехо — снаружи, вне и genos — происхождение) фактором. Своеобразие детей этой группы объясняется главным образом внеш- ними условиями среды и воспитания;
б) внутреннего фактора — результата какой-нибудь органической особенности душевной или нервной природы ребенка. Такая катего- рия определялась эндогенным (от греч. endos — внутри и genos — про- исхождение) фактором. Дети этой группы характеризуются внутрен- ними отклонениями в развитии, сказывающимися на их отношениях и поведении. В этом случае внешние факторы способны ослаблять влияние внутренних или, наоборот, усиливать их негативное прояв- ление.
Изложенное позволило Сороке-Росинскому выделить три типич- ные группы трудновоспитуемых детей.
140 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей
Первая группа. Это нормальные дети, которые под воздействием внешних факторов деформированы. Трудновоспитуемость их опреде- ляется глубиной деформации личности, ее нравственных (духовных) основ. Она имеет место в виде:
• нормально развитые дети со сравнительно поверхностной де- формацией личности. Это такая деформация, которая не успела еще изменить, «изуродовать» нравственные устои (духовности) личности;
• нормально развитые дети с глубокой деформацией личности. Она проявляется в значительных изменениях в психике ребенка, де- формации нравственных устоев (духовности) личности, в форми- ровании у него негативных установок, привычек и наклонностей.
Вторая группа. Это дети, которые под воздействием внутренних факторов имеют психические отклонения (эмоциональная возбуди- мость, слабость сдерживающих центров и сильная склонность ко вся- кого рода душевным переживаниям и др.), существенно сказываю- щиеся на их нравственных позициях, привычках, склонностях и проявлениях. Эти отклонения — следствие тяжелой наследственнос- ти, различные органические дефекты нервной системы и психики. Такие дети не нуждаются в специальном медицинском режиме. К ним относятся:
• дети с общей неустойчивостью психики. Для них характерны, плохая сопротивляемость психики вредным влиянием, повышенная эмоциональная возбудимость, слабость сдерживающих центров и силь- ная склонность ко всякого рода душевным переживаниям. К предста- вителям этой группы относятся психоневротики, истерики, неврастени- ки, дети с разного рода дефектами в эмоциональной и волевой сферах. Дать общую характеристику этой группе очень трудно ввиду удиви- тельного разнообразия проявления неустойчивости психики;
• дети, имеющие отклонения в психике вследствие дурной наслед- ственности либо из-за тех или иных органических недостатков, при- ведших к более или менее стойкому повреждению нравственной ос- новы личности.
Исправить такого ребенка в короткий срок невозможно. Он нуж- дается в специальном (исправительном) образовательном учре- ждении. Работая с ним, вполне достаточно дать ему знания и привить умения в области какого-нибудь ремесла, может быть, он найдет впос- ледствии более выгодным заниматься им, а не противоправными дей- ствиями, например воровством;
• дети с общей внутренней деформацией психики, сохраняющей равновесие. Внешне у такого ребенка может быть все благополучно: он способен прилежно учиться, не нарушать дисциплину, выполнять общественные поручения, принимать участие в кружковых занятиях.
Глава 11. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы 141
Однако ему не хватает позитивной (нравственной) внутренней осно- вы (ядра), порядочности, чувства чести. Для него характерны гру- бость по отношению к воспитателям, беспредметная дерзость, только чтобы показать себя, похвастать перед товарищами, агрессивность по отношению к слабым, стремление унизить их, принудить служить себе, безоговорочно подчиняться, выполнять все, в том числе проти- воправные действия по его указанию. Все это способствует занятию в среде сверстников лидерского положения. Такой ребенок способен ак- тивно противодействовать работе воспитателей в обычных образова- тельных учреждениях. Он нуждается в специальном исправительном учреждении.
Третья группа трудновоспитуемых — одаренные дети (супранорм- ные). Человеческая психика настолько богата и разнообразна, законы ее самоорганизации так сложны и причудливы, что часто выдающиеся люди оказываются таковыми только потому, что вся энергия их пси- хики сосредоточилась в одной какой-нибудь ее части, дав ей удиви- тельное богатство и силу, но обеднив другие стороны души. Судьба такого человека зависит иногда от простой случайности. Если внеш- ние условия жизни сложатся так, что ему удастся реализовать силь- ную и богатую сторону своей психики, все будут считать его выдаю- щимся человеком, и он действительно им станет. При неблагоприятных внешних условиях это будет типичный неудачник.
За примерами недалеко ходить: Ньютон был в школе очень неспо- собным учеником, Бисмарк еле-еле мог двигаться вперед и тоже счи- тался тупицей, Линней только по счастливой случайности не закон- чил своей карьеры сапожником, Дарвин в юности — типичный шалопай и лентяй, Руссо был дефективен во многих отношениях — и все-таки все эти люди оказались талантливыми во многом благодаря своей активности, самообразованию и самовоспитанию.
Под одаренными натурами подразумевают детей с характерами, в которых проявляются:
а) способности к творческой переработке воспринимаемых мате- риалов, хотя бы в виде достаточно высокой работоспособности;
б) повышенная одаренность, хотя бы и односторонняя;
в) нормально развитые нравственные чувства.
При отсутствии у ребенка работоспособности или нравственного чувства, как бы богато одарен он ни был, необходимо признать его отклонения. Подтверждением данного факта, подчеркивает Сороки- Росинский, выступает сама жизнь. Наиболее типичными представи- телями трудновоспитуемых среди этой категории детей являются:
а) дети с психической неустойчивостью и определенной одаренно- стью. Для этой категории характерны истеричность, демонстратив-
142 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей
ность и бурность проявления чувств, неподчинение правилам дис- циплины. При определенных условиях они могут отличаться при- мерным поведением. Одновременно они обладают достаточной ода- ренностью, которая может проявляться в соответствующей сфере (артистизм, художественное творчество, мастерство в чем-либо и т.д.), полны творческой энергии, всегда чем-нибудь увлечены и все делают с упоением, вдохновенно, очень серьезно для своих лет относятся к учебе, у них есть свои интересы (например, литература, политика и пр.). Такой ребенок может и не иметь отрицательных привычек, он очень привязывается и к школе, и к отдельным людям, которых считает знающими и которые удовлетворяют его ненасыт- ной жажде знания. Педагог видит в нем высшую, избранную и слож- ную индивидуальность;
б) дети физически слабые, психически благополучные, со средними способностями и определенной одаренностью. Они вполне владеют собой, способны к проявлению талантливости, имеют свой стиль, своеобразие в деятельности. О таком ребенке можно говорить, как о будущей крупной величине в определенной области (например, в ли- тературе, искусстве и пр.), если только вдохновение не оставит его и будут иметь место соответствующие условия. В школьных занятиях он проявляет леность, не желая заниматься вместе с классом, не при- знает никакого авторитета и считает, что сам лучше всяких учителей знает, чем и как ему заниматься. Увлекается чтением различной ли- тературы, какой-либо практической деятельностью (например, рисо- ванием, искусством или другой, которая его вдохновляет), проявляя при этом удивительную работоспособность. Это также пример высо- кой одаренности, соединенной с большой работоспособностью при до- вольно развитом нравственном чувстве.
в)детипсихическиифизическиздоровые,талантливые,ноподвоз- действием внешних факторов (семьи или улицы) деформированные. Такие дети в умственном отношении не проявляют одаренности выше нормы. Они испорчены средой. Это негативно сказывается на их от- ношении к учебе, чтению и вообще к каким-либо высшим духовным запросам. Это практические натуры, с узкоутилитарными устремле- ниями. Они быстро приспосабливаются к среде, овладевают ситуа- цией и умеют подчинить себе окружение, превращая его в средство достижения личных (эгоистичных) целей («рабов» — так характери- зовал их Сорока-Росинский). Преодолевать создаваемое ими негатив- ное влияние на окружение исключительно сложно, так как они умело используют своих «рабов» — неоплатных должников, буквально нахо- дящихся у них в рабстве и исполняющих всевозможные поручения за небольшую плату.
Глава 11. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы 143
Изложенное выше свидетельствует о достаточно большом разно- образии типов трудновоспитуемых (см. схему 1).
Схема 1. Типичные категории трудновоспитуемых