Упражнения, развивающие воображение

√ «Угадай, что я делаю?» (оправдать заданную позу)

√ Стоять с поднятой рукой (кладу книгу, достаю конфету из вазы, вешаю куртку, украшаю елку и т.д.)

√ Стоять на коленях, руки и корпус вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, вытираю пол, собираю ягоды и т.д.)

√ Сидеть на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом, ищу иголку и т.д.)

√ Наклон вперед (завязываю шнурки, срываю цветок, поднимаю что-нибудь и т.д.)

Упражнение «Оживи предмет»

Положение в полукруге.

УЧИТЕЛЬ. Я сейчас назову предмет, который у меня на столе. Ученик, крайний справа (слева), должен подойти к столу, взять этот предмет, принести на свое место и проделать ряд последовательных и логических действий, которые возможны с ним. Например – это «котенок»! Ученик должен пофантазировать: какой он? Что с ним можно сделать? Он маленький, мягкий, теплый. Возьми его, как берут котенка. Погладь, покорми, поиграй с ним…

Когда ученик закончит свои действия, он передает предмет следующему, но называет его по-другому. Например, «чайник». Товарищ тотчас же должен придумать, что он с ним будет делать. Итак, начинаем по порядку. Не торопиться! Придумывать как можно больше действий со своим предметом.

Так как маленькие дети не могут долго заниматься одним и тем же, то все сидячие упражнения надо чередовать с подвижными.

Упражнение «Зернышко»

Учит детей погружаться в воображаемый мир. Нужно почувствовать свое тело и поверить, что вы и есть или дерево, или растение, цветок.

УЧИТЕЛЬ. В зернышке или семечке как бы спрятаны разные растения. Мир растений очень богат: деревья, цветы, овощи и т.д. Зернышко, попадая в благоприятные условия, прорастает.

Мы попытаемся из зернышка «вырасти», превратиться в какое-нибудь растение, вид которого я изображу при помощи своего тела и рук. Предположим, мы будем изображать деревья! Вспомните, как выглядят знакомые вам деревья… Теперь мысленно представьте дерево, которое будете изображать. Представили? Наше исходное положение – на корточках, опустив голову и обхватив колени руками. Я буду считать до десяти, а вы в это время – «расти». На счет – «десять» нужно замереть!

Еще одно упражнение, чтобы ребенок почувствовал свое тело, умел расслабиться и собраться. Дети становятся по кругу. По команде «Самолетики» – они бегут по кругу, напряженно раскрыв руки в стороны, по команде «Бабочки» – мягко двигаются, машут крылышками, приседают и т.д. Ту же цель преследуют команды «Кактус» и «Ива» – напряжение и расслабление всего тела.

Упражнение «Фотограф»

Для того чтобы ребенок воспитывал смелость работы перед объективом или камерой, можно делать упражнение «Фотограф». По хлопку менять позы и выражение лица (радость, грусть, больно, удивление, страх, любопытство и т.д.).

Подвижных игр, развивающих и взаимосвязь, и фантазию, и ловкость, и смелость публичного выступления, очень много. Все будет зависеть от помещения. Вот некоторые из них:

√ «Ходьба» по горячему песку,

• по лужам,

• по смоле,

• по тонкой досочке,

• через крапиву,

• через колючий кустарник,

• по болоту и т.д.

√ «Прыжки в длину»

√ «Пройти на пятках»

√ «Проскакать на одной ноге»

√ «Пройти спиной вперед»

√ «Пройти с ложкой, в которой теннисный мяч»

√ «Пройти с мячом, зажатым коленями»

Все игры-упражнения можно делать командами.

Упражнение «Кто сзади?»УЧИТЕЛЬ. Один ученик стоит спиной к остальным с закрытыми глазами. Тот, на кого укажу, подходит сзади к водящему, называет его имя и тихо садится. Голос можно изменять. Водящий должен угадать, кто к нему подходил.

Упражнение «Общая работа»

Различные виды работ выполняют вместе два ученика:

• поднимают и переносят воображаемое бревно с места на место;

• гребут, «катаясь на лодке» (у каждого одно весло»;

• «пилят дрова» двуручной пилой;

• качают воду при помощи пожарной помпы.

«Импровизационный метод существования»

Раздел «Импровизационный метод существования»в театральной педагогике называется «Этюдным методом существования», но слово «этюд» хотелось бы опустить. Во-первых, не все задания соответствуют его значению, а во-вторых, не стоит вводить чисто театральный термин в лексику учителя и учеников. «Импровизационная игра» – так будет понятнее. Перед выполнением каждого задания уясняется: «Чего я хочу и как воздействую на партнера?» В результате мы получаем следующие навыки и умения:

√ видеть, слышать, понимать товарища и воздействовать на него,

√ управлять своим вниманием,

√ четко формулировать свои мысли, выступая перед публикой.

Для детей 6–8 лет очень удобны занятия «экспромт-театром».Берутся простенькие сюжеты или из жизни, или из очень коротких произведений для детей. Несколько раз рассказывается сюжет или прочитывается. Распределяются роли (чтобы не было обид – считалками). Условие одно – чтобы дети, изображая животных, не ходили на четвереньках и не смотрели на педагога и в «зрительный» зал, играя сценку. Ниже приводятся как образец некоторые сценки.

«Медвежата, белочка, ежики и зайчата»

Из-за кулис друг за другом выходят три ежика, принюхиваясь и оглядываясь.

– Скажи, брат, скоро будет ручей? – спрашивает последний из них.

– Что-то я уже устал, – говорит второй.

– Уже пришли, – отвечает первый, – вот он…

Подходят к ручью и начинают лакать. Вдруг, услышав рычание, настораживаются.

– Ой, кто-то идет, прячемся! (Ежики сворачиваются в клубочки.)

По сцене пробегают на четвереньках два медвежонка и скрываются за кулисами. Появляется белочка, подбегает к ручью и замечает ежей. Те осторожно поднимают мордочки.

– Вы кто? – спрашивает белка.

– Мы ежики.

– А почему у вас такая редкая шерсть на спине?

– Это не шерсть, а иголки!

Белочка (трогает лапкой спинку ежа): Правда-а!

Здесь появляются медвежата, и белка вспрыгивает на дерево, наблюдая за ними. Медвежата пытаются отнять друг у друга яблоко. Яблоко падает, белка быстро хватает его и прыгает на дерево. Медведи пытаются достать ее.

– Отдай яблоко!

– Не отдам! Вы все равно яблоки не едите. А я их сушу, так же, как орехи и грибы.

– Но мы играем яблоком!

– А вы поиграйте вон теми серыми шариками. – Белка показывает на ежей. Медвежата с размаху хлопают ежей по спине, укалываются и, визжа, убегают. Белка скачет вслед за ними, выпрыгивают два зайчика, приближаются к ежам.

– Это почему медведи завизжали? – спрашивают зайцы.

– Потому что они о нас укололись.

– А мы их боимся.

– А мы нет, у нас иголки – защита. У вас есть защита?

– Есть, – отвечают зайцы, – наша защита – быстрые ноги! Вот попробуйте нас догнать! – зайцы убегают.

Ежи посмотрели им вслед, переглянулись.

– Чудаки! – и, повернувшись в другую сторону, скрылись.

Сценка из сказки «Серый волк и лиса».

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

– Лисавета, здравствуй!

– Как дела, зубастый?

– Ничего идут дела.

– Голова еще цела.

– Где ты был?

– На рынке.

– Что купил?

– Свининки.

– Сколько взяли?

– Шерсти клок.

Ободрали

Правый бок,

Хвост отгрызли в драке!

– Кто отгрыз?

– Собаки!

– Сыт ли, милый куманек?

– Еле ноги уволок!

Наши рекомендации