Красный, рубиновый коралловый, кумачовый
6. Необщеупотребительные слова объединены в группу:
а) кочет, гутарить, зараз;
б) петух, говорить, сейчас;
в) щелочь, сонорные, вокализ
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни, запишите их значение:
1) фоне (греч. – _________:
2) теле (греч.) – _________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
агрессия - …………… миграция - ……………..
сувенир -…………… адвокат - ………………
дистанция - ……………
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
чело - ________
зело- ________
длань- _________
10. Объясните разницу в значении слов:
болотный – болотистый; доброта – добротность.
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Почва в этом районе тяжёлая, глиняная
Водяные ресурсы нашей страны велики, но не вечны.
Он оказался завистливым, жадным, двуликим человеком.
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
втирать очки -
наломать дров -
витать в облаках -
Лексика и фразеология
Вариант 2
1. Что такое лексическое значение слова?
2. Что такое жаргон?
3. Вторичное значение слова, возникшее на основе прямого …………
4. Слова одой и той же части речи с противоположным лексическим значе
нием называются ………………
5. Из данных слов исключите лишнее:
вороной, коричневый, каурый, буланый
6. Устаревшие слова объединены в группу:
а) компьютер, аквариум, тираж;
б) златой, десница, очи;
в) кольчуга, армяк, будёновец.
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни:
1) био (греч.) –____________:
2) авто (греч.) – __________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
антракт - …………. финал - …………
банкротство - ………… шеф - …………..
имитация - ……………
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
вотще - ________
раченье- ________
длань- _________
10. Объясните разницу в значении слов:
соседний- соседский; надеть - одеть
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Мама сварила рыбий суп.
Порежьте, пожалуйста, сыр.
Сегодня обратно идёт дождь.
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
попасть в переплет -
тютелька в тютельку –
строить воздушные замки -
Лексика и фразеология
Вариант 3
1. Назовите основные виды переносного значения слов.
2. Что изучает лексикология?
3. Слова, являющиеся новыми лексическими единицами в определённый ис-
торический период, называются ……………
4. Основное лексическое значение слова называется ……………….
5. Из данных слов исключите лишнее:
кошелёк, мошна, капитал
6. Устаревшие слова объединены в группу:
а) жакет, альбом, интервью;
б) ветрило, пиит, очи
в) забрало, горлан, глоток
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни:
1) актив (лат. ) – ___________:
2) метр (греч.) – ___________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
дистанция -……….. панегирик - ………….
колоссальный -………………. адресант -…………
античный - ………………..
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
перст - ________
раченье-______
ланита - _________
10. Объясните разницу в значении слов:
рыбий -_рыбный; искусный - искусственный
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Такова наша генеральская линия.
Её внешность очень эффективная.
Брошенные животные вызывают жалкое отношение у добрых
людей
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
сесть в лужу-
хоть пруд пруди –
перемывать косточки -
Лексика и фразеология
Вариант4
1. Назовите группы слов по употреблению их в речи.
2. Что такое лексикография?
3. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специаль-
ности, называются ……………………..
4. Слова, вышедшие из активного употребления вследствие замены их новы
ми, называются ………………….
5. Из данных слов исключите лишнее:
позвоночное, растение, эмбрион, тычинка,
6. Заимствованные слова объединены в группу:
а) брокер, ваучер, факс;
б) дефект, патруль, фойе
в) продавец, золотой, память.
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни:
1) био (греч.) – ___________:
2) аква (лат.) – __________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
адресат - ……….. комбинировать - …………
реставрация -………….. инициатива- …………….
негативный -…………..
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
пиит - ________
десница -______
перст - _________
10. Объясните разницу в значении слов:
больной – болезненный; практичный - практический
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Командированное удостоверение лежало в кармане пиджака.
Мы приобрели туристическое снаряжение.
Изменения в планировке квартиры утверждала жилая комиссия.
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
сломя голову –
яблоку негде упасть –
черепашьим шагом –
Лексика и фразеология
Вариант5
1. Назовите группы слов с точки зрения их происхождения.
2. Что такое фразеология?
3. Новые слова, возникающие в языке, называются……………………
4. Слова, употребляемые жителями той или иной местности, называются …
5. Из данных сочетаний слов исключите лишнее:
от чистого сердца, из-за больного сердца, капля в море
6. Профессионализмы объединены в группу:
а) вёрстка, втулка, вокализ;
б) гривна, колчан, урядник;
в) фонарь, караул, сарафан.
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни:
1) логос (греч.) –________:
2) моно (греч.) – ________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
рефлексия - ………….. педагог - ……………
гигант - …………….. эпилог - ……………
аромат - …………….
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
перст - ________
очи -______
денница- _________
10. Объясните разницу в значении слов:
представить – предоставить; песчаный песочный.
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Нездоровье выдавал больной цвет лица.
Нельзя жить только материалистическими интересами.
Доходчивый бизнес сделал его состоятельным человеком.
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
рукой подать –
со всех ног –
в мгновенье ока –
Лексика и фразеология
Вариант 6
1.Что означает понятие «словарный состав языка»?
2. Что такое лексикон?
3. Слова, обозначающие названия предметов и явлений, прекративших суще
ствование в результате развития общества, называются …..
4. Речь жителей той или иной местности называется ………………..
5. Из данных слов исключите лишнее:
желтый, золотой, лимонный
6.Заимствованные слова объединены в группу:
а) глоток, защита, дерзость;
б) дистанция, шкала, синоним;
в) курсор, кутюрье, ксерокс.
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни:
1) …графия (греч.) – _______:
2) аэро (греч. ) – __________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
ресурсы - …………….. локальный - …………
реформа - ………………. синтез - ……………
гармония - ……………
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
око - ________
денница -______
ветрило - _________
10. Объясните разницу в значении слов:
великий – величественный; ничей – ничейный.
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Старинные песчаные часы стояли на камине.
Музейные экспонаты требуют бережливого хранения.
Следовало прислушаться к советам практической подруги.
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
прикусить язык –
как рыба в воде –
куры не клюю
ответы
В-1
1.словарный запас языка
2.русские, заимствованные
3.заимствованные
4.устаревшие
5.коралловый (и розовый , и белый)
6.а)(устар.); в) (професс.)
7. «звук»: фонетика, фонить, фонограф, микрофон, граммофон,фонотека
«далеко»: телефон, телевизор, телеграф, телеграмма
8. нападение; подарок; расстояние; переселение (перемещение); защитник
9. чело-лоб; зело- очень; длань-ладонь
10. болотный цвет, болотистая местность; доброта взгляда, добротность дела
11. глинистая, водные, двуличным
12.втирать очки- кривить душой, водить за нос, заговаривать зубы;
наломать дров- заварить кашу
витать в облаках- строить воздушные замки,
В-2
1. то, что обозначает слово
2. речь людей определённой социальной или возрастной среды
3. переносное
4. антонимы
5. коричневый
6. б) (арх.); в) (истор.)
7. «жизнь»: биография, биология, биоток, антибиотик
«сам»: автограф, авторитет, автомобиль, авторучка, автономия, авторитет
8. перерыв, разорение, подражание (подделка), окончание (конец), начальник
9. вотще-напрасно; раченье- старанье; длань- ладонь
10. соседний –находящийся рядом; соседский- относящийся к соседу
11. надеть кого-то, одеть что-то
12.попасть в переплёт- попасть в ловушку, попасть впросак, попасть в лапы;
тютелька в тютельку- слово в слово, комар носа не подточит;
строить воздушные замки- витать в облаках
В-3
1. метафора, метонимия, синекдоха
2. слово и лексическое значение
3. неологизмами
4.прямое
5.капитал
6. б)
7. «деятельный»: активист, активность, активизация
«мера, измерение»: сантиметр, милиметр
8. расстояние, великий (громадный), древний, похвала, отправитель
9. перст- палец; раченье- старанье, ланита- щека
10. рыбий-принадлежность к рыбе; рыбный – из рыбы; искусный- мастерский, искусст-
венный- ненатуральный
11.генеральная, эффектная, жалостное
12. сесть в лужу- попасть впросак,
хоть пруд пруди- яблоку негде упасть, куры не клюют, тьма-тьмущая
перемывать косточки- чесать языки
В-4
1. общеупотребительные, ограниченные в употреблении
2.наука о составлении словарей
3.профессиональные
4.устаревшие
5.растение
6.а) ;б)
7. «жизнь»: биохимия
«вода»: аквариум, акванавт
8. получатель, восстановление, отрицательный, соединять, почин
9. пиит- поэт, десница – рука, перст- палец
10. больной человек, болезненный взгляд
11.командировочное, туристское, жилищная комиссия
12. сломя голову- во всю прыть, в мгновенье ока, во все лопатки
яблоку негде упасть- тьма-тьмущая, хоть пруд пруди,
черепашьим шагом- в час по чайной ложке
В-5.
1.Профессиональные, диалектные
2. наука, изучающая устойчивые сочетания слов
3. неологизмы
4.диалектные
5. из-за больного сердца
6. а)
7. «учение»: морфология,
«один»: монолог, монография, монополия
8. отражение, великан, благоухание, воспитатель (учитель), послесловие
9. перст- палец, очи- глаза, денница- утренняя заря
10. представить- показать, предоставить- выделить; песчаный (из песка), песочный ( по ви
ду)
11. болезненный, материальными, доходный
12. рукой подать- бок о бок
со всех ног- сломя голову,
в мгновенье ока- глазом не моргнув
В-6
1. все слова, лексика
2. запас слов одного человека
3. историзмы
4. диалектные
5. золотой
6. б); в)
7. « пишу»: биография, пиктография
«воздух»: аэрогенный, аэробика
8. запасы, преобразование, сочетание, местный, соединение
9. око- глаз, денница -утренняя заря, ветрило- парус
10. великий чеовек, величественное здание; ничей дом, ничейный счет
11. песочные часы, бережного, практичной подруги
12. прикусить язык – держать язык за зубами,
как рыба в воде- свой среди своих, чужой среди чужих
куры не клюют- хоть пруд пруди, тьма-тьмущая
Карточка №1
Лексикология как раздел науки о языке:
1. Что является предметом изучения ?
2. Дайте определение понятиям «лексика» и «лексикон».
3. Для чего нужно изучать лексикологию в школе?
Карточка №2