Красный, рубиновый коралловый, кумачовый

6. Необщеупотребительные слова объединены в группу:

а) кочет, гутарить, зараз;

б) петух, говорить, сейчас;

в) щелочь, сонорные, вокализ

7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы

ка, содержащих заимствованные корни, запишите их значение:

1) фоне (греч. – _________:

2) теле (греч.) – _________:

8. Замените заимствованные слова русскими:

агрессия - …………… миграция - ……………..

сувенир -…………… адвокат - ………………

дистанция - ……………

9. Найдите соответствие данным словам в современном языке

чело - ________

зело- ________

длань- _________

10. Объясните разницу в значении слов:

болотный – болотистый; доброта – добротность.

11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

Почва в этом районе тяжёлая, глиняная

Водяные ресурсы нашей страны велики, но не вечны.

Он оказался завистливым, жадным, двуликим человеком.

12. Подберите синоним к фразеологизмам:

втирать очки -

наломать дров -

витать в облаках -

Лексика и фразеология

Вариант 2

1. Что такое лексическое значение слова?

2. Что такое жаргон?

3. Вторичное значение слова, возникшее на основе прямого …………

4. Слова одой и той же части речи с противоположным лексическим значе

нием называются ………………

5. Из данных слов исключите лишнее:

вороной, коричневый, каурый, буланый

6. Устаревшие слова объединены в группу:

а) компьютер, аквариум, тираж;

б) златой, десница, очи;

в) кольчуга, армяк, будёновец.

7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы

ка, содержащих заимствованные корни:

1) био (греч.) –____________:

2) авто (греч.) – __________:

8. Замените заимствованные слова русскими:

антракт - …………. финал - …………

банкротство - ………… шеф - …………..

имитация - ……………

9. Найдите соответствие данным словам в современном языке

вотще - ________

раченье- ________

длань- _________

10. Объясните разницу в значении слов:

соседний- соседский; надеть - одеть

11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

Мама сварила рыбий суп.

Порежьте, пожалуйста, сыр.

Сегодня обратно идёт дождь.

12. Подберите синоним к фразеологизмам:

попасть в переплет -

тютелька в тютельку –

строить воздушные замки -

Лексика и фразеология

Вариант 3

1. Назовите основные виды переносного значения слов.

2. Что изучает лексикология?

3. Слова, являющиеся новыми лексическими единицами в определённый ис-

торический период, называются ……………

4. Основное лексическое значение слова называется ……………….

5. Из данных слов исключите лишнее:

кошелёк, мошна, капитал

6. Устаревшие слова объединены в группу:

а) жакет, альбом, интервью;

б) ветрило, пиит, очи

в) забрало, горлан, глоток

7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы

ка, содержащих заимствованные корни:

1) актив (лат. ) – ___________:

2) метр (греч.) – ___________:

8. Замените заимствованные слова русскими:

дистанция -……….. панегирик - ………….

колоссальный -………………. адресант -…………

античный - ………………..

9. Найдите соответствие данным словам в современном языке

перст - ________

раченье-______

ланита - _________

10. Объясните разницу в значении слов:

рыбий -_рыбный; искусный - искусственный

11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

Такова наша генеральская линия.

Её внешность очень эффективная.

Брошенные животные вызывают жалкое отношение у добрых

людей

12. Подберите синоним к фразеологизмам:

сесть в лужу-

хоть пруд пруди –

перемывать косточки -

Лексика и фразеология

Вариант4

1. Назовите группы слов по употреблению их в речи.

2. Что такое лексикография?

3. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специаль-

ности, называются ……………………..

4. Слова, вышедшие из активного употребления вследствие замены их новы

ми, называются ………………….

5. Из данных слов исключите лишнее:

позвоночное, растение, эмбрион, тычинка,

6. Заимствованные слова объединены в группу:

а) брокер, ваучер, факс;

б) дефект, патруль, фойе

в) продавец, золотой, память.

7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы

ка, содержащих заимствованные корни:

1) био (греч.) – ___________:

2) аква (лат.) – __________:

8. Замените заимствованные слова русскими:

адресат - ……….. комбинировать - …………

реставрация -………….. инициатива- …………….

негативный -…………..

9. Найдите соответствие данным словам в современном языке

пиит - ________

десница -______

перст - _________

10. Объясните разницу в значении слов:

больной – болезненный; практичный - практический

11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

Командированное удостоверение лежало в кармане пиджака.

Мы приобрели туристическое снаряжение.

Изменения в планировке квартиры утверждала жилая комиссия.

12. Подберите синоним к фразеологизмам:

сломя голову –

яблоку негде упасть –

черепашьим шагом –

Лексика и фразеология

Вариант5

1. Назовите группы слов с точки зрения их происхождения.

2. Что такое фразеология?

3. Новые слова, возникающие в языке, называются……………………

4. Слова, употребляемые жителями той или иной местности, называются …

5. Из данных сочетаний слов исключите лишнее:

от чистого сердца, из-за больного сердца, капля в море

6. Профессионализмы объединены в группу:

а) вёрстка, втулка, вокализ;

б) гривна, колчан, урядник;

в) фонарь, караул, сарафан.

7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы

ка, содержащих заимствованные корни:

1) логос (греч.) –________:

2) моно (греч.) – ________:

8. Замените заимствованные слова русскими:

рефлексия - ………….. педагог - ……………

гигант - …………….. эпилог - ……………

аромат - …………….

9. Найдите соответствие данным словам в современном языке

перст - ________

очи -______

денница- _________

10. Объясните разницу в значении слов:

представить – предоставить; песчаный песочный.

11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

Нездоровье выдавал больной цвет лица.

Нельзя жить только материалистическими интересами.

Доходчивый бизнес сделал его состоятельным человеком.

12. Подберите синоним к фразеологизмам:

рукой подать –

со всех ног –

в мгновенье ока –

Лексика и фразеология

Вариант 6

1.Что означает понятие «словарный состав языка»?

2. Что такое лексикон?

3. Слова, обозначающие названия предметов и явлений, прекративших суще

ствование в результате развития общества, называются …..

4. Речь жителей той или иной местности называется ………………..

5. Из данных слов исключите лишнее:

желтый, золотой, лимонный

6.Заимствованные слова объединены в группу:

а) глоток, защита, дерзость;

б) дистанция, шкала, синоним;

в) курсор, кутюрье, ксерокс.

7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы

ка, содержащих заимствованные корни:

1) …графия (греч.) – _______:

2) аэро (греч. ) – __________:

8. Замените заимствованные слова русскими:

ресурсы - …………….. локальный - …………

реформа - ………………. синтез - ……………

гармония - ……………

9. Найдите соответствие данным словам в современном языке

око - ________

денница -______

ветрило - _________

10. Объясните разницу в значении слов:

великий – величественный; ничей – ничейный.

11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

Старинные песчаные часы стояли на камине.

Музейные экспонаты требуют бережливого хранения.

Следовало прислушаться к советам практической подруги.

12. Подберите синоним к фразеологизмам:

прикусить язык –

как рыба в воде –

куры не клюю

ответы

В-1

1.словарный запас языка

2.русские, заимствованные

3.заимствованные

4.устаревшие

5.коралловый (и розовый , и белый)

6.а)(устар.); в) (професс.)

7. «звук»: фонетика, фонить, фонограф, микрофон, граммофон,фонотека

«далеко»: телефон, телевизор, телеграф, телеграмма

8. нападение; подарок; расстояние; переселение (перемещение); защитник

9. чело-лоб; зело- очень; длань-ладонь

10. болотный цвет, болотистая местность; доброта взгляда, добротность дела

11. глинистая, водные, двуличным

12.втирать очки- кривить душой, водить за нос, заговаривать зубы;

наломать дров- заварить кашу

витать в облаках- строить воздушные замки,

В-2

1. то, что обозначает слово

2. речь людей определённой социальной или возрастной среды

3. переносное

4. антонимы

5. коричневый

6. б) (арх.); в) (истор.)

7. «жизнь»: биография, биология, биоток, антибиотик

«сам»: автограф, авторитет, автомобиль, авторучка, автономия, авторитет

8. перерыв, разорение, подражание (подделка), окончание (конец), начальник

9. вотще-напрасно; раченье- старанье; длань- ладонь

10. соседний –находящийся рядом; соседский- относящийся к соседу

11. надеть кого-то, одеть что-то

12.попасть в переплёт- попасть в ловушку, попасть впросак, попасть в лапы;

тютелька в тютельку- слово в слово, комар носа не подточит;

строить воздушные замки- витать в облаках

В-3

1. метафора, метонимия, синекдоха

2. слово и лексическое значение

3. неологизмами

4.прямое

5.капитал

6. б)

7. «деятельный»: активист, активность, активизация

«мера, измерение»: сантиметр, милиметр

8. расстояние, великий (громадный), древний, похвала, отправитель

9. перст- палец; раченье- старанье, ланита- щека

10. рыбий-принадлежность к рыбе; рыбный – из рыбы; искусный- мастерский, искусст-

венный- ненатуральный

11.генеральная, эффектная, жалостное

12. сесть в лужу- попасть впросак,

хоть пруд пруди- яблоку негде упасть, куры не клюют, тьма-тьмущая

перемывать косточки- чесать языки

В-4

1. общеупотребительные, ограниченные в употреблении

2.наука о составлении словарей

3.профессиональные

4.устаревшие

5.растение

6.а) ;б)

7. «жизнь»: биохимия

«вода»: аквариум, акванавт

8. получатель, восстановление, отрицательный, соединять, почин

9. пиит- поэт, десница – рука, перст- палец

10. больной человек, болезненный взгляд

11.командировочное, туристское, жилищная комиссия

12. сломя голову- во всю прыть, в мгновенье ока, во все лопатки

яблоку негде упасть- тьма-тьмущая, хоть пруд пруди,

черепашьим шагом- в час по чайной ложке

В-5.

1.Профессиональные, диалектные

2. наука, изучающая устойчивые сочетания слов

3. неологизмы

4.диалектные

5. из-за больного сердца

6. а)

7. «учение»: морфология,

«один»: монолог, монография, монополия

8. отражение, великан, благоухание, воспитатель (учитель), послесловие

9. перст- палец, очи- глаза, денница- утренняя заря

10. представить- показать, предоставить- выделить; песчаный (из песка), песочный ( по ви

ду)

11. болезненный, материальными, доходный

12. рукой подать- бок о бок

со всех ног- сломя голову,

в мгновенье ока- глазом не моргнув

В-6

1. все слова, лексика

2. запас слов одного человека

3. историзмы

4. диалектные

5. золотой

6. б); в)

7. « пишу»: биография, пиктография

«воздух»: аэрогенный, аэробика

8. запасы, преобразование, сочетание, местный, соединение

9. око- глаз, денница -утренняя заря, ветрило- парус

10. великий чеовек, величественное здание; ничей дом, ничейный счет

11. песочные часы, бережного, практичной подруги

12. прикусить язык – держать язык за зубами,

как рыба в воде- свой среди своих, чужой среди чужих

куры не клюют- хоть пруд пруди, тьма-тьмущая

Карточка №1

Лексикология как раздел науки о языке:

1. Что является предметом изучения ?

2. Дайте определение понятиям «лексика» и «лексикон».

3. Для чего нужно изучать лексикологию в школе?

Карточка №2

Наши рекомендации