Приглашение к поиску

Коллективизм — неотъемлемая черта и ведущее качество личности советского человека, противостоящие буржуазному, мещанскому индивидуализму и эгоцентризму. Это фундамент коммунистической нравственности.

Воспитание у подрастающих поколений потребности и умений жить интересами общества — важнейшая задача школы. Марксистско-ленинская педагогическая наука разработала теоретические основы формирования коммунистических, коллективистских по своей сути, отношений. Труды Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и других первостроителей советской теории и методики воспитания — неисчерпаемый источник мыслей, вдохновляющих каждого педагога на творческий поиск наиболее эффективных путей и средств создания и укрепления воспитательного коллектива. Такой коллектив должен осуществлять свое главное назначение: обеспечивать рост и расцвет каждой личности. Личности, ведущей потребностью которой станет действенная забота о благе других людей. Это особенно важно в современную эпоху, когда «завершается перестройка всех общественных отношений на внутренне присущих новому строю коллективистских началах» [Материалы XXVI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с. 57].

В этой книге, рассказывая об этапах становления опыта совершенствования общественной жизни школьников в комсомольской и пионерской организациях, мы покажем зарождение и развитие основных идей нашего подхода к воспитанию коллективистов, раскроем конкретную методику формирования коллективистских отношений.

Мы убеждены, что сущность этих отношений — товарищеская забота о близких и далеких людях, об улучшении действительности, стремление и способность, развивая себя, обогащая свои знания и умения, отдавать их на общее дело. И видеть в этом высший смысл человеческой жизни и решающее условие счастья.

Старшее поколение кровно заинтересовано в передаче своего социального опыта, своих духовных и нравственных ценностей, коммунистических идеалов детям, подросткам, молодежи. Но важно, чтобы этот опыт становился для подрастающих поколений личностно значимым, превращаясь в собственные убеждения, черты характера. Причем не менее важно, чтобы школьники приобрели готовность и умения развивать и обогащать усвоенный опыт старших.

И сделать это можно лишь в процессе совместной, ежедневной, активной, конкретной общественно необходимой деятельности.

Как показала наша многолетняя практика, только общее дело на радость и пользу другим людям создает и укрепляет единый коллектив воспитателей и воспитанников, в котором каждый раскрывает и растит лучшее в себе. Но это происходит не автоматически, а благодаря специально организованной заботе воспитателей о создании и развитии коллективистских, нравственных, воспитательных отношений. Поэтому воспитателю очень важно осознать необходимость своей объективной педагогической позиции как старшего товарища детей и ведущего участника общего дела.

К сожалению, в повседневной школьной жизни нередко забывается одно из определяющих педагогических положений: воспитание — процесс двусторонний. Воспитательное воздействие успешно только в том случае, если педагог видит и понимает душевное состояние школьников, их реальные отношения, возможности и перспективы развития этих отношений. Для того чтобы на деле вести за собой воспитанников, быть для них примером гражданского, подлинно коллективистского отношения к людям, воспитатель должен постоянно сам расти как личность, постоянно учиться смотреть на себя глазами детей. Его внутреннюю позицию можно выразить так: «Мне интересно с вами, мне столь же важно, чем занимаетесь вы, мне интересны вы как люди. Но насколько интересен вам я как человек? Что я могу дать вам? Чем могу обогатить вас в нашем общем деле?»

В общей гражданской заботе — общественной и учебной — воспитатель сам постоянно совершенствуется как организатор и учит ребят строить радостную и полезную повседневную творческую жизнь. Учит их гражданской целеустремленности, инициативе и самостоятельности, ответственности и дисциплине. Учит их быть коллективистами, которые заботятся о «планировании человеческого счастья» [Брежнев Л. И. Целина. М.: Политиздат, 1979, с. 35].

Наши рекомендации