Выбор методов исследования, основанный на формулировках гипотезы
Формулировка гипотезы | Возможные методы |
«Наиболее эффективными методами формирования культуры общения у подростков являются: беседа, разъяснение, пример, диспут, чем рассказ, лекция, внушение» | Теоретические: анализ, систематизация, сравнение. Эмпирические: наблюдение, эксперимент. |
старшие дети самокритичные, эгоистичные, властные, грубые, требовательные, придирчивые, целеустремленные, инициативные, настойчивые.Средние дети вспыльчивые, принципиальные, раскрепощенные, общительные, отзывчивые, тактичные, трудолюбивые, исполнительные, предприимчивые.Младшие дети храбрые, впечатлительные, гордые, дружелюбные, чуткие, уступчивые, нерешительные, сдержанные, пассивные» | Теоретические: анализ, сравнение,типологизация. Эмпирические: наблюдение, опрос (опросный лист). |
Люди, которые регулярно занимаются танцами, имеют преобладающее положительное эмоциональное состояние, по сравнению с людьми, которые танцуют редко, так как они намного реже сбрасывают негативное эмоциональное состояние, накопившееся у них в течение определенного времени» | Теоретические: анализ, сравнение, систематизация. Эмпирические: наблюдение, опрос (интервью), эксперимент. |
Теиз студентов, кто начал регулярно регистрировать выполнение упражнений зарядки на общем листе регистрации, приучатся выполнять зарядку | Теоретические: анализ, сравнение, систематизация. Эмпирические: наблюдение, опрос, эксперимент. |
Важно помнить, что выбор методов, точность их применения решающим образом влияет на достоверность результатов исследования. С точки зрения эмпирических исследований, результаты многих изысканий (по большей части качественных), даже масштабных, без аккуратности и точности доказательств, остаются недоказанными, спорными.
Составляем план исследования
План исследования (программа исследования, не путать с планом эксперимента) – прогностический этап работы, на котором осуществляется сопряжение логических основ и методов исследования в отношении распределения исследовательских действий по порядку, по времени, по содержанию, по предполагаемым результатам. В несложном эмпирическом исследовании это может быть короткое перечисление планируемых ориентиров и действий, в более масштабных исследованиях требуется составление развернутой программы.
В общем виде план проведения исследования состоит из следующих компонентов:
– общее описание содержания и направленности исследования, его научно-логических ориентиров;
– подбор методов исследования (включая теоретические, эмпирические, интерпретационные) и определение вида исследования;
– выбор и/или конструирование диагностического инструментария, способного обеспечить доказательство гипотезы;
– определение базы исследования: сколько будет испытуемых, в каком учреждении будет проводиться исследование;
– определение необходимых ресурсов, условий, средств организации исследования: сколько времени займут этапы реализации и интерпретации; в каких помещениях можно проводить исследование; сколько нужно бланков (теста, опросника, бланков протокола наблюдения и пр.); какое необходимо оборудование и предметы (приборы, плакаты, карандаши и т.п.); хватит ли времени, умений и сил для проведения исследования, не нужны ли помощники и т.п.
В итоге планирования у исследователя должно быть краткое описание, в целом охватывающее все исследование – от его логики, до прогноза результатов.
Описание научно-логических ориентиров, методови диагностического инструментарияисследования описаны в предыдущих параграфах. Остановимся на специфике определения вида, установлении базы, описании отдельных особенностей при определении необходимых ресурсов, условий, средств организацииисследования.
Вид исследованияустанавливается, прежде всего, в отношении того, будет оно количественным, качественным, или комбинированным. До этапа планирования не следует пытаться полностью определить, каким будет исследование – качественным или количественным (хотя решение об этом можно принимать уже на стадии выбора методов). «Не позволяйте себе попасть в ловушку ложной дихотомии: не начинайте ваше исследование в области образования, сначала выбирая подход, а потом осуществляя поиск проблемы. Вы будете похожи на человека, для которого весь мир состоит из гвоздей только потому, что единственный инструмент, который они имеют, – это молоток. Они забивают гвозди даже там, где было бы более целесообразно склеивать или использовать винтовое соединение» – справедливо замечает В. Рот [127, p.4].
Выбор вида исследования обусловлен путями получения данных и их характеристиками, адекватных способам доказательства истинности гипотезы, условиями проведения исследовательской работы и возможностями самого исследователя. Это сказывается в первую очередь на структуре исследования, во вторую – на характере выводов.
Опишем возможный ход рассуждений при планировании исследования на тему «Причины конфликтов разновозрастных девочек в семье».