Следующий шаг: над каждой дыркой надо поставить соответствующий номер орфо- и пунктограммы и выписать цифры в ряд. Шифровка готова.
Интересно ли будет сверять ее с шифровками других команд? Еще как! Ведь шифровки не получаются одинаковыми. И чем больше различных вариантов, тем интереснее детям.
И уж, конечно, вариативность - это социоигровой бальзам на сердце учителю. Ведь есть что обсудить! При этом тема обсуждения не спускается учителем сверху, а рождается тут же, в недрах класса. И учитель знает, что, когда он будет высказывать свое мнение, заинтересованные слушатели найдутся.
После того, как все недоумения разъяснены, хоп! - по общему сигналу оставили свои тетрадки на местах и перешли в соседнюю команду. В самый раз заняться штопкой.
По поводу каждой дырки (чем ее заштопать) нужно все же еще раз окончательно договориться. Над вашими тетрадками сейчас тоже склонились головы из дружественной команды. Тоже о чем-то шушукаются.
Хоп! - и опять по общему сигналу команды вернулись на свои места. Теперь, сверяясь с первоисточником, можно заштопать свой текст уже ручкой, подбирая вдоль дороги соседские ошибочки. Остается договориться, какие отметки ваша компания ставит штопальщикам: одну - за грамоту (по количеству отловленных ошибок), вторую - за дружбу (одинаково ли заштопаны дырки?) Отметки, таким образом, получают все - командные. И именно их учитель ставит в журнал и дневники.
Главное - конспирация
А вот пример задания, срежиссированного похитрее.
К работе принимаются, предположим, пять различных текстов, будь то отрывки из Толстого или из учебника по физике. И лучше, если тексты выберут сами ученики. Допустим, от каждой команды -по абзацу. На доске выписываются названия книг или учебников. Тех, что в классе имеется несколько штук. Плюс координаты абзацев.
Итак, задание командам: втайне от других команд выбрать один из абзацев, отыскать его по адресу в книге и зашифровать. А это значит, как вы уже знаете, сделать из него дырявый текст, над каждой дыркой и пропущенным знаком препинания поставить номер орфограммы и на листочке выписать цифры в ряд.
Это задание интересно старшеклассникам, но оно по силам и малышам. Просто у них в обиходе всего с десяток орфограмм, и их дырявый текст не будет таким дырявым, как изрешеченный пулеметной очередью текст старшеклассников.
Соблюдать конспирацию и не выдать, над каким абзацем трудишься, трудно и тем, и другим Но в противном случае, если информация все же просочится, работа лишится изюминки. А изюминка ее в том, что по шифровкам, которыми обменяются команды, им предстоит угадать, что это за текст Откуда? Из какой книжки?
Может быть, это тот же абзац, что и у нас? Сравним шифровки Разные нет, похожи Так обнаруживаются варианты А какой правильный? И опять ребятам есть о чем поговорить И это здорово, потому что разговоры - по делу
Глядишь, учитель и услышит наконец от своих учеников долгожданные и сладостные вопросы.
На десерт
Ну а если явно не наш кусочек? Для идентификации придется из всех.. подряд абзацев делать дырявые тексты и шифровать Хотя бы по первому предложению из каждого Учителю надо очень постараться, чтобы в этом месте у ребят не.появился настоящий азарт
При этом вся русская грамматика в активе И сладостен для слуха учителя русского языка добровольный ученический лепет о тонкостях русского языка: чередованиях и обращениях причастиях и обособлениях орфограммах и пунктограммах А ведь ребятам и вправду о многом надо договориться друг с другом - дело не ждет И надо -действительно а не чтобы сыграть с учителем в поддавки.
Невзначай по дороге можно и открытие какое нибудь сделать Например сравнив (а цифры говорят сами за себя) толстовский синтаксис и синтаксис учебника по биологии Мой друг и коллега говорит что по-настоящему восхищаться человек может лишь тем что сам открыл И по-настоящему сомневаться он может лишь в том в чем засомневался самостоятельно Ведь это сомнение он открыл сам.
Средство четвертое
ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
С
ловарные слова как и таблицу умножения надо знать наизусть Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке а словарных слов, правописание которых в большинстве своем не поддается никакой логике (детской, во всяком случае), - целый толстенный словарь. Их надо учить и учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо еще, если ребенок много читает и у него достаточно развита интуиция. А если он "корзину" с "картиной" уже третий год запомнить не может?
Как при запоминании избежать постылой зубрежки? А если разнообразить это монотонное скучное дело сюжетными ходами? Ввести в него интригу? Так организовать эту работу, чтобы дети имели возможность встретиться не только с капризным словом, но и (может быть, это главное) друг с другом, обнаружить друг друга и удивиться.