На празд­нич­ном ве­че­ре было сказа(1)о не­ма­ло тёплых слов, ад­ре­со­ва(2)ых юби­ля­ру, ко­то­рый рас­тро­га(3)о бла­го­да­рил при­шед­ших по­здра­вить его го­стей.

ТЕСТ.

1.Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Тес­ная связь диа­лек­то­ло­гии с ис­то­ри­ей языка и эт­но­гра­фи­ей обу­слов­ле­на тем, что со­хра­ня­ю­щи­е­ся ар­ха­ич­ные эле­мен­ты по­мо­га­ют ис­то­ри­кам языка объ­яс­нить про­ис­хож­де­ние тех или иных зву­ков, а диа­лект­ная лек­си­ка, рас­кры­ва­ю­щая на­род­ные пред­став­ле­ния о мире, ин­те­ре­су­ет эт­но­гра­фов и ис­то­ри­ков на­род­ной куль­ту­ры.

2) Диа­лек­то­ло­гия тес­ней­шим об­ра­зом свя­за­на с та­ки­ми на­у­ка­ми, как ис­то­рия языка и эт­но­гра­фия, ведь со­вре­мен­ные гра­ни­цы диа­лек­тов поз­во­ля­ют с боль­шей или мень­шей сте­пе­нью ве­ро­ят­но­сти вос­ста­но­вить гра­ни­цы, раз­де­ляв­шие древ­ние пле­ме­на, а затем раз­лич­ные фе­о­даль­ные об­ла­сти.

3) Ис­то­ри­ки языка все­гда об­ра­ща­лись к дан­ным со­вре­мен­ных диа­лек­тов, по­сколь­ку в них со­хра­ня­ют­ся ар­ха­ич­ные лек­си­че­ские эле­мен­ты, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны при объ­яс­не­нии ис­то­рии зву­ков.

4) Эт­но­гра­фов и ис­то­ри­ков на­род­ной куль­ту­ры ин­те­ре­су­ет пре­жде всего диа­лект­ная лек­си­ка, по­сколь­ку в ней в силу не­рав­но­мер­но­сти раз­ви­тия не­ред­ко со­хра­ня­ют­ся ар­ха­ич­ные эле­мен­ты фо­не­ти­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го строя.

5) В со­вре­мен­ных диа­лек­тах со­хра­ня­ют­ся ар­ха­ич­ные эле­мен­ты, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны при объ­яс­не­нии ис­то­рии зву­ков, а диа­лект­ная лек­си­ка по­мо­га­ет по­нять на­род­ные пред­став­ле­ния о мире, чем и объ­яс­ня­ет­ся тес­ней­шая связь диа­лек­то­ло­гии с ис­то­ри­ей языка и эт­но­гра­фи­ей.

(1)Диа­лек­то­ло­гия тес­ней­шим об­ра­зом свя­за­на с та­ки­ми на­у­ка­ми, как ис­то­рия языка, эт­но­гра­фия. (2)Ис­то­ри­ки языка все­гда об­ра­ща­лись к дан­ным со­вре­мен­ных диа­лек­тов, по­сколь­ку в них в силу не­рав­но­мер­но­сти раз­ви­тия не­ред­ко со­хра­ня­ют­ся ар­ха­ич­ные эле­мен­ты фо­не­ти­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го строя, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны при объ­яс­не­нии ис­то­рии зву­ков. (3)<…> эт­но­гра­фов и ис­то­ри­ков на­род­ной куль­ту­ры ин­те­ре­су­ет пре­жде всего диа­лект­ная лек­си­ка, так как в ос­нов­ных те­ма­ти­че­ских груп­пах диа­лект­ной лек­си­ки вы­ра­же­ны на­род­ные пред­став­ле­ния о мире.

2.Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово (со­че­та­ние слов).

На­при­мер,

А

Тем самым

Не­смот­ря на это,

Если

3.Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ОБ­РА­ТИТЬ­СЯ (ОБ­РА­ЩАТЬ­СЯ). Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ОБ­РА­ТИТЬ­СЯ, -ащусь, -атишь­ся; сов.

1) во­круг чего. Со­вер­шить кру­го­об­раз­ное дви­же­ние во­круг чего-н. О. во­круг своей оси.

2) к кому-чему. По­вер­нуть­ся в на­прав­ле­нии кого-чего-н. О. лицом к окну.

3) к чему. На­пра­вить на что-л. свою де­я­тель­ность, при­нять­ся, взять­ся за что-н. О. к пер­во­ис­точ­ни­кам. О. к за­ня­ти­ям.

4) к кому. На­пра­вить­ся к кому-н. с прось­бой или от­не­стись к кому-н. с ка­ки­ми-н. сло­ва­ми, с речью. О. к врачу. О. с во­про­сом, за со­ве­том к кому-н.

5) в кого-что. То же, что пре­вра­тить­ся. Вода об­ра­ти­лась в пар. Раз­го­вор об­ра­тил­ся в шутку. О. в слух (перен.: на­чать вни­ма­тель­но слу­шать).

4.В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

на­чА­тый

ото­зва­лАсь

дО­вер­ху

мо­за­Ич­ный

недУг

5.В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

Чем­пи­о­ны стра­ны по­след­ние два матча отыг­ра­ли на самом ВЫ­СОТ­НОМ уров­не.

ГАР­МО­НИЧ­НЫЕ про­пор­ции зда­ния ос­но­ва­ны на клас­си­че­ских об­раз­цах.

В рос­сий­ском про­ка­те с боль­шим успе­хом про­шла кар­ти­на куль­то­во­го ре­жиссёра ита­льян­ско­го кино, ко­то­рую он на­звал °АВ­ТО­БИО­ГРА­ФИ­ЧЕ­СКОЙ.

Вы­став­ка из­вест­но­го фо­то­ху­дож­ни­ка даёт воз­мож­ность лучше по­нять, какие ДЕ­МО­КРА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ и эко­но­ми­че­ские ре­фор­мы про­изо­шли в стра­не за ко­рот­кий пе­ри­од вре­ме­ни.

6.В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ПРО­ПО­ЛО­ЩИ бельё

около ВОСЬ­МИ­СОТ стра­ниц

под­пи­ши­те ДО­ГО­ВО­РЫ

НАИ­ЛУЧ­ШИЙ день

с Вось­мым МАР­ТОМ

7.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

  ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ     A) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том Б) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем Г) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм       ПРЕДЛОЖЕНИЯ     1) Все, за­та­ив ды­ха­ние, слу­ша­ли ра­дио­пе­ре­да­чу. 2) Мы долго спо­ри­ли над кни­га­ми, на­пи­сан­ных из­вест­ным те­ле­ве­ду­щим. 3) В по­ве­сти «Кот­ло­ва­не» А. Пла­то­нов рас­кры­ва­ет перед нами тра­ги­че­ские судь­бы раз­ных людей, у ко­то­рых от­ня­ли и веру, и на­деж­ду, и цель жизни, и само же­ла­ние жить. 4) Сле­дуя за А.С. Пуш­ки­ным, Ф.М. До­сто­ев­ский по­ка­зы­ва­ет, что на­сколь­ко ма­лень­кий че­ло­век может быть велик своей душой, сво­и­ми чув­ства­ми, и раз­ви­ва­ет в по­ве­сти «Бед­ные люди», в ро­ма­не «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние» тему «уни­жен­ных и оскорблённых». 5)Че­ло­век, за­дер­ган­ный бес­че­ло­веч­ным рит­мом со­вре­мен­ной жизни, огром­ным по­то­ком ин­фор­ма­ции, от­уча­ет­ся от об­ще­ния с миром при­ро­ды. 6) Про­све­ще­ние и куль­ту­ра все­гда будут си­но­ни­ма­ми: как в том, так и в дру­гом на­име­но­ва­нии за­клю­че­на го­тов­ность к бес­пре­дель­но­му по­зна­нию. 7) В своём ро­ма­не «Герой на­ше­го вре­ме­ни» М.Ю. Лер­мон­тов рас­крыл ин­ди­ви­ду­а­лизм Пе­чо­ри­на и рас­смат­ри­ва­ет не толь­ко его пси­хо­ло­гию, но и ми­ро­воз­зрен­че­ские ос­но­вы его жизни. 8) Все, кто изу­ча­ли про­цесс раз­ви­тия языка, знает о раз­лич­ных ис­то­ри­че­ских из­ме­не­ни­ях на уров­не фо­не­ти­ки, грам­ма­ти­ки. 9) Твои со­ве­ты - это не толь­ко пу­стая трата вре­ме­ни, но и дер­зость не­слы­хан­ная!  

8.Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная непро­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

закл..нать

недос..га­е­мый

загл..денье

вн..ма­тель­ный

пог..релец

9.Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

и..под­тиш­ка, ра..бег

пр..ютить, пр..поднёс

под..скать, за..грал

о..гла­дил, по..став­ка

нен..гляд­ный, з..йти

При­ме­ча­ние.

Вни­ма­ние: по срав­не­нию с де­мо­вер­си­ей из­ме­не­на фор­му­ли­ров­ка за­да­ния.

10.Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

фасол..вый

вышаг..вать

на­смешл..вый

сонл..вый

удва..вать

11.Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

на­знач..вший

посе..шь

обид..вший

преду­смотр..нный

раз­мен..нный

12.Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Этот населённый пункт (не)обо­зна­чен ни на одной карте.

(Не)спав­ший от боли в ноге Ива­ни­хин всё видел.

От­ве­ты сту­ден­та были да­ле­ко (не)вер­ны­ми и сбив­чи­вы­ми.

Дверь в ком­на­ту была (не)за­кры­та.

Сквозь (не)задёрну­тые шторы видно было ярко осве­щен­ную ком­на­ту.

13.Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

(В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ не­сколь­ких лет М.В. Ло­мо­но­сов за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем рус­ской ис­то­рии, а ТАК(ЖЕ) точ­ных наук.

Зна­че­ние мно­го­знач­но­го слова кон­кре­ти­зи­ру­ет­ся в тек­сте, (ПРИ)ЧЁМ не­ко­то­рые слова толь­ко в дан­ном тек­сте могут обо­зна­чать одно и ТО(ЖЕ) по­ня­тие.

При­тя­же­ние между парой элек­тро­нов может воз­ни­кать (НЕ)СМОТ­РЯ на то, что они на­хо­дят­ся да­ле­ко друг от друга, (ПО)ЭТОМУ дви­же­ние элек­тро­нов в паре ста­но­вит­ся со­гла­со­ван­ным.

Для ком­по­зи­то­ра, ко­то­рый спо­со­бен слы­шать мир ТАК(ЖЕ), как ху­дож­ник — ви­деть его в цвете и фор­мах, му­зы­ка — это имен­но зву­ча­ние, (ТО)ЕСТЬ про­цесс, про­те­ка­ю­щий во вре­ме­ни.

(В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ не­де­ли от брата не при­хо­ди­ло ни­ка­ких писем, (НА)КОНЕЦ при­ш­ла ко­рот­кая те­ле­грам­ма.

14.Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

На празд­нич­ном ве­че­ре было сказа(1)о не­ма­ло тёплых слов, ад­ре­со­ва(2)ых юби­ля­ру, ко­то­рый рас­тро­га(3)о бла­го­да­рил при­шед­ших по­здра­вить его го­стей.

15.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую

1) По­след­ние волны со­гре­то­го ту­ма­на то ска­ты­ва­ют­ся то рас­сти­ла­ют­ся ска­тер­тя­ми то ис­че­за­ют.

2) Ли­стья и зелёные обо­лоч­ки пло­дов со­дер­жат ас­кор­би­но­вую кис­ло­ту и ду­биль­ные ве­ще­ства.

3) В.А. Серов искал новый спо­соб пе­ре­да­чи на по­лот­не бес­ко­неч­но раз­но­об­раз­ной игры света и ра­бо­та над порт­ре­том «Де­вуш­ка, осве­щен­ная солн­цем» не раз от­кла­ды­ва­лась.

4) Во­ин­ская честь и лич­ная пре­дан­ность не поз­во­ли­ли Свя­то­сла­ву оста­вить брата в беде.

5)Гра­фи­че­ское ма­стер­ство не це­ни­лось и гра­ци­оз­ный ри­су­нок Н. Кузь­ми­на раз­дра­жал идео­ло­ги­зи­ро­ван­ных кри­ти­ков.

16.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Цифры ука­зы­вать в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

Во время ра­бо­ты над кар­ти­ной И. Ле­ви­тан ино­гда от­кла­ды­вал кисти, вста­вал (1) и (2) отой­дя на не­сколь­ко шагов (3) смот­рел на своё по­лот­но (4) по­сте­пен­но (5) при­об­ре­тав­шее черты ху­до­же­ствен­ной за­вершённо­сти.

17.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Хо­ро­шая по­го­да в горах уста­но­ви­лась (1) видно (2) на­дол­го и ра­до­ва­ла всех. Внизу было (3) видно (4) до­ли­ну, а аро­ма­ты трав чув­ство­ва­лись даже вы­со­ко в горах.

18.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифру(ы), на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Наши рекомендации