Заболевания зубов
Кариес−Пульпит– нарушается целостность эмали. В зубе воспаление мягких тканей в появляется полость. Причина − неправильный центре зуба.
режим питания, недостаток в воде фтора.
Заболевания зубов важно своевременно устанавливать, т.к. потеря зубов нарушает процесс пищеварения и ведёт к разнообразным заболеваниям пищеварительного тракта.
20 Тема: Физиология пищеварения
Пищеварение – процесс обработки пищи и расщепления пищевых веществ на более простые составные части, которые могут быть усвоены организмом.
Начальный этап физической и химической обработки пищи, а также её апробация происходят в ротовой полости. В ротовой полости пища измельчается с помощью зубов. В неё открываются протоки 3-х пар крупных слюнных желез (околоушных, подъязычных, подчелюстных) и множество мелких. Тщательное пережёвывание пищи способствует лучшему контакту её компонентов со слюной, защищает пищеварительный тракт от механических повреждений, ускоряет достижение чувства сытости. В слюне содержится муцин, придающий ей вязкость, бактерицидное вещество лизоцим и ферменты амилаза и мальтаза, расщепляющие полисахариды до глюкозы, а также минеральные соли.
Итак, в ротовой полости начинается частичное расщепление углеводов. Ферменты слюны действуют только в слабощелочной среде и при температуре тела.
Из ротовой полости измельчённая и частично расщеплённая пища попадает в глотку, а затем − в пищевод. В нём физическое состояние и химический состав пищи не меняется.
Из пищевода пища попадает в желудок. Железы желудка вырабатывают и выделяют желудочный сок. Это бесцветная жидкость кислой реакции. Он состоит из воды, ферментов, соляной кислоты и слизи. Кислота активизирует работу ферментов и губительно действует на некоторые микроорганизмы. Слизь предохраняет стенки желудка от механических повреждений. Ферменты пепсины расщепляют белки, липиды расщепляют эмульгированные жиры, химозины створаживают молоко. Продолжительность пищеварения в желудке зависит от вида и усвояемости пищи (от 2 до 8 часов).
12-типерстная кишка (25-30 см) является начальным отделом тонкого кишечника. Она играет основную роль в пищеварении, поскольку здесь происходит переваривание белков, жиров, углеводов с помощью ферментов, поступающих из поджелудочной железы и желчи, вырабатываемой клетками печени. Печень участвует во всех видах обмена веществ, играет роль в поддержании гомеостаза, в синтезе и депонировании органических соединений, в ней обезвреживаются ядовитые продукты обмена.
В тонком кишечнике осуществляется активное всасывание воды, минеральных веществ, витаминов. Осуществляет регуляторную и гомеостатическую функцию, синтезирует витамин А и другие биологически активные вещества, окисляет канцерогенные углеводороды до нетоксичных соединений.
Толстый кишечник населён симбиотическими микроорганизмами, которые выполняют ряд полезных функций: препятствуют жизнедеятельности и размножению болезнетворных микробов, синтезируют витамины (В, К), которые расщепляют клетчатку. В результате в кишечнике создаётся кислая среда, которая препятствует гнилостному бактериальному разложению белков. В толстом кишечнике осуществляется всасывание воды, минеральных веществ, витаминов, глюкозы. Каловые массы удаляются через прямую кишку. Вместе с ними удаляются продукты обмена, как холестерин, кальций, металлы, соли, плохо растворимые в воде.
Нарушение процессов пищеварения и расстройство ритмов соковыделения происходит при систематических погрешностях режима питания, редких приёмах пищи и поспешной еде. Большое количество пищи, съеденной за один приём, вызывает растяжение стенок желудка и ухудшает самочувствие человека.
Перенасыщение пищи холестерином приводит к образованию желчных камней. Тормозят желчеобразование холод, голодание и недостаточность кислорода. Нарушают желчевыделительную функцию и внешнюю секрецию поджелудочной железы избыточное потребление жиров, белков, поваренной соли, лука, чеснока, поспешная еда…
Употребление рафинированных и других продуктов, лишённых балластных веществ (белый хлеб, макароны, рис, манная крупа, яйца…), нарушает двигательную и выделительную функцию кишечника, приводит к развитию запоров. Образующиеся при этом токсические вещества поступают в кровь, а затем в печень, отягощая её функцию.
Перегрузка рациона мясными продуктами усиливает процессы гниения и способствует интоксикации организма. Употребление кисломолочных продуктов, свёклы, моркови, сухофруктов (слив) активизирует перистальтику кишечника и подавляет деятельность его гнилостной микрофлоры.
Правильное питание – залог здоровья.
21 Тема. Гигиена питания
Рациональное питание обеспечивает растущий организм необходимыми для его гармоничного роста и развития энергией и питательными веществами в качественных соотношениях и достаточном количестве.
Потребность конкретного человека в разных компонентах еды зависит от многих факторов: от величины физической нагрузки, возраста, пола, конституции организма, условий окружающей среды, активности нервной и эндокринной систем, беременности и т. д..
Количество и состав продуктов питания, необходимых человеку в сутки, называется пищевым рационом.
Составление сбалансированного пищевого рациона основывается на трёх основных физиологических принципах:
1. Калорийность суточного рациона человека должна соответствовать его энергозатратам.
2. Количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов должно быть равное, по крайней мере, минимальное.
3. Количество витаминов, солей и микроэлементов должно быть ниже токсического уровня.
Взрослому человеку среднего роста и массы требуется в сутки
80-100 г белков
70-80 г жиров
350-400 г углеводов
Чтобы обеспечить достаточное количество витаминов и минеральных солей, в рационе должны быть свежие овощи, фрукты, соки. Наиболее рациональным является четырёхразовое питание.
Завтрак – 20-25% Второй завтрак – 10-15%
Обед – 40-45%
Ужин – 20-25%
Для школьников, занимающихся в I-ую и II-ую смену, рекомендован режим питания:
I смена | II смена | |||
1-ый завтрак | 8.00 | 1-ый завтрак | 8.30 | |
2-ой завтрак | 11.00 | 2-ой завтрак | 13.00 | |
обед | 13.00 −15.00 | обед | 16.30 | |
ужин | 19.00 – 20.00 | ужин | 20.30 |
Важное значение имеют соотношения пищевых рационов. Наилучшим соотношением считаются:
Б : Ж : У = 1 : 1 : 5 – для младших школьников