Игра как механизм развития личности; типология игр.
Выше отмечалось, что гармоничное развитие растущей личности в школьные и студенческие годы невозможно вне ведущих типов деятельности – познания, игры, творческой и трудовой деятельности общения.
Управление процессом воспитания личности предполагает включение ее в различную деятельность, сущность которой может определяться по параметрам «повседневности» – «событийности».
В философии «повседневность» рассматривается как своего рода критерий, который определяет границы добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного. Именно повседневность профессиональной и школьной (вузовской) жизни, включая работу транспорта, магазинов и других объектов социальной сферы, а также средств массовой информации составляют основу правопорядка, познания, жизнедеятельности учащейся молодежи в целом. Осваивая системы повседневности, личность включается в жизнедеятельность, развивает познавательные и ценностные аспекты самосознания. Однако повседневность школьной (вузовской) жизни может вызвать у учащегося (студента) эффект отчуждения от школы (вуза), познания или образования в целом. В определениях этого периода жизни человека встречаются такие, как «школение», «испытание школой», «дорога смирения, длиною в десять лет» (о десятилетней средней школе), «существование вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира», «школьное состояние души, когда все высшие способности – выражение творчества, воображения – уступают место каким-то другим, полуживотным способностям – произносить звуки независимо от воображения, считать числа сряду… одним словом способность подавлять все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием – страха, напряжения, памяти и внимания». (Л. Н. Толстой)
Уровень повседневности задается содержанием деятельности всех подструктур школы (вуза): учебных классов, различных секций, кружков, студий, общественных организаций, трудовых объединений. Участие в деятельности каждой из них обогащает самосознание и актуализирует взаимодействие субъектов этих деятельностей. Организация повседневной жизнедеятельности обучающихся в школе (вузе) должны являться по своей сути практикумом обогащения культуры жизнедеятельности, здорового образа жизни растущей личности.
Событийность отражает наиболее значимые, запоминающиеся события в жизни человека, семьи, народа, государства. Эмоциональная насыщенность жизни человека через включение в значимые события, праздничность, романтика, мажор, юмор, игра – это необходимые составляющие полноценной самореализации человека.
Можно заключить, что педагогика это наука о мере, т.к. эффективное управление развитием личности в школе (вузе) требует определения меры в повседневных воспитательных воздействиях и событийных делах учреждения образования.
Полноценное развитие личности невозможно как без упорядоченности ее жизнедеятельности, так и без «зон неупорядоченности», дающих личности простор для неожиданностей, непредсказуемых ситуаций, творческих находок. Это противоречие в реальной жизнедеятельности школы (вуза) разрешается на уровне диалектики традиционных (форм, временных промежутков) и инновационных решений (содержание, методы проведения).
К традиционным формам воспитательной работы можно отнести такие мероприятия, как «День знаний», «Вечер встречи выпускников» и др., которые выполняют в школе (вузе) функции «ключевых дел», «воспитательных комплексов», создающих реальные возможности для включения каждого учащегося (студента) в их подготовку и проведение, обеспечивают возможность личного взаимодействия на творческом уровне.
Выход за рамки повседневности обеспечивает игровая деятельность (интеллектуальные турниры, аукционы знаний, познавательные игры-праздники). В процессе становления личности игра выполняет компенсаторную функцию и позволяет человеку реализовать себя в воображаемых, идеальных ролях, образах.
В связи с тем, что термин «игра» получил широкое распространение («политические игры», «игры мускулов», «игра на нервах» и т.д.), уточним понимание и толкование игры с педагогических позиций.
Сущность игры заключается в том, что она не есть обычная, реальная жизнь, а условность, специфически входящая в реальную жизнь. Специфичность ее в том, что игра – это свободное проявление человеческой деятельности: игра не может быть навязана физически или морально. Цели, которые преследует игра, лежат вне непосредственных материальных интересов.
Как самостоятельный вид деятельности, игра наиболее полно представлена в жизнедеятельности ребенка. Она является для него стихийным воспитательным институтом, в котором он осваивает жизнь, приобретает знания и опыт, навыки общения, стимулы к развитию фантазии и творческого мышления.
Функции игры в жизнедеятельности человека разнообразны:
· игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности;
· создает условия для взаимодействия и взаимопомощи;
· сплачивает ее участников, создает (пусть и временную) общность, которая тяготеет к сохранению даже после окончания игры;
· выявляет личностные качества играющего человека, его ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность, честность (игра не по правилам осуждается и детьми, и взрослыми);
· игра создает простор для фантазии, импровизации хотя и осуществляется в рамках выработанных правил;
· удовлетворяя потребность человека в наслаждении, удовольствии, привносимыми самой игрой, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других;
· в игре личность может проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения .
Классифицируют игры по множеству признаков:
· по месту проведения (за столом, на открытом воздухе, в зале);
· по характеру активности участвующих (подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие);
· по группообразующим характеристикам (индивидуальные, парные, командные, групповые);
· по способу взаимодействия (состязательные и ролевые);
· по влиянию на участников (позитивные и негативные)
Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Правила всегда четко очерчивают характер игры; они обычно неизменны и всегда соблюдаются по отношению к данной игре (например, КВН, брейн-ринг, шахматы, футбол и др.)
Условия – произвольны, ситуативны. Участники игры «сговариваются» относительно того, как все будет происходить: например, сколько будет команд, сколько и какие конкурсы будут включены в содержание игры, как будут оцениваться результаты. Можно сказать, что условия – это те же правила, но только временные. Вместе с тем к педагогическим играм предъявляются следующие требования:
· игра должна охватывать всех;
· игра должна быть интересна для всех;
· игра должна быть доступна для всех.
Игры, используемые в обучении, бывают ролевыми, имитационными, деловыми, организационно-деятельностными. В каждой их них участники выполняют различные функции и выступают в различных ролях. Игры помогают сблизить учебную и практическую деятельность обучающихся. Школьник (студент), сообразуясь с характером своей роли и ее функциями в реальной жизнедеятельности, должен принимать практические решения. Нередко их необходимо принимать в конфликтной ситуации, заложенной в самом содержании игры. Многие игры требуют принятия коллективных решений, что упражняет их участников в развитии коммуникативных способностей, обогащает опыт работы в группе через сотрудничество, воспитывает культуру несогласия.
Игры, используемые в учебном процессе, упражняют учащихся в применении полученных знаний в практической жизнедеятельности. Так, ролевая игра «Пресс-конференция на тему «Система образования Республики Беларусь и тенденции ее совершенствования»» предполагает исполнителей следующих ролей: министр образования, его заместители, ректоры вузов, директора гимназий, лицеев, колледжей, общеобразовательных школ, представители прессы. Каждый из участников игры «ведет» свою роль, опираясь на знание «Закона об образовании Республики Беларусь» и тех проблем, которые волнуют общественность страны.
Педагогическая ценность ролевых игр в том, что они будят фантазию, развивают различное ролевое поведение, стимулируют творческую активность, обогащают репертуар средств эмоционального самовыражения человека. Ролевые игры не носят сюжетного характера и произвольны в своих проявлениях. В них отсутствует непосредственная состязательность.
Игры соревновательного характера – это те, которые основаны на борьбе, столкновении, конкурентности. Чтобы соревновательность возникла, необходимо противопоставление позиций, людей, команд. Обязательный элемент соревновательных игр – судья или жюри, в обязанности которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать игру и определять победителя. Оценка результата и выбор победителя всегда скрывают в себе возможность конфликта как играющих и судей, так и болельщиков и судей. Поэтому она должна быть предельно объективной.
Еще один элемент соревновательных игр – награда победителям. Какой бы ни была награда, получение ее приятно. Приз венчает победителя. Требования к наградам:
· приз должен соответствовать уровню сложности игры;
· приз не вручают за одно лишь участие;
· приз не обязательно должен быть материальным.
В качестве приза могут быть номинации: «Самый эрудированный…, творческий …остроумный, энциклопедически образованный и др.», «Студент (учащийся) дня (недели и др.)…».
Значительное место в образовательном процессе вуза или института повышения квалификации занимают организационно-деятельностные игры (ОДИ).
Они зародились и проводятся с целью превратить деятельность в предмет целенаправленного осмысления. В дидактике ОДИ квалифицируются как активные методы (технологии) работы с деятельностью. В образовательном процессе они выполняют различные функции:
· поиска принципиально иного (по сравнению с существующим) подхода к решению проблемы;
· апробации и проверки в деятельности новых моделей образования;
· формирования методологии и стратегии решения проблемы среди различного контингента слушателей.
В образовании ОДИ являются местом коллективного проектирования и программирования новых образовательных практик. Основными моментами построения ОДИ являются: во-первых, определение и очерчивание идеальной действительности (исследуемого явления, модели) в образовании; во-вторых, воспроизведение и мысленное «проигрывание» заново этой действительности (явления, процесса, модели) на основе мыследеятельностных процедур; в-третьих, такое расчленение этой идеальной действительности, которое бы позволило воспроизводить основные содержательные функции опыта; в-четвертых, идеальная действительность должна представлять собой открытую конструктивно-развертываемую систему, из которой можно извлекать все новое и новое содержание.
В качестве примера приведем несколько видов ОДИ, послуживших основой для разработки технологий руководства и управления в образовательных учреждениях: «Выборы директора школы» (1987г.); «Европа XXI века в III тысячелетии (подготовка группы школьников к участию в конференции в г. Левене (Бельгия)» –1989г.; «Аттестация управленческих кадров» (2001г.) и др.
Игровая деятельность стимулирует самопознание личности, в частности, самонаблюдение, самоотношение, самооценку. Потребность совершенствовать знание о себе, помогающее адекватно адаптироваться к постоянно изменяющейся реальности, является условием развития самореализующейся личности. Эта проблема актуальна для человека в течение всей его жизни. Адекватная самооценка способностей, здоровья, работоспособности – условие гармоничного развития личности. Анализ своих психологических качеств и характеристик, сравнение себя с окружающими, другими обогащает опыт взаимодействия, воспитывает культуру общения. Поскольку самосознание формируется путем обобщения практических знаний о других людях, в игровой деятельности не трудно создавать реальные ситуации, побуждающие к осознанию «Я» как субъекта восприятия других. Например, «видят ли Другие меня командиром команды КВН?» «Разделяют ли Другие мое мнение обо мне?» «Если Другие видят меня иначе, чем это можно объяснить?»