Социальная работа с пожилыми людьми.
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пожилые люди подразделяются на категории:- лица в возрасте от 60 до 74 лет – пожилые люди;- лица в возрасте от 75 до 89 лет – старые люди;- лица в возрасте от 90 лет и старше – долгожители.
К основным проблемам пожилого возраста относятся следующие:
- Проблемы здоровья.
- Изменение социального статуса человека в старости
-Ограничение жизнедеятельности пожилых людей.
- Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми (напр: нетерпимостью молодых к людям пож. возр).
- Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе.
- Возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в псих-кой адаптации к новым условиям.
- Наличие большого количества свободного времени и качество наполнения.
Основные направления соц. работы : соц. поддержка (направлена на создание условий и возможностей, необходимых для самореализации пожилого человека в новом социально-демографическом качестве)
и соц.помощь. ( деятельность по полному или частичному решению ряда социальных проблем пожилого человека соответствующими организациями).
Суть социальной работы: создание сети учреждений соц-го обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, контактов; выявление положительного потенциала, который помогает оценить накопленный опыт; учреждения социального обслуживания (со). В ФЗ РФ «О социальном обслуживании граждан пож. возр. и инв-дов» (от 2 авг.1995) определены формы соц.обслуж. пожилых людей:
- на дому, включая социально-медицинское (доставка на дом продуктов питания, товаров первой необходимости; содействие в оплате жилья, коммунальных и др. услуг; в получение мед. помощи,; организация ремонта жилья; помощь в вопросах пенсионного обеспечения, в оформлении документов, в получении путевок) ;
-отделение дневного пребывания (помощь в преодолении одиночества, замкнутости. Можно получить доврачебную помощь, льготное питание. Здесь очень важен мотив общения);
- срочное (обеспечение бесплатным горячим питанием, оказание денежной вещевой помощи, бытовой, юридической, психологической помощи, содействие в прописке и трудоустройстве);
- стационарные учреждения (дома-интернаты, платные мини-пансионаты, развитие сети специальных домов для одиноких и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения);
- социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развития опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условия.
Закон определяет условия оказания социальных услуг – платно или бесплатно, роль учр-ий СО в обществе, основные источники финансирования системы СО граждан пожилого возраста и т.д.
Один из методов социально-психологической помощи стареющим людям является клубная работа. Центры социального обслуживания обеспечивают поддержку досуговой и посильной общественной деятельности пожилых, способствуют проведению образовательно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди пожилых.
15.Семья как институт социализации
Семья- это малосоц. группа, основанная на браке или кровном родстве или индив. Потребностей людей в союзе друг с другом.
!!! Влияние семьи на ребенка сильнее, чем улица, школа и СМИ.
Специфика семьи как социального института состоит в том, что она:
1)структурный элемент общества;
2)как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, во-первых, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а во-вторых - средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.
С - процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные социальные роли.
В сфере деятельности семья –
1)первичная ячейка, где ребенок овладевает начальными формами взаимодействия. Еще один важный компонент деятельности – сокупностью различных ролей, в том числе социальных.
2)восприятие ребенком в семье первых норм и ценностей.
Особое значение имеет семья для формирования самосознания ребенка, а следовательно, для формирования у него образа.
Во всех же социально-психологических концепциях личности семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в ней дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка образа Я.
Как элемент макросреды семья- проводник ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью.
С точки зрения состава семьи отмечается следующее:
• при отсутствии одного из родителей самовосприятие ребенка центрируется на образе того из родителей, который живет вместе с ним и заботится о нем: эта тенденция больше выражена у мальчиков, воспитываемых матерью, нежели во всех остальных случаях;
• общее количество детей в семье незначимо влияет на их самооценку, впрочем, как и порядок их рождения; большее значение имеет характер отношений с родителем одного пола;
• воспитание ребенка в отсутствие родителей или фигур, их замещающих ведет к чувству собственной малозначимости, тревожности/
Задачи социального педагога по отношению к семье:
1)Установление контактов с семьей;
2)выявление проблем и трудностей;
3)Стимулирование семьи и отдельных членов;
4)Оказание посреднич.услуг в установлении связи с психологами,соц. Работниками, врачами,юристами и т.д.