Нагрузка и утомление. Виды мышечной работы
Однако существует общий закон для оптимальной работы, произведенной мышцами. Наукой установлено, что мышцы могут произвести наибольшую работу при сред-
ней силе мышечных сокращений и средней их. частоте. Это так называемый закон средних нагрузок, который сохраняет свое значение !и для певческой двигательной деяг
тельности.
Как мы знаем, педагогика давно им практически пользуется,
давая средние нагрузки на голосовой аппарат как в смысле
диапазона, силы, так и в смысле длительности пения. Для каж
дого человека эти средние нагрузки разные, в зависимости от
индивидуальных свойств голосового аппарата, но каждый певец
должен их соблюдать, желая иметь наибольшую работоспособ- |
ность. 1
К сожалению, многие учащиеся пению не соблюдают этого закона, перегружают голосовой аппарат, переутомляют его, желая скорее достичь силы голоса, высоких нот, возможности петь
долго.
Хочется привести здесь один опыт, проделанный над физ- | культурниками, наглядно показывающий, что средняя сила | нагрузки приводит к наилучшему развитию силы и работоспо- '5 собности мышц. Две группы спортсменов в равных условиях и равное время занимались развитием мышц рук путем подтягивания на перекладине. При этом одна группа тренировалась в подтягивании обычным способом, т. е. поднимая весь вес своего тела, а вторая подтягивалась с облегчением, т. е. с уменьшенным весом ( часть веса снималось путем груза, подвешенного к спортсмену через блок). Через несколько месяцев возможности обеих групп сравнили, предложив дать максимальное количество подтягиваний в равных условиях. Оказалось, что та группа, которая тренировалась, поднимая свой вес с облегчением, развила ;силу и выносливость значительно больше, чем та, которая поднимала весь свой вес. Таким образом, этот эксперимент ясно показал, что мышцы лучше всего развиваются, приобретают силу и возможность длительной работы, при умеренной нагруз- | ке и поднятие слишком большого веса не так способствует раз- 1 витию этих качеств, как поднятие умеренного.
Певец, пользующийся средними нагрузками в тренировке'
своего голосового аппарата, успеет больше, чем тот, кто будет;
пользоваться слишком большими нагрузками. Это должен ясно,
понимать каждый, кто заинтересован в успешном развитии,;
своих вокальных данных. ?
Как известно, работа мышц может протекать в разных!
режимах. Так, например, при ходьбе мы имеем дело с цикли-J
ческой работой, где одни движения сменяют другие и затем']
цикл повторяется снопа и снова. Понятно, что при цикличе
ском характере работы, связанном с попеременным1
включением мышц, также циклически последовательно возбужу
даются и тормозятся соответствующие двигательные нервные^
клетки коры мозга. Поэтому такая работа может совершаться
долгое время при относительно малом утомлении. \
При статической работе — сохранении непрерывного сокращения одних и тех же мышц и, следовательно, постоянного возбуждения одних и тех же нервных клеток, утомление наступает очень быстро. Каждый знает, как трудно поддерживать длительно даже несложное положение, т. е. «застыть» в одной позе. Даже просто вытянутую вперед руку трудно удержать в застывшем положении несколько минут подряд. Постоянное возбуждение одних и тех же нервных клеток ведет к их быстрому истощению.
Также утомительны и максимально большие усилия, так как они связаны с максимальной же тратой энергии со стороны нервных клеток.
Таким образом, чтобы достигнуть наименьшего утомления, надо по возможности избегать длительных статических усилий и максимальных напряжений или, если их нельзя избегнуть, стараться чередовать их с расслаблением. Пение, в основном протекает в виде бесконечной смены движений, связанных с артикулированием слов и пропеванием мелодии всегда разнообразной по своему строению, требующей разной динамики нюансов. Все же в педагогике приходится наблюдать, как некоторые преподаватели требуют неких застывших состояний, насильственных удержаний, определенных позиций того или иного органа. Нам приходилось это наблюдать в отношении положения гортани, языка, глотки. Такие действия следует употреблять весьма осторожно, как временный прием, чередуя статические усилия с отдыхом. Важно не позволять появляться «застывшим» состояниям, особенно в гортани. Следует всегда следить за свободой, за отсутствием чувства скованности в какой-либо част» голосового аппарата. Скованность быстро ведет к усталости.
Каждый учащийся петь должен стремиться к овладению» разными вариантами верного звукообразования и к умению гибко переходить от одного к другому, например от более светлого звучания к более темному. Смена их позволяет голосовому аппарату меньше утомляться. Это же следует учитывать при составлении концертных программ.
Переутомление и егопредупреждение
Описанные явления утомления при разных типах мышечной работы обычно проходят после непродолжительного отдыха. Тренировку голосового аппарата следует планировать так, чтобы явления утомления успевали полностью» бесследно пройти. Отсюда вытекает тот режим общий и певческий, которому должен подчиняться певец. Если явления утомления были значительны и не успели пройти до следующего за-
28S
нятия, они могут накапливаться от урока к уроку. Поскольку в основе развития певческих навыков лежит постоянная, ежедневная тренировка, эти явления утомления, не проходя от занятия к занятию, могут привести в конце концов к пере-утомлению, перетренировке.
Это состояние у певца может выражаться как в изменившихся голосовых возможностях, так и в общем самочувствии, настроении.
Первые признаки нарушения звучания обычно незаметны ученику, но педагог уже замечает не совсем полную подчиняе-мость голосового аппарата, затем начинает отходить мокрота и ученик замечает тяжесть в аппарате, при дальнейшем пении голос перестает звучать, «садится». Часто появляется ощущение зажатости в горле, колющие, ноющие ощущения. Общим симптомом переутомления от пения является нежелание петь. Обычно певец с жадностью ждет занятий, а тут отмечается вялость, и часто явное принуждение себя к занятиям.
Певец не чувствует радости, подъема от пения. Если ему удается достигнуть достаточной активности, то с большим трудом, благодаря настойчивым стараниям. Это состояние длится не долго, снова переходя в апатичное, с пониженным
тонусом.
Педагог верно сделает, если на несколько дней вовсе пре^ кратит занятия и посоветует полный отдых от пения — спорт, прогулки и перемену обстановки. Насиловать себя в таком состоянии — недопустимо. Хроническое утомление нервных клеток ведет к их истощению. Попытка работать с утомленным голо- 1 совым аппаратом может привести к катастрофе. С усталостью * спорить не следует. «Вовремя перерывать работу от ощущения усталости значит часто надолго сохранить свою работоспособность для будущего» *, — пишет замечательный русский физиолог А. Ухтомский.
В результате неумеренной работы без отдыха накапливаю- : щееся утомление может повести к так называемым зажимам. ; Механизм этого явления сводится к тому, что по мере развития j утомления перестает осуществляться достаточное торможение. | Мышцы-антагонисты не успевают хорошо расслабиться, отдох- 'j нуть, и последующее сокращение падает на недостаточно рас- '"* слабленные мышцы, в результате мышцы почти не отдыхают, ; находясь беспрерывно в возбужденном состоянии. В норме со- i кращения одних мышц должно сочетаться с расслаблением их i антагонистов. Поскольку они недостаточно расслабляются, то ■: сокращение мышц сопровождается сопротивлением плохо рас- | слабленных антагонистов. Движения становятся неточными, ; малоэкономными, « в помощь», в результате иррадиации про- •(
Собрание сочинений, т. III, изд. ЛГУ, 1952,
'А. Ухтомский, стр. 134—135.
цесса возбуждения, включаются мышцы, не требующиеся для данной работы.
Все это делает движение неуклюжим, скованным, неэффективным, сильно утомительным. В результате продолжения мышечной деятельности в таких условиях резко повышается утомляемость, которая приводит к судорожному состоянию. У певца «перехватывает» горло, неприятные и часто болевые ощущения сжимают гортань. Тянущие, колющие боли распространяются на мышцы шеи.
Такие состояния зажатия сигнализируют о высшей степени утомления голосового аппарата. После них голосовой аппарат требует длительного времени ( недели и месяцы) для того, чтобы восстановить работоспособность.
Среди общих явлений, характерных для состояния переутомления, можно отметить общую раздражительность, быструю утомляемость от пения, желание лечь и отдохнуть днем, бессонницу ночью.
Возникновению состояния перетренировки способствуют пение в нездоровом состоянии и недавно перенесенные грипп, ангина, простудные и другие заболевания, ослабляющие организм. У людей с недостаточно устойчивой нервной системой это состояние возникает более легко.
С физиологической стороны состояние переутомления можно характеризовать как своеобразный невроз, т. е. нарушение деятельности нервных клеток вследствие перенапряжения. Переутомление — это нарушение высшей нервной деятельности коры головного мозга. Как правило, оно есть следствие, нерациональной вокальной нагрузки, протекающей на фоне ослабленного тем или иным образом организма. В ослаблении общего тонуса организма могут иметь большое значение угнетающие психические моменты.
Лучшим средством, предупреждающим переутомление, является сохранение верного общего и вокального режима. Недаром ему отводится такое большое место в построении режима занятий крупными педагогами во все времена. Если степень переутомления еще не значительна, то иногда бывает достаточно снизить нагрузку, изменить характер упражнений, переменить произведения, на которых ученик утомлялся, на другие, более простые, и состояние переутомления проходит. Надо всегда учитывать, что многие певцы чрезвычайно болезненно переносят молчание, поэтому снижение нагрузки и изменение характера произведений, вместе с другим факторами общего порядка, часто приносят большую пользу в преодолении состояния переутомления.
Не надо думать, что полный отдых в форме абсолютного-«ничего-неделания» является всегда наилучшим. Как показали наблюдения, переход к другой мышечной работе или вовсе к другой деятельности, ведет к лучшему восстановлению работо-
способности утомленных нервных центров. По закону индукции, в связи с переходом возбуждения на другие области коры, занятие новой деятельностью развивает глубокий тормозной процесс в переутомленных предыдущей работой центрах и способствует скорейшему восстановлению утомленных клеток.
Активный отдых, связанный со сменой деятельности, ■создает лучшие условия для восстановления работоспособности. "Следует всегда помнить, что смена работы одной группы мышц на другую способствует наилучшей работоспособности обеих трупп мышц. Умение пользоваться разными приемами также способствует наиболее длительной работе голосового аппарата без утомления.
Переключение с привычной профессиональной певческой деятельности на другую, особенно если она может быть связана с переменой обстановки, является одним из лучших вариантов активного отдыха.
Утомление нельзя рассматривать как только отрицательный фактор. Естественное утомление является фактором, благодаря которому совершенствуются функции организма и приобретается выносливость. Однако утомление, так или иначе возникающее при тренировке, должно чередоваться с полноценным отдыхом, тогда оно ведет к улучшению деятельности нервной системы. Организм реагирует на утомление торможением, что способствует улучшению функциональных свойств нервной системы и приводит к развитию все большей и большей выносливости к нагрузкам. Так чередование утомления и отдыха ведет к приобретению новых, лучших качеств, к повышению работоспособности.
Заключение
Утомление — процесс, закономерно развивающийся после проделанной работы. Утомляется прежде всего центральная нервная система, |а затем — мышцы. Есть ряд факторов психи-, веского, физиологического, медикаментозного характера, позво-, ляющих бороться с явлениями утомления при пении. Для при-, обретения выносливости следует тренировать голосовой аппарат на средних нагрузках. Выносливость к вокальной нагрузке зависит от правильности работы голосового аппарата, от особенностей работы центральной нервной системы и особенностей устройства голосового апарата. Смена различных приемов пе-, ния повышает возможность петь долго. Статические нагрузки,, скованность и однообразие ведут к быстрой утомляемости., Накапливаясь, утомление ведет к переутомлению. Надо избегать этого состояния, соблюдая правильный режим нагрузок и отдыха. Верная смена нагрузок и отдыха ведет к выработке выносливости.
3. ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ В ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Психология и пение
Павловское учение установило, что в основе психических явлений лежат физиологические закономерности деятельности нервной системы. И. П. Павлов показал, что психическая деятельность— это высшая нервная деятельность. Со времен Сеченова и Павлова стало возможным рассматривать организм как единое целое, в то время как ранее он представлялся разделенным на физиологическую и психологическую части, не связанные друг с другом.
Однако психика имеет свои качественные особенности, что прекрасно понимал И. П. Павлов. Он лишь утверждал, что изучение психических явлений должно вестись на основе анализа механизмов физиологической деятельности головного мозга, так как психика есть продукт его. Психологию как науку, изучающую внутренний мир человека, его субъективную жизнь, его психические качества, он считал естественно необходимой наукой.
«Психология, — писал он, — как формулировка явлений нашего субъективного мира — совершенно законная вещь, и нелепо было бы с этим спорить. На этой основе мы действуем, на этом складывается вся социальная и личная жизнь... Благодаря психологии я могу представить себе сложность данного субъективного состояния» 1.
Пение — явление, связанное со всеми сторонами психической жизни человека. Ученик поет потому, что у него есть интерес и желание заниматься этой деятельностью. Потребность, склонность заниматься пением обычно связана со способностями к музыке и пению, в свою очередь тесно связанными с развитием музыкального слуха, ритма, ладового чувства и т. п., т. е. с развитием слуховых ощущений. В процессе исполнения певец передает свои музыкальные представления, свои чувства, творчески преломляя замысел композитора. Пение на публике, как и процесс овладения вокалом, требуют большого волевого напряжения. Успех в овладении певческим голосом и в творческой деятельности вообще требует определенных черт характе-р а, без которых при работе на сцене не обойтись.
Интересы и склонности, чувства и желания, ощущения и представления, воля и характер — все это психологические категории, изучаемые психологией.
Каждый ученик — неповторим как индивидуальность не только в смысле анатомического строения и особенностей своих
1 «Павловские среды», т. II, стр. 415—416.
10 Основы вокальной методики
функций, но и в смысле психологических качеств. В успехе-певческой деятельности, как и в обучении пению, психологические качества ученика играют решающую-роль. При хороших музыкальных способностях, при воле, целеустремленности, «одержимости» в достижениии цели ученик с посредственным голосом часто достигает большего успеха, чем ученик с отличными вокальными данными, но с недостатками в психическом комплексе. Вялый, малоинициативный, неволевой, легко отвлекающийся, несобранный человек, как и малоэмоциональный, не цепкий, — вряд ли может рассчитывать на успех в вокальном деле.
Обычно в психологии рассматривают психические процессы, подразделяя их на познавательную, эмоциональную, волевую» сферы, а затем рассматривают деятельность человека и психические свойства личности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
К познавательной сфере относятся: ощущения, восприятия,, внимание, память, мышление, воображение. Хотя все они важны для певца и играют свою роль в процессе его развития, мы только кратко коснемся их.
Физиологические механизмы, лежащие в основе психологических явлений, мы рассмотрели ранее и применили их для анализа некоторых психологических категорий, таких, как навыки и ^ощущения, что позволяет нам в настоящем разделе лишь дополнить этот материал.
Ощущения
Под ощущением в психологии понимается способность органов чувств отражать в нашем сознании отдельные свойства предметов и явлениий внешнего мира, действующих на них в данный момент, а также способность отражать состоя- ■] ние и работу органов внутри нашего тела. В настоящем разделе * мы остановимся на явлении адаптации.
Органы чувств, и в частности слуховой орган, способны к
адаптации, к приспособлению. Для того чтобы видеть в по- "
лутемной комнате, надо в ней провести несколько минут, чтобы ',
глаза привыкли, адаптировались. То, что ярко после полутемной '
комнаты, кажется плохо освещенным после солнечного освеще
ния. После сильно соленого нормально посоленное блюдо ка- ■
жется совсем пресным. '
Указанный закон имеет отношение и к слуху. После тишины и умеренный по силе звук кажется достаточно сильным. Опытные певцы хорошо знают этот закон, стараясь использовать все динамические возможности для наибольшей выразительности. Не давая полного голоса и пользуясь широко mezzo voce и piano, они достигают большого впечатления мощи голоса при forte. Неопытный певец сразу выдает звук большой силы, а ухо, адаптируясь к этому уровню, не удовлетворяется его forte, так как на слишком громком фоне оно не производит должного впечатления.
Певцу надо помнить, что впечатление громкости и действительная сила не всегда совпадают. В этом явлении адаптация .играет заметную роль.
Благодаря ощущениям мы знакомимся с отдельными свойствами предметов и явлений, и чем больше разных ощущений сигнализируют нам о свойствах предмета, тем полнее мы его воспринимаем.
Восприятие
Восприятие это более сложный процесс отражения действительности в нашем сознании, когда явление или предмет выступают в виде целостного образа. Таким образом, простейшие психические процессы — ощущения входят в состав более сложного процесса — образного, целостного восприятия действительности.
Зритель воспринимает игру актеров на сцене, педагог воспринимает пение ученика, ученик во время пения воспринимает работу своих мышц и звук, который при этом получается, и т. д. Здесь в восприятии играют роль многие ощущения, но главным образом зрительные и слуховые.
Однако восприятие предметов и явлений не является простой суммой ощущений. Воспринимая, мы вспоминаем другие подобные образы, узнаем знакомые или решаем, что это ранее не встречавшиеся, сравниваем, сопоставляем и делаем заключения, находим взаимосвязь с другими явлениями, т. е. воспринимаем осмысленно.
Ф. Энгельс писал: «К нашему глазу присоединяются не только другие чувства, но и деятельность нашего мышления» '.
При восприятии предметов или явлений мы ощущаем радость, грусть или раздражение, т. е. эмоционально переживаем воспринимаемое. Наше внимание может быть направлено на выделение в воспринимаемом явлеаии или предмете каких-либо частностей. Воспринимая работу своего голосового аппарата, можно направить внимание на работу дыхательных мышц, а можно перенести его на связочные, резонаторные ощущения
1 К. Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т. XIV, стр. 493.
10* 291
или на работу артикуляционного аппарата. Благодаря направленности внимания мы можем выделить желаемые частности. Целостное восприятие предметов или явлений обусловливается деятельностью комплексных раздражителей, одновременно действующих на разичные анализаторы. При этом образуются ясные представления о предмете в целом, о соотношении его частей, становится четкой структура предмета. Мы знаем структуру стола и вне зависимости от конкретных особенностей того или иного стола: его величины, цвета, формы — легко узнаём, что стол. Мы узнаем мелодию вне зависимости от того, на каком I инструменте она сыграна или каким-голосом спета. Таким образом, при восприятии мы абстрагируемся от конкретных раздражителей и воспринимаем объект в. целом как определенным образом структурно связанную систему его частей.
Когда мы воспринимаем какие-либо явления или предмет, тона нас действуют различные раздражители, но не все они вое- % принимаются одновременно и в разной мере четко и ясно нашим^ сознанием. Сознание выделяет в каждый данный момент какой-либо один объект восприятия, а остальные воспринимаются?! лишь как фон. Сосредоточивая свое внимание на дыхании пою-| щего ученика, мы .в это мгневение перестаем достаточно четко» воспринимать его артикуляцию и т. д.
В выделении объекта восприятия большую роль| играет указание педагога. Обращая внимание ученика на вое-; приятие тех или иных особенностей звучания, тех или иньЦ вибрационных ощущений, того или иного мышечного чувства;; мы тем самым как бы организуем это восприятие. Только co«i средоточив свое внимание на той или иной частности в данной явлении, ученик начинает воспринимать его ясно и полно. Col вершенно естественно, что во время пения у ученика всегда возникают различные ощущения, связанные с этим процессои однако не все они воспринимаются им и не все способны осоз! наваться. Указание педагога позволяет выделить из этог<| комплекса ощущений те элементы, на которые следует обра-|
щать внимание.
Очень важно, чтобы у ученика во время пения была чет? поставленная задача в смысле фиксации тех или иных ощуще-* ний. Для восприятия весьма важна задача, которую преследуют, воспринимая какое-либо явление. Так, например! для вокального педагога, обычная задача постоянно сводите*! прежде всего к оценке правильности работы голосового anna^ рата, к правильности звуковедения и звукоизвлечения. Эт иногда мешает восприятию пения как художественного явленш Вокальный педагог и обычный, неискушенный слушатель пс разному воспринимают ление. Совершенно очевидно, что восприятии явлений огромную роль играет предыдущий опыт восприятие в сильнейшей степени зависит от интеллекта. Муз*
кальный человек с развитыми музыкальными способностями и большим слуховым опытом скорее выделит в звучании голоса певца интересующеие его моменты.
Специализированные восприятия %".,
В процессе занятия различными видами деятельности у человека развиваются специализированные восприятия, или, как говорят, сложные ощущения. У лыжника есть чувство лыжни, у горнолыжника — чувство снега, у футболиста— чувство мяча и т. п. Все эти сложные чувства, специализированные восприятия, строятся на взаимодействии высокоразвитых ощущений.
В чувство снега, лыжни входят тонкие ощущения скольжения ног с надетыми на них лыжами, чувство равновесия, зрительные ощущения и т. п. Все эти сложные чувства, специализированные восприятия, развиваются в процессе деятельности и вне ее не существуют. При прекращении занятия ею эти ощущения теряются, поэтому после долгого перерыва в занятиях не сразу можно восстановить в совершенстве ранее достигнутый уровень ее выполнения. Эти специализированные восприятия дают возможность исключительно точного и успешного выполнения деятельности.
У квалифицированного певца в процессе освоения вокала также развиваются специализированные восприятия, сложные чувства, не имеющиеся у лиц, не связанных с пением. К таким сложным ощущениям следует отнести восприятие певцом своего 31вука, в которое входят «е только слуховые ощущения, но и различные ощущения от работающих мышц голосового аппарата, от резонаторжнвибрационных явлений, которые возникают при пении, от движения дыхательной струи по голосовому тракту и т. д.
Чувство звука, как и чувство опоры — сложные специализированные восприятия, связанные с пением. Певец, пользуясь ощущением звука, может «направить его к зубам или в затылок», сделать его «собранным или рассеянным», «резонирующим» и т. д. Опытный певец хорошо ощущает свой звук, и это сложное чувство звука позволяет ему хорошо справляться с различными вокальными заданиями.
Чувство опоры —также является сложным специализированным восприятием работы голосового ' аппарата во время пения. В это чувство входят и слуховые ощущения от звучания, и ощущения напряжения мышц дыхания, и связочно-гортанное чувство, и ощущение от поднятого подсвязочного давления (чувство столба воздуха) и, наконец, вибрационные резонатор-ные ощущения. Явления опоры разбираются нами в специальном разделе работы.
В сложном восприятии мы можем отдельно воспринимать те или иные ощущения в зависимости от нашего предыдущего опыта или указания педагога. Поэтому задачей педагога всегда является привлечение внимания ученика к интересующим его ощущениям. Правильное певческое звучание воспринимается не только слухом, но и рядом других внутренних ощущений, по которым можно достичь большого соверч шенства анализа работы голосового аппарата. Между определенными качествами звучания и сопутствующими им ощущениями устанавливаются прочные и четкие связи, по которым опытный певец точно 'контролирует работу голосового аппарата.
Наблюдение и наблюдательность
О наблюдении и наблюдательности в театральном и вокальном искусстве говорят много. Наблюдательность обогащает артиста, помогает ему в создании образов. Большие | артисты отличались хорошо развитой наблюдательностью. ,3 Вспомним, как Ф. И. Шаляпин умел подмечать тонкие характерные черты поведения людей, их привычки, манеру держаться, внешний облик. К наблюдательности призывал артистов К. С. Станиславский.
Под наблюдением понимается преднамеренное, пла
номерное восприятие какого-либо явления с целью его изуче
ния. Обычно мы воспринимаем явление из интереса или просто
в силу необходимости поскольку оно протекает вблизи или
очень ярко — например, проходит поезд, идет пароход, летит
самолет, громко играет музыка и т. п. В отличие этого непро
извольного восприятия, наблюдение всегда сознатель
но непроизвольно. Оно диктуется ясно поставленной |
целью выявить в явлении те или иные его особенности. 1
Наблюдение тем успешнее, чем больше оно обогащает чело
века. Молодой певец, как и педагог, должен уметь наблюдать
пение, т. е. активно познавать певческий процесс, должен вести
наблюдение с ясной целью выявить нужные механизмы образо
вания звука. Так же активно надо наблюдать за исполнением
мастера. В наблюдение всегда включается мышление, и наблю
дающий не просто смотрит на явление, не просто слушает,
голос, но анализирует его, сравнивает и сопоставляет с преды-;
дущим слуховым опытом и делает 'на основе этого Определен-,;
ные умозаключения. '
В развитии наблюдательности у ученика большое значение;
имеет ведают. Если он будет постоянно наталкивать ученика,'
обращать его 'внимание на те или иные особенности звучания,!
мышечные ощущения и движения, то постепенно приучит его!
как к наблюдению за собой во время пения, так и к наблюде-а
нию за другими певцами. J
Наблюдательность как свойство человека заключается в умении подмечать характерные особенности предметов и явлений, которые на первый взгляд кажутся малозначимыми и малозаметными. Наблюдательность развивается в результате привычки обращать внимание на окружающие явления, подмечать их особенности, сравнивать их, находить взаимосвязь явлений и т. п. Часто наблюдательность связана с деятельностью человека, с его направленностью, любознательностью.
Ко всему, что интересно и связано с основными жизненными устремлениями человека, он относится внимательно и проявляет хорошую наблюдательность, в то время как другие явления жизни проходят для него незаметно. Однако наблюдательность как свойство личности в целом можно развить и приучить себя быть наблюдательным вообще.
Наблюдательность — важнейшее, необходимое качество для успеха в любой деятельности. Певец должен приучить себя к самонаблюдению и наблюдению за другими ноющими. Это в сильной степени благоприятствует продвижению на сложном пути овладения певческим искусством. Надо приучить себя подмечать малейшие изменения звука, точно фиксировать, запоминать ощущения, сопровождающие пение, постоянно контролировать и сопоставлять ощущения с предыдущим опытом. 'Наблюдательность обязательна как для педагога, так и для ученика.
Внимание и его свойства
Наше внимание характеризуется направленностью психической деятельности на определенный объект. Это явление объясняется концентрацией возбуждения в определенной области коры. При этом, по закону индукции, остальные части коры оказываются заторможенными, и поэтому человек, внимательно наблюдающий что-либо, не воспринимает или плохо воспринимает в этот момент все остальное. Концентрирование возбуждения на объекте внимания обеспечивает хорошее закрепление в памяти его особенностей. Внимание — это свойство нашего мозга, которое участвует во всех других психических процессах, связанных с познавательной и волевой деятельностью. Можно быть внимательным в восприятии или в анализе ощущения, 'можно внимательно слушать, запоминать, можно действовать с большим вниманием, можно внимательно решать задачу, т. е. производить [мыслительные операции и т. п.
Внимание ■—важнейшая способность нашей психики, обеспечивающая успешность протекания различных психических явлений. Когда мы внимательны, то психическая деятельность
протекает очень четко, направленно и :с большой активностью. При внимании — любая работа спорится: движения точны, аккуратны, в них нет ничего лишнего, мысли ясны, мозг хорошо анализирует, обобщает, и образуются прочные связи, и все хорошо запоминается. Внимание организует нашу психическую деятельность.
Как IB обучении пению, так и в исполнительской деятельности успех в большой степени определяется внимательностью ученика или артиста. «Лучше петь двадцать минут внимательно, чем два часа невнимательно», — говорит известная певица и педагог Полина Виардо. Действительно, обычно, внимательное .отношение обеспечивает хорошее запоминание материала, успешное развитие новых координации. Работать внимательно — первое условие успешных занятий как для педагога, так и для ученика. Полина Виардо говорила: «Вообще, раз усевшись за рояль, необходимо сосредоточить все свое внимание на том, что хочешь делать, не позволяя себе отвлекаться. Если же не чувствуешь расположения к труду, то лучше прекратить занятия, отложив его до более удобного времени» '.
На уроке ученик обязан 'быть предельно собранным и внимательным. Все остальные мысли, отвлекающие внимание,, должны быть оставлены за дверями класса. Дело в том, 1что внимание способно отвлекаться, рассеиваться. В этих условиях материал урока будет усваиваться весьма плохо и не будет прочно фиксироваться памятью.
Есть люди вообще внимательные, собранные, т. е. умение быть внимательными характеризует все их поведение. Чем бы они ни занимались, они умеют не выпускать объект из внимания, умеют работать не отвлекаясь. У таких людей работоспособность и успешность овладения любым делом — велика. Другие, наоборот, легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться а а чем-либо одном, поэтому усвояемость материала у ккх невелика.
Внимание мсжег собираться и отвлекаться. Собирает, концентрирует внимание то, что интересно или важно для выполнения основл ых жизненных задач. Певец или ученик всегда внимателен к любым замечаниям и мнениям об их пении, даже если они сказаны вскользь или переданы через третье лицо, поэтому все эти мнения хорошо запоминаются и хранятся в памяти, так как для певца пение — это самое главное дело в
жизни.
Заставить ученика быть внимательным и развивать его внимание — важнейшая задача педагога. Еще замечательный русский педагог Ушинский сказал, что педагогика — это наука о заинтересовывании. Сделав предмет интересным, мы тем
1 В иар до-Га реи а. «Час упражнений», экзерсисы для женского го-| лоса, ч. I, M., Музсектор, 1924, стр. 2.
самым привлекаем к нему внимание ученика, а все, к чему мы относимся со вниманием, хорошо усваивается. Например: случается, что ученик бывает невнимателен три пении упражнений, он думает лишь о произведениях или, что иногда к сожалению встречается, о тех верхних звуках, которые в них есть. Для того чтобы сделать его внимательным, надо довести до его сознания, что успех верхних нот кроется в овладении элементами техники, которые даются в упражнениях. Если педагог сумеет быть убедительным — то внимание ученика сконцентрируется на упражнениях и усвоение технических элементов будет идти успешно.
Это общее правило для концентрации внимания на желаемом объекте путем убеждения в необходимости выполнения определенных моментов, следует применять каждому педагогу. Например: если ученик не держит необходимого режима жизни или певческого режима и никакие требования педагога не приводят к успеху, то лучшее средство—: убедительно доказать, как это может помешать в достижении его главной цели—стать певцом.
Произвольное внимание — это умение его сосредоточить посредством волевого усилия. О нем очень хорошо писал К. С. Станиславский, приучавший своих учеников сужать круги внимания, заставлять себя быть внимательным к ограниченному кругу явлений и предметов. Этим произвольным концентрированием' внимания можно заставить себя целиком уйти в роль и перестать воспринимать тормозящее влияние зала. Произвольное внимание можно выработать у любого человека приучая его быть предельно внимательным к определенным предметам, хотя (бы недолгое время.
Развитие внимания \
Для того чтобы развить внимание надо всегда работать внимательно, не допуская проявлений невнимательности. Постепенно приучая себя быть внимательным к выполнению небольших по времени заданий, можно приучить себя к внимательности вообще. Главное, не разрешать себе работать «евни-мательно, кое как, позволять себе отвлекаться. Это может привести к привычке вообще работать невнимательно.
Известную роль в (Повышении внимания на уроке играет и внешняя обстановка. Присутствие лишних людей, посторонние разговоры, хождение по классу, заглядывание и т. п., а также отсутствие творческой атмосферы — все это не способствует собранности, концентрированности внимания. Подобные отвлекающие моменты должны быть исключены. Концентрация внимания лучше удается когда мозг отдохнул,
в утренние часы. Вечером, после работы, нервная система усталая и быть сосредоточенным трудно.
Большую роль з развитии внимания можег сыграть активность самого ученика, который не просто пассивно выполняет задание учителя или слушает его объяснения, но сам ищет объяснения того или иного явления, экспериментирует над своим голосом, пробуя формировать его >в той или | иной манере. Такие эксперименты, самоанализ и обсуждение с педагогом того или иного характера звучания или движения, технического момента повышают активность внимания. Наоборот, монотонность, механическоее повторение одних и тех же упражнений без реакции со стороны педагога притупляют внимание, снижают активность и утомляют ученика.
Трудно быть долго внимательным к какому-либо одному явлению или объекту. Внимание 'приводит к утомлению соответствующих нервных клеток. Поэтому следует переключать внимание на что-либо иное, чтобы уставшие нервные клетки могли отдохнуть. После такого переключения можно опять возвратиться к (прежнему объекту внимания. Эго позволяет долго работать без утомления. На этом же принципе основан переход с умственного труда на движение: производственная гимнастика, принцип чередования урока и перемены и т. п.
Так и на вокальном уроке, который связан с интенсивным напряжением внимания, необходимо после 10—15 минут занятий дать 3—5 минут перерыва, поговорить с учеником о чем-нибудь другом, сыграть что-либо на рояле и т. п.
В отличие от преднамеренного внимания, которое связано с волевым его напряжением (мы готовимся быть внимательными, выбираем объект внимания, исходя из своих задач, держим это внимание, не позволяя ему отвлекаться), ряд явлений и предметов привлекает наше внимание или своей новизной, или яркостью и силой, или потому, что связаны с резкими изменениями силы, темпа ,и т. п. Вошедший в класс чужой человек, особенно незнакомый, невольно привлекает к себе внимание н отвлекает от основной задачи.
Громкая игра или пение в соседнем классе также привлекает невольно наше внимание. Однако можно привыкнуть работать и в такой обстановке, но внезапная тишина вместо привычного пения, как и пение после привычной тишины, обязательно привлечет наше внимание. Оно называется непреднамеренным и должно учитываться при организации занятий.
Весьма важным свойством внимания является возможность его распределять при выполнении сложной деятельности между рядом объектов. «Разве это не обычная вещь, — пишет И. П. Павлов, — чго мы, занятые главным образом одним делом, одной мыслью, можем одновременно исполнять другое дело, очень привычное для нас, т. е. работать теми частями полушарий, которые находятся в известной степени торможения
298 ;
по механизму внешнего торможения, так как пункт полушария, связанный с нашим гланым делом, конечно, является тогда сильно возбужденным?..» '
Лектор, читающий лекцию, одновременно следит за реакцией аудитории, и это не прерывает связности изложения материала, не отвлекает его. Студенты записывают существенное в лекции, одновременно слушая, что говорит педагог далее.
Профессиональный певец, занятый исполнением роли, своей творческой задачей, одновременно контролирует свое поведение, контролирует и направляет свое звучание, успевает видеть дирижера, и это не отвлекает его от творчества. Следовательно, певческая деятельность, как и многие другие деятельности, связана не только с умением концентрировать свое внимание, но и с умением его распределять.
Возможность распределять свое внимание Ае является природным свойством. Она приобретается в процессе деятельности человека и имеет условно-рефлекторную природу. Неопытный лектор будет запинаться и останавливаться, если будет следить за аудиторией, и поэтому чаще всего пользуется конспектом, стараясь не отрывать от него глаз. Студент, не умеющий записывать лекции, будет слушать ее урывками, когда будет отрываться от письма. Неопытный певец выходя на сцену, то забывает глядеть на дирижера, то не следит за звуком, а когда начивает думать о звуке и следить за дирижером, выбивается из роли. Очевидно, чтобы распределять внимание между несколькими объектами, надо в совершенстве овладеть теми навыками, между которыми оно должно быть распределено. Только тогда, когда пение будет ;в основном технически правильным, можно перенести центр внимания на творческую деятельность. И когда навык записи лекции будет выработан, можно одновременно писать и хорошо следить за мыслью лектора.
Поэтому при начальных занятиях надо приучать ученика к сосредоточению внимания на технике пения для выработки и укрепления необходимых координации, оставляя творческой задаче лишь небольшую его часть. На поздних этапах, когда техника пения в основном освоена, центр внимания следует перенести на выполнение творческой задачи.
К распределению внимания, как и к сосредоточению его на чем-либо одном, Следует приучать ученика с первых шагов. Оба эти вида внимания совершенно необходимы для успеха в занятиях пением.
Даже в процессе освоения самой технологической стороны пения внимание надо постепенно тренировать на распределение его между деятельностью различных органов, групп у.ышц и различными ощущениями. Надо 'быть всегда внимательным к
1 И. П. П а в л о в, т. IV, стр. 428.
звуку своего голоса, но одновременно надо верно/выполнять ряд мышечных действий: опускать свободно челюсть, не поднимать плеч, обращать внимание на резонаторные ощущения и т. п. Поскольку сразу распределить внимание обычно не удается, следует его известное время концентрировать на одном или двух объектах, и только когда внимание к ним станет привычным и навык выработается, — переносить его на другие.
Каждый ученик должен знать особенности своего внимания и работать над недостающими его качествами.