Динамика умственного развития школьника
В СВЯЗИ С ОБУЧЕНИЕМ
Текст статьи подготовлен по стенограмме доклада, сделанного Л.С. Выготским на заседании кафедры дефектологии педагогического института им. Бубнова 23 декабря 1933 г. Мысли Выготского об отношении актуального развития ребенка и зоны его ближайшего развития, имеющиеся в этой статье, стали затем основой многих обучающих и диагностических экспериментов.
Д.Б. Эльконин показал, что диагностика зоны ближайшего развития есть наиболее надежное средство психологического прогноза, но это средство остается недооцененным в практике школьной психологии.
Существующие методы проверки учебных достижений (экзамены, контрольные работы, тесты) фиксируют лишь актуальный уровень развитости и обученности ребенка. Существующие критерии оценки позволяют сравнивать отдельного ребенка со среднестатистическим возрастным нормативом, а не с предшествующим уровнем достижений того же ребенка.
Использование обоснованных Выготским принципов оценки относительной успешности и зоны ближайшего развития ребенка может существенно сократить количество «педагогического брака» без значительной перестройки всей системы школьного образования. Но для реализации этих принципов необходимы новые исследования, проблематика которых намечена Выготским в данном докладе: от чего зависит величина зоны ближайшего развития? Почему она разная у детей с равным уровнем актуального развития? Чем дети с разной зоной ближайшего развития различаются в обучении? Каким должно быть обучение, направленное не только на повышение актуального уровня развития, но и на расширение зоны ближайшего развития ребенка?
Термен (Terman) Льюис (1887—?) — американский психолог и педагог, автор основного американского варианта тестов Бине — Симона, предназначенного для изучения умственных способностей. /521/
РАЗВИТИЕ ЖИТЕЙСКИХ И НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ
В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Текст статьи подготовлен по стенограмме доклада, сделанного Л.С. Выготским на заседании научно-методического совета Ленинградского педагогического института 20 мая 1933 г. Проблему разных линий понятийного развития Выготский рассматривает здесь в двух аспектах: структурно и генетически. Описанная им разница структур научных (школьных) и житейских понятий не учитывает того, что школьное знание неоднородно, что оно объединяет систему эмпирических понятий и систему собственно научных теоретических понятий (подробнее об отношении оппозиций «научное — житейское» и «теоретическое — эмпирическое» см: Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. Гл. VII).
К сожалению, у последователей Выготского не получила экспериментального развития актуальная для педагогической практики проблема, поставленная им в данном докладе: каков механизм «подтягивания» житейских понятий к научным по критерию произвольности и вербализации и каков механизм «подтягивания» научных понятий к житейским по критерию чувственной насыщенности и легкости применения. Без решения этих вопросов школа продолжает, как и предупреждал Выготский, во многом работать «вхолостую», ибо не превращает расхождение понятийных структур ребенка в противоречие, которое может стать движущей силой развития детской мысли.
Если структурный подход Выготского к проблеме житейских и научных понятий широко известен по книге «Мышление и речь», то генетический аспект этой проблемы исследован слабо.
Жанэ (Janet) Пьер (1859—1947) — французский психолог и психиатр. Разрабатывал теорию неврозов, учитель многих психологов, в частности Пиаже.
Клапаред (Claparede) Эдуард (1873—1940) — швейцарский психолог. Основные работы — в области детской и генетической психологии.
Шиф Жозефина Ильинична (1905—1977) — советский психолог, ученица Выготского. После исследования по формированию научных и житейских понятий работала в области дефектологии.