Условия и правила успешного семейного воспитания.

Выдающийся русский педагог XIX–XX века П.Ф. Лесгафт определял условия, при которых каждый ребенок может стать «предельно нормальной личностью», следующим образом:

1. Атмосфера любви и взаимного уважения. Человек, лишенный такой атмосферы не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро.

2. Наличие высоконравственного воспитателя, который

учит ребенка быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом.

3. Регулярный и радостный общественно-полезный труд.

Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам имитировать ее в игре, затем включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

4. Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр и т. д.

5. Гармоническое развитие всех способностей ребенка.Слушание сказок, музыки и песен должно сменяться физическими упражнениями, подвижными играми, работой в саду.

6. Соблюдение принципа постепенности и последовательности. По мере роста и развития ребенка задания должны становиться все более сложными и трудными. Но они должны быть посильными, иначе ребенок потеряет к ним интерес, появится лень.

7. Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить примером безнравственного поведения.

С точки зрения современной педагогики, для успешного воспитания в семье необходимо обратить также внимание на следующие моменты:

•Взаимоотношения между супругами, культура их общения – определяют общий психологический климат семьи.

•Контакт глаз между родителями и детьми – очень важен не только для установления хорошего взаимопонимания, но и для удовлетворения эмоциональной потребности ребен-

ка.

•Физический контакт (поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживания и пр.) – является эффективным способом укрепления психологического и физического здоровья ребенка, способ передачи ему родительской любви, установления взаимоотношений.

•Пристальное внимание, позволяющее ребенку чувствовать себя значимой личностью.

Условиями успешного воспитания ребёнка в семье можно считать также следующие:

1. Отношение к ребёнку: например

 любовь к ребёнку, отношение к ребёнку как к существу равному; уважение к ребёнку – признание его личности;

2. Развитие:

 создание поля возможностей, не только соответствующих сегодняшнему уровню развития ребёнка, но и опережающих;помощь ребёнку в удолетворении его потребностей

в познании,предоставление ребёнку свободы выбора – чем

заняться, во что поиграть, что поделать;

3. Родители:

 любовь, взаимопонимание, сотрудничество в отноше-

ниях между родителями;зрелое отношение родителей к своей социокуль-

турной миссии – воспитанию детей;доброта, участие, сотрудничество с детьми, рацио-

нальная организация их жизни;

 мудрость отца – создание в семье культа матери,

4. Категорические требования гуманного семейного воспитания:

Не применять к ребёнку насилия, даже из добрых,

заботливых побуждений.Не срывать зло на ребёнке!Не бить ребёнка!Не лгать ребёнку!

34. Проблема объективных трудностей и противоречий семейного воспитания в современных условиях белорусского общества: экономических, моральных, культурных и т. д.

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. В семье должна проходить вся жизнь ребенка. К сожа-

лению, в настоящее время наблюдается ряд объективных социальных факторов, разрушающих или ослабляющих традиционные семейные устои и таким образом затрудняющих полноценное семейное воспитание. Остановимся на некото-

рых из них:

Первое – это почти полное исчезновение труда в семье.Раньше семья трудилась как целое. Трудовое единство семьи создавало благоприятные условия для семейного воспитания.

Теперь же вся семья обыкновенно трудится вне дома. Дом все больше начинает превращаться из места труда в место отдыха. Психология трудового единства начинает выветриваться из семейной атмосферы.

Второе – семья основательно утрачивает традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребёнка надо, пока он ещё маленький и «лежит

поперёк, а не вдоль лавки».

Третье – вследствие происходящей урбанизации общества усилилась обезличенность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын или дочь

нарушает правила поведения, совершает асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно.

Четвёртое – это стремление населения к более комфортной жизни в городах. Современная городская жизнь с ее соблазнами, развлечениями и мнимыми удовольствиями настолько влечет к себе, что для удержания детей в семье ее

жизнь должна быть духовно богатой, и в ней должна быть теплая, доброжелательная атмосфера. Понятия авторитета,приличия и вежливости, поведение в общественной и частной жизни – все резко изменилось.

Пятое – это изменение положения женщины в современной жизни. Раньше главной заботой женщины была семья.

Шестое – малодетность современной семьи. Для ребенка очень важна детская среда, ему естественно жить среди таких, как он.

Восьмое – молодые семьи в современных условиях чаще всего отделяются от своих родителей. Но жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности воспользоваться их знаниями, опытом и мудростью в вопросах воспитания детей.

Девятое – в современном обществе состав и жизнь семьи всё больше ограничивается только родителями и детьми. Она как бы замыкается в своей городской квартире, не зная

даже порой, кто живёт по соседству.

Десятое – в настоящее время стали более сложными задачи семейного воспитания.

Раньше родители готовили своих детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, в котором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования. А сегодняшние родители вынуждены готовить своих детей для вступления в жизнь, которой они не могут знать, о требованиях которой они не имеют понятия.

Наши рекомендации