Условия и правила успешного семейного воспитания.
Выдающийся русский педагог XIX–XX века П.Ф. Лесгафт определял условия, при которых каждый ребенок может стать «предельно нормальной личностью», следующим образом:
1. Атмосфера любви и взаимного уважения. Человек, лишенный такой атмосферы не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро.
2. Наличие высоконравственного воспитателя, который
учит ребенка быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом.
3. Регулярный и радостный общественно-полезный труд.
Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам имитировать ее в игре, затем включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
4. Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр и т. д.
5. Гармоническое развитие всех способностей ребенка.Слушание сказок, музыки и песен должно сменяться физическими упражнениями, подвижными играми, работой в саду.
6. Соблюдение принципа постепенности и последовательности. По мере роста и развития ребенка задания должны становиться все более сложными и трудными. Но они должны быть посильными, иначе ребенок потеряет к ним интерес, появится лень.
7. Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить примером безнравственного поведения.
С точки зрения современной педагогики, для успешного воспитания в семье необходимо обратить также внимание на следующие моменты:
•Взаимоотношения между супругами, культура их общения – определяют общий психологический климат семьи.
•Контакт глаз между родителями и детьми – очень важен не только для установления хорошего взаимопонимания, но и для удовлетворения эмоциональной потребности ребен-
ка.
•Физический контакт (поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживания и пр.) – является эффективным способом укрепления психологического и физического здоровья ребенка, способ передачи ему родительской любви, установления взаимоотношений.
•Пристальное внимание, позволяющее ребенку чувствовать себя значимой личностью.
Условиями успешного воспитания ребёнка в семье можно считать также следующие:
1. Отношение к ребёнку: например
любовь к ребёнку, отношение к ребёнку как к существу равному; уважение к ребёнку – признание его личности;
2. Развитие:
создание поля возможностей, не только соответствующих сегодняшнему уровню развития ребёнка, но и опережающих;помощь ребёнку в удолетворении его потребностей
в познании,предоставление ребёнку свободы выбора – чем
заняться, во что поиграть, что поделать;
3. Родители:
любовь, взаимопонимание, сотрудничество в отноше-
ниях между родителями;зрелое отношение родителей к своей социокуль-
турной миссии – воспитанию детей;доброта, участие, сотрудничество с детьми, рацио-
нальная организация их жизни;
мудрость отца – создание в семье культа матери,
4. Категорические требования гуманного семейного воспитания:
Не применять к ребёнку насилия, даже из добрых,
заботливых побуждений.Не срывать зло на ребёнке!Не бить ребёнка!Не лгать ребёнку!
34. Проблема объективных трудностей и противоречий семейного воспитания в современных условиях белорусского общества: экономических, моральных, культурных и т. д.
Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. В семье должна проходить вся жизнь ребенка. К сожа-
лению, в настоящее время наблюдается ряд объективных социальных факторов, разрушающих или ослабляющих традиционные семейные устои и таким образом затрудняющих полноценное семейное воспитание. Остановимся на некото-
рых из них:
Первое – это почти полное исчезновение труда в семье.Раньше семья трудилась как целое. Трудовое единство семьи создавало благоприятные условия для семейного воспитания.
Теперь же вся семья обыкновенно трудится вне дома. Дом все больше начинает превращаться из места труда в место отдыха. Психология трудового единства начинает выветриваться из семейной атмосферы.
Второе – семья основательно утрачивает традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребёнка надо, пока он ещё маленький и «лежит
поперёк, а не вдоль лавки».
Третье – вследствие происходящей урбанизации общества усилилась обезличенность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын или дочь
нарушает правила поведения, совершает асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно.
Четвёртое – это стремление населения к более комфортной жизни в городах. Современная городская жизнь с ее соблазнами, развлечениями и мнимыми удовольствиями настолько влечет к себе, что для удержания детей в семье ее
жизнь должна быть духовно богатой, и в ней должна быть теплая, доброжелательная атмосфера. Понятия авторитета,приличия и вежливости, поведение в общественной и частной жизни – все резко изменилось.
Пятое – это изменение положения женщины в современной жизни. Раньше главной заботой женщины была семья.
Шестое – малодетность современной семьи. Для ребенка очень важна детская среда, ему естественно жить среди таких, как он.
Восьмое – молодые семьи в современных условиях чаще всего отделяются от своих родителей. Но жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности воспользоваться их знаниями, опытом и мудростью в вопросах воспитания детей.
Девятое – в современном обществе состав и жизнь семьи всё больше ограничивается только родителями и детьми. Она как бы замыкается в своей городской квартире, не зная
даже порой, кто живёт по соседству.
Десятое – в настоящее время стали более сложными задачи семейного воспитания.
Раньше родители готовили своих детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, в котором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования. А сегодняшние родители вынуждены готовить своих детей для вступления в жизнь, которой они не могут знать, о требованиях которой они не имеют понятия.