Тематика практических занятий

Практическое занятие по теме «Основы профессиональной деятельности в сфере образования» (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, основные виды, подходы к определению структуры педагогической деятельности.

2. Учитель как субъект педагогической деятельности. Общая характеристика педагогической профессии.

3. Общая и профессиональная культура педагога.

4. Формы развития профессионально-педагогической культуры.

Литература для подготовки к практическому занятию:

1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]// В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

2. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, В.П. Каширин – М.: «Академия», 2007 – 478 с.

3. Педагогика: учебник [Текст] / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2007. – С.232-261

Дополнительная литература:

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений [Текст] / О.А. Абдулина – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – с. 40 – 141

2. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология» [Электронный ресурс] / Г.Х. Валеев. – Сайт «Педагогическая библиотека». - http://www.pedlib.ru/Books/1/0171/1_0171-1.shtml. - 15.02.2011. -Доступ с экрана. – Яз. рус.

3. Введение в специальность : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Рувинский, В. А. Кан-Калик, Д. М. Гришин и др.; Под ред. Л. И. Рувинского. - М.: Просвещение, 1988. –

4. Горелова Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности [Текст] / Г.Г. Горелова // Педагогика. - 2002. - №6. - С. 61-66

5. Илларионова Т.Ф. Индивидуальная образовательная программа как механизм организации процесса повышения квалификации учителей [Электронный ресурс] / Т.Ф. Илларионова. - Сайт «Педагогическая библиотека».- http://www.pedlib.ru/Books/5/0090/5_0090-21.shtml . - 15.02.2011. - Доступ с экрана. – Яз. рус.

6. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. [Электронный ресурс] / В.В. Краевский. - Сайт «Педагогическая библиотека».- http://www.pedlib.ru/Books/1/0151/1_0151-1.shtml . - 15.02.2011. - Доступ с экрана. – Яз. рус.

7. Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие [Текст]/ В.А. Сластенин. - М.: Прометей, 1993. - 177с

Практическое занятие по теме «Педагогическое взаимодействие в профессиональной педагогической деятельности» (5 часов)

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности педагогического взаимодействия в профессиональной педагогической деятельности. Способы взаимодействия, средства коммуникации.

2. Бесконфликтное общение с различными субъектами педагогического процесса.

3. Технология педагогического общения.

4. Общественно-профессиональная дискуссия.

5. Способы профессионального самопознания и саморазвития. Программа профессионального саморазвития.

Литература для подготовки к практическому занятию:

1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]// В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

2. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, В.П. Каширин – М.: «Академия», 2007 – 478 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/И.А. Зимняя - Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя - Сайт «Педагогическая библиотека».- http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/2_0309-277.shtml - 15.02.2011. - Доступ с экрана. – Яз. рус.

Дополнительная литература:

1. Гребенкина, Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии [Текст]/ Л.К. Гребенкина, Л.А. Байкова, О.В. Еремкина и др. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

2. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст]/В.А. Кан-Калик. - М., Просвещение, 1987. - 190

3. Социальная психология: Учеб.пособие [Текст]/Под. ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

Практическое занятие по теме «Теории и технологии обучения» (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Деятельность учителя по организации и управлению познавательной деятельностью школьников в процессе обучения.

2. Понятие «форма организации обучения». Многообразие форм организации обучения.

3. Урок как основная форма организации обучения в школе.

4. Понятия «просвещение» и просветительская деятельность.

5. Место просвещения в процессе образования и особенности просветительской деятельности. Функции просвещения.

6. Формы просветительской деятельности.

7.Критерии эффективной просветительской деятельности.

Литература для подготовки к занятию:

1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст]/ В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с. (С.68-89, С.171-180)

2. Загрекова, Л.В. Дидактика: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.завед. [Текст]/Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высшая школа. – 2007. – 383 с. (С.296-322, С.334-354)

3. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с. (С.152-154)

4. Осмоловская, И.М. Дидактика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/И.М. Осмоловская. – М.: Издательский центр «Академия». – 2006. – 240 с. (С. 56-66, С.119-135)

5. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Ситаров/ Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 368 с.

Дополнительная литература:

1. Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников/Школьные технологии.-2002, №5,с.56

2. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекция и семинарские занятия [Текст]/ Г.М. Афонина/ Под ред. Абдуллиной О.А. – 2-е издание. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 221-241

3. Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2007. – С.310-340

4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст]/ Г.К. Селевко . – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

5. Щуркова, Н. Е. Новые технологии педагогического процесса [Текст]/Н.Е. Щуркова – М., 1993. – С. 15–23; 83–103.

6. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии [Текст]/Н.Е. Щуркова. – М., 1998. – С. 46–84; 184–206.

4. Осмоловская, И.М. Дидактика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/И.М. Осмоловская. – М.: Издательский центр «Академия». – 2006. – 240 с. (С. 56-66, С.119-135)

5. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Ситаров/ Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 368 с.

Дополнительная литература:

1. Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников/Школьные технологии.-2002, №5,с.56

2. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекция и семинарские занятия [Текст]/ Г.М. Афонина/ Под ред. Абдуллиной О.А. – 2-е издание. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 221-241

3. Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2007. – С.310-340

4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст]/ Г.К. Селевко . – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

5. Щуркова, Н. Е. Новые технологии педагогического процесса [Текст]/Н.Е. Щуркова – М., 1993. – С. 15–23; 83–103.

6. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии [Текст]/Н.Е. Щуркова. – М., 1998. – С. 46–84; 184–206.

Практическое занятие по теме «Теории и технологии воспитания» (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Воспитание как процесс. Этапы воспитательного процесса. Проектирование воспитательного процесса.

2. Методы, приемы, средства воспитания, формы воспитательной работы.

3. Личность и факторы (внутренние и внешние, природные и социальные) ее формирования. Среда и ее влияние на развитие человека. Факторы социализации.

4. Культурные контексты социализации и воспитания человека.

5. Организация воспитания в условиях поликультурного общества.

6. Деятельность – основа воспитательного процесса. Виды воспитывающей деятельности и их характеристика.

7. Ведущая деятельность и особенности организации воспитывающей деятельности на разных возрастных этапах развития личности. Требования к организации воспитывающей деятельности.

Литература для подготовки к занятию:

1. Гребенкина, Л.К. Методика воспитательной работы: учеб. пос. для студ-тов высш. учеб. заведений [Текст] /Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., испр. и перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – С. 3-17; 61–62; 113–129.

2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.

3. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики [Текст] /С.Д. Поляков. – М., 1996. – С. 8–14; 17–38; 90–93.

4. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания [Текст] /М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004.

5. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]// В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

6. Формы воспитательной работы классного руководителя [Текст] /под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 112 с.

7. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии [Текст] /Н.Е. Щуркова, П.И. Арапова, И.В. Бабурова и др.; под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998. – С. 88-138.

Практическое занятие по теме «Теории и технологии сопровождения субъектов педагогического процесса» (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия «педагогическая поддержка», «сопровождение», «индивидуальная помощь», их взаимосвязь.

2. Теория педагогической поддержки О.С. Газмана и ее развитие в современной педагогике.

3. Концепция педагогического сопровождения М.О. Рожкова.

4. Педагогическое сопровождение на основе индивидуальных образовательных траекторий (Е.А. Александрова).

5. Индивидуальная педагогическая помощь в процессе социализации личности.

Литература для подготовки:

1. Александрова, Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования [Электронный ресурс]/Е.А. Александрова – Сайт Института системны исследований и координации социальных процессов. –http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html - 12.12.2010. – Яз. рус. – доступ с экрана

2. Александрова, Е.А. Индивидуальные маршруты в дополнительном образовании [Текст]/ Е.А. Александрова, Л.М. Митрофанова /Новые ценности образования: индивидуальность в образовании. - № 2 (17), 2004. – С. 118-122

3. Миновская, О.В. Индивидуальная педагогическая помощь ребенку в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие[Текст]/ О.В. Миновская – Кострома: Авантитул, 2008. – 52 с.

4. Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие[Текст]/ Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин .- М.: МИРОС, 2001.—208 с

5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов[Текст]/ А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с. (С.152-154)

6. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике /Т.А. Строкова //Педагогика.- 2002. - №4. – С.20-27.

7. Фрумин И.Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием/ Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. – М, 1996. – С. 26-29

Практическое занятие по теме «Особенности современного этапа развития образования» (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Тенденции демократизации, гуманизации, вариативности, дифференциации, информатизации образования.

2. Глобализация и проблема сохранения национальных традиций в образовании на современном этапе в образовании.

3. Модернизация школьного воспитания во второй половине двадцатого века.

4. Формирование единого образовательного пространства. Болонский процесс как средство интеграции европейских систем образования.

Литература для подготовки к практическому занятию:

1. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст]/А.Н. Джуринский - М.: Владос,2000.

2. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие [Текст]/А.Н. Джуринский - М.: ВЛАДОС,1999

3. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития [Текст]/А.Н. Джуринский - М.: Просвещение, 2005

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации//Официальные документы в образовании.- -2000,№21

5. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.,2008

6. Образование: тенденции и инновации в условиях социальных перемен. – М.: Педагогика. 2008

7. Давыдов, Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образования[Текст]/Ю.С. Давыдов // Педагогика,2005,№10

8. Троицкий, В.Ю. Русская школа и современное состояние образования [Текст]/В.Ю.Троицкий //Педагогика,2005,№7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст]/А.Н. Джуринский - М.: Владос,2000

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/И.А. Зимняя - Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с.

3. Педагогика: учебник [Текст] / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2007. – С.232-261

4. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]// В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

5. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, В.П. Каширин – М.: «Академия», 2007 – 478 с.

Дополнительная литература:

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений [Текст] / О.А. Абдулина – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – с. 40 – 141

2. Александрова, Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования [Электронный ресурс]/Е.А. Александрова – Сайт Института системны исследований и координации социальных процессов. –http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html - 12.12.2010. – Яз. рус. – доступ с экрана

3. Александрова, Е.А. Индивидуальные маршруты в дополнительном образовании [Текст]/ Е.А. Александрова, Л.М. Митрофанова /Новые ценности образования: индивидуальность в образовании. - № 2 (17), 2004. – С. 118-122

4. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекция и семинарские занятия [Текст]/ Г.М. Афонина/ Под ред. Абдуллиной О.А. – 2-е издание. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 46 -65, 109-123

5. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология» [Электронный ресурс] / Г.Х. Валеев. – Сайт «Педагогическая библиотека». - http://www.pedlib.ru/Books/1/0171/1_0171-1.shtml. - 15.02.2011. -Доступ с экрана. – Яз. рус.

6. Введение в специальность : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Рувинский, В. А. Кан-Калик, Д. М. Гришин и др.; Под ред. Л. И. Рувинского. - М.: Просвещение, 1988. –

7. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски/ Сост. Н.Л. Селиванова. – М.: Знание, 1989 – 80 с.

8. Горелова Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности [Текст] / Г.Г. Горелова // Педагогика. - 2002. - №6. - С. 61-66

9. Гребенкина, Л.К. Методика воспитательной работы: учеб. пос. для студ-тов высш. учеб. заведений [Текст] /Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., испр. и перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – С. 3-17; 61–62; 113–129.

10. Гребенкина, Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии [Текст]/ Л.К. Гребенкина, Л.А. Байкова, О.В. Еремкина и др. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

11. Давыдов, Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образования[Текст]/Ю.С. Давыдов // Педагогика,2005,№10

12. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития [Текст]/А.Н. Джуринский - М.: Просвещение, 2005

13. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст]/ В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.

14. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.,2008

15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя - Сайт «Педагогическая библиотека».- http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/2_0309-277.shtml - 15.02.2011. - Доступ с экрана. – Яз. рус.

16. Илларионова Т.Ф. Индивидуальная образовательная программа как механизм организации процесса повышения квалификации учителей [Электронный ресурс] / Т.Ф. Илларионова. - Сайт «Педагогическая библиотека».- http://www.pedlib.ru/Books/5/0090/5_0090-21.shtml . - 15.02.2011. - Доступ с экрана. – Яз. рус.

17. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст]/В.А. Кан-Калик. - М., Просвещение, 1987. - 190

18. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. [Электронный ресурс] / В.В. Краевский. - Сайт «Педагогическая библиотека».- http://www.pedlib.ru/Books/1/0151/1_0151-1.shtml . - 15.02.2011. - Доступ с экрана. – Яз. рус.

19. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вуз.[Текст]/ Под ред В.А. Сластенина. – 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 144 с.

20. Миновская, О.В. Индивидуальная педагогическая помощь ребенку в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие[Текст]/ О.В. Миновская – Кострома: Авантитул, 2008. – 52 с.

21. Миновская, О.В. Индивидуальная педагогическая помощь ребенку в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие[Текст]/ О.В. Миновская – Кострома: Авантитул, 2008. – 52 с.

22. Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие[Текст]/ Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин .- М.: МИРОС, 2001.—208 с

23. Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие[Текст]/ Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин .- М.: МИРОС, 2001.—208 с

24. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов[Текст]/ А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с. (С.152-154)

25. Национальная доктрина образования в Российской Федерации//Официальные документы в образовании.- -2000,№21

26. Образование: тенденции и инновации в условиях социальных перемен. – М.: Педагогика. 2008

27. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики [Текст] /С.Д. Поляков. – М., 1996. – С. 8–14; 17–38; 90–93.

28. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания [Текст] /М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004.

29. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Ситаров/ Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 368 с.

30. Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие [Текст]/ В.А. Сластенин. - М.: Прометей, 1993. - 177с

31. Социальная психология: Учеб.пособие [Текст]/Под. ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

32. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике /Т.А. Строкова //Педагогика.- 2002. - №4. – С.20-27.

33. Троицкий, В.Ю. Русская школа и современное состояние образования [Текст]/В.Ю.Троицкий //Педагогика,2005,№7

34. Формы воспитательной работы классного руководителя [Текст] /под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 112 с.

35. Фрумин И.Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием/ Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. – М, 1996. – С. 26-29

36. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии [Текст] /Н.Е. Щуркова, П.И. Арапова, И.В. Бабурова и др.; под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998. – С. 88-138.

Наши рекомендации