Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью
Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается
Братец, принеси дрова!
Заболела голова!
Средний, ты наколешь дров?
Я сегодня не здоров!
Ну, а ты натопишь печку?
Ох, болит мое сердечко!
Ты, меньшой, свари обед!
У меня силенок нет!
Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам!
Голодать готовы?
— Мы уже здоровы!
И. Лопухина
Правая и левая
Водят поезда,
Правая и левая
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать.
Правая и левая
Могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь.
Руки так устали...
Правая и левая спят на одеяле. О. Дриз
* * *
Ну-ка, братцы,
За работу!
Покажи свою охоту!
Тебе, большой, дрова рубить.
Тебе, указательный, печку топить.
Среднему — воду носить.
Безымянному — кашу варить.
Ты, мизинчик-малышок,
Вымой глиняный горшок.
Мимические упражнения
Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен — недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.
Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова — приятно, ругают — неприятно. Мама не пустила гулять — расстроены, пришел друг в гости — радостны.
Показать, как вы рассердились на щенка, который стащил папины тапочки. Простили его — у вас доброе выражение лица.
Изобразить человека, изнемогающего от жажды и голода.
Показать, каким разным может быть взгляд человека. Изобразить насмешливый, добрый, хитрый, умоляющий, печальный, злобный, ликующий, сияющий, обиженный взгляд.
Закрывать по очереди глаза: «Спи, глазок, спи, другой. Засыпай, правый глаз. Засыпай, левый глаз. Просыпайтесь сразу, оба глаза!»
3. Упражнения для мышц шеи Огорченная мама. «Может, в доме был потоп? Может, к нам приходил бегемот?»
Прижать ладони к ушам и наклонять голову в разные стороны, преодолевая сопротивление рук и произнося «Ай-ай-ай!»
4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Жуем ириски. Жевательная резинка. Имитация жевания.
5. Упражнения для щек и губ
Малыш, сосет соску. Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем возвратить в нормальное положение
Толстячки — худышки. Попеременно надувать и втягивать щеки. Надуваем шар или мыльный пузырь. Вытягивать губы узкой воронкой. Веселый Буратино. Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в исходное положение. Печальный Пьеро. Опустить уголки губ вниз.
6. Упражнения для языка
Пробуем вкусное варенье. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка облизать губы, делая движения по кругу.
Чистим зубы. Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.
Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке. Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу.
Язык отдыхает на кровати. Рот широко открыт. Язык лежит на дне ротовой полости.
7. Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции
Плач ребенка. Произносить звук а (громко, тихо, шепотом, затем в одной тональности).
Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а».
Эхо. Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у!» (Громко.) Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у!» (Тихо.)
Малыш учится говорить. Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бю.»
8. Речевая зарядка
Нос, умойся!
Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу, Оба глаза! Мойтесь, уши, Мойся, шейка! Хорошенько! Мойся, мойся, Обливайся! Грязь, смывайся!
Э. Мошковская
9. Психогимнастика. Пластические этюды
Осторожные дети. Показать, какими осторожными вы бываете в лесу, боясь напугать лесных обитателей.
Вдруг услышали медвежьи шаги, испугались. Оказалось — это зайчик пробежал. Показать: вы смелые, бесстрашные, никого не боитесь
Вы долго ходили по лесу, устали, измучились, проголодались. Поели земляники — стали бодрыми, радостными.
Образные перевоплощения
Изобразить человека, который несет тяжелый груз.
Показать: великан ходит среди лилипутов, лилипут среди великанов.
Изобразить охоту первобытных людей на мамонта.
Тема «Семья»
Развитие мелкой моторики
Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии со смыслом текста стихотворения и потешки.
Дружная семья
Кто-то делает вот так — Рубит дерево вот так: Тук-тики, Тук-тики, Так!
Кто-то делает вот так —
Молотком стучит вот так:
Дзинь-тики,
Дзинь-тики,
Так!
Кто-то делает вот так —
Тесто шлепает вот так:
Шлеп-тики,
Шлеп-тики,
Так!
Кто-то делает вот так:
Топ-тики,
Топ-тики.
Лбом о столик:
Тук-тики.
Чашку на пол: Дзинь-тики. Возле стенки: Шлеп-тики. Так! В. Орлов
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.
Мимические упражнения
Изобразить маму (огорченную, печальную, радостную).
Изобразить добродушную маму, строго дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка.
«Родители ушли в гости, а ребенка оставили дома одного». Изобразить состояние тоски и одиночества.
Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек.
Жуем орехи. Имитация жевания.
Упражнения для щек и губ
Малыш отказывается пить горячее молоко. Прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.
Малыш, захотел кушать. Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.
Прощание. Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй».
Упражнения для языка
Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).
Мама испекла пирожки с разной начинкой. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой».
Дразнилки. Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».
Игра «Я — не я». Улыбнуться, опустить кончик языка на нижние зубы. Педагог произносит предложения: «Я люблю варенье», «Я люблю мыть посуду», «Я люблю бить посуду» и т. д. Дети отвечают: «Я!» или «Не я!».
Маятник настенных часов. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык направо и налево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы язык не скользил по нижней губе и зубам.
Малыш сосет соску. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.
Развитие речевого дыхания и голоса
Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»
Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту».
Речевая зарядка
Произносить предложение «Мама, папа (брат) и я (вдох) – вот и вся моя семья!
Футбол
Сказала тетя:
— Фи, футбол! Сказала мама:
—Фу, футбол! Сестра сказала
—Ну, футбол! А я ответил:
—Во, футбол!
Г. Сапгир