Основные принципы построения системы

8.2.1. Распространенность речевых нарушений

Важным основанием для развития системы логопедических учреж­дений является потребность в этих учреждениях, что определяет­ся па данных о распространенности речевых нарушений.

6 7

9 10 11 Возрас

По статистическим данным, на­рушения речи чаще всего встреча­ются в дошкольном возрасте. Среди детей 5—6 лет около 1% имеют нарушения речи и нуждаются в логопедической помощи. Сюда не входят дети с нарушениями, обу-словленпыми врожденными нару­шениями слуха или глубоким сла­боумием.

Под воздействием общих педа­гогических и логопедических мер большая часть дислалий, обуслов­ленных развитием, может быть устранена до поступления ребенка в школу. Центрально и психогепно обусловленные нарушения, как правило, плохо поддаются меди­цинскому и логопедическому воз­действию и встречаются в школь­ном возрасте. Большинство нару­шений звукопроизношения, прояв­ляющихся в этот период, сущест­вовало ранее в скрытом виде. Под влиянием обусловленных развити­ем соматических изменений и по­вышенной социальной нагрузки эти нарушения начипают остро проявляться. У детей 7—8 лет могут проявиться нарушения чтения и письма. Во 2—4-х классах нарушения чтения и письм встречаются почти у 3% учащихся. Нарушения чтения и письм и их последствия часто заставляют подозревать слабоумие. Tai как в прошлом для этой категории учащихся не было специальны: логопедических учреждений, многие из них переводились во bchoIJ могательные школы или оставались в массовых школах. В стар! ших классах плохие оценки по чтению и письму компенсирова| лись за оценками по другим видам работ по родному языку, тар что нарушение маскировалось, а не устранялось.

Б пубертатный период впервые могут проявиться мутационньи нарушения голоса. Обследования учащихся и студентов, проведен ■ ные Kirschbach, показали, что функционально обусловленные нару­шения голоса у профессиональных чтецов часто оказываются мутационными нарушениями, на которые в свое время пе обрати ли внимания. Нарушения речи у взрослых возникают вследствш болезней, несчастных случаев или психических травм. Логопеди­ческому воздействию подлежат в основном лица, страдающие афа впей,, и больные после удаления гортани. '

Рис. 27. Распространенпост(] речевых нарушений, нуждам щихся в исправлении. А — Нарушения у детей в в031 сте 5—6 лет. В —Нарушения Ы чи ко времени поступления школу. В — Нарушения ре* ко времени перехода ео 2-|' класс. Г — Нарушения реч включая нарушения чтения письма, отчетливо проявляющи* ся на 2-м году обучения.

Особую проблему представляют собой изменения речевых функций у престарелых.

Дапные о распространенности речевых парушений приблизи­тельны, так как проявление п динамика любого парушения речи зависят от профилактики и исправления в конкретных условиях. Данные о распространенности следует считать приблизительными. Мы ориентируемся на данные таких логопедических центров, ко­торые располагают хорошо налаженнойсистемой подчиненных учреждений истремятся попользовать последние достижения пауки (рис. 27).

8.2.2.

Принцип раннего выявления — раннего лечения

Общее положение о том, что чем раньше выявляется нарушение любого характера, тем легче его устранить, относится и к наруше­ниям речи.

Принцип раннего выявлениянаправлен на определение време­ни возникновения нарушения. Так как большинство нарушений речи проявляется в дошкольном возрасте, раннее выявление и учет проводят у дошкольников, а в отдельных случаях — в груд-пом и младшем детском возрасте. Но эта практика пе должна приводить к тому, что выявление ограничивается дошкольным возрастом.

Вместе со своевременнымвыявлением иучетом речевых нару­шений должна начинаться логопедическая работа по устранению нарушения.Принцип раннегоисправления имеет те преимущества, что помогает предупредить вторичные нарушения, например ано­малии поведения, и включить человека с нарушением речи в об­щественную жизньс меньшей затратой сил и времени.

8.3. Организация системы логопедических учреждений

Развитие сети логопедических учреждений входит в компетенцию Министерства народного образования. На основе прогрессивных традиций ГДР и других стран, результатов новых исследований, практического опыта и успехов в организации возникла система логопедических учреждений, которую К.-P. Becker (1963) пред­ставил как единую функциональную систему и назвал «логопеди­ческим центром».

Система включает:

— районные речевые школы, которые выполняют функцию веду­щего учреждения. Они имеют широко профилированное отделениемладших классов и, как правило, классы до 6-й ступени. Для уча­щихся из отдаленных местностей при районной речевой школе

имеется интернат. В речевую школу принимают детей с тяжелой формой заикания, тяжелым отставанием в речевом развитии и нарушениямичтения и письма. Дети обучаются по возможности в однородных классах. В 4—6-х классах обучаются дети со стойки­ми нарушениями речи, которые нуждаются в дальнейшей интен­сивной логопедической помощи. Вопрос о приеме учащихся со стойкими нарушениями речи в речевую школу, имеющую 10 клас­сов, решает центральная комиссия;

— неполные речевые школы, в которых имеются только младшие классы того же профиля, что и в районной речевой школе. Для обу­чения в старших классах дети переводятся в районную речевую школу.

Для детей с нарушениями чтения и письма при нескольких ре­чевых школах созданы отдельные классы, где дети занимаются родным языком и математикой по специальным программам. Посте­пенно такие классы будут организованы при всех речевых школах и при некоторых массовых;

— дошкольные логопедические учреждения делятся на подготови­тельные отделения при школах и самостоятельные детские сады. Дошкольные отделения связаны со школой организационно и функ­ционально. Речевые детские сады организуются в округе для дошкольников с нарушениями речи, где нет речевой школы.

В специальные дошкольные учреждения принимают детей с заиканием, отставанием в речевом развитии и тяжелым косноязы­чием. В этих учреждениях устраняют нарушения речи в процессе развития личности детей и обеспечивают их своевременное посту­пление в школу;

— специальные педагогические консультации, функционально связанные с речевой школой для лиц с нарушениями речи.

В зависимости от числа жителей округа или городского района определенное число логопедов, работников школ или детских са­дов используют для амбулаторной логопедической работы в кон­сультациях. Вместе с представителями .здравоохранения логопеды, работающие амбулаторио, занимаются систематически выявлени­ем лиц с нарушениями речи. Так обслуживаются преимущественно дошкольники и более легкие случаи нарушений речи и голоса. Но если нет других логопедических учреждений, логопед, работающий амбулаторно, обязан обслуживать и других лиц, нуждающихся в логопедической помощи. В ближайшие годы сетв- специальных педагогических консультаций будет расширяться так, чтобы они были во всех округах;

— логопедический детский санаторий. В этом учреждении осу­ществляется специализированная, комплексная помощь логопедов и психоневрологов детям с тяжелыми речевыми неврозами; курс лечения—3 мес. Дети поступают, как правило, из 3-го класса ре­чевой школы и готовятся к обучению после санатория в массовой школе по месту жительства;

Рис. 28. Структура и функционирование логопедического центра.

1 — Отдельные школы, имеющие с 1;го по 10-Й класс. 2 — Проектируемые учреждения.

— интернат для детей с тяжелым отставанием в речевом разв тип будет организован, как только в результате научных исслед ваний будут разработаны надежные методы логопедическ диагностики и воспитания этих детей (рис. 28).

8.4. Функционирование системы логопедических учреждений

Все логопедические учреждения служат социалистическому o6yj чению и воспитанию, а также устранению, уменьшению или npt дупреждению нарушений речи и голоса и других существенны]: признаков затруднения в обучении.

Тесное взаимодействие всех логопедических учреждений укг занной системы помогает наилучшим образом достичь этис целей.

В этой системе особое значение имеют специальные педагогия* ские консультации, так как они практически имеются в каждо! округе и должны в первую очередь решать многообразные задач1 Это требует от каждого работающего амбулаторно логопеда высс кого профессионального и политического уровня. Логопед додже! хорошо владеть диагностикой, дидактикой и методикой, а такж| обладать чувством ответственности, организационным талантом настойчивостью.

Сотрудники консультаций занимаются также пропагандой логопедических знаний, способствующей профилактике, выявления и учету речевых нарушений, повышению квалификации персонал! детских садов, учителей и медицинского персонала. Хорошо заре­комендовали себя беседы с целью пропаганды логопедически знаний в женских консультациях.

Тесное сотрудничество с местными педиатрами и другими вра[ чами-специалистами способствует выявлению дошкольников с на[ рушениями речи до первого осмотра школьными врачами, которым проводится за 17г года до поступления в школу. Медицинские ос] мотры следует проводить так, чтобы с помощью работников детског] сада выявлялись речевые недостатки у детей. Кроме логоледиче ской работы, логопед консультации вместе с врачами-специалиста] ми и психологом участвует в диагностическом обследовании пред] варительно отобранных детей.

В работе с дошкольниками логопед специальной педагогическо] консультации ориентируется на учебно-воспитательную программ; детского сада, со школьниками — на школьную программу соответ­ствующего класса, особенно по предмету «родной язык». При этом логопед должен учитывать все области воздействия. Предпочти­тельная форма логопедической работы в консультации — группо­вое обучение. При этом используются все возможности коллектив; для коммуникации. Ограниченные организационные возможности консультации по сравнению с логопедическим детским садом или школой можно расширить за счет установления контактов с родителями, педагога­ми и близкими ребенка с нарушением речи и привлечения их к логопедической работе. Особенно важно поддерживать связь с учителями младших классов в смысле профилактики нарушений чтения и письма у детей и работы с детьми, имеющими эти нару­шения.

Голосовые данные абитуриентов, собирающихся овладеть про­фессией, связанной с усиленным использованием речи, логопед консультации обследует только в том случае, если в радиусе ее обслуживания нет фониатра или оториноларинголога с соответст­вующей квалификацией.

Важной задачей консультаций является поддерживающее наб-людеиие окончивших все виды логопедических учреждений. Успех реабилитации должен стабилизироваться при помощи различпых мер.

Эта сторона деятельности логопеда является важной составной частью комплексных мер по реабилитации лиц с тяжелыми рече­выми неврозами. Закончившие курс лечения в логопедическом дет­ском санатории, как правило, в течение года находятся под на­блюдением. -*м | Рецидивы нарушений речи у подростков и взрослых встречают­ся не так часто, как нарушения речи. Но они не исключены. Если нет другого медико-логопедического учреждения, то исправ­лением занимается консультация.

Дети 3—6 лет с тяжелым отставанием в речевом развитии или тяжелым заиканием передаются специальными педагогическими консультациями в логопедические детские сады или дошкольные подготовительные отделения школ. Для раннего выявления и вое- > питания создается все больше специальных групп в дошкольных учреждениях. Для детей с тяжелым отставанием в речевом разви­тии будут разработаны специальные учебно-воспитательные прог­раммы. Предполагается продлить пребывание этих детей в до­школьном учреждении на один год. По возможности эти дети должны достигать готовности к обучению в массовой школе, но следует определить, какой тип специальной школы даст ребенку наилучшие возможности для развития.

Специфика работы в дошкольных учреждениях состоит в том, что учебно-воспитательный процесс по соответствующей программе сочетается с мерами по устранению или уменьшению нарушения речи и других существенных признаков затруднения в обуче­нии. Таким образом обеспечивается всестороннее развитие дош­кольника, посещающего логопедический детский сад пли дошколь­ное отделение.

При полноценном действии системы логопедических учрежде­ний в речевые школы должны попадать только те дети, которые в предшествующих логопедических учреждениях не смогли подгото-

виться к поступлению или переводу в массовую школу. Это отн сится к части детей с отставанием в речевом развитии и с ваикй HijeM. Для возможно более правильного определения типа школь] Или дальнейшего обучения ребенка составляется рекомендация ъ \ основании обследования, но его методика требует доработки.

Формирование классов по типу и степени нарушения является хорошей предпосылкой эффективной работы. Этого

ного принципа ми придерживаемся как в речевой школе, так в логопедическом детском саду. Логопедический режим в речево|^ школе осуществляется благодаря продленному дню. Для решен* специфических задач речевой школы привлекают родителей, шеф ские бригады, детские и молодежные организации. Это особен!, касается систематической активной адаптации учащихся к нор малы-юй коммуникации в общественной деятельности.

Нарушения чтелия и письма становятся совершенно очевыдн1|1 ми только ко второму году обучения. При явных нарушениях чт ния и письма, которые нельзя устранить при помощи указанны^ мер в массовой школе, учащихся переводят в классы для детей нарушениями чтения и .письма. Нарушения письменной речи ка] ■важной функции и средства обучения не ограничиваются толы нарушением вербальной сферы, но влекут за собой нарушения других областях работоспособности и социального поведения. Дет с нарушениями чтения и письма повторяют программу второго го^ обучения и после 3-го класса (специального) переходят в 4-й кла массовой школы.

В логопедическом детском санатории продолжается 3-й кла речевой школы. Сюда попадают дети, которые вследствие заик ния уже давно посещают речевую школу и лоэтому не могут бы переведены в массовую. Курс лечения длится 3 мес. При опасно] *ти рецидива предусмотрено непродолжительное дополнительно пребывание в санатории летом. Комплексный медико-психолог логопедический курс лечения интенсивно воздействует на лич ность в целом. Целью лечения является перевод всех детей в мае] совую школу.

Нарушения голоса и речи, которые возникают на фоне острь]! или хронических заболеваний, исправляются в специализировав) -ных клиниках. Во многих случаях наряду с медицинской терапио необходима логопедическая коррекция, так что и здесь для ycneid ной реабилитации психиатр, фониатр и логопед должны действе] вать совместно.9, Профилактика нарушений речи

9.1. Профилактика нарушений голоса

Нарушения голоса возникают чаще всего вследствие неправильно­го голосообразоваиия и проявляются чаще у лиц, профессии кото­рых связаны с большой нагрузкой на голос, и певцов. Поэтому те, кто постоянно пользуется своим голосом, должны знать основы голосообразования и обладать элементарными навыками исполь­зования голоса. Это особенно касается педагога, который своим нримером воспитывает правильное голосообразовапие у детей.

Хриплость голоса в детском возрасте возникает в основпом из-за чрезмерного его напряжения. Необходимо следить за хоро­шим самочувствием ребенка и устранять все, что этому мешает. Вместе с тем нельзя уступать любому крику ребенка.

У многих детей дошкольного и школьного возраста наблюда­ется хриплость голоса. Причина этого — неправильное использова­ние голоса в речи и пенни. Учителя, которые сами говорят повы­шенно громким и высоким голосом и побуждают этим примером так же отвечать учащихся, вместо того, чтобы воспитывать у них ясную и выразительную, но спокойную речь, дают первый толчок к нарушению голоса. От этого страдают и учащиеся, и сам учитель. Учитель, который силой голоса пытается добиться уважения и хорошей дисциплины, обычно достигает обратного. Kirschbach (1967) подробно разобрал связь между нарушенным голосом учи­теля ж поведением учащихся. У детей необходимо устранять не­достатки осанки, которые приводят к напряженным состояниям: дыхательной и голосовой мускулатуры, что способствует наруше­ниям голоса.

Причипой неправильного использования голоса может быть также чтепие или пение хором при неправильном руководстве. Вследствие ограниченного индивидуального акустического контро­ля дети стараются перекричать друг друга. Это доставляет им удовольствие, и они кричат намеренно. Правильное пение имеет большое значение для воспитания и развития голоса и речи. Пе­ние развивает эстетические чувства и коллективные связи. Пение полезпо также для здоровья: дыхание становится интенсивным, укрепляется дыхательная мускулатура, поддерживаются деятель­ность сердца и обмен веществ. Если пенпе физически трудно ре­бенку, то его следует показать врачу для своевременного выявле­ния и лечения возможных болезней или болезненных изменений (например, увеличение аденоидов). Пением можно заниматься в помещениях, отвечающих гигиеническим требованиям.

Мутационный период требует от родителей и учителей пра­вильного отношения к детям. Показаны голосовые упражнения в нижнемрегистре голосового диапазона. Возможные нарушения

Ллоса в этот период не должны оставаться без внимания учител X своевременногооказания медицинской и логопедической по

М°^Гчя профилактики нарушений голоса принципиально важш^ля nP°*UJid рСтественпом речевом регистре индиффе-

люпцльзование голоса в естественн Р е д ной

S^JTS^^SSSиндивидуальных физиологе] скихвозможностей ни по силе, ™ повысите коммуника.

Л35Я ГвырХельности голоса можно су дить о психическом состоянии человека.

9.2. Воспитание и культура речи

В общем ребенок младшего возраста растет как в семье, так и ^ детских яслях. В этих социальных условиях проходят первые стадии онтогенетического развития речи. Для этого прежде всегс необходимы правильный речевой образец и достаточное побужде­ние к подражанию речи. На первой лепетной стадии мать, чаете обращаясь к ребенку, побуждает его к лепету, радуясь его прояв-1 лениям. Ребенок подражает речи лиц, которые ему нравятся, при этом эмоциональная связь имеет большое значение. Это необходи­мо учитывать при воспитании в учреждениях для грудных детей. '

Для периода подражательного лепета важен правильный образец, Чем лучше и отчетливее говорить с ребенком, тем точнее он вос­производит звуки родной речи. Он тренирует подвижность своих речевых органов и развивает способность к фонематической диф-

ференцировке.

Ребенок должен испытывать интерес к речевым проявлениям и удовольствие от них, при этом он следует потребности в речи и не выносит принуждения. Имитация взрослыминеразвитой дет^ ■ской речи неблагоприятно сказывается на речевом развитии детей, Благодаря этому закрепляются различные недостатки, особенна! неправильная артикуляция. Но это не значит, что в этот период совсем нельзя пользоваться уменьшительными суффиксами. В об4 щении с детьми речь выполняет в основном психолого-педагогиче-^ скую, а не только фонетическую функцию.

Воспитаниемречи необходимо заниматься уже в младшем дет ском возрасте, когда развиваются основные черты характера ре-1 бенка, способствующие формированию его личности. На это важно указать, пропагандируя педагогические зпания среди родителей. Sick разработал соответствующее руководство. Автор излагает ос-1 новные этапы речевого иумственного развития дошкольника в] соответствии с его физическим развитием. Он даст также разно­образные советы по руководству этим сложным процессом. Эти! знания важны и для других лиц, занимающихся воспитанием. Пер-1/ сонал детских яслей должен располагать необходимыми знаниями

по воспитанию речи.

После начала собственной речи к 3-му году ребенок постепенно преодолевает физиологическую недостаточность в результате/не­соответствия между сильной потребностью в речевом общении в еще несовершенной моторной подвижностью речевых органов. В этот период трудностей речевого выражения ребенку нужно так­тично и незаметно помогать находить правильные формулировки. Эту задачу выполняют прежде всего члены семьи и воспитатели детских садов. Воспитание речи направлено на формирование по­нятий, расширение словаря и правильное использование речевых стереотипов. Ребенку показывают и называют предметы, лица и ситуации. Материал должен соответствовать возрасту и пониманию ребенка. Радостные эмоции вызывают различные детские стихи. От скороговорок, особенно у менее ловких детей, лучше отказать­ся, так как дети быстро теряют в этих случаях желание говорить. В дошкольном возрасте следует приучить ребенка ктому, что* устная речь является основным средством общения, а жесты — вто­ростепенным. Ребенок должен овладеть, произношением и грам­матическими формами речи.

В дошкольном возрасте произношение еще не стабилизировано^ Следует закреплять правильную артикуляцию и исправлять не­правильную воспитательными мерами. Это уже обучение артику­ляции. В форме фонетических игр ребенок упражняется в 'произ­ношении отдельных звуков и учится использовать их в речи. Одновременно у него развивается фонематический слух.

Воспитатели детских садов и учителя младших классов должны иметь особенно хорошую речь и владеть методикой воспитания речи.

Для профилактики заикания и других нарушений развития ре­чи важно правильное педагогическое руководство детьми в период бурного развития речи. В этот период, который характеризуется многими обусловленными развитием трудностями, надо беречь ре­бенка от повышенных речевых нагрузок, психических конфликтов. и осторожно помогать ему находить правильные формы речи.

При выраженной леворукости многие невротические и обуслов­ленные развитием нарушения можно предупредить, если генотип доминирующей стороны использовать, а не подавлять насильно. Если при переучивании на правую руку возникает нарушение речи,. то прежде всего следует возвратиться к использованию доминиру­ющей стороны. Иногда только благодаря этому нарушение исправ­ляется. Многие речевые неврозы возникают вследствие длительно­го возбуждения; детей-невропатов следует беречь от конфликтных состояний.

Воспитание речи с целью профилактики речевых нарушений осуществляется прежде всего семьей. Родители должны иметь не­обходимые знания о развитии речи ребенка. Уже в конце прошлога столетия И. А. Сикорский предлагал со&дать. педагогические амбу-

латории для родителей. В социалистической системе образования пропаганда педагогических знаний и работа с родителями являют­ся составными частями педагогики. Эти возможности необходима лучше использовать для нужд логопедии. Логопеды консультаций уже много сделали в этом направлении. Работа с родителямиявля-ется действенным средством для нормального развития речи или устранения нарушения речи в естественных для ребенка усло­виях.

Критерием способности ребенка к обучению в школе является также его умение фонетически чисто, грамматически правильно и плавно говорить. Для своевременного поступления детей в шко­лу их предварительно обследуют приблизительно за год до того. У 20—30% детей обнаруживаются различные недостатки речи, изних 10% нуждаются в логопедической помощи для нормализации речевой деятельности к поступлению в школу. Большая часть таких детей страдает косноязычием, которое к поступлению в школу устраняется логопедом консультации.

Дети с тяжелой задержкой речевого развития и речевыми нев­розами должны как можно раньше начать посещать логопедиче­ский детский сад.

В школе особое значение приобретает предупреждение невро­зов. Часто скрытое заикание может снова проявиться в острой фор­ме, если учитель неблагоприятно действует на ребенка, требуя «молниеносных» ответов, чрезмерно критикуя недостатки или пос­тоянно делая замечания ит. п. Правильный речевой образец, тре­бование четкой артикуляции, особенно гласных, выразительность речи могут уменьшить заикание, а также полтерн, а иногда и устранить их. Воспитание речи в школе связано с ведущей ролью учителя. Его речь действует как образец для невольного подража­ния и целенаправленного воспитания. Речь учителя, особенно ло­гопеда, должна быть на высоком культурном уровне.

9.3. Формирование и воспитание слуха

Слух человека формируется на здоровой органической основе с самого раннего возраста под влиянием акустических раздражений. В противоположность всем другим живым существам человек в форме речевого знака должен не только воспринять, проанализиро-[ вать и провести синтез сложных звуковых явлений, но и указать их зпачение.

Эта способность развивается лучше всего в процессе речевой деятельности, так как при этом воспринимаются не только посто-ропние шумы или речь других лиц, но и собственная речь.

Если даже эти процессы проходят без осложнений, то их каче­ство зависит от сформированное™ слуха. Lindner (1966) представ­ляет слуховое восприятие речи как последовательный акт. Оно на­чинается с акустического внимания и приводит к пониманию смыс-■ла через узнавание речевых сигналов, анализ, восприятие комплек­сов, дополнение не полностью воспринятой речи.

Началом формирования слуха являются первые ступени этой ^последовательности. Мать, дающая грудному ребенку или ребенку младшего возраста звучащие игрушки, поступает правильно. Если ребенок случайно дотрагивается до погремушки, этот звук прив­лекает его акустическое внимание и способствует развитию ори­ентировки в пространстве. Ребенок начинает прислушиваться к окружающим звуковым явлениям. На акустические сигналы воз­никают грубые моторные, условяорефлекторные реакции. Чем дифференцированнее используемые сигналы, тем лучше развива­ется способность к различению. Если мать поет ребенку, то песня тоже служит развитию слуха и способности к фонематической диф-ференцировке. Все упражнения на различение звучаний, которые включены в программу музыкального воспитания детского сада и школы, способствуют восприятию речи на слух. Целенаправленно оно тренируется фонетическими играми и упражнениями, которые служат формированию и совершенствованию фонематического «лужа.

Вредны для слуха громкие звуки, лежащие около верхней гра­ницы слухового поля, поэтому в детских садах и школах детям запрещается кричать. Если профессия связана с пребыванием в шумных .помещениях, то необходимы периодический медицинский контроль и 'Профилактические меры.

Совершенно по-другому обстоит дело, если орган слуха имеет врожденное или приобретенное поражение. От времени врачебного вмешательства и терапевтических возможностей зависит, какие размеры примет нарушение слуха и как оно скажется на формиро­вании речевой деятельности. Для профилактики нарушений слуха отоларинголог периодически обследует детей и подростков. Благо­даря этому своевременно устраняются патологические изменения, которые могли бы привести к нарушениям слуха. Кроме того, эти ■обследования способствуют улучшению охраны здоровья населе­ния и предупреждают болезни.

Воспитание слуха используется тогда, когда недостатки речи уже выявлены. Оно помогает привлечь неполноценные звуковые ощущения для познания.

9.4. Воспитание моторики

С физиологической точки зрения речь является моторным про­цессом, состоящим из тонких произвольных движений. Развитие "моторики имеет еначение как для общего развития человека, так и для развития речи. Сформированность двигательных навыков ре­бенка создает основу для развития речи.

Каждый грудной ребенок развивает свою моторную систему сначала благодаря некоординированным движениям. Ребенок ис-

пытывает потребность в движениях. Педагогическая задача состо­ит в том, чтобы использовать эту потребность для целенаправлен­ных движений. Ни в коем случае нельзя подавлять потребность i движениях, как это делается но незнанию или из-за неправильных представлений о дисциплине. Этим ограничивается биологически обмен веществ и нарушаются условия гармонического развити личности. Если потребность в движениях значительно ограничива ется или насильственно подавляется, то вызванный этим ;застой моторном развитии может привести к нарушениям поведения ил способствовать их возникновению.

Если потребность в движениях отсутствует или выражена очен: слабо, то следует употребить максимум усилий, чтобы вызвать ребенка эту потребность.

Координированные движения развиваются в процессе взаимо действия с окружающей средой. Это развитие может ускоряться постоянно повышающимися и тормозиться заниженными требова­ниями. Жизнь ребенка дает много возможностей для стимуляции развития моторики. Для развития речи особое значение имеет развитие моторики рук и органов"речи.

Мать должна следить за тем, чтобы дома ребенок выполнял посильную работу по самообслуживанию. Возникающие при этом трудности, например, при самостоятельном одевании, не должны освобождать ребенка от этого задания. Нужно найти время для наглядного объяснения задания, а затем в процессе длительных упражнений развить нужный навык. Ребенка следует побуждать к выполнению задания. В дошкольном возрасте важно развитие таких навыков, как завязывание банта, застегивания пуговиц, уме­ние пользоваться вилкой при еде и т. д. Многие игры служат для формирования ручных навыков.

Подвижность органов речи лучше всего развивается в процес­се речевой деятельности, помогают также разнообразные игры, например, выдувание мыльных пузырей, танцы с мячом. С боль­шим интересом дети учатся свистеть.

Систематическое развитие моторных навыков предусматривает­ся программами детских яслей, детских садов и школ.

-СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка,— М.: Изд-во МГУ, 1966.

.Александров А. Детская речь.— Русскийфилологический вестник, т. X.: Вар­шава, 1883.

Александровская М. А. Недостатки произношения у детей старшего до­школьного возраста. — В кн.: Труды научной сессии по дефектологии. Под ред. А. II. Дьячкова и др. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Александровская М. А. Особенности работы над произношением учащихся старших классов. — Специальная школа, выи. 4. — М.: Просвещение. 1958.

Аркин Е. А. Дошкольный возраст. — М: Учпедгиз, 194S.

Артемов В. А. К вопросу об интонации русского языка. — Ученые записки МГПИИЯ,т. IV, 1953.

Асатиани Н. М., Казаков В. Г. Клиническая характеристика взрослых боль­ных с затяжными формами заикания. — Ж. невропатол. и психиатр.. 1974, вып. 4, с. 574—579.

Бельтюков В. И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глу­хонемых произношению. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи. — М.: Просвещение, 1964.

Бельтюков В. Л., Нейман Л. В. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Бериштейп С. И. Вопросы обучения произношению. — М.: Изд-во тов. иностр. рабочих в СССР, 1937.

■Богородицкий В. А. Лекции по общему языкознанию. — Казань, 1915.

Варшавский Л. А., Литвак И. М. Исследование формантного состава и не­которых других характеристик звуков русской речи. — В сб.: Проблемы физиологической акустики, т. 3. — Л.: Изд-во АН СССР, 1955.

■Воронин Л. Г, Анализ и синтез сложных раздражителей у высших живот­ных.—Л.: Медгиз, 1952.

Галкина-Федорук Е, М., Горшкова К. В., Шанский Н. П. Современный рус­ский язык. — М.: Учпедгиз, 1957.

Гвоздев А. И. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.

Гвоздев А. И. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.

Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии. — М.: Учпедгиз, 1954.

Гоер А. Э.} Гоер Г, (Дерягина). Первый период языковой деятельности ре­бенка. — В сб.: Детская речь. Под ред. Н. А. Рыбникова. — М., 1927.

Жинкин Н. И. Восприятие ударения в словах русского языка. — Известия АПН РСФСР, вып. 54, 1954.

Жинкин, II. И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Каверина Е. К. О развитии речи детей двух первых лет жизни. — М.: Мед-гнз, 1950.

Касаткин Н. И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста.— М.: Медгиз, 1951.

Китерман Б. Опыт изучения слоговой элизии в детском возрасте. — Вар­шава, 1910.

Кольцова М. М. О возникновении и развитии второй сигнальной системы у ребенка. — В кн.: Труды физиологического института им. И. П. Пав­лова, т. IV. — М.: Изд-во АН СССР, 1949.

Красногорский Н. И. Некоторые итоги применения и развития учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности в педиатрической кли­нике. — Ж. высш. нерв. деят. им. И. П. Павлова, 1951, вып. 6, т. 1.

Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недостатками речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961,

Левина Р. Е, Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение,

1968.

Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов ребен­ка. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Лях Г. С. Роль мимического и звукового подражания в восприятии звуков речи детьми первого года жизни.— Ученые записки Мое. Гос. пед. ип-та иностр. языков им. Мориса Тореза, 1971, т. 60, М.

Никишина И. А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов массовых школ. — В сб.: Вопросы логопедии/Под ред. Р. К Ле-виной. —М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

Пешковский А. М. Сборник статей. — Л., 1925.

Покровский Я. Б. Расчет и измерение разборчивости речи. — М.: Связьиз-дат, 1962.

Норшнев Б. Ф. Речеподражапис (эхолалия) как ступень формирования второй сигнальной системы. — Вопр. психол., 1964, № 5.

Ржевкин С. Н. Слух и речь в свете современных физических исследова­ний.—М.: Изд-во ОНТИ НКТИ СССР, 1936.

Рубинштейн С. Л, Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946.

Салахов А. Д. Развитие звуковой стороны речи детей. Автореф. канд. дис.

М., 1972.

Сеченов И. М. Избранные произведения. — М.: Изд-во АН СССР, 1952.

Сикорский И. А. Сборник научно-литературных статей. — Киев, 1889.

Соколов А. И. Внутренняя речь и мышление. — М.: Просвещение, 1968.

Тонкова-Ямпольская Р. В. Становление физиологических механизмовре­чи.—Ученые записки Мое. гос. ин-та иностр. языков им. Морпса То­реза, 1971, т. 60.

Фрадкина Ф. И. Возникновение речи у ребенка. — Ученые записки ЛГПИ

им. А. И. Герцена, 1965, т. XII.

Цеммель Г. Л/. Исследования по объективному (автоматическому) распоз­наванию звуков речи. Автореф. канд. дис. М., 1961.

Чуковский К. И. От двух до пяти. — М.: Просвещение, 1966.

Швачкин Н. X. Развитие фонематического восприятия речи в раннемдет­стве. — Известия АПН РСФСР, вып. 13, 1948.

Щерба Л. В. Фонетика французского языка. — М.: Учпедгиз, 1939.

Ananjew В. G, Psychologic der sinuliclien Erkenntnis, VED Deutscher Verlag

der Wissenschaffcen.—Berlin,1963. Becker K.—P, Bilchmg, Erziehung und Therapie stotternder Scher. Die Sonder-

schule, 1965, 2. Bciheit. Becker, K.-P Gedanken zn einer Theorie der Logopiidie. Wiss. Z. Univ. Halle,

Ges.-Spracliwiss. XI (1962), H. 12. Becker K.-P. Die Problematik der Sprachheiblschule als allgcmeibildendc poli-

technische Oberschule im gegenwartigen Stadium ihrer Entwicklung. Die

Sonderschule, 1963, H. 1. Becker K.-P. Zur Methodik der Rprachiibungsbehandlung stotternder Vorschul-

kindor. Die Sonderschule, 1961, H. 4. Becker K.-P., Daskalou D., Stange G.Erziehung,Bilding und Therapie stottcrn-

der Schiiler unter den Bedingungen eincs Kuraufenthaltes in Theilheim.

Wiss, Z. d. Humboldt-Univ. zu Berlin, Ges.-Spracliw. R. XII, 1963, 7/8. Becker K.-P., Grundmann K, Investigations on Incidence and Symptomatology

of Cluttering. Folia Phoniatr. 22:261—271, 1970. Becker K.-P., Stange G., Pawlosa-Zhalkova A. Zur logopadischen Stottcrerbe-

handlung. Die Sonderschule. 1970, 1, Beiheft Becker R. Die Lese-Rechtschreib-Schwache aus logopadischer Sicht. VEB Ver-

lag Volk.u. Gesundlieit, 3. Aufl.—Berlin, 1973. Becker R. Zur Problematik der Fruhbehandlung sprachgestorter Kinder unter

besonderer Berucksichtigung der Motorik, Inauguraldiss.—Berlin, 1957. Becker #., Brocket I., tyittke Ch. Beiheffc zum "Lautprufmittel in Bildern", Ver-

lag Rudolf Forkel KG.—Possneck, 1965. .Beger A. Beweguugserziehung des Hilfasschulkindes, Studienanleitung zur re-

habilitativen Bewegungserziehung, hrsg. von der Abt. Fernstudium f. ffill-

sschulpad. d. Sektion Rehabil. pad. u. Komm. wiss. d. Humboldt-Univ, zu Berlin, 1971.

Beger A. Vergleichende Unlersuchungen zum motorischen Leistungsverhahen lernbehindcrter Kinder. Inauguraldiss., Humboldt-Univ. zu Berlin, 1972.

Bohme G. Stimm-, Sprache und Horstrorungen. G. Fischer Verlag.—Jena, I960.

Brand E. Die verbesserung der Sprachperzeption bei Gehorlosen durch die Ausnutzung der Spi'achakzente mit besonderer Berucksichtigung des eina-kaligen Sprachtastens. Inauguraldiss., Humboldt-Univ. zu Berlin, 1967.

Breuer H., Weuffen M. Untcrsuchungen elementarer Kornponenten des Spre-chens bei Vorschulkindorn. Wiss. Z. d. Ernst-Mo ritz-Univ. Greifswald, Gesellsch. wiss. R., 1971, H. 3.

Breuer II,, Weaken M. Zur Fruhdiagnose von Schwierigkeitcn beim Erwerb

der Schriftsprache. Die Sonderschule, 1973, H. 6. Barckert R., Gaumitz I. Untersuchungen zur Motorik sprachgestorter Kinder

unter besonderer Berucksichtigung feinmotorischer Bewegungsablaufe.

Wiss. Hausarbeit, unverb'ffentliohtes Manuskript im Archiv d. Sekt. Reha-

bil. pad. u. Kommunik. wiss.,—Berlin, 1972. Carrie W. Die Bekampfung von Sprachleiden unter der Schuljugend. Hermann

Beyer & So'lme-Langensalza, 1921.

Clauss G,, Iliebsch II. Kinderpsycliologie, Vok. u. Wissen Verlag,,—Berlin, 1961.

Dobrynin N. F. Allgemaeine Psychologie, Volk. u. Wissen.—Berlin, 1974, S. 185.

Drews U. u. a. Uberlegungen zur Weitorentwicklung des Systems didaktischer Prinzipien fur die Schule der entwickelten sozialistisclien Gesellschaft Padagogische Forscbung, 1973, H. 3.

Essen V. 0. Allgemeinc und angewandte Phonetik. Akademie-Verlag.— Ber­lin, 1962.

Deneff D. Tendenzen der Sprachentwicklung gehorloser Kinder. Die Sonder-scbule, 1971, H. 2, S. 81—87.

Folk K. Die aphasischen Storungen aus der Sicht der Logopaden. Die Sonder­schule, 1973, 2. Beiheft.

Fant G. Acoustic of Speech. The modern educational treatment of deafness-Monchester, 1960.

Fant G. Acoustic Theory of Speech Production. 's-Cravenhage, 1960,

Fiege A, Priifmatcrfal fur Agrammatiker. Die Sonderschule, 1965, H. 2.

Fletcher H. Speech and hearing in communication. New York, 1953.

Goetzc R. Zur Diagnostik des hochgradigen Sprachentwicklungsriictstandesvon Kindcrn. Die SondRrscbule, 197J, 2. Beifeft.

Gollnitz G. Die Entwickhmg der Motorik als funktionell-ncurologische Diagnoi stik. Z, Psychiatric, Neurologie u, med. Psychologie.—Leipzig 1970, Bei­heft 13/14 S. 49—61.

Gollnitz G. Neuropsychiatrie des Kindes- und Jugendalters, VEB Gustav Fi­scher Verlag.—Jena, 1973.

Grossmann G.; Schmiiz W. Sonderpadagogik verhaltensgostorter hirngescha-digter Kinder. Volk u. Ges.,—Berlin. 1969.

Grase A. Zur Entwicklung der Lesefertigkeit in der Unterstufe. Volk. u. Wis-

son Verlag.—Berlin, 1966.

Gundermann II. Die Berufsdysphonie. Thime, Leipzig, 1970. Gandermann H. Mein Kind lernt sprechen. Volk u. Ges.—Berlin, 1970. llansen K. Die Problematic der Sprachheilschule in ihrer geschichtlichen Ent-

wicklung. Carl Marchold Verlagsbuchhandlung, Halle/S,, 1929.

Herzha ff. S. Die Sprache des Siiuglings. Schwabs & Co.—Basel—Stuttgart^ 1967.

Hess M. Die Sprachpriifung in der Jogopadischen Praxis. Universi tats verlag.— Freiburg {Schweiz), 1959.

IHrsch K.-H., Neumann E. Mein Kind ist horgeschadigt, VED Verla^ Volk. и„

Gesundheit, Berlin, 1973. Husson R. La vox chantel. Peris, 1960.

Irwin O. Spelch development in the Joungchild. The journ of speech and hi

ring disoroless, 1952, N 3. Jacobson R. Kinderspracho, Aphasie und allgemeine Jantgesetre, Sprakvet

Kapliga Sallskapcts Forhandlingcr. 1940—1942. Jacobson R. Why "Papa" and "Mama". Reprinted from Perspectives in p

chological theory, Massachusets, 1960. JKirschbach W. Vergleichende Untersuchungen von Stimmstonmgcn bei Le

rern, angehenden Padagogen und Oberschulern sowie Mb'glichkeiten (

Durchfuhrung des Stimmunterrichts an Oberschulen. Inauguraldiss.—Б

lin,1967. fCirschbach W. Zur Problematik der gestorten Lehrerstimme in ihrer Ausw

kung auf das Schulerverhalten. Padagogik, 1967, 2. Beih. Kiphard E. Bewegungs- und Koordinationsschwache im Grundschulalter. Ve

lag K. Hofmann, Schorndorf b.—Stuttgart, 1970. Klauss G. Semitik und Erkenntnistheorie. VEB Deutscher Verlag d. Wisse

schaften.—Berlin, 1969. Klein II. Zur Funktion und zur Weiterentwicklung eines Systems didaktisch

Prinzipien. Padagogik, 1972, IT. 4. ■

Klingberg L. Einfurung in die allgemeine Dzdaktik. Volk. u. Wissen Verlag.-Ц

Berlin, 1972.

Kohler C. Kommunikative Psychotherapie. G. Fischer Verlag.—Jena, 1968. Kosel N.-A. Vergleciende Untersuchungen der Steuerung der Motorik bei Schi

lern der Hilfs- und Normalscbule. Die Sonderschule, 1964, H. 4. ■

Korsunskafa B. D. Fingerzoichensprache im EUernhaus geholser Kinder. Dili

Sonderscbule, 1972, H. 4. Korsunskaja B. D. Mcthodik des Sprachunterrichts fur gehorlose Vorschulkir

der. Die Sonderschule, 1971, I. Beiheft, S. 45—64. Kossakowski A. Die Grundlagen des Anfangsunterrichts im Lesen- und Schrei

benlernen.—In: Psychologische Hilfen fur Unterstufenlehrer, Abt. I, H.

Volk u. Wissen Verlag.—Berlin, 1963. Kossakowski A. Wie uberwinden wir die Schwierigkeiten beim Lesen- un

Schrcibenlernen, insbesondere bei Lese-Recht-schreiben-Schwacho? VolJ

u. Wissen Verlag.—Berlin. 1961. Kossow II.-J. Zur Therapie der Lese-Rechtschreibschwache. Deutscher Verla;

der Wissenschaften.—Berlin, 1972. Krech II. Die Behandlung gestorter S-Lauto VER Carl Marhold Verlag Halle/

1955, 2. Aufl., Volk u. Ges. Verlag.—Berlin, 1969. Kurth E. Die psyebomotorische Leistung und ihre Bcdeutung fur die Diffe

rentialdiagnostik der Enzephalopathie. Diss. B. Univ. Rostock, 1974. Kassmaal A. Die Storungen der Sprache, Verlag v. F. С W. Vogel.—Leipzig

1910.

Leben R. Zur Erziehungsstituation von Stotternden Kindern in der Familio— Massnahmen der rehabilitationspadagogischen Emflussnahme auf die El-tern. Diss.. Humboldt-Univ. zu Berlin, 1973.

Leischner A. Die Storungen der Scbriftsprache, Georg Thieme Verlag.—Stutt­gart, 1957.

Leonhard K. Akzentuierte Personlichkeitcn. Volk u. Ges.—Berlin, 1968.

Leonhard K. Kinderncurosen und Kinderpersonlichkeitcn. Volk u. Ges.—Ber­lin, 1963.

Leontijew A. N. Das Lernen als Problem der Lerntheorie, Volk u. Wissen.—

Berlin, 1966, S. 29.

Lindner G. Einfuhrung in die experimentclle Phonetik, Berlin, 1969. Lindner G. Grundlagen der padagogisch.cn Audiologie. VEB Volk u. Ges.—

Berlin, 1975.

Lindner G. TJber den zeitlichen Verlauf der Sprechweise bei Gehorlosen. Fo­lia phoniatr. 1962, 14:67—76.

Lublinskaja A, A. Die psychische Entwicklung des Kindes, Volk u. Wissen Verlag.—Berlin, 1961.

Luchsinger R. Poltern, Erkennung, Ursache und Behandlung. Berlin-Charlot-tenburg, 1963.

tuchsinger /?., Arnold G. E. Handuch der Stimm- und Sprachheilkunde. Bd. I Die Stimmc und Hire Storungcn. Springer-Verlag.—Wien—New York,. 1970.

Luria A. R. Die hoheren kortikalen Funktioncn des Menschen und ihre Sto-rungen bei ortlichcn IHrnschadigungen. VEB Deulscher Verlag der Wis-senschaften.—Berlin, 1970.

Marzinowskaja E. N. Uber die Daktylspache. Die Sonderschule, 1970, H. 5,

S. 273—278. Mauer W. Algorithmische Vorschriften als intergrativer Bcstandteil des reha-

bilitativen Geschehens in ausgewahlten Bereichen des Deutschunterrichts

bci sprachgestorten Sclnilern. Wiss. Z. Humboldt-Univ.—Berlin, Ges.,

Sprachw. R., XXI, 1972, 1. Mauer W.y Riirup B. Zur Anwondung algoritbmischer Vorschiften in der I.

Klasse der Sprachheilschule bei stotternden Kindera, Die Sonderschule,.

1971, H. 6.

Meinel K. Bewegungslehre. Volk. u. Wissen Verlag.—Berlin, 1962.

Menzerath P. A. de Lacerda, Koartikulalioin, Steuerung und Lautabgrenzung.—

Bonn, 1934. Meumann E. Die Spracbe des Kindes. Abhandlungen herausgegen. Vol. Ges.

f. dcutsche sprache Zurich. /1903. Metze E, Zur Spracherziehung gehorloser Vorschulkinder. Die Sonderschule,

1969, H. 1, S. 17—21.

Moolenaar-Bije A. Connection between consonant articulation and phoniatr,

v. 4, n. 4, 1953. Mailer G. E. Zur Analys der Gedachtnistatigkeit und des Vorstellungsverla-

ufs.—In: Z. f. Psycliologie, Bd. 9, 1917. Nasarowa L. K. Die Rolle der kinasthetischen Sprechreize beirn Schreiben.—

In: Beitrago zur Anwendung der Lchre Pawlows auf die Fragen des Un-

terrichts, Volk u. Wissen Verlag.—Berlin, 1965. Nessel E. Die verzogerte Sprachriickkoplung (Lce-Effekt) bci Stotterern, Folia

phoniatr., 1958, 10: 199—204. Neuner G. n. Autorenkollcktov. Allgemeinbildung-Lehrplanwerk-Unterricht

Volk u. Wissen Verlag.—Berlin. 1972. Petrak H. Zur Umcrziehung stotternder Kinder im logopadischen Prozess an

einer Sprachheilschule. Diss., Humboldt-Univ. zu Berlin, 1973. Pfaff M. Die entwicklung der Sprachheilschulen nach 1945 auf dem, Gebiet der

Deutschen Demokratischen Republik. Inauguraldiss.—Berlin, 1965. Rau F. F. Problerae der Lautsprachc in der sowjetischen Gehorlosenpadagogik.

Die Sonderschule, 1967, H. 5, S. 277—283. Remmler S. Vergleichende Untersuchungen zur Morphologic und Syntax 5—

6 jahriger normalsprechcndcr und agrammatisch sprechender Kinder. Er-

mittling grammatischer Fehlleistungen—Erarbeitung eines Priifverfah-

rens. Inauguraldiss.. Humboldt-Univ. zu Berlin, 1975. Rathe h'.-C, Die Umerzichung. Carl Marhold Verlagsbuchandlimg, Halle/S.

1929.

Rubinstein S. L. Das Denken und die Wege seiner Erforschung. Deutscher Verlag dor Wissenschaften.—Berlin, 1961, S. 28 ff.

Rubinstein S. L. Grundlagen der allgemeinen Psycliologie. Volk u. Wissen Verlag.—Berlin, 1958.

Schafer //., Schilling A, Beitrag zur Priifung der "partiellen akustischen Lau-tagnosie" bei stammelnden Kindern mit cinem Agno.siepriifverfahren.—In: Archiv fur Ohren,—Nasen-und Kchlkopfheilkunde. 1962, H. 2, Bd 180.

Schilling R. Das kindliche Sprechvermb'gen. Freiburg, 1956.

Schmidt E. Ziel Inhalt und Methode der Fruherzichung hochgradig horge-scliadigter Kleinkinder im Alter von 2—3 -Tahren durch Eltern unter An-loitung des ambulant tatigen Padagogen fur Horgeschadigte, Inaugural­diss.. Humboldt-Uni, zu Berlin, 1973.

Scholz-Ehrsam E. Zur Psychopathologie des schwachsinnigen Kindes VEB' Verlag Volk u. Gesundheit. 3. Aufl.—Berlin, 1967. Schultze F. Die Spracb des Kindes. Leipzig, 1880.

Scubert E. Physiologie des Menschen, VEB Gustav Fischer Verlag.—Jena,

1966. Schulze H. Die klinische Analyse kombmierter hirnpathologischor Storungen

(Aphasie, Apraxie, Agnosie). Beitrage zur NcurocMrurgie, 1965, H. 9. Sedlackova E. Development of the acousic pattern of the voise and spech in

thencw born and infant. Pracha, 1967. Sedlackova E. Composition acoustique des manifestations vocales des enfants

dans la periode de lalation. — In: Fol. phon. y. 19, 1967. Seifert U.-M. Ermittlung musikalischcr Fahigkeiten bei Sprachund Stimmgc-

storten. Die Sosch., 1967, H. 2. Schinkin N. I. Die Entwicklung der Sprache beim Kinde, In: Beitrage zur

Psycliologie der Sprache und des Denkens. Volk u. Wissen Verlag.—Ber­lin, 1955. Siek K. Ernstc Schritte zur Prophylaxo von Sprachstb'rungon. In: Die Sonder-

sclmle, 1967, H. 4.

Siek K. Das Kind und seine Umwelt. Volk u. Ges.—Berlin, 1973. Sovdk M Padagogische Probleme der Lateralitat, VEB Vcrlag Volk u. Ges.—

Berlin, 1968.

Suhrweier H. Storungsbewusstsein bci Stottcrn. Die Sosch. 1971, H. 5. Suhrweier II. Stotterer in der Meinung Normalsprechender. Zeitschrift f. ge-

samtc Hygiene u. ihre Grenzgebiete, 1968, II. 8.

Tervoort B. Speech and Language development in early childpoed. "The tea­cher of the deaf." 1964, February. Theiner Ch. Methodische Grundsatze fur die Lautanbildung in speziellen

Mutlersprachunterricht bci Vorschulkindcrn mit fundtionell bedingtem

Stammeln. Inauguraldiss.—Berlin, 1967. Theiner Ch. Untersuchungen zur phonematischen Diffcrenzierungslahigkeit.

Die Sonderschule, 1968, I. Beiheft. Ulbricht W. VII. Parteitag. Die gesellschaftliche Entwicklung in der DDR

bis zur Vollendung dos Sozialismus—Schlussansprache, Dietz Verlag.—

Berlin, 1967, S. 83. Voigt P. Beitrag zur geschichtlicben Entwicklung der Sprachheilsculen in

Deutschland. VEB Carl Marhold Verlag, Halle, 1954. Voigt P. Beitrag zur Haufigkcit der Sprachleiden bei Grundschulkindcrn.—In:

Das deutsche Gesundheitsweisen, 1954, H. 22. Wagner S. Zur Untersuchung des aktiven Wortschatzes bei 5 bis 6 jahrigen

sprachgestorten Vorschulkindern. Wiss. Z. Humboldt-Univ., Berlin, Ges.-

Sprachwiss. R., XXI, 1972, 1. Wandel P. Die demokratische Einheitsschule—Riickblick und Ausblick. In:

Piidagogischer Kongress Leipzig, Verlag Volk u. Wiessen.—Berlin, 1947,

S. 16—17.

Wangler H.-H. Atlas deutschcr Sprachlaute. AkademieiVerlag.—Berlin, 1958.

Weigt R. Uberblick uber den Inhatl, die methodische u. organisatorische Ge-staltung des LRS-Klassenunterrichts in der 2. Versuchsetappe. In: Becker, R. Die Lese-Rechtschrcib-Schwacbe aus logopiidischer SIclit. 3 Aufl.—Ber­lin, 1973.

Weigt R. Vorschlag einer Buchstaben- und Worttafcl zur Diagnose der Lese-Rechtschreib-Schwache (LRS) bei Kindera in Aufnahmeverfahren fur LRS-Klassen. — In: Becker, R. Die Lesc-Rcse-Reicht schreibschwache aus lo-gopadischcr Siclit. Volk u. Ges.—Borlin, 1973, 3. Aufl.

Weinert H. Die Bckampfung von Sprcchfehlern, VEB Verlag Volk u. Gesund­heit.—Berlin, 1974.

Weir K. Som questions on the child's of phonology. In Smith F. and niiller G. "The genesis cnlangnagc". London, 1966.

Werner R. Das verhaltensgestorte Kind, VEB Deutscher Verlag der Wissen-schaftcn.—Berlin, 1967.

Weaffen M. Untersuchung der Wortfindung bei normalsprechenden und Jugen-dlichen im Alter 8—16 Jahren. Fol. phoniatr. 1961, 13: 225—268.

Wlasxowa N. A. Entwicklung der Logopadie in der UdSSR.—In: Die Sonder­schule, 1957, H. 5.

Wlaasowa N A., Kotschergina W. S. Das Stottern der Vorschulkinder und sei­ne Heilung.—In: Die Sosch 1968, H. 1.

Wochnik M, Die Leistungsmiiiderung der Kehlkopfexstirpierten und ihre psy-chische Wiederspiegelung in verschiedenen Fragebodentests (MMPI, MMQ, ENR). Fol. phoniatr, 1972, 24: 195—213.

Wurst F. Sprachentwicklungsstorungen und ihre Behandlung. Osterr. Bundes-verlag f. Unterricht, Wissenschaft und Kunst.—Wien, 1973.

Zuckrigi A, Sprachschwachen, Heilpadagogische Schriftenreihe, Necker—Ver-lag, Villingen, 1964.

Autorenkollektiv: "Ыбге und sprich gut", Ubungsheft zur Bntwicklung der phonematischen Differenzierungsfahigkeit. VoJk u. Wissen Verlag.—-Ber­lin, 1974.

Entscheidung des VIII. Parteitages der SED zum Bericht des ZK. Dietz Ver­lag.—Berlin, 1973.

Grundsutze fur die Gestalung des einheitlichen sozialistischen Bildungssys-terns (Entwurf). SLaatsverlag der Deuschen Demokratischen Republik, 1964.

Handbuch des Taubstumraenwesens. Elwin Staudo Verlagsbuchhandlung KG.— Osterwieck (Harz), 1929.

Protokoll der Verhandlungen des V. Parteitages der Socialistischen Einheit-spartei Deutschlands, Band I., Dietz Verlag.—Berlin, 1959, S. 164.

PunkHabelle fur Lecihtathletik in der DDR, herausgeg.r Ministerium L Volks-bildung.

Verfassung der Deutschen Demokratischen Republik vom 6. April 1968 in der Fassung des Gesetzes zur Erganzung und Anderung der Verfassung der DDR vom 7. October, 1974.

Worterbuch der Kybernetik. Dietz Verlag.—Berlin, 1968.

Zum 175 jahrigen Bestehen der Gehorlosenschule Leipzig, Volk u. Wissen Ver­lag.—Berlin, 1953.

Наши рекомендации