Нарушение слуха диагностируется по возможности человека воспринимать звуки определенной частоты и силы.
Первый критерий – частота звука. Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в секунду). Если нарушение слуха не позволяет воспринимать эти диапазоны, то это означает, что восприятие разговорной речи невозможно.
Второй критерий – сила звука. Разные звуки имеют разную силу звучания, которая измеряется в децибелах (дБ). При потере слуха более 80 дБ наступает глухота, при частичном нарушении (тугоухости) отмечается потеря от 15 до 80 дБ. Степени тугоухости устанавливаются в зависимости от средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот.
Психолого-педагогические критерии классификации лиц с нарушениями слуха (Р.М. Боскис)
ü степень потери слуха
ü время возникновения нарушения слуха
ü уровень развития речи
Опираясь на предложенные критерии, выделяют следующие группы детей с нарушениями слуха:
Я группа
Глухие дети
Дети, слух которых не может служить основой самостоятельного овладения речью.
Обычно это дети, родившиеся с глубокими нарушениями слуха, или ранооглохшие, потерявшие слух в раннем возрасте до начала речевого развития или на ранних его этапах (до 3 лет).
Глухие дети не воспринимают звуки силой менее 70 – 80 Дб, и это лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.
Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения. Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми (глухонемыми). У большинства глухих детей имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 – 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (выше 2000 Гц) (Т.В. Розанова).
Я группа
Позднооглохшие дети
Дети, потерявшие слух в том возрасте, когда они уже владели речью и сумели ее сохранить.
Р.М. Боскис предлагает называть таких детей «глухими, сохранившими речь». У позднооглохших детей могут наблюдаться разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, так как при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться.
Дети, входящие в эту группу, имеют опыт и навыки словесного общения, и это играет существенную роль. В том случае, когда глухой ребенок сохранил в той или иной степени речевой запас и продолжает в какой-то мере осмысливать окружающую его действительность с помощью словесных обобщений, его развитие более сходно с развитием слышащих детей, чем ранооглохших. Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений (Р.М. Боскис).
Я группа
Слабослышащие дети
Дети с неполноценной речью вследствие слухового дефекта.
В эту группу входят дети, существенно различающиеся по возможностям слухового восприятия, но все они способны к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи имеющегося слуха.
Среди слабослышащих выделяют детей с разной степенью тугоухости (слабослышания):
1) легкая степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 – 6 м от уха, а разговорная – на расстоянии 6 – 8 м;
2) умеренная степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 1– 3 м от уха, а разговорная – на расстоянии 4 – 6 м;
3) значительная степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 м от уха, а разговорная – на расстоянии 2 – 4 м;
4) тяжелая степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 0,5 м от уха, а разговорная – на расстоянии до 2 м;
Этиология нарушений слуха:
Экзогенные факторы:
§ Инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, корь, грипп и т.д.);
§ Врожденные заболевания (сифилис, токсоплазмоз);
§ Постнатальные инфекции (корь, скарлатина, менингит, отит);
§ Вредные привычки.
Эндогенные факторы:
§ Наследственная предрасположенность;
§ Генетическая недостаточность органов слуха.
3.ДЦП – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга, и характеризующееся двигательными расстройствами, а также расстройства-ми психоречевых функций.
Этиология ДЦП:
·воздействие токсических факторов в пренатальный период (инфекции - грипп, краснуха, токсоплазмоз);
·соматические и эндогенные заболевания матери (врожденные пороки сердца, сахарный диабет и др);
·иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе ABO и другим антигенам);
·вредные привычки матери;
·асфиксии новорожденных;
·родовая травма;
·нейроинфекции постнатального периода (менингиты, менингоэнцефалиты различной этиологии).
Классификация ДЦП по К. А. Семеновой:
1.Спастическая диплегия (болезнь Литтла)
Самая частая форма. Имеет место двустороннее, иногда асимметричное поражение или недоразвитие центрального двигательного нейрона.
Двигательные нарушения-тетрапарез (поражены руки и ноги), нижние конечности поражены в значительно большей степени.
Основной признак - повышение мышечного тонуса в конечностях с ограничением силы и объема движений в сочетании с сохраняющимися тоническими рефлексами.
Тяжесть речевых, психических и двигательных расстройств варьируется в широких пределах, это связано с временем и силой воздействия вредных факторов.
2.Двойная гемиплегия
Самая тяжелая форма ДЦП. Тотальное поражение мозга, прежде всего больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах, либо руки поражены сильнее. Клинические проявления - преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов.
3.Гемипаретическая форма ДЦП
Она характеризуется односторонним поражением одноименных (левых или правых) конечностей (руки и ноги).Имеет место поражение преимущественно одного полушария, его корковых отделов и ближайших подкорковых ядер. Нарушение корковых функций одного из полушарий проявляется в виде гемипареза. Эти дети обучаемы.
4.Гиперкинетическая форма ДЦП
Эта форма связана с поражениями подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений - гиперкинезов. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при волнении, а также при утомлении и при попытках выполнения любого двигательного акта.
В 60-70% случаев дети обучаются самостоятельно ходить, однако произвольная двигательная активность, особенно тонкая моторика, в значительной степени нарушены.
5.Атонически-астатическая форма ДЦП
Имеет место поражение мозжечка и лобных отделов мозга.
Двигательная патология: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).