Диагностика мотивационной сферы.
Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и овладеваемых способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала; историзм, показ достижений современной науки и пр. Эта группа приемов направлена на то, чтобы создать у учащихся новые впечатления, вызвать удивление, обеспечить их раздумья, размышления. В этом случае учащиеся сталкиваются с противоречиями между воспринимаемыми знаниями и собственным небогатым еще жизненным опытом. Все это побуждает их мыслить, вызывает интерес к уроку.
Значительное влияние на развитие мотивации оказывают методы обучения, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Они дают преподавателю возможность побуждать учащихся к таким способам усвоения учебного материала, которые вызывают познавательную активность, возбуждают потребность в изучении материала, овладении способами действий, актуализируют потребность достижения и т.д. Методы обучения могут способствовать созданию благоприятной атмосферы коллективной работы, поиска, участия, коллективного напряжения усилий, эмоций, которые облегчают достижение целей развития мотивации. Наконец, методы обучения стимулируют активность учащегося: способствуют формированию умения ставить цели деятельности, развитию общих и специальных способностей, помогают вовлечь учащихся в активную деятельность. Для реализации возможностей методов обучения служат приемы, связанные с побуждающей функцией: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применение заданий на производственной основе, использование занимательных и игровых форм занятий и др.
В тесной связи с вышеназванными группами приемов выступают приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); использование компьютерных учебных пособий; организация с помощью ТСО внимания учащихся и управление им; предъявление информации с помощью ТСО и компьютеров, обеспечение учащихся оперативной обратной связью; постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.
Как бы ни были сильны стимулы, связанные с содержанием и методами обучения, преподаватель не должен забывать об очень действенных средствах, связанных с его собственным отношением к учащимся.
· Каково значение мотивационной сферы в развитии индивидуальности?
Эмоциональная сфера
Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - особый класс психических состояний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции проявляются в форме непосредственного переживания. Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие их значение в связи с его потребностями и мотивами, называют чувствами. В состав эмоциональной сферы мы включаем: эмоции, чувства, самооценку, тревожность.
Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. В учебной деятельности они проявляются при удовлетворении мотивации учения, мотивации достижения и др. в виде радостного отклика, повышенного настроения, хорошего самочувствия. Положительное эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более сложных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения деятельности, учения.
В целях развития эмоциональной сферы необходимо предусмотреть гармоничное воспитание различных чувств и эмоций, а также формировать у ребенка необходимые навыки в управлении своими чувствами и эмоциями (гнев, беспокойство, страх, вина, стыд, сочувствие, жалость, эмпатия, гордость, благородство, любовь и др.); научить его понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. С эмоциональным благополучием ребенка связана его оценка самого себя, своих способностей, нравственных и других качеств.
Цели, направленные на развитие эмоциональной сферы.
1. Актуализация положительных эмоциональных состояний (чувство удовлетворения от интеллектуальной или другой деятельности, познавательной потребности; удовлетворение мотивации достижения, радость успеха, открытия чего-то нового; предвкушение ожидания интересной работы, задания, общения, игры; бодрое настроение и др.).
2. Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний:
- акцентирование внимания участников учебного процесса на их эмоциональном опыте (овладение педагогом умениями управлять собственными эмоциональными состояниями и обеспечения эмоциональной основы учебного процесса - приемами аттракции, способами фасилитации и др.);
- формирование у учащихся представлений об эмоциональных процессах, сопровождающих учебную деятельность, и путях преодоления эмоциональных затруднений;
- выделение в содержании учебного предмета элементов, создающих положительный эмоциональный фон учебной деятельности;
- применение различных эмоционально насыщенных педагогических средств, обеспечивающих провоцирование положительных эмоциональных переживаний в учебной деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.).
3. Нейтрализация негативных состояний (неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.)
4. Совершенствование эмоциональной сферы (развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие различных чувств и эмоций, формирование адекватной самооценки, развитие умений понимать эмоциональные собственные состояния и причины, их порождающие, преодоление излишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).
5. Развитие саногенного мышления, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания (осознание психических состояний, в которых ученик находится, рефлексия на фоне релаксации (борьба с отрицательными эмоциями, приводящими к стрессовому состоянию), сосредоточенность внимания, размышления над своими состояниями и их контроль и др.).
6. Развитие эмоциональной сферы в единстве со сферой саморегуляции и экзистенциальной сферой.
Диагностика. Начиная процесс формирования той или иной сферы, учитель обращается к диагностическим средствам для выявления ее исходного уровня развития. К таким средствам относятся:
- метод наблюдения за проявлениями эмоций: эмоциональные реакции в мимике; различные выразительные движения (пантомимика); проявление скованности; появление тремора (дрожания) рук, ног, губ и т.д.; покраснение (особенно пятнами) кожи на лице, побледнение (вазомоторные реакции); непроизвольные движения глазами; изменения в фонации и артикуляции речи;
- методы тестирования. Например, для оценки эмоционального состояния можно применить следующую методику.
Инструкция. Оцените свое состояние в день проверки, поставив на шкале (табл. 2) знак Х между противоположными по смыслу характеристиками на той цифре, которая в наибольшей мере отражает соотношение между этими качествами для вас в данный момент.
Таблица 2
Шкала эмоциональных состояний
Характеристика | Оценка | Характеристика | |||
Веселый | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Грустный | |||
Хорошее настроение | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Плохое настроение | |||
Счастливый | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Несчастный | |||
Жизнерадостный | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Мрачный | |||
Восторженный | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Унылый | |||
Радостный | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Печальный | |||
Спокойный | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Озабоченный | |||
Оптимистичный | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Пессимистичный | |||
Полный надежд | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Разочарованный | |||
Довольный | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Недовольный | |||
Средства развития. Эмоции не развиваются сами по себе. Их источник связан с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Изменяются условия деятельности, жизни, условия функционирования потребностно-мотивационных состояний и вместе с ними преобразуются эмоции и другие составляющие эмоциональной сферы. Поэтому эмоциональная сфера не поддается произвольному формированию: нельзя произвольно, непосредственно вызвать те или иные эмоциональные состояния. Но их можно стимулировать опосредованно, косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются (С.Л. Рубинштейн, 1989). Эмоциональная сфера формируется также в процессе общения с помощью приемов аттракции и других средств. В настоящее время известно несколько стратегий формирования эмоциональной сферы. Приведем наиболее приемлемые для работы со школьниками.
.Приемы аттракции и их применение
Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе. Зачем нужна аттракция? Нет плохих людей - есть плохие отношения. Необходимо целенаправленно учить детей устанавливать хорошие отношения, а для этого учителю полезно самому владеть приемами аттракции.
1. Прием "Имя собственное". Обращайтесь по имени - это не только вежливость!
Рассмотрим ситуацию: в коридоре встретились два сотрудника примерно одинакового возраста. Поздоровались: "А" сказал: "Доброе утро, Петр Захарович!" "Б" сказал: "Доброе утро!" Вопрос: кто вероятнее всего из них начальник? Подчиненные, как правило, добавляют имя, отчество; руководители, как правило, этого не делают. От чего это зависит? Дело не в вежливости и не в культуре. Почему принята такая форма приветствия, а не наоборот? Аналогичные ситуации: почему учащиеся начинают здороваться с преподавателями перед экзаменами? Кому важно расположить другого? Кто более зависит от другого? При этом многие не сознают, не замечают изменения в своем поведении.
Психологический механизм приема
1. Имя человека сопровождает его всю жизнь, имя и личность неразделимы.
2. Когда к человеку обращаются, не называя имени - это "обезличенное" обращение. В этом случае человек интересует нас не как личность, а как объект служебных функций. Имя - символ личности. Называя человека по имени, вольно или невольно показывают внимание к данной личности.
3. Проявление внимания к данному человеку - это утверждение его как личности. Каждый претендует на то, что он личность. Если эта претензия не удовлетворяется, происходит ущемление личности. Человек испытывает чувство ущемленности.
4. Если человек получает подтверждение, что он личность, возникает чувство удовлетворения.
5. Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями.
6. Человек всегда стремится к тому, что вызывает у него положительные эмоции (к человеку, к информации, к вещам).
7. Если некто вызывает у нас положительные эмоции, он притягивает к себе, располагает, то есть формирует аттракцию.
Прием этот необходимо применять постоянно ко всем учащимся. Тем самым учитель заранее располагает к себе детей, а не тогда, когда он предъявляет требования к ним. Есть люди, которые утверждают, что плохо запоминают имена. Девять из десяти жалуются на это. Можно верить и не верить.
Почему же мы хорошо помним имена одних и не помним - других? В нейтральной обстановке: познакомился и тут же забыл имя. А что бывает тогда, когда человек вам очень понравился? Очень нужен? Кого, например, помнят учителя? Тех, кто их очень интересует. Имя и личность неразрывны. Как же их запомнить? Вот несколько советов:
1.Как только услышали имя, найдите повод, чтобы тотчас же произнести его вслух ("Очень приятно познакомиться с Вами, Елена Сергеевна.) 2. Установите ассоциации с именами других людей. 3. Если необходимо сразу запомнить много имен, то учителю полезно организовать самостоятельную работу учащихся и сосредоточиться в это время на запоминании их имен. А вечером час - два потренироваться. 4. На следующий день чаще обращаться к тем, кого требуется запомнить.
Вывод: располагать учащихся к себе - профессиональная необходимость и профессиональная функция учителя. Поэтому при обращении к школьникам как можно чаще произносите их имена.
2. Прием "Зеркало отношений".
С вами здороваются по утрам двое. "А": "Доброе утро, Елена Сергеевна" плюс улыбка. "Б": то же самое, но хмуро, каменное, кислое лицо. Вопрос: При своих трудностях к кому вы обратитесь за помощью? Почему? Обладает ли улыбка способностью притягивать к себе, то есть формировать аттракцию? Кому вы чаще всего улыбаетесь: своему другу или недоброжелателю? А кто вам чаще улыбается? В народе говорят: лицо - зеркало души. В психологии: лицо - зеркало отношений. Часто ли вы осознанно, преднамеренно регулируете "изображение" на своем "зеркале отношений"? Люди делают это очень редко. Получается: что у человека внутри, то часто и на лице.
Я подхожу, здороваюсь: "Доброе утро .... ". Меняется лицо: сигнал "мне приятно", "безразлично". Но самое главное, что ни первый, ни второй и не думали показывать мне свое отношение. Вывод: люди очень редко контролируют и регулируют "изображение" на своем "зеркале отношений". Следовательно, то, что отражается на их лице, чаще соответствует действительному их отношению к вам, чем не соответствует.
Задумайтесь: какие лица вы сейчас вспоминаете? Какого учителя вспоминают школьники? Доброе, приятное лицо, легкая улыбка притягивают, и наоборот... Почему это так?
Психологический механизм приема.
1. Большинство людей по-доброму улыбаются своим друзьям.
2. Улыбка - это сигнал: "Я ваш друг".
3. Друг, согласно словарю русского языка, "сторонник, защитник".
4. Одной из потребностей человека является потребность в безопасности, защищенности.
5. Когда потребность удовлетворяется, это сопровождается положительными эмоциями.
6. Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции.
7. Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.
3. Прием "Золотые слова".
Комплименты - это небольшое преувеличение положительных качеств человека. Вы часто слышите комплименты в свой адрес? Какие при этом испытываете чувства? Вы часто говорите комплименты другим? Какие, если не секрет?
Обсудим вопрос: Как вы думаете, что произойдет с человеком, если ему часто говорить комплименты? - Человек поверит в свои способности и будет их развивать.
В основе комплиментов лежит психологический эффект - внушение.
Психологический механизм приема.
1. Человек слышит комплимент.
2. Возникает эффект внушения.
3. Как следствие внушения - потенциальное удовлетворение потребности выглядеть не хуже других, быть более совершенным.
4. Удовлетворена потребность - возникают положительные эмоции.
5. Направленность, расположенность к тому, кто эти чувства вызывает.
Конечно, в жизни можно встретить много и других приемов аттракции и продолжить их список (предоставляем сделать это читателю). Нужно только иметь в виду, что сфера применения приемов аттракции - это неосознаваемая сфера психики человека.
· . Каковы условия формирования эмоциональной сферы?
Волевая сфера.
Что такое воля? В любом учебнике по психологии мы найдем такое определение: воля - это способность человека настойчиво достигать сознательно поставленной цели, несмотря на наличие внешних и внутренних препятствий
.Волевую сферу составляют целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, организованность, деловитость, самообладание. Доминирующим компонентом волевой сферы является цель.
Цель как субъективное явление может существовать только у людей, наделенных способностью сознательного психического отражения объективного мира. Человек, в отличие от животных, действует разумно, то есть выполняет действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели. Такие действия называются волевыми. Целенаправленность - это свойство воли, регулируемое осознаваемой целью.
Целеустремленность характеризуется уже активным целевым устремлением, требующим мобилизации волевых усилий для преодоления трудностей. Она отличается активным поиском способов достижения цели, самостоятельностью. Целеустремленность при постановке цели составляет существенное звено волевого акта, и поэтому формирование целей детской деятельности, а также способов их достижения является первостепенной задачей воспитания воли.
Признаки проявления воли: осознанная постановка цели, действия в направлении цели, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, умение тормозить свои действия и внешние проявления своих переживаний (самообладание).
Развитие воли выражается следующими признаками:
- изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность);
- индивид преодолевает все возрастающие внешние и внутренние трудности (формируется сила воли);
- индивид достигает все большую длительность волевого усилия (нарастает выносливость воли);
- нарастает способность произвольного торможения своих побуждений (проявление самообладания, выдержки);
- индивид приобретает способность ставить далекие цели и направлять свои усилия на их достижение;
- цели и пути их достижения ставит и определяет сам индивид.
Волевые состояния. Волевая регуляция деятельности выражается в системе волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, уверенности, решительности, настойчивости и др. Эти волевые состояния проявляются в своей совокупности на протяжении всей деятельности. Однако на отдельных этапах деятельности определенные волевые состояния приобретают ведущее значение.
Так, выбор цели связан прежде всего с состоянием целеустремленности, принятие решения - с состоянием решительности, исполнение действия - с состоянием настойчивости и т.д.
Рассмотрим волевые состояния в последовательности, соответствующей структуре деятельности.
Состояние инициативности характеризуется активной переработкой поступающей информации, определением первоочередных проблем и постановкой наиболее значимых целей, путей их достижения. Состояние инициативности - это повышенная возбудимость к поиску цели. При наличии же ряда целей первостепенное значение приобретает состояние решительности.
Диагностика волевой сферы. Метод наблюдения: основные объекты наблюдения - постановка целей, планирование, реализация цели, длительность удержания цели, осуществление задуманного, преодоление трудностей, количество отвлечений, количество выполненных действий, число внесенных предложений, согласованность своих действий с общей целью, соответствие результата поставленной цели, количество выполненных творческих элементов, длительность деятельности. Метод диагностической беседы - вопросы типа: что будешь делать? (узнать, появляется ли целеустремленность при постановке целей); для кого ты будешь делать? для чего? (выявить мотив). - Что тебе необходимо для работы? (проверить, представляет ли необходимые средства деятельности); как ты это будешь делать? с чего начнешь? (определить проявление целеустремленности на этапе предварительного планирования). К диагностическим методам относятся также анкеты, самоотчеты.
Развитие воли.
Предварительные упражнения. Упражнение считается освоенным, если оно десять дней выполняется без провалов.
Упражнение 1. "Замри". В течение 5 минут сидеть в кресле без всякого движения, абсолютно расслабившись. Разрешены только движения век (моргание). В течение шести дней добавлять по 30 секунд, доведя время расслабления до 8 минут, и затем оставшиеся три дня "замирать" по 8 минут.
Упражнение 2. "Прогулка". Выйдя из дома, вернуться домой ровно через час (ошибка не более плюс-минус 1-2 минуты). Это упражнение требует точного расчета времени и не так легко, как кажется на первый взгляд. Время выполнения задания может и меняться (от 40 минут до 1,5-2 часов), самое главное - поставить себе четкие условия.
Упражнение 3. "Книга". Какую бы книгу вы ни читали, ежедневное время, отведенное на нее, должно равняться 45 минутам. Для удобства выполнения упражнения лучше открыть книгу в 15 минут какого-либо часа и захлопнуть ровно в определенный час. За ошибку считается любое отвлечение, произведенное по собственной инициативе.
Упражнение 4. "Телевизор". Заранее отметьте в телепрограмме за неделю 1-3 передачи, которые вы позволите себе посмотреть полностью. Что касается остальных передач, то им вы вправе уделить ровно 7 минут. Из опыта известно, что для многих это самое трудное упражнение, но и самое важное для развития привычек саморегулирования.
Из четырех предложенных упражнений следует выполнять сразу не более двух, но разучить все четыре необходимо. Если в течение десяти дней не будет срывов, переходите к следующим упражнениям, которые в отличие от подготовительных должны сделаться привычкой, то есть закрепиться, стать волевым навыком.
Следующая группа упражнений помогает сформировать привычки волевого поведения.
Упражнение 5. "Зарядка". Начать желательно с 10 минут, затем каждую неделю прибавлять по 1 минуте и довести до 17. При этом необходимо соблюдать два условия: начинать по возможности в одно и то же время, заниматься интенсивно, чтобы чувствовать усталость по окончании зарядки. Постепенно следует уплотнять отведенное на зарядку время, а для этого важно регистрировать, что вы успели сделать за этот интервал времени: сколько прыжков, махов, приседаний. Спустя три недели после начала выполнения зарядки количество движений должно увеличиться не менее чем на 20%, лучше - на 30-40%. Обязательно ежедневно регистрировать результаты. Упражнение считается освоенным, если оно три недели проходит без срывов. Затем оно просто остается привычкой в вашей жизни.
Упражнение 6. "Будильник". Утром после звонка будильника сосчитать до 35 и встать. Затем через день убавлять счет на 10 и на следующей неделе вставать на счет "три". Здесь регистрация тоже нужна, но она гораздо проще: важно, на какой счет вы реально встали. Упражнение считается освоенным, если три недели подряд вы поднимаетесь на счет "три".
· Предложите свои методы диагностики воли у детей.
Сфера саморегуляции.
Сфера саморегуляции характеризуется прежде всего свободой выбора целей и средств их достижения; осознанностью их выбора; свободой мысли, мнений; совестливостью; самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, рефлексией, оптимистичностью и др. В современном мире каждый человек должен знать, что ему предстоит всего добиваться в жизни самому. Каждому необходимо быть в курсе того, что пробивать дорогу придется самостоятельно и в очень жестких условиях, многое будет зависеть от их уровня знаний, квалификации, умений и способностей. Многое здесь зависит от самоконтроля. Несформированность самоконтроля, неумение им воспользоваться или нежелание к нему обратиться, пренебрежение его результатами - все это неминуемо влечет за собой неудачи в жизни, профессиональной деятельности и может привести к асоциальному поведению. Для успеха полезно каждому научиться управлять своими психофизическими состояниями, регулировать уровень своего физического и психического состояния. Каждый должен быть уверен, прежде всего, в самом себе. "Тебя победили потому, что ты позволил себя победить", - говорит один из героев американского фильма.
Развитая сфера саморегуляции синтезирует все остальные процессы, протекающие в других сферах, она управляет, координирует все психические состояния, поэтому она способствует сохранению и укреплению собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижению успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии. Сфера саморегуляции органичным образом связывает индивидуальность с личностью. Например, за такими чертами, как безалаберность, безрассудство, беспечность, небрежность, опрометчивость, разболтанность, распущенность, суетливость, халатность и др., нетрудно увидеть дефицит в развитии рассматриваемой сферы. Напротив, если человека характеризуют как аккуратного, выдержанного, обязательного, организованного, порядочного, рассудительного, добросовестного, предусмотрительного и т.п., то за каждой из перечисленных черт хорошо просматривается умение контролировать свои мысли и чувства, действия и поступки. Признаками развитой сферы саморегуляции являются также умения человека вовремя "сбрасывать" напряжение, снимать внутренние "зажимы", расслабляться, способность снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе. Эта сфера способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Любое напряженное психическое состояние, отмечает психолог Н.В. Самоукина, характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ослаблению внутренней напряженности способствует умение произвести действие децентрации, то есть снять центр ситуации с себя и перенести его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства ситуации. По сути дела, при помощи децентрации осуществляется объективация эмоционально отрицательного состояния, выбрасывание его вовне, во внешнюю среду и тем самым избавление от него. Существует несколько форм децентрации. Ролевая децентрация связана с перевоплощением человека в другой предмет, мысленным включением в другую ситуацию. Интеллектуальная децентрация производится, например, за счет активизации педагогической рефлексии, когда учитель старается посмотреть на себя "со стороны", произвести анализ ситуации глазами внешнего наблюдателя, реализовать "психическое зеркало". Коммуникативная децентрация реализуется в ходе диалога с переменой коммуникативных позиций.
Диагностика сферы саморегуляции: метод наблюдения, анкетирование, сочинения на темы "Я через 10 лет" и др.
Формирование сферы саморегуляции. Человечество издавна занималось поиском методов повышения уровня саморегуляции.
Приведем примеры упражнений, способствующие развитию саморегуляции учителя.
Во время выполнения этих приемов следует настроиться на улучшение самочувствия, мечтая о том, какими вы хотите быть. Выходить из состояния саморегуляции следует, обязательно настроившись на чистую ясную голову и полноту сил, и тогда так и будет. Советы Алиева полезно помнить и при выполнении упражнений, рассчитанных на развитие сферы саморегуляции учителя (эти упражнения взяты из книг Ю.П. Азарова, В.Л. Даниловой, Н. Дзен и Ю. Пахомова, Н.В. Самоукиной, Г.Н. Сытина - см. список литературы).
Упражнения для учителей направлены на достижение следующих целей. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности, то есть имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, и это очень важно, они направлены на развитие внутренних психических сил учителя, расширение его профессионального самосознания. Регулярное выполнение подобных упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их не только у себя, но и у детей, и эффективно управлять и собой, и поведением своих воспитанников.
Упражнение 1. "Внутренний луч".
Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Для его выполнения необходимо занять удобную позу - сидя или стоя в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, "охлаждаются" глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.
Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получить внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: "Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!".
Упражнение 2. "Дерево".
Данное упражнение способствует развитию умения ролевой децентрации. Оно выполняется индивидуально и направлено на формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождению от травмирующей ситуации.
По дороге домой, в городском транспорте, учитель стоит и представляет себя деревом (каким ему нравится, с каким он может себя наиболее легко отождествить). Необходимо детально проиграть в сознании образ этого дерева: его мощный или гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшиеся в землю. Необходимо почувствовать как можно более реально питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля - это символ жизни, корни - это символ стабильности, связи человека с реальностью. Представление утомленным учителем вросшихся в землю корней его дерева актуализирует внутренние взаимосвязи с реальностью, укрепляет уверенность в себе.
Упражнение 3. "Мария Ивановна".
Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации. Выполняется индивидуально в течение 10-15 минут. Представьте себе ситуацию вашего неприятного разговора, например, с завучем, условно названной Марией Ивановной. Последняя позволила себе довольно неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день, и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: с одной стороны, подкрепляются привычки патогенного мышления, с другой - на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обидчицу, но вам это не удается.
Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркивать Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Подражайте ее походке, манере себя вести, проиграйте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы сможете почувствовать облегчение внутреннего напряжения и изменение своего отношения к конфликту, Марии Ивановне, увидите в ней много позитивного, того, что вы не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя уже на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы не несете в себе негативного внутреннего состояния, вы доброжелательны и спокойны, и она сама, в свою очередь, станет стремиться к улаживанию конфликта.
Упражнение 4. "Голова".
Профессия педагога относится не только к разряду стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: в чем-то их сдерживать или, наоборот, активизировать, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной деятельностью вызывает у учителя "стресс руководства" и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых жалоб учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Предлагаем вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Как управлять своими мыслями и образами? Своими мыслями и образами, в отличие от эмоций и открытого поведения, человеку управлять труднее. Это связано с тем, что образы и мысли сначала возникают и только после этого мы можем их осознавать. Но даже осознание собственных мыслей и образов не позволяет вам определить, почему они появились именно в данный момент времени. Жизненный опыт и здравый смысл в данном случае мало чем смогут помочь, и только, вероятно, хорошее знание тех областей психологии, которые связаны с научным изучением происхождения мыслей и образов человека, поможет нам не только предвидеть, но в какой-то степени регулировать их. И образы, и мысли человека не возникают беспричинно, спонтанно, сами собой, за исключением, наверное, тех немногих случаев, когда в результате болезни или серьезного нарушения работы мозга у человека появляются бред, галлюцинации. Во всех остальных случаях мысли и образы детерминированы, т.е. обусловлены причинами, которые можно выяснить и описать. Таких причин может быть несколько.
Во-первых, бессознательно возникающие мысли и образы зависят от тех потребностей, которые являются в данный момент для вас актуальными. Под действием этих потребностей в организме активизируются процессы, непосредственно связанные с их удовлетворением. Возникает желание удовлетворить эту потребность. Соответствующее желание в свою очередь порождает образы вполне определенных предметов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также мысли, связанные с их достижением. Поэтому одним из эффективных способов управления образами и мыслями человека является прямое или косвенное воздействие, направленное на актуальные для него потребности.
Во-вторых, образы и мысли человека могут сознательно порождаться им самим через специальные волевые усилия. Человек, способный управлять собой, в частности своими психическими состояниями, может по собственному желанию вызывать в своем воображении нужные образы или мысли, заставлять себя думать над чем-то, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Так поступают, например, все творческие люди - ученые, писатели, художники, инженеры-конструкторы и т.д., работающие над решением некоторой проблемы, над созданием чего-либо нового, оригинального, уникального. Следовательно, для того, чтобы научиться управлять своими мыслями и образами, необходимо стать волевым человеком, т.е. работать над совершенствованием воли.
В-третьих, на наши мысли и образы оказывает влияние обстановка, ситуация, в которую мы волею случая попадаем. Рефлекторным путем окружающие нас предметы и люди вызывают соответствующие образы и мысли. Если, например, наш опыт обращения с тем или иным человеком ассоциирован с определенными мыслями и образами, то они неизбежно будут возникать при повторных встречах. То же самое касается разнообразных вещей и предметов.
Поэтому, вводя в ситуацию тех или иных людей, окружая себя теми или иными предметами, мы через них можем оказывать влияние на свое мышление и воображение. Если, например, нам очень хочется избавиться от неприятных образов и мыслей, полезно оказаться среди людей или в окружении предметов, которые порождают приятные мысли и образы.
Отметим в заключение, что в управлении мыслями и образами наилучших результатов можно добиться в том случае, если попытаться воздействовать на них комплексно, как изнутри, так и извне, поскольку ни одна родившаяся в нашей голове мысль и ни один возникший в нашем сознании образ не могут определяться исключительно только одними потребностями человека или же только ситуацией, в которой сознательно или случайно оказался человек.
· Кинозвезда Элизабет Тейлор сказала однажды: "Каждая женщина знает, что ее внешний вид зависит от настроения, и, наоборот, ее настроение зависит от того, как она выглядит. Каждая согласится с тем, что внешний вид связан с самоуважением. Согласитесь, для большинства женщин внешний вид их зеркало". Как практически последовать совету Э. Тейлор?