Этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению. Определение сроков осуществления контроля.

В тематическом контроле кроме администрации участвуют и другие специалисты ДУ (декларирование полномочий по узкому вопросу): педагог – психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, руководитель физического воспитания, инструктор ЛФК, учитель – дефектолог.

Задача руководителя ДУ – поставить перед каждым участником конкретную задачу, разъяснить порядок её выполнения. Для того, чтобы чётко спланировать тематическую проверку во времени руководитель может использовать циклограмму. Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете, собрании педагогического коллектива.

По итогам контроля пишется аналитическая справка с конкретными выводами и рекомендациями, сроками устранения выявленных недостатков /приложение № 3/.

Сравнительный –проводится с целью сопоставления результатов работы по различным направлениям педагогической деятельности за какой то промежуток времени. Не предполагает написания аналитической справки, как по результатам фронтального и тематического контролей.

Взаимоконтроль -способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого; помогает распространению эффективного опыта, улучшению воспитательно-образовательного процесса. Один педагог анализирует одно из направлений педагогической деятельности другого педагога. Предполагает достаточный опыт и профессионализм обеих педагогов.

Оперативный–направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его.

Требования к оперативному контролю.

v плановость /предполагает написание циклограммы на учебный год|

v системность

v результативность /контроль не ради контроля/

v гласность

Предупредительный – планируется с целью выявления готовности педагогического коллектива ДУ к проведению воспитательно-образовательного процесса: выполнения распорядка дня, использования опыта других педагогов, знаний, полученных на курсах, семинарах, предупреждения ошибок в работе с воспитанниками молодыми специалистами. Контроль тесно взаимосвязан с разделами годового плана/приложение № 4/

Медико-педагогический контроль –проводится совместно с медперсоналом ДУ. Медико - педагогический контроль проводится по направлениям, обозначенным в приложении № 6

Итоги оперативного, сравнительного, предупредительного, медико - педагогического контролей должны найти свое отражение в короткой информационной справке с конкретными выводами и рекомендациями, сроками устранения недостатков /приложение № 5/. Зачитывается на оперативном совещании и совещании при заведующей.

Приложение № 1

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ГРУППЫ.

1. Цель проверки, дата и время проверки, кем проводилась проверка.

2. Укомплектованность группы детьми и кадрами (средняя посещаемость, заболеваемость).

3. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в группе, режим проветривания.

4. Материальная база, создание условий в группе.

5. Состояние воспитательно-образовательной работы в группе:

· оборудование педагогического процесса: игрушки, пособия, материалы, создание предметно-развивающей среды, наличие и содержание микрокабинета в группе;

· создание предметно-развивающей среды, эстетическое оформление группы;

· воспитательная работа в группе в течение дня:

- выполнение распорядка дня;

- рациональность организации бытовых процессов в течение дня (утренний приём детей, умывание, питание, прогулка, дневной сон, вечер);

- построение и качество проведения утренней гимнастики;

- мероприятия по закаливанию, время для их проведения, учёт возраста детей, климатических условий, времени года, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

· Руководство играми детей:

- условия для игр, выполнение требований режима дня ( о времени, отведённом для игр);

- характер и содержание игр детей в различные периоды дня;

- руководство воспитателя играми каждого периода ( тематика и содержание сюжетно-ролевых игр, дидактические и подвижные игры)

- игровые навыки детей, их поведение, взаимоотношение в играх;

- своеобразие руководства каждым видом игр по возрастным группам, воспитание детского коллектива в процессе игры;

- положительный опыт и недостатки в руководстве играми.

· Специально организованная деятельность:

- выполнение программного содержания занятий, их планирование;

- чередование занятий по разделам в течение дня, недели, постепенное усложнение содержания;

- использование разнообразных методов и приёмов обучения в зависимости от программного материала и возраста детей (наглядные, словесные, игровые);

- работа с коллективом и отдельными детьми;

- пособия, материалы для занятий, гигиенические условия;

- положительные стороны, затруднения, недостатки в осуществлении обучения.

· Трудовое воспитание детей.

- условия для труда;

- уровень трудовых навыков и самостоятельности детей в труде;

- отношение к труду, уважение труда окружающих.

· Детский коллектив.

- навыки общения у детей, взаимоотношения, овладение культурно-гигиеническими навыками, повышение культуры поведения, самообслуживание, дисциплина, дружба, вежливость, уважение к старшим, интерес к художественной литературе и музыке.

· Личность воспитателя.

- профессионализм, уровень общения, стиль руководства детским коллективом, стиль общения с детьми, создание благоприятных условий для жизни детей в группе, затруднения и недостатки в воспитании детей, формальное отношение к детям.

· Работа с родителями.

- уровень взаимодействия воспитателя с семьёй;

- использование современных форм и методов работы с родителями.

6. Выводы и предложения.

Приложение № 2

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЛАНА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

№п/п Направление работы Предлагаемые рабочие материалы
Обследование достижений воспитанников
  • Анализ диагностических карт
  • Обследование отдельных детей по стандартам, задаваемым программой /обязательно прилагается карта обследования/
  • Беседы с детьми
  • Анализ детских работ /продуктивная деятельность детей/
  • Анализ деятельности детей на занятиях
  • Анализ самостоятельной деятельности детей
  • Анализ игры детей
 
Оценка профессиональных умений воспитателя
  • анализ проведения занятий воспитателем
  • анкетирование воспитателей /предоставить разработанные анкеты/
  • собеседование с воспитателем
  • анализ самообразования воспитателей
  • проведение открытых показов
  • активные формы работы – деловая игра
  • анализ предметно – развивающей среды в группе /компетентность воспитателя при её создании/
 
Оценка создания условий:
  • в группе
  • в метод.кабинете
  • в учреждении
 
  • посещение групп
  • анализ предметно- развивающей среды /с точки зрения её содержания/
Оценка планирования работы Проверка планов с точки зрения планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, планирование работы в групповых уголках и зонах, планирование игровой деятельности.  
Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме
  • посещение родительских собраний
  • анализ наглядной информации для родителей в группе
  • опрос или анкетирование родителей
 

Приложение № 3

Наши рекомендации