Этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению. Определение сроков осуществления контроля.
В тематическом контроле кроме администрации участвуют и другие специалисты ДУ (декларирование полномочий по узкому вопросу): педагог – психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, руководитель физического воспитания, инструктор ЛФК, учитель – дефектолог.
Задача руководителя ДУ – поставить перед каждым участником конкретную задачу, разъяснить порядок её выполнения. Для того, чтобы чётко спланировать тематическую проверку во времени руководитель может использовать циклограмму. Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете, собрании педагогического коллектива.
По итогам контроля пишется аналитическая справка с конкретными выводами и рекомендациями, сроками устранения выявленных недостатков /приложение № 3/.
Сравнительный –проводится с целью сопоставления результатов работы по различным направлениям педагогической деятельности за какой то промежуток времени. Не предполагает написания аналитической справки, как по результатам фронтального и тематического контролей.
Взаимоконтроль -способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого; помогает распространению эффективного опыта, улучшению воспитательно-образовательного процесса. Один педагог анализирует одно из направлений педагогической деятельности другого педагога. Предполагает достаточный опыт и профессионализм обеих педагогов.
Оперативный–направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его.
Требования к оперативному контролю.
v плановость /предполагает написание циклограммы на учебный год|
v системность
v результативность /контроль не ради контроля/
v гласность
Предупредительный – планируется с целью выявления готовности педагогического коллектива ДУ к проведению воспитательно-образовательного процесса: выполнения распорядка дня, использования опыта других педагогов, знаний, полученных на курсах, семинарах, предупреждения ошибок в работе с воспитанниками молодыми специалистами. Контроль тесно взаимосвязан с разделами годового плана/приложение № 4/
Медико-педагогический контроль –проводится совместно с медперсоналом ДУ. Медико - педагогический контроль проводится по направлениям, обозначенным в приложении № 6
Итоги оперативного, сравнительного, предупредительного, медико - педагогического контролей должны найти свое отражение в короткой информационной справке с конкретными выводами и рекомендациями, сроками устранения недостатков /приложение № 5/. Зачитывается на оперативном совещании и совещании при заведующей.
Приложение № 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ГРУППЫ.
1. Цель проверки, дата и время проверки, кем проводилась проверка.
2. Укомплектованность группы детьми и кадрами (средняя посещаемость, заболеваемость).
3. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в группе, режим проветривания.
4. Материальная база, создание условий в группе.
5. Состояние воспитательно-образовательной работы в группе:
· оборудование педагогического процесса: игрушки, пособия, материалы, создание предметно-развивающей среды, наличие и содержание микрокабинета в группе;
· создание предметно-развивающей среды, эстетическое оформление группы;
· воспитательная работа в группе в течение дня:
- выполнение распорядка дня;
- рациональность организации бытовых процессов в течение дня (утренний приём детей, умывание, питание, прогулка, дневной сон, вечер);
- построение и качество проведения утренней гимнастики;
- мероприятия по закаливанию, время для их проведения, учёт возраста детей, климатических условий, времени года, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
· Руководство играми детей:
- условия для игр, выполнение требований режима дня ( о времени, отведённом для игр);
- характер и содержание игр детей в различные периоды дня;
- руководство воспитателя играми каждого периода ( тематика и содержание сюжетно-ролевых игр, дидактические и подвижные игры)
- игровые навыки детей, их поведение, взаимоотношение в играх;
- своеобразие руководства каждым видом игр по возрастным группам, воспитание детского коллектива в процессе игры;
- положительный опыт и недостатки в руководстве играми.
· Специально организованная деятельность:
- выполнение программного содержания занятий, их планирование;
- чередование занятий по разделам в течение дня, недели, постепенное усложнение содержания;
- использование разнообразных методов и приёмов обучения в зависимости от программного материала и возраста детей (наглядные, словесные, игровые);
- работа с коллективом и отдельными детьми;
- пособия, материалы для занятий, гигиенические условия;
- положительные стороны, затруднения, недостатки в осуществлении обучения.
· Трудовое воспитание детей.
- условия для труда;
- уровень трудовых навыков и самостоятельности детей в труде;
- отношение к труду, уважение труда окружающих.
· Детский коллектив.
- навыки общения у детей, взаимоотношения, овладение культурно-гигиеническими навыками, повышение культуры поведения, самообслуживание, дисциплина, дружба, вежливость, уважение к старшим, интерес к художественной литературе и музыке.
· Личность воспитателя.
- профессионализм, уровень общения, стиль руководства детским коллективом, стиль общения с детьми, создание благоприятных условий для жизни детей в группе, затруднения и недостатки в воспитании детей, формальное отношение к детям.
· Работа с родителями.
- уровень взаимодействия воспитателя с семьёй;
- использование современных форм и методов работы с родителями.
6. Выводы и предложения.
Приложение № 2
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЛАНА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
№п/п | Направление работы | Предлагаемые рабочие материалы |
Обследование достижений воспитанников |
| |
Оценка профессиональных умений воспитателя |
| |
Оценка создания условий:
|
| |
Оценка планирования работы | Проверка планов с точки зрения планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, планирование работы в групповых уголках и зонах, планирование игровой деятельности. | |
Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме |
|
Приложение № 3