Методические рекомендации по выполнению заданий
1.2.1. Составление «Портрета-характеристики» ОУ.
А. На основании бесед с администрацией и педагогическими работниками школы, анализа школьной документации (концепции развития школы, учебного плана), изучения состояния психологической службы Оу. системы внеклассной воспитательной работы и системы дополнительного образования, составьте «портрет-характеристику» ОУ.
Примерная схема «портрета- характеристики» школы
1. Название (номер) школы, ее профиль.
2. Количество классов (начальное, среднее и старшее звено), групп, общее количество учащихся.
3. Как распределены функциональные обязанности между руководящими
работниками школы (директор, завучи, ОВВР).
4. Каковы приоритетные направления развития ОУ.
5. Сформулируйте основные учебно-воспитательные задачи педагогического коллектива ОУ.
6. Какова материальная база ОУ (здание: типовое, индивидуальный проект, приспособленное помещение; пришкольный участок; школьные кабинеты; места отдыха, игровые комнаты; спортивный комплекс; актовый зал: библиотека и читальный зал: мастерские для трудового обучения: столовая: оформление и озеленение школы и кабинетов).
7. Каковы формы управления ОУ? Есть ли в ней органы самоуправления и как они функционируют''
8. Есть ли в ОУ научно-методический центр, кто руководит им? Какие функции выполняет методический кабинет ОУ?
9. Укажите основные направления экспериментальной работы ОУ. Участвуют ли в ней учителя права.
10. Есть ли в ОУ профильные классы. Охарактеризуйте учебный план любого из них.
11. Какая работа ведется в Оу с учащимися, требующими особого
педагогического внимания. Есть ли в ОУ классы коррекции, соответствуют ли они своему названию?
12. Имеет ли ОУ связи с другими учреждениями системы образования (вузами, техникумами, домами творчества и т.д.). другими организациями?
13. Какие формы сотрудничества сложились у ОУ с родителями? Насколько они эффективны для решения общих учебно-воспитательных задач?
14. Какие формы объединений учащихся существуют в ОУ?
15. Имеется ли в ОУ система дополнительных услуг? Что она дает учащимся?
16. Интересно ли учащимся учиться в этом ОУ? Ответ аргументируйте.
К какому заключению вы сможете прийти, собрав конкретный материал (факты, суждения, оценки). Сформулируйте свои собственные вопросы, определите, кому их задать: директору, завучу, ОВВР, учителям истории? Запишите вопросы в дневник заранее.
«Портрет»-характеристика школы может быть составлен в любой форме (ответы на вопросы, описание).
Б. После прохождения практики следует написать сочинение-рассуждение, в котором необходимо отразить впечатления о школе, представления о том, какой школа (учителя, учащиеся), по вашему мнению, должна быть (будет в будущем).
Примерная тематика сочинений
Современная школа - школа развития
Какой я вижу школу будущего.
Если бы я был директором школы.
Нужен ли школе думающий учитель?
Можно ли учиться без двоек?
Студенты могут предложить свою тему.
Составление описания процесса преподавания права в ОУ
На основании бесед с учителями права, педагогами дополнительного образования, изучения библиотечного фонда, системы работы кабинета права дайте характеристику особенностей процесса преподавания права в конкретном ОУ, составьте описание процесса преподавания права.
Примерная схема описания
1. Ф.И.О. учителей, работающих в ОУ, их квалификация (стаж работы, категория, присвоенная по итогам аттестации).
2. Есть ли в ОУ профильные гуманитарные класс. Какое количество часов права в них ведется?
3. Реализуется ли в ОУ вариативная часть базисного учебного плана? Какие факультативные курсы права (граждановедения, общестоведения) ведутся?
5. Какое отражение в учебном плане ОУ нашел региональный компонент?
6. По каким программам работают учителя ОУ (базовым, альтернативным)?
7. Почему они предпочли их?
8. Обеспечено ли ОУ новыми учебниками праваю По каким учебникам работают учителя ОУ? Каково их отношение к ним?
9. Имеется ли в Оу типовой кабинет права, охарактеризуйте его (внешний вид, обеспеченность ТСО и др. средствами наглядности, библиотека кабинета, наличие дидактического материала, функциональность).
10. Какая внеклассная работа ведется на базе кабинета права (факультатив, исторический кружок, дискуссионный клуб).
1.2.3. «Фотография» (описание) посещенного урока права
Составьте описание одного из посещенных уроков с целью выявления особенностей протекания учебно-воспитательного процесса в среднем и старшем звене школы (предварительно посетите уроки в 5 - 8 и 10 - 11 классах).
Примерная схема описания
Класс, количество учащихся.
Тема урока.
Деятельность учителя на уроке.
Деятельность учащихся.
Выводы по уроку.