Социальная политика современного Российского гос-ва
Функции и социальные роли социального педагога, его права и обязанности. Этический кодекс социального педагога.
Функции: 1) образовательно-воспитат.: обеспечивает целенаправленное пед. влияние на поведение и д-ть детей и взрослых; 2) диагностическая: изучает медико-психолог. и возрастные особенности, способности человека, его интересы, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы (постановка социального диагноза); 3) организаторская:организует соц.-пед. д-ть детей и взрослых, содействует в вопросе трудоустройства, проф.ориентации; 4) прогностическая:прогнозирование процесса воспитания и развития личности; 5) предупредительно-профилактическая и соц.-терапевтическая:учитывает и приводит в действие соц.-правовые, юрид. и психологич. механизмы предупреждения негативных влияний; организует оказание соц.-терапевт. помощи нуждающимся; 6) организационно-коммуникативная: способствует включению добровольных помощников в соц.-пед. работу, установление деловых и личностных контактов между людьми; 7) охранно-защитная: использование правовых норм для защиты прав и интересов личности.
Роли: 1) посредник (между детьми и взрослыми; между личностью и соц. службами); защитник (интересов и прав различных категорий населения); наставник (социальный патронаж); советчик, друг; эксперт (определение методов допустимого вмешательства в решение проблемы подопечного); помощник, адвокат и т.д.
Права: 1)представлять и защищать интересы клиентов в органах законодат. и исполнит.власти, вести госуд. и частную соц.практику; 2)собирать инфо, связанную с нуждами клиентов, проводить социологические опросы, диагностические исследования;3)делать офиц.запросы в обществен.организации с просьбой о решении проблем (детей и т.д.) и др. +Соц. педагог обладает др.правами, к-рые связаны с его специализацией и закреплены в положениях учреждений, где трудится специалист.
Обязанности: 1) соц.-информационной помощи (обеспечение необходимой информацией о льготах, д-ти соц.служб и т.д.); 2) соц.-правовая помощь (содействие в реализации правовых гарантий); 3) соц.-реабилитационная (оказание услуг по восстановлению психологич., морального, эмоционального состояния и здоровья); 4) соц.-экономич. (содействие в получении пособий и др.); 5) медико-соц. (профилактика алкоголизма, наркомании, уход за больными детьми и др.); 6) соц.-психологич. (создание благоприятного микроклимата в семье, коллективе); 7) соц.-пед. (обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска, преодоление в семье ошибок, порождающих безнадзорность и др.) + владение новейшей правовой инфо, постоянное повышение квалификации.
Этический кодекс – документ, в котором излагаются основные принципы и ценности социальной работы, этические нормы соц.педагога. Основные этические принципы:конфиденциальности; ответственности; благополучия клиента и др. Основные позиции:- не поучать, не показывать, не запрещать; - уметь слушать клиента, проявлять деликатность, чувство такта; - быть общительным, уметь «разговорить» клиента; - уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника; строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; - всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия, не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; - всегда действовать исключительно в интересах клиента и т.д. По отношению к коллегам: уважение, честность, внимание к ним и их клиентам.
Социальная политика современного Российского гос-ва
Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике.
принципы:
· гуманизм, социальная справедливость;
· системность, непрерывность, преемственность;
· сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики;
· открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики - наличие «обратной связи» органов управления с массами);
· демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
· действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
· адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.
функции:
· защита интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
· осуществление «диалога» между гражданами и государством;
· интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание стабильности и порядка;
· прогностическая;
· управление социальными процессами и др.
Задачасоц. политики - гармонизация общественных отношений, социальное развитие общества.
Можно выделитьдва блока:
А) решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества (последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, культура, образование);
Б) собственно социальная политика (политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).
В.М. Капицин, к числу ее основных направлений относит: 1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование; 2) поддержку семьи, материнства, детства и отцовства; 3) жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения; 4) поддержку престарелых и инвалидов; 5) социальное обслуживание населения; 6) охрану окружающей природной среды; 7) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев .
Таким образом, социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны.
Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью.
Без всякого преувеличения можно утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства населения. В связи с этим не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. Сейчас в последней нуждается действительное большинство.
Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности.
Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы.
Как показывает зарубежный (а теперь и отечественный) опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях России - сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи.
Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения..
Главными задачами сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных
Итак, подводя итоги, можно сказать о том, что на сегодняшний день в России положение ее граждан пока оставляет желать лучшего, хотя нельзя отрицать и тот факт, что государство пытается изменить эту ситуацию посредством различных мероприятий, проводимых в рамках социальной политики. Также, хотелось бы сказать о том, что выработка и претворение этих мер в жизнь должны носить обдуманный характер, т. е. опираться на уже имеющийся свой собственный опыт и опыт иностранных государств в данной сфере, что в свою очередь должно обеспечить эффективность социальной политики.
Содержание и основные направления деятельности социального педагога.
ЦЕЛЬ деятельности СП:
- создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- защита ребенка в его жизненном пространстве.
Направлениедеятельности | Содержание |
1. Социально-педагогическое ИССЛЕДОВАНИЕ с целью ВЫЯВЛЕНИЯ социальных и личностных ПРОБЛЕМ детей всех возрастов | - проведение социальной паспортизации учебного учреждения; - анализ отношений в семьях учащихся; - анализ морально-психологического фона учебного учреждения и его воздействия на учеников и разработка мер по его оптимизации; - определение центров влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия; - социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др. |
2. Социально- педагогическая ЗАЩИТА ПРАВ ребенка | - выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети - инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве; - защита прав и интересов учащихся в различных инстанциях (педсовет, Комиссия по делам несовершеннолетних, прокуратура и т. д.); - защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п. |
3. Обеспечение социально-педагогической ПОДДЕРЖКИ семье в ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ учащегося | - раннее выявление неблагополучных семей; - создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.; - пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков; - психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье; |
4. Социально- педагогическое КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ | - духовно-ценностное просвещение; - содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс; - организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др. - организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; - консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении; - консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально- педагогических проблем. |
5. Социально-педагогическая ПРОФИЛАКТИКА, КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ | - раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; - обеспечение коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам несовершеннолетних); - организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»; - способствование пропаганде здорового образа жизни; - повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; - реабилитация детей, испытывающих затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений. |
6. Содействие созданию ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ для оптимального развития личности ребенка | - сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса. |
7. ПОДДЕРЖКА социально ценной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (волонтерство, проектная деятельность) | - забота о больных, инвалидах и бедных; - благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; - работа в службах социальной защиты; - благоустройство города, поселка, двора; - охрана природы и памятников культуры; - проведение игр и творческих занятий с детьми; |
8. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | - анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; - участие в методических семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам; - накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы. |