Павлова Анна Павловна (Матвеевна) 01.12.1881 - 23.01.1931
балерина
В 1891 принята на балетное отделение Петербургского театрального училища (педагоги А. А. Облаков, Е. О. Ваземский, П. А. Гердт). На выпускном спектакле выступила в партии Дочери дворецкого в специально поставленном Гердтом балете "Мнимые дриады". По окончании училища с 1899 танцовщица Мариинского театра. Дебютировала в том же году в Па де Труа в "Тщетной предосторожности". В 1906 переведена в разряд балерин. В 1910 перешла на положение гастролерши. На сцене Мариинского театра последний раз выступила в партии Никии в 1913, последняя гастроль в России - концерт в Москве в Зеркальном театре сада "Эрмитаж" (1914).
В постановке М. И. Петипа, Л. И. Иванова и их предшественников определилось многообразие возможностей Павловой: музыкальность и психологическую содержательность ее танца, эмоциональная действенность игры, широта жанрового диапазона. Ее выступление в "Баядерке" (1902) дало вторую жизнь образу Никии, истолкованному в плане высокой трагедии духа, внесло перелом в сценическую жизнь спектакля. В образе Жизели (1903) психологизм трактовки вел к поэтически просветленному финалу. Павлова исполняла партии, где классическая основа имела национальную характерную окраску. Зажигательный, бравурный танец ее испанских героинь - Пахиты, Китри (обе 1907) был высоким образом исполнительского мастерства и стиля своего времени.
Обращалась и к собственно характерным танцам: панадерос ("Раймонда"), уральская пляска ((Конек - Горбунок), испанский танец (Щелкунчик), Вакханка (Времена года). С новаторскими поисками балетмейстера А. А. Горского, стремившегося к драматизации балетного действия, связаны в репертуаре Павловой партии Китри и БинтАнты (Дочь фараона). Последнюю она сначала исполнила в Большом тре (1906), а затем танцевала партию Аспиччии в традиционной постановке того же балета на петерб. сцене.
Павлова сыграла важную роль в реформах М. М. Фокина как первая исполнительница главных партий в созданных им балетах: "Виноградная лоза" (1906), "Эвника" (1907; Актея, затем и Эвника), "Шопениана", "Павильон Армиды" (оба 1907; Армида), "Египетские ночи" (1908, Береника). В них проявились одухотворенный психологизм и музыкальность артистки. Главными ценностями творческого союза Павловой и Фокина явились произведения, где танец подчинен духовно-выразительным задачам: "Шопениана", "Лебедь" (1907, позже под названтем "Умирающий лебедь"), ставший поэтическим символом русской хореографии этой эпохи.
Отдавая дань новаторству Фокина, Павлова по-прежнему хранила преданность русской балетной классике. С 1908 гастролировала за рубежом. В 1909 виднейшая участница Русских сезонов в Париже, положивших начало ее всемирной известности. В 1910 создала собственную труппу, края с триумфальным успехом выступала во многих странах. В 1913 и 1914 Павлова выступала в Петербурге и Москве.
Павлова сохраняла в гастрольном репертуаре балеты П. И. Чайковского и А. К. Глазунова, "Тщетную предосторожность", "Жизель", "Коппелию", "Пахиту", а также концертные номера. В ее труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики, с ними создавались новые хореографические миниатюры: "Ночь" и "Вальскаприс" на музыку А. Г. Рубинштейна, "Стрекоза" на музыку Ф. Крейслера, "Калифорнийский мак" на муз. Чайковского. Фокин специально для труппы Павловой поставил в 1913 "Прелюды" на музыку Ф. Листа и "Семь дочерей Горного короля" на музыку А. А. Спендиарова.
Творческий облик Павловой сложился на русской сцене. В своих многочисленных концертных номерах она опиралась главным образом на традиции отечественного искусства. Слава Павловой стала легендарной. Ее подвижническое служение танцу пробудило во всем мире интерес к хореографии и дало толчок к возрождению зарубежного балетного театра. Снималась в художественном фильме "Немая из Портичи" в роли Фенеллы (1915, США); отснятые в 1924 в Голливуде миниатюры в исполнение Павловой вошли в фильм "Бессмертный лебедь" (1956).
Павловой посвящены балет "Моя Павлова" (балетмейстер Р. Пети), художественный кинофильм "Анна Павлова" (1983), документ, фильм "Анна Павлова" .
Преображенская Ольга Иосифовна 1871 г. - 1962 г.
балерина
Ольга Иосифовна Преображенская (1871 - 1962) закончила школу на год раньше Марии Кшесинской - в 1889 году, начала выступать в главных партиях позднее. Зачисленная в труппу в качестве кордебалетной танцовщицы, она вскоре обратила на себя внимание мягкостью и грацией танца. Порученные ей небольшие сольные партии, которые она неизменно блестяще исполняла, способствовали ее выдвижению на ведущее положение.
В 1892 году Преображенская дебютировала как балерина в балете "Калькабрино". Ее выступление в 1900 году в балете "Синяя борода" в роли Изоры окончательно утвердило положение танцовщицы. Так же как и Кшесинская, Преображенская легко преодолела все технические трудности итальянской школы и значительно смягчила итальянскую манеру исполнения танца, придав ему ту одухотворенность, которая отсутствовала у иностранных балерин. Преображенская была выразительной актрисой, умевшей по-новому толковать избитые роли старого репертуара. Но если Кшесинская могла исполнять роли любого характера, то Преображенской особенно удавались полухарактерные образы, хотя она мастерски владела и классическим и характерным танцем.
На долю Преображенской выпала трудная и ответственная задача - выступить на сцене миланского театра "Ла Скала". Победа, одержанная балериной в Италии, была полной. Зрители и критика единодушно превозносили русскую балерину, называя ее "маленькой русской, полной грации и блеска", и справедливо утверждали, что это "маленькая женщина, но великая артистка". Занимая первое положение в балете, Преображенская стала уделять много внимания педагогике, которой всецело и отдалась, закончив свою артистическую деятельность. Она была прекрасным педагогом и как никто умела "ставить руки" у своих учениц. Ее теоретические статьи и высказывания о хореографическом воспитании чрезвычайно ценны для развития русской методики преподавания.
Кшесинская и Преображенская были представительницами двух противоположных идеологий в балете - аристократической и демократической. В отличие от Кшесинской, ориентировавшейся в своем творчестве на вкусы двора, Преображенская являлась представительницей демократического зрителя. Она писала в 1909 году:"...Люблю простых, немудреных людей. Вот почему с таким наслаждением танцую я в Народном доме. И знаю и горжусь, что и публика Народного дома меня любит и ценит".
Плисецкая Майя Михайловна 20.11.1925
танцовщица
Майя Плисецкая артистка Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического Труда (1985). Жена Р. К. Щедрина. По окончании МХУ (педагоги Е. П. Гердт, М. М. Леонтьева), в 1943-90 в Большом театре. Плисецкая - выдающаяся танцовщица 2-й пол. 20 в., вошедшая в сторию балета феноменальным творческим долголетием. Став известной сразу же после окончания училища, Плисецкая начала с того, что создала свой стиль, а пришла к тому, что создала свой театр.
Стиль Плисецкий - графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом. Наделенная живым воображением и неиссякаемым интересом к новому, отдавая немалую дань всякого рода попутным увлечениям и преходящим экспериментам, Плисецкая упорно выстраивала свой уникальный артистический образ. Редкий талант трагедийной балетной актрисы проявился уже в 1945, на премьере Золушки. Не очень заметную дивертисментную миниатюру "Осень", благодаря своему фено-менальному прыжку, выразительной пластике и острому ощущению ритма, Плисецкая развернула в драматичную и притом чисто танцевальную фреску. Контраст с общей сказочной и даже легкомысленной атмосферой, царившей в спектакле, был разительным.
Таким же контрастом по отношению к стилю "большого балета" 50-60-х гг. выглядели почти все сценические создания Плисецкой, в том чесле исполнение ею главной партии в академическом балете "Раймонда" и ее выступления в праздничном "Дон Кихоте". Необычной была интенсивность эмоций и яркость формы. Когда же ослепительная яркость соединилась с трагедийной темой, возникла Кармен ("Кармен-сюита"), одна из главных ролей Плисецкой в репертуаре Большого театра. ("Анна Каренина", Чайка", "Дяма с собачкой"), а потом ушла из Большого театра. Возможность станцевать подлинную классическую трагедию ей предоставила балетная труппа француза Юрода Нанси ("Федра", балетм. С. Лифарь) и балетная труппа "Театро лирико насиональ" ("Мария Стюарт", балетмейстр X. Гранеро).
Но и балетные инсценировки русской прозы и драматургии, осуществленные Плисецкой в 70-80-х гг., открыли близость романа Л. Н. Толстого, пьесы и рассказа А. П. Чехова давней классической традиции. В русле этой традиции Плисецкая с 1942 танцует и миниатюру М. М. Фокина "Умирающий лебедь", ставшую эмблемой ее неповторимого искусства.
Плисецкая - первая исполнительница партий в Большом театре: фея Осени ("Золушка", 1945, балетмейстер Р. В. Захаров), Хозяйка Медной горы ("Скач о каменном цветке", 1954, балетм. Л. М. Лавровский), Сюимбике ("Шурале", 1955, балетм. Л. В. Якобсон), Лаурен-сия (1956. балетм. В. М. Чабукиани), Эгина (1958, балетм. И. А. Моисеев), Хозяйка Медной горы (1959. балетм. Ю. Н. Григорович), Фригия (1962, балетм. Якобсон), Жар-птица (1964, возобн. С. К. Власова и Н. Р. Симачева, по М. М. Фокину), Мех-менэ Бану ("Легенда о любви", 1965, балетм. Григорович), Кар-мен (1967, балетм. А. Алонсо), Прелюдия на муз. И. Баха (1968, балетм. Н. Д. Касаткина и В.Ю. Василев). Др. партии: Маша ("Щелкунчик"), Мирта ("Жизель"), Раймонда; мазурка ("Шопениана"), Вакханка ("Вальпургиева ночь"), Персидка (опера "Хованщина" М. П. Мусоргского), Аврора; Царь-девица ("Конек-Горбунок"), Джульетта, гина (балетм. Григорович).
Выступала в спектаклях в зарубежных труппах: "Гибель Розы" (1973, балетм. р. Пети, Марсельский балет); "Болеро" (1975), "Айседо-ра" (1976, первая исполнительни-ца), "Леда" (1979, все балетм. М. Бежар, "Балет XX века", Брюссель); "Федра" (1984, балетмейстр С. Лифарь, Балетная труппа театра г. Нанси; 1985, т-р "Одеон", Париж; 1985, Римская опера), "Эль Рснидеро" (1990, балетм. X. Лопес, театр "Колон", Буэнос-Айрес). Пост.: "Анна Каренина" (1972, совм. с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым, Большой театр, Плисецкая - Анна Каренина; 1974, Т-р им. Навои, Ташкент; 1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск); "Чайка" Р. К. Щедрина (1980, Большой театр, Плисецкая - Чайка и Нина Заречная; 1983, Театр собачкой" Щедрина (1985, Большой театр, Плисецкая - Анна Сергеевна). В 1983-84 художественный руководитель балетной труппы римской Оперы, в 1988-90 - балетной труппы "Театро лирико насиональ" (Мадрид), где возобновила балет "Тщетная предосторожность" и выступила в спектаклях "Кармен-сюита" и "Мария Стюарт" на музыку Э. де Диего (балетмейстер X. Гранеро).
В театре "Эспас Пьер Карден" состоялась премьера балета "Безумная из Шайо" на муз. Щедрина (по Ж. Жиро-ду), где Плисецкая исполнила гл. партию (1992, балетм. Дж. Качуляну). Снималась в кинофильме-концерте "Мастера русского балета" (1953), кинофильмах-балетах "Лебединое озеро" (1957), "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Анна Каренина" (1975), в худож. филь-мах (как драм. актриса) "Анна Каренина" (1968), "Чайковский" (1970), в телеэкранизациях бале-тов "Болеро" и "Айседора" ("По-эзия танца", 1977), "Кармен-сюита" (1978), "Дама с собачкой" (1986), в телевиз. фильме "Фантазия" (по мотивам "Вешних вод" И. С. Тургенева, реж. А. В. Эф-рос, 1976), "Чайка" (1982). Ее творчеству поев. док. фильмы "Майя Плисецкая" (1964; новая ред. 1981), кинофильм "Балерина" (1969), телефильм-концерт "Майя Плисецкая" (1973 и 1974), теле-фильм "Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая" (1987). Пр. Анны Павловой (1962, Париж), Лен. пр. (1964). Награждена французскими орденами Командора (1984) и Почетного легиона (1986). В 1985 П. присвоено звание д-ра Сорбонны. С 1990 выступает с конц. программами за рубежом, ведет мастер-классы. В 1994 в Санкт-Петербурге состоялся Первый международный балетный конкурс "Майя", посвященный творчеству М. Плисецкой.