Составляющие здоровья человека

ТЕМА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

План

1. Составляющие здоровья человека

2. Условия здоровьесбережения в школе

3. Здоровьесберегающая компетентность как показатель эффективности взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания молодого поколения

4. Анализ здоровьесберегающей составляющей урока

Составляющие здоровья человека - student2.ru Литература

1. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - №4.

2. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / Под ред. О. И. Андреева – Казань, 2000.

3. Карасева, С.В. Воспитание здорового образа жизни среди учащихся начальных классов / С. В. Карасева // Матер. V город. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов учреждений высш. и сред. образ. городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. – 320 с.

4. Козык, Н. И. Наше здоровье / Н. И. Козык // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 51-54.

5. Косолапова, Т. Л. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях / Т.Л. Косолапова, Т. С. Казаковцева // Начальная школа. - 2006. - №4. - С. 68-74.

6. Лукьянова, М. И. Здоровьесберегающие ресурсы личностно ориентированного обучения / М. И. Лукьянова // Учитель. - 2007. - №6.

7. Лукьянова, М. И. Личностно-ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения / / М. И. Лукьянова // Психология обучения. – 2008. - №5. - С. 49-56.

8. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А. М. Митяева. – М.: Академия, 2008. – 192 с.

9. Морозова, Л. А. Проблема здоровьеформирующего обучения в инновационной школе / Л. А. Морозова // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2010. – №2. - C. 60-65. // http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/22163427

10. Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю. В. Науменко // Педагогика. – 2005. - № 6. – С. 37-44.

11. Плющ, И. В. Критерии оценки здоровьесберегающей деятельности при аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений / И. В. Плющ // Материалы VI Съезда работников образования Новосибирской области. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2006.

12. Почекутова, Г. А. Подвижные игры на переменах / Г. А. Почекутова // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 55-56.

13. Розин, В. М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема / В. М. Розин // Мир психологии. – 2000. - №1(21). – С.12–30.

14. Рубцов, В. В. Современная школа-ресурс сохранения здоровья школьников или на пути к школе будущего / В. В. Рубцов // Учительская газета, №6, 2008 г.

15. Рубцов, В. В. Образование как национальный ресурс сохранения здоровья школьников и обеспечение психологической безопасности / В. В. Рубцов, И. А. Баева // Информационно-методический бюллетень «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды», II уровень. – М.: МГППУ, 2009

16. Севрук, А. И. Здоровьесберегающий урок / А. И. Севрук, Е. А. Юнина // Школьные технологии. - 2004. - № 3.

Составляющие здоровья человека

В последние десятилетия всё чаще и чаще на разных уровнях поднимается вопрос о здоровье нации. Здоровье индивида позволяет ему полностью реализовать свой творческий потенциал и быть свободным в своей деятельности. Здоровье населения страны является общественным богатством, обеспечивающим интересы страны. Здоровье, как и жизнь, которую оно обусловливает, является высшей ценностью общества, т.е. совокупность всех состояний, свойств и качеств человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида и общественное богатство.

Проблема здоровья ребенка столь же многогранна, как и проблема здоровья человека, так как ребенок — это тоже человек, но человек развивающийся и растущий, обретающий жизненный опыт и проявляющий все качества, присущие человеку. Здоровье является одним из основных условий, определяющих полноценное развитие ребенка.

По мнению Лукьяновой М.И. [7], сохранение и укрепление здоровья учащегося также как и развитие его личности можно рассматривать только в контексте формирования личной ответственности ребенка за свой успех, его готовности прилагать личные усилия для достижения определенных результатов в различных сферах деятельности и в общении.

Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность государства за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», федеральных программах «Дети России», «Здоровый ребенок», Законе РФ «Об образовании». Возрастает роль каждого человека как регулятора своего здоровья, так как здоровье появляется вместе с человеком и вместе с ним изменяется. Для управления своим состоянием здоровья каждый человек должен иметь необходимые знания, уметь использовать способы укрепления и сохранения своего здоровья [14; 15].

Проблема сохранения и укрепления здоровья своих детей касается не только семьи, но и учителей. Действительно, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы сами будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут в большей степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически, указывает Карасева С.В. [3].

Здоровье — это категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Эта жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье — это категория педагогическая. Имеется более шестидесяти определений здоровья, при этом ни одно не раскрывает сущность здоровья в полной мере. Из имеющихся определений здоровья можно выделить, что здоровье определяется особенностями функционирования органов и систем организма человека, обусловлено особенностями его психических процессов, взаимосвязями с внешним миром как окружающей средой [8; 13].

Науменко Ю.В. [10] предлагает исходить из следующих концептуальных оснований:

• здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов (определение здоровья, зафиксированное в уставе ВОЗ);

• только после 24 лет можно говорить о наличии у индивидуума целостной сформировавшейся системы, включающей в себя физическое, душевное и социальное здоровье;

• наиболее существенные изменения в здоровье детей происходят при переходе во взрослое состояние. Таким возрастом является период от 10 до 24 лет, в котором могут быть выделены при необходимости три фазы продолжительностью в пять лет каждая (10-14 лет, 15-19 лет и 20-24 года).

Функция здоровья заключается в обеспечении достаточного уровня жизнедеятельности человека, проявляясь в его биологической и социальной активности в различные возрастные периоды жизни. Здоровье дает полноту и радость жизни, ощущение душевного комфорта.

По отношению к индивидуальному здоровью Р.И. Айзман, ИМ. Брехман, Э.Н. Вайнер, В.П. Казначеев, ЮЛ. Лисицын, Л.Г. Татарниковаи другие выделяют следующие взаимосвязанные части (компоненты) здоровья индивида:

· физический — уровень физического развития, уровень физиологических резервов, отсутствие заболеваний;

· психоэмоциональный — компонент, характеризующий состояние психоэмоциональной сферы;

· интеллектуальный — особенности усвоения информации и использования ее для личностного развития;

· социальный — осознание себя лицом определенного пола, способ взаимодействия в социуме;

· личностный — складывающиеся личностные образования, развивающееся «Я»;

· духовно-нравственный — компонент, определяющий суть бытия, стремления к высшим ценностям, осознание смысла своей жизни.

Анализ различных дефиниций здоровья позволил Косолаповой Т.Л. и Казаковцевой Т.С. [5] разработать модель здоровья ребенка.

К социальному опыту человек приобщается посредством образования. Закон РФ «Об образовании» трактует образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (цензов)». В статье 14 этого закона выдвинуты общие требования к содержанию образования, где указывается, что оно должно обеспечить «...адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира».

В современных условиях уровень культуры общества немыслим без культуры здоровья, а картина мира не будет полной без понимания сути здоровья человека, которая исходит из сущности самого человека как биопсихосоциального существа. Обучение здоровью должно способствовать формированию культуры здоровья, которая является частью культуры общества. Культура охватывает всю совокупность проявлений социальной жизни индивидов и социума.

В дошкольных образовательных учреждениях и школах следует не только укреплять и сохранять здоровье детей, но и учить их тому, как быть здоровыми. Деятельность педагогов и медицинского персонала образовательных учреждений в этом направлении следует считать оздоровительно-образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью. Кроме того, ребенка следует самого вовлекать в деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья, т.е. в здравотворческую деятельность. Результатом такой работы должна быть личная культура здоровья ребенка, которую следует понимать как часть культуры личности, опирающуюся на систему ценностных ориентации, приоритетными из которых являются жизнь и здоровье, на сформированные потребности и мотивацию к здравотворческой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; на систему знаний, позволяющую отбирать и использовать соответствующие своим индивидуальным особенностям способы оздоровления, а также на систему знаний, убеждений и умений, позволяющих выстраивать личный, здоровьеориентированный образ жизни. Модель культуры здоровья также разработана в трудах Косолаповой Т.Л. и Казаковцевой Т.С. [5]

Образ жизни зависит от состояния здоровья и одновременно с этим формирует или разрушает здоровье человека. Образ жизни, формирующий здоровье (ЗОЖ), является сложной комплексной проблемой. Это не просто способы укрепления и сохранения здоровья, это создание новых форм поведения, полезных для здоровья, осознаваемых человеком.

ЗОЖ (здоровый образ жизни) определяется как «максимальное количество биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достижению активного долголетия».

Во многом отношение к жизни, себе и своему здоровью, своим близким зависит от того, как человек воспитан. Поведение человека должно быть ориентировано на будущее, а по отношению к здоровью — к его будущему, более оптимальному состоянию.

Культура здоровья как интегрирующее социальное образование должна формироваться как культура личная, общественная и включать в себя все компоненты здоровья и ЗОЖ, которые формируются в здраво-творческой деятельности. Специфика такой деятельности заключается в том, что исследователем, создателем своего здоровья становится индивид, обладающий чувством ответственности за себя и свое здоровье.

Здравотворческая деятельность осуществляется совместными усилиями педагогов, детей, родителей, медицинских работников и опирается на знания о сущности человека и его здоровья, об особенностях образа жизни человека, ведущего к здоровью, на формирование умений и навыков здоровьесбережению, здоровье укрепления, саморазвития, самореализации с учетом индивидуальных особенностей и культуры социума. В образовании здравотворческая деятельность должна быть стратегическим направлением педагогического процесса и способствовать формированию творческой личности, способной совершенствовать себя на протяжении всей жизни. Модель, отражающая сущность здравотворческой деятельности, также представлена в работе Косолаповой Т.Л. и Казаковцевой Т.С. [5].

Здравотворческая деятельность формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни; формирует нравственные чувства, нравственные качества и поступки, нравственное сознание; формирует духовную сущность человека; направлена на создание благоприятной здоровой социокультурной среды, в которой растет и развивается ребенок.

Алгоритм здравотворческой деятельности выстраивается от диагностики и аутодиагностики (самодиагностики) к прогнозированию, формированию и укреплению здоровья путем наращивания резервов организма, к бережному саморасходованию и восстановлению резервов, к коррекции состояний и снова к диагностике [5].

Наши рекомендации