Сущность педагогической технологии 4 страница
тГь™ГаГйТ;,3"РОЮН.......................... проявления
характера ГиГосГоГоГт™ <™
блемы в знакомой ситуации, видение новой функции объекта, осознание структуры объекта, поиск альтернативных способов решения, комбинирование ранее известных способов действий в новый способ (И.Я.Лернер).
Анализ школьных учебников показывает, что часто среди заданий к темам превалируют задачи одноплановые, требующие творческих процедур одного и того же типа (перенос знаний в новую ситуацию). Поэтому необходима постановка разнообразных задач, использующих весь спектр творческих процедур.
Понятие творчества. Развитие творческих способностей у учащихся. Как мы уже отметили, существуют виды задач (трансформативные и задачи-проблемы), которые не могут быть решены только на основе логических рассуждений.. Ядром решения таких задач является интуиция.
Интуиция-- это способность непосредственного усмотрения истины без предварительных логических рассуждений. Она связана как с накопленным опытом и знаниями, так и с врожденными задатками, которые в совокупности определяют способность человеческого мозга совершать «скачки» в процессе познания. В основе интуиции лежат особые формы переработки информации человеком, которые могут осуществляться как произвольно, так и непроизвольно. Механизмы интуиции состоят в симультанном (одновременном, мгновенном) объединении многих знаний в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения. При этом сам процесс обработки информации не осознается человеком, а проявляется в сознании лишь его результат. Человеку кажется, что на него «ниспослано озарение». Это и есть момент «скачка», или «инсайт». Внешне «инсайт» выглядит как логический разрыв, скачок в мышлении, как получение результата, не вытекающего однозначно из посылок.
Интуитивное познание характеризуется, во-первых, неосознанностью, нерасчлененностью процесса с продуктом. Во-вторых, интуиция является целенаправленным процессом, так как включить ее механизмы возможно лишь при предварительном сознательном усилии и напряжении.И, в-третьих, интуитивные решения всегда сопровождаются эмоциональной реакцией, так как преодоление затруднения, возникающего в проблемной ситуации, снимает эмоциональный дискомфорт. Интуиция представляет собой, таким образом, эвристический процесс, она проявляется в условиях неполной информации (проблемы), поэтому так важна ее роль в творческой деятельности человека.
Творчество — это процесс создания нового продукта деятельности или новых ее способов, который требует выхода за существующие границы знания. Творческая деятельность осуществляется на основе единства логических (алгоритмических) и эвристических действий. Способность к творческой деятельности может
развиваться стихийно, на основе перехода количества решенных проблем в качество умений их решения. Можно ли сознательно развивать у школьников творческие способности? Отвечая на этот вопрос, следует отметить, во-первых, что, развивая у школьников логическое мышление, мы уже создаем условие для проявления творчества. Во-вторых, изучая особенности уже состоявшихся творческих людей, можно выделить обобщающие качества, присущие им, для того, чтобы стимулировать развитие подобных качеств у школьников. Важное значение для развития творчества имеет также накопление опыта решения проблем в той или иной области.
Представим образ творческого человека через набор основных качеств, которые распределены потрем группам.
- Когнитивные (познавательные) качества:
- работоспособность, энергетичность;
- интеллект;
- умение понять и оценить другую точку зрения (диалогич- ность);
- структурно-системное видение (поиск связей и отношений, построение иерархии);
- умение задавать вопросы, видеть противоречия, делать обобщения.
- Креативные качества:
- эмоционально-образные качества (вдохновленность, фантазия, символотворчество);
- инициативность (готовность к придумыванию);
- способность к генерации идей;
- умение видеть в известном неизвестное, выхода в другую плоскость;
- прогнозирование, предсказательность.
- Методологические (оргдеятельносные) качества:
- знание своих индивидуальных особенностей;
- целеполагание (постановка цели, составление плана ее достижения и т.д.);
- самоорганизация (распределение времени, соблюдение намеченной программы, самокоррекция);
- рефлексия (выявление смысла своей деятельности, самоанализ основной деятельности, самооценка и т.д.);
- способность взаимодействия (отстаивание идеи, решительность, настойчивость, независимость, коммуникативность) [8|.
Как видно из вышеперечисленных качеств творческого человека, способность к творческой деятельности определяется системой свойств, относящихся к различным сторонам личности. Кроме непосредственно креативных способностей, важны такие свойства, например, как работоспособность или самоорганизация. Поэтому важно, чтобы учащиеся осознали интегративный харак-
тер способности к творчеству, а педагоги создавали условия для становления творческих способностей школьников в единстве развития познавательных, креативных и методологических качеств.
Виды учебных заданий на развитие качеств творческого человека.
Когнитивные задания: построение структуры объектов (темы, разделов); стимулирование вопросов учащихся (во время слушания' по ходу чтения текста); задания на анализ (объяснение, интерпретация, конструирование обобщающих таблиц, схем, моделей); задания на сравнение; задания на применение известных знаний в новой ситуации, конспектирование, составление тезисов.
Креативные задания: придумывание сказки, игры, задачи; перекодирование элемента содержания в виде схемы, рисунка,' образа; выявление оригинальной (новой) функции объекта; задания на предвидение, прогнозирование (что произойдет, если...); задания на высказывание собственных оценок, мнений; решение творческой задачи, предполагающей возможность многовариантного решения; выполнение исследовательской деятельности (проект, эксперимент и т.д.).
Методологические задания: постановка целей своей деятельности учащимися; составление плана своей деятельности; составление алгоритмов решения задачи; разработка методики изготовления продукта; конструирование схемы анализа (ответа учащегося, общения и т.д.); составление памятки по рефлексии своей деятельности.
Основополагающей чертой творческого человека выступает интеллект. Существует множество подходов к пониманию сущности интеллекта. Выделим несколько важных свойств интеллекта (в русле подхода М. А.Холодной), осознание сущности которых может способствовать эффективности развития творческих способностей:
конвергентные способности обнаруживают себя в условиях нахождения единственно возможного ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации (обеспечивают успешность в регламентированных условиях). Можно выделить уровневые свойства интеллекта: сенсорное различие, скорость восприятия, оперирование пространственными представлениями, объем оперативной и долговременной памяти, концентрация и распределение внимания и т.д. и комбинаторные свойства — способность к выявлению разного рода связей, соотношений, закономерностей;
креативность — способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. В качестве критериев креативности рассматривают комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности: 1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени);
2) оригинальность (способность производить редкие идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных решений); 3) метафоричность (склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей);
интенциональный опыт, включающий в себя установки, убеждения, предпочтения, эмоциональные впечатления, желания и т.д.;
организация знаний — способность выделить в знаниях ключевые элементы, выстроить их иерархию, осознать определяющую роль обобщенных знаний и представить их в виде категориальной структуры (понятий, принципов, закономерностей, правил и т.д.).
Творчество самоактуализации — это понятие было введено А. Маслоу, который, по его словам, долгое время «мерил» творчество категориями «продукции», как и все психологи. Несмотря на большое число различных теорий творчества, все специалисты сущность творчества видят в «создании нового продукта». А. Маслоу пришел к выводу о необходимости отделить «особый» творческий талант (создание продукта — теорий, романов, картин и т.д.) от «творчества самоактуализации», которое он определяет «как склонность ко всему подходить творчески, скажем, к домашнему хозяйству, преподаванию и т. п.» [2, с. 175]. Такие люди могут воспринимать мир по-новому — конкретно и в то же время абстрактно. В творчестве самоактуализации на первом месте стоит личность, а не ее достижения (в отличие от продуктивного творчества), которые рассматриваются как вторичные по отношению к ней. В такого рода творчестве выделяются такие качества характера, как: I) открытость ощущениям — восприятие окружающего мира свободно, без априорных установок на то, что в нем должно быть; 2) естественность поведения, спонтанность эмоций; 3) отсутствие страха перед чужим мнением и перед самим собой, своими мыслями, импульсами вследствие примирения с самим собой; 4) привлекательность таинственного, непонятного, что дает возможность задуматься, попытаться разгадать неведомое; 5) интеграция противоположностей в динамическом единстве. Таким образом, творчество самоактуализации — это следствие целостности и интегративности личности. Развитие качеств личности, способствующих творческой самоактуализации у школьников, дает возможность проявлять оригинальность, нестандартность, изобретательность в процессе любой жизнедеятельности тем из них, кто имеет невысокий уровень способностей к продуктивному творчеству (не напишет картину, не решит сложную задачу и т.д.).
Для развития творческих способностей учащихся важное значение имеет создание психологического климата занятий. Можно выделить его наиболее важные особенности:
- доброжелательность отношений;
- общение «на равных»;
- диалогичность общения-
УФЮОЙ -
ниям, к обсуждениям; '""^хся как источник к размышле-
- Г=ЦИЯ КОЛ;,СКТИ1ШОЙ Раб(У1Ь[ в микрогруппах-
osrssss^^
учебные проблемы. В процессу;ml Т°блеШ1Ые ситуации и
ЭТО решение прошсш ^м Любое ™°Рчество _
поисково-исследовательской гТя^ Фун?а ме™ьной сущностью рия проблемного обучения R m технологии является тео-
технологии создания проблемных ^огоР°й мы далее рассмотрим
—рования
спе^ический
деленное психологичргт* L " ' °на характеризует опре-
{учащегося), ZZZZZe * СУб™™
ния, которое требует опи ш выполнения такого зада-
способа, выполнен™ ZcZTyZr 3UaHUU ° пРед^е или знания совпадают в данном pitvl УсВОение или открытие нового ского состоянияИЗМеНСНИем —ичс- ний), которое " "--^зова-
возникновения проблемной ™™ Развитии. Условием
КОМ необходимости В раскопвя^ Г11 ЯВЛЯеТСЯ осозн^ ученики способе действия Н°В°М °™ошении, свойстве
УСЛ0ВДЙ ^ введения уча- конкретных типов Й! "ИТу;тии '^полагает выявление Различные иротшюрГ^обуТениГ^^ ^в основе которых лежат Jипы проблемных ситуаций
тиворечия^между усГеннымТ^"6 В°ЗНИКают На основе про- фактами Удвоенными знаниями учащихся и новыми
5. Проблемные ситуаций возникав, ' РСШеНИе Задачи' чия между имеющимися чнянт Н3 °СНОВе противоре
чиями их испГьзованГй " ПраКТИЧе™и
В качестве способов создания проблемных ситуаций могут выступать:
столкновение учащихся с фактами, требующими теоретического объяснения;
использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий;
постановка заданий на поиск путей практического применения теоретических знаний;
побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах;
побуждение учащихся к сравнению и противопоставлению фактов, явлений, к обобщению новых данных (фактов, свойств, признаков и т.д.);
побуждение учащихся к предвидению, предвосхищению, прогнозированию развития явлений, событий и т.д.
Технология конструирован и я у ч е б ны х пр о- бл е м. Между проблемной ситуацией и учебной проблемой существует двойственная взаимосвязь:
а) при гносеологическом подходе проблема является отражением проблемной ситуации;
б) с дидактической стороны проблемная ситуация возникает после предъявления учебной проблемы, т.е. является как бы производной от проблемы.
Чтобы сконструировать проблему (т.е. создать условия для осознания учащимися противоречия, заключенного в задаче и ее принятия), необходимо выделить признаки учебной проблем ы:
- в проблеме должно быть неизвестное, т.е. для решения проблемы ученики должны открыть новое для себя знание (неизвестное), а это значит — выйти за пределы имеющихся у них знаний;
- неизвестное в учебной проблеме должно носить обобщенный характер, т.е. это новое знание может далее применяться в опыте учащихся для решения целого класса задач. Основные виды обобщенных знаний: понятия, законы, правила, формулы, способы деятельности (методы, алгоритмы);
- проблема должна быть понятна ученикам и вызывать у них потребность в ее разрешении (быть личностно-значимой). Основой возникновения потребности является эмоциональный дискомфорт в состоянии школьников при осознании ими противоречия. Желание выйти из состояния дискомфорта и вызывает потребность в решении проблемы.
Информационно-познавательное противоречие (И ПП), лежащее в основе проблемы, можно представить в виде следующей модели:
ЩДие^гдр^з^ГГ' "л "СР,!ЫЙ ВЗГЛЯ^ противореча- то м (являющаяс« предме-
1°и2Й —
учителе,м в —ии с
Физике: перед изучен?еТзак0ня' Ron " ,фоГ,лсм'" по
чем больше скопогтГ п п БсриуШ1И (который гласит, что
тем мен I дЗеН"е) пГгогТ" ПОТОКе ЖИДК°С™ или -за,
лекрушений быГс™ГкГпя Г В°ПР°С: <<В ИСТОрии коРаб-
шедшие „ара ^ Г™ ' М°РС столк''Ули"> Два корабля,
могла быть^иГна этойТваГи^Т"0 ДРУГ °Т ДРуГа" Какова гипотезы о том -m l ZZ! Учащиеся могут выдвигать неисправными и т дКогаа онимеханизмы оказались ных им причин V н их во! и и к' 1т ИСЧерпают весь перечень известная си1у,ишю ;юпо™ ГС:СОСТОШШе затРУДнен»я (проблем- требность решит^пр^^^^узнГ'^иИ°НаЛЬНЫ^ дискомФорт и побыть предложенов^ Z^^TnT^ ^^ ^ не причин аварии) или учи™РМ™~Либ° (в переч-
интеллектуального развития учащихся ГлТнГзГ* УР°ВН6М ТОМ, что учащиеся ощущают , " , Г заключается в
ствие чего в процесс пемени* Z РСШИТЬ 3адачУ' вслеД~
совокупности егПыслительн!^вовлекается личность ученика в цессов. мыслительных, эмоциональных и волевых про-
НаМИ —Р-
знания .1|ф.,а1Г !" " ее Реш=ни„ вследствие осо- ипп две ТМ
"нфорМац„Г„Г"3ГаГТГ1Т прос"яр',ш™-з-»
ет это кажущееся противоречие^ Sko„T 'sZ"""" речием в сознании ,„кодеков ^ьГдоТхТоГпГа™
узнают новый материал) и является целью и предметом данного урока. Эту проблему можно изобразить схематически:
1-я информация: какая-то сила столкнула корабли
3-я
информация: закон Бернулли, объясняющий столкновение (новое знание).
2-я информация: нет причин столкновения, нет силы, ' которая бы их столкнула
Информационно-познавательное противоречие (ИПП) следует отличать от логического противоречия. В то время как ИПП разрешается усвоением новой информации, логическое противоречие снимается устранением одного из членов противоречия как ложного.
Пример логического противоречия. Студенту на экзамене по физике задают вопрос: «В Италии посуду лудят оловом и жарят пиццу на прованском масле. Температура плавления олова ниже, чем температура кипения масла. Почему же посуда не плавится?»
1-я информация: температура кипения масла выше, чем температура плавления олова
2-я информация: посуда, луженая оловом, не плавится при жарке на масле
1-я и 2-я информации якобы противоречат друг другу, но это противоречие снимается тем, что 1-й член противоречия надо отбросить, так как в процессе жарки кипит вода, содержащаяся в масле. Таким образом, разрешение данного противоречия заключается в хорошем понимании уже известного (процесса кипения), но никакого нового познавательного результата решение этого логического противоречия не дает. Такие парадоксы нужны в обучении, так как они способствуют развитию у обучающихся глубокого понимания изученных знаний, тем самым обеспечивается их действенность в новых ситуациях. Деятельность учащихся при этом является творческой, но это не учебная проблема, а задача трансформативного типа, так как эта деятельность преобразующая, а не эвристически-исследовательская.
Соотношение между учебной проблемой и творческой задачей можно показать схематически:
Таким образом, любая учебная проблема является творческой задачей, но не любая творческая задача является учебной проблемой.
Из сказанного следует, что не любое противоречие может стать основой конструирования учебной проблемы, а именно, противоречия, содержащиеся в задачах репродуктивного, алгоритмического и даже трансформативного вида, хотя и могут стимулировать мыслительную активность, но не ведут к открытию новых обобщенных знаний. Только творчески-поисковые задачи могут быть переведены на уровень учебных проблем (при соблюдении всех трех признаков проблемы).
Ход решения проблемы лежит в рамках обобщенного алгоритма решения задач (см. выше), так как проблема является одним из видов задачи с максимальным уровнем познавательной самостоятельности учащихся. Но в обычных задачах проблемная ситуация уже зафиксирована в языковом оформлении и дана учащимся в готовом виде. В проблеме же школьник должен увидеть противоречие, вызывающее проблемную ситуацию, и самостоятельно сформулировать ее в словесной форме. Именно поэтому задача отчуждена от личности ученика (навязана ему извне), а проблема имеет для него личностный смысл (на основе эмоциональных переживаний). Поэтому спецификой решения проблемы является постановка проблемы, которая включает в себе две фазы.
1-я фаза — обнаружение, или видение, проблемы. Ее основное содержание — установление противоречия. Важнейшим звеном этого процесса является первоначальное сравнение сторон противоречия. Успеху видения проблемы учащимися способствует наличная представленность членов информационно-познава- тельного противоречия и степень их сближения друг с другом. Можно выделить следующие уровни повышения трудности обнаружения проблемы:
- противоречащие информации даны рядом структурно, наглядно, в виде схемы;
- противоречащие информации даны в конъюнктивной связи (прямое соединение информации в словесном виде);
- обе информации вычленяются, но между ними есть текст.
- обе информации даны в общем потоке текста (т.е. не выделены специально); опыте
- одна информация присутствует в тексте, вторая - в опыте
УЧаХоро0шим способом для развития у школьников проблемного видения является постановка проблемных вопросов по ходу чче- 3 текста направленных на углубленное понимание прочитанного При этом учебный текст рассматривается не как источник ютовых знаний подлежащих запоминанию, а прежде всего как источник познавательных задач или проблем, которые надо уметь обнаружить и решить. Понимание текста - это компонент мышления состоящий в выявлении и разрешении скрытых (невы- пажГнных?вопросов в проблемных ситуациях на основе использования имеюгцихся знаний и применения специальных приемов^ Необходимо формировать у учащихся установку на выделение в те^те по ходу его чтения, проблемных ситуаций (непонятного,
ппотивопечивого) и постановку вопросов.
Вопросы которые ставят учащиеся по ходу чтения текста, часто бываютна воспроизведение прочитанного. Такие вопросы^вид - тельствуют о неумении школьников видеть проблемы, т.е. находить ГизвесГое в известном, а также об установке при чтении (или слуГнииГна запоминание, а не на понимание, углубление в суть прочитанного (услышанного). Проблемное видение проявляется и развивается при постановке обучающимися вопросов определен- ного типа на сравнение фактов, понятий в тексте; на система™
выделенных принципов, понятий; на сравнение с ранее изученным на систематизацию с ранее изученными Родственными явлениями, понятиями; на обобщение; на предвосхи.ие ие ^ вия педагога при обучении учащихся видению в тексте проблем
должны осуществляться в определенной последовательности.
" 1) учитель сам ставит вопросы по ходу чтения текста;
2) учитель читает текст по частям, после каждой части просит
\/ияшмхся ставить вопросы к тексту;
Щучащимся даются отдельные части текста (содержащие проблемные ситуации в скрытом виде), к которым они должны по-
СТЯ4"дается текст! разделенный на части в соответствии с проблем- ш ши ситуациями, и ученики самостоятельно ставят вопросы, 5) дается целостиый текст без деления, учащиеся ставят про-
блемные вопросы по ходу чтения.
2-я фаза постановки проблемы - формулирование проблемы. Это фаза переработки информации познавательного противоречия в опт иviajIь ну ю форму вопроса. Переработка нроисхо;штд с переформулирования первоначального вопроса в направлении той области, в которой лежит искомая информация.
Пример процесса формулирования проблемы Задание: «Зимой в глубоких водоемах наиболее теплая вода имеющая температуру +4°С, собирается возле дна. Не возник^ ли в связи с этим какой-нибудь вопрос?»
В данном материале для учащихся VI - VII классов выступает противоречие: они знают о явлении конвекции (более холодная вода опускается вниз, вытесняя более теплую наверх), но в то же время почему-то более теплая вода зимой находится на дне водо-
СМа.
прошв ЭТОМ ВОЗНИКаюТ бедующие усложняющиеся формы во-
- Общая неопределенная форма, отражающая лишь одну сторону исходного противоречия («Почему вода с температурой
СТСЯ ВНИЗУ водоема?»)- В этой форме неясным остается широка постановки опроса, а область поиска ответа слишком
- Конкретная форма постановки вопроса, подчеркивающая обе стороны исходного противоречия, но не содержащая кач^т- веннои переработки этих сторон («Почему вода с температурой
ВНИЗУ водоема< несмотря на существование конвекции/»). Здесь есть основание постановки и область поиска ответа несколько ограниченна. "ииска
- Конкретно-качественная форма вопроса содержит качественную переработку двух сторон исходного противоречия и предельно локализует область поиска ответа («Каков удельный вес
SSSST+4 если она не в—
Т е л ьРсИк°оРйИ т е х н о jfo г^и- И —в о-и с с л е д о в а-
- слияние процессов усвоения знаний и развития учащихся-
- развитие эмоционально-мотивационных механизмов-
- формирование стиля умственной деятельности-
- развитие умений организации своей деятельности-
- развитие рефлексии;
- развитие дискурсивного мышления;
- целенаправленное развитие приемов эвристической деятель- ности;
- развитие способности к интуитивному познанию.
Вопросы и задания
- Чем отличается задача от учебной проблемы?
- Поставьте ряд проблемных вопросов по ходу чтения текста по вашему предмету.
1 Заботим В. В. О структурах мышления при самостоятельной постановке проблемы // Уч. записки Владимирского пединститута. - 1969. - Т. 20. - Вып 3
- Приведите примеры различных типов проблемных ситуаций по вашему предмету (основанных на противоречиях различного вида).
- Сконструируйте учебную проблему по вашему предмету.
- Приведите примеры использования в решении проблемы различных эвристик.
- Составьте систему задач по законченной целостной части по вашему предмету.
- Проиллюстрируйте каждое умение, необходимое для решения задач, на конкретной задаче по вашему предмету.
- Придумайте задание по вашему предмету на развитие креативных способностей.
- Сконструируйте задание по вашему предмету на развитие конвергентных способностей.
- Составьте обобщенный алгоритм выполнения определенной деятельности по вашему предмету (инструкция по выполнению лабораторной работы, схема анализа ответа учащегося и т.д.).
Литература для самостоятельной работы
- Балл Г. А. Теория учебных задач. — М., 1990.
- Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - ML, 1972.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение. — М., 1975.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. — М., 1955.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск; М., 1997.
- Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. — М., 1977.
- Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. — М., 2000.
- Есаулов А. Ф. Психология решения задач. — М., 1972.
2.6. Моделирующая технология обучения
Состав методов моделирующей технологии обучения (МТО) • Сущность и достоинства МТО • Условия эффективности моделирующей технологии • Технологические аспекты игровых методов • Метод проектного обучения
Состав методов моделирующей технологии обучения(МТО). Моделирующую технологию чаще всего называют технологией «активного обучения». Но это название не отражает специфики данной технологии, так как одно из требований к любому методу — это требование активности. Характер активности
может быть различным (репродуктивная, творческая, двигательная и т.д.). Специфика же моделирующей технологии состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни (социальных, профессиональных политических, научных и т.д.). В. А. Сухомлинский, говоря о значении игры в обучении, считал, что в игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Именно в этой особенности методов имитационной технологии заключается их гуманность. Организация в процессе обучения жизнедеятельности учащихся, адекватной реальной общественной жизни, превращает школу из школы учебы оторванной от реальности, в школу жизни, которая обеспечивает ученикам ненасильственную естественную социализацию, делает их не пассивными объектами учебного процесса, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Ориентация учащихся в процессе такого жизненного обучения в реалиях общественной научной, культурной и других областях жизни позволяет им видеть перспективы своего личного жизненного пути и соответственно планировать и осознанно осуществлять развитие своей индивидуальности.
Основные методы моделирующей технологии:
организационно-деятельностные игры (ОДИ). Это организация коллективной мыследеятельности через развертывание содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций, решаемых через взаимодействие всех субъектов обучения. Задача руководителя ОДИ - сделать группу единицей учебного процесса при условии сохранения личной позиции каждого;
ролевые игры характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения;
деловые игры — имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической, технической и т.д ) При этом необходимые знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения его игровых действий, в формировании целостного образа той или иной реальной ситуации;