III. Дыхательная, речевая, артикуляционная разминка
1. Дыхательная разминка. Упражнение «Пушинки на ладошках»
— Представьте, что у нас на обеих ладонях невесомые пушинки. Аккуратно сдувайте их: быстро и бесшумно вдыхайте через нос и слегка приоткрытый рот, медленно и плавно выдыхайте.
2. Артикуляционная разминка. Упражнение «Оса»
— Оса попала в дом и не может вылететь. Она бьется в стекло, ищет щель, через которую можно было бы выбраться на свободу, но не находит ее. Оса отчаянно и настойчиво жужжит: «В – В - В!»
— Но произносите звук громко, не давите на губы, старайтесь, чтобы согласный был звонким, свободным и четким.
— Вот оса находит форточку и вырывается на свободу. Радостным, легким и звучным стало ее. жужжание: «В- В – В»
3. Речевая разминка.
— Прочитайте слова, отчетливо произнося каждый звук.
ра — тра — стра — страна
во — тво — ство — детство
ро — кро — крою — открою
ёрз — мерз — мёрзн — мёрзнет
IV. Подготовка к восприятию произведения
Вступительное слово учителя.
— Сегодня на уроке мы продолжим разговор о дружбе. Веселые и мудрые рассказы заставляют нас задуматься о том, как важно ценить дружбу и как трудно стать хорошим другом.
— А что значит слово «дружба»? (Ответы детей.)
— Вспомните пословицы ипоговорки о дружбе.
— Почему народная мудрость гласит; «Друг познается в беде, лучший друг в радости».
— Послушайте притчу и подумайте, какая пословица подходит к этой притче.
Учитель читает притчу.
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы тамне оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья и одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
— Какая пословица подходит к этой притче? (Не имей сто рублен, а имей сто друзей.)
— От чего может погибнуть дружба?
V. Работа с текстом рассказа Я. Пинясова «Кем быть и кем не быть»
Чтение произведения учителем (с. 18).
Лексическая работа.
— Как вы понимаете смысл слова «угрюмо»?
• Угрюмо — печально, виновато, мрачно, неприветливо.