Основные направления обеспечения прав ребенка в российской федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5)
Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка (ст.ст. 6-15)
в Российской Федерации
Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16-22)
Глава IV. Гарантии исполнения настоящего (ст. 23)
Федерального закона
Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25)
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономи-
ческих условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности
подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой ак-
тивности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Глава IОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия: ребенок - лицо до дости-
жения им возраста 18 лет (совершеннолетия);
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-
инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооружен-
ных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из
семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы
насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находя-
щиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети
с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложив-
шихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью
семьи;
социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной
жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления
последствий психологической или моральной травмы;
социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных
связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;
социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм соб-
ственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке,
оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материаль-
ной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению
занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие
без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию на-
селения, в том числе детей;
социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых
для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность кото-
рых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания,
развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Статья 2.
Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных га-
рантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.
Статья 3.
Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соот-
ветствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также
законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и за-
конных интересов ребенка.
Статья 4.
Цели государственной политики в интересах детей
1. Целями государственной политики в интересах детей являются:
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их
дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их
прав в случаях нарушений;
формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию де-
тей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах
общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному зако-
нодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
2. Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов
государственной власти Российской Федерации и основана на следующих принципах:
законодательное обеспечение прав ребенка;
государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав,
подготовки их к полноценной жизни в обществе;
установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показате-
лей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причине-
ние ему вреда;
государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных орга-
низаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Статья 5.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации
1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий
прав ребенка в Российской Федерации относятся:
установление основ федеральной политики в интересах детей;
выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, ох-
раны его здоровья и нравственности;
принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о регулиро-
вании и защите прав и свобод ребенка;
установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества
жизни детей;
формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и
определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;
финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей
за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников и иных не запрещенных законом источни-
ков;
установление льгот в целях экономического стимулирования участников мероприятий по реализации го-
сударственной политики в интересах детей в пределах ассигнований, выделяемых за счет средств федераль-
ного бюджета на указанные мероприятия;
установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;
исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Россий-
ской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.
2. Органы государственной власти Российской Федерации совместно с органами государственной власти
субъектов Российской Федерации осуществляют:
выработку совместных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка в
Российской Федерации;
мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей в области воспитания, образо-
вания, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания и соци-
альной защиты семьи;
формирование внебюджетных фондов поддержки детства.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 6.
Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и граждани-
на в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами меж-
дународного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом,
Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Феде-
рации.
Статья 7.
Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов
1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица указанных органов в соответст-
вии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с уче-
том возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспо-
собности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения мето-
дической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка за-
щиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения ис-
полнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных
интересов ребенка.
2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных дейст-
вий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в
пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.
Пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 1999 года.
3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в со-
ответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, об-
разованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению орга-
нов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспече-
нию защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социально-
го развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.
4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять
деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей. Такие объеди-
нения (организации) имеют право по заявлению ребенка получать от уполномоченных федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации методическую
помощь, в том числе на конкурсной основе, иную помощь в объеме и в порядке, которые установлены соот-
ветствующей федеральной или региональной программой.
Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2000 года.
Статья 8.
Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества
жизни детей
1. Государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных
социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством Рос-
сийской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.
Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей
включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по:
гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему
(полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему профес-
сиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях;
бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минималь-
ными нормами питания;
гарантированному обеспечению детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную
ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установ-
ленном законодательством Российской Федерации;
социальному обслуживанию, социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной мате-
риальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их ро-
ждением и воспитанием, а также меры по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находя-
щихся в трудной жизненной ситуации;
обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством Российской Федерации;
организации оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а
также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, ус-
тановленном законодательством Российской Федерации;
оказанию квалифицированной юридической помощи.
2. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей
определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством
субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные социальные стандарты основных
показателей качества жизни детей.
3. Дети, находящиеся в соответствующем образовательном учреждении, специальном учебно-
воспитательном учреждении, учреждении здравоохранения, учреждении социального обслуживания или
ином учреждении, в котором осуществляются уход за ними, образовательный и воспитательный процессы, их
защита или лечение, имеют право на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг госу-
дарственным минимальным социальным стандартам основных показателей качества жизни детей. Данная
оценка проводится уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на
основании обращений детей и (или) их законных представителей в порядке, установленном законодательст-
вом Российской Федерации.
Должностные лица указанных учреждений обязаны устранить выявленные нарушения и информировать
об этом соответствующий уполномоченный орган в сроки, предусмотренные соответствующими норматив-
ными актами об оценке предоставляемых детям услуг в области образования, воспитания, лечения, социаль-
ных и иных услуг. Неисполнение должностными лицами предписаний об устранении нарушений влечет за
собой административную ответственность.
Статья 9.
Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания.
1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образователь-
ном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствую-
щие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образова-
тельных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в воз-
расте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исклю-
чением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими
партиями, детских религиозных организаций.
Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельно-
сти договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.
Пункт 3 статьи 9 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 1999 года.
3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений
и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных
учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед адми-
нистрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспи-
танников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нару-
шающих и ущемляющих права ребенка.
Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учрежде-
ния, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномо-
ченные государственные органы.
Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное
время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного
учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в
помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников
выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного
учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательст-
вом Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать
образовательному и воспитательному процессам.
4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процес-
сы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются
тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти,
органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту на-
хождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюде-
нием, обеспечением и защитой прав ребенка.
Статья 10.
Обеспечение прав детей на охрану здоровья.
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в порядке, уста-
новленном законодательством Российской Федерации, осуществляют в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, преду-
сматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в
том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих
хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Статья 11.
Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной под-
готовки и занятости.
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной вла-
сти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспе-
чению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.
2. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за
труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы
при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квоти-
ровании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы,
установленные законодательством Российской Федерации.
Статья 12.
Защита прав детей на отдых и оздоровление.
1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление,
сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации устанавливают социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровле-
ния детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, проживающих в экстремальных
условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 13.
Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих тер-
риторий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие норма-
тивы устанавливаются Правительством Российской Федерации и применяются с учетом региональных разли-
чий, традиций народов Российской Федерации, если иное не установлено законодательством соответствую-
щего субъекта Российской Федерации.
2. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об
изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося госу-
дарственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки
уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого
решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им
медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экс-
пертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.
Пункты 3 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 1999 года.
3. Имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и
сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры
для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования,
воспитания, развития, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты
и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.
Имущество, которое является собственностью субъекта Российской Федерации и предназначено для це-
лей образования, воспитания, развития, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям,
социальной защиты и социального обслуживания детей, используется в порядке, определенном законода-
тельством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
4. Если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструк-
туры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, а также земельные участки, за-
ключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последст-
вий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития детей, оказания им медицинской,
лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды
не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных
условий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным граждан-
ским законодательством.
5. Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земель-
ные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление
или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития детей, оказания им меди-
цинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, уста-
навливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, из-
менения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.
Пункты 6 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 1999 года.
6. Изменение назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, которые являются государст-
венной собственностью и предоставляют детям социальные услуги в объеме, предусмотренном государст-
венными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей, запрещает-
ся.
7. Изменение формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструкту-
ры для детей и является государственной или муниципальной собственностью, может осуществляться в уста-
новленных законом объеме и порядке. При этом федеральным законом устанавливается особый порядок при-
ватизации (разгосударствления) объектов социальной инфраструктуры для детей с учетом гарантированного
обеспечения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни
детей.
Статья 14.
Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и
духовному развитию.
1. Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от ин-
формации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в
том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и та-
бачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также
от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жесто-
кость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
2. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасно-
сти детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы
распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку
для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет.
3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от не-
гативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспер-
тиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, иг-
рушек и игровых сооружений для детей.
Статья 15.
Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со сторо-
ны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъек-
тов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется федеральными органа-
ми государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Фе-
дерации, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации. Такая защита должна обеспечивать выживание и раз-
витие детей, их участие в общественной жизни.
Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. В целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие
социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа
местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальны-
ми социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную
программу реабилитации ребенка. Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния ре-
бенка, в том числе проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья ребенка, психо-
логические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка,
которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учрежде-
ниями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями.
В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав и законных инте-
ресов детей компенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом проведения необходимых
мер по социальной реабилитации и социальной адаптации детей.
Пункт 3 статьи 15 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 1999 года.
3. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе междуна-
родные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою
деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепри-
знанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федера-
ции, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Ука-
занные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или
нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов
государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих),
педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.
4. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и за-
конных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершен-
нолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, местного са-
моуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права,
нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, в том числе в части гу-
манного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, зако-
нодательством Российской Федерации.
Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспе-
чение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет
особенностей возраста и социального положения ребенка.
В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с примене-
нием принудительных мер воспитательного воздействия суд, принимая решение о применении указанных
мер, за исключением такой меры, как помещение в специальное учебно-воспитательное или лечебно-
воспитательное учреждение, вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реаби-
литации несовершеннолетнего. Указанные мероприятия осуществляются в порядке, установленном пунктом
2 настоящей статьи.
Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная про-
цедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в со-
циальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие),
независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответст-
вующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.
Глава III