Уроки духовно-нравственного воспитания
Авторы – учителя гимназии № 13,
Г. Махачкала.
Муртазаева Муминат Багомедовна,
директор гимназии,
Рыцарь Гуманной Педагогики.
Человечество по-прежнему слишком далеко от построения общества, в котором царят мир и согласие, в котором нет войн... Если мы хотим привить людям новый образ мыслей, если мы желаем изменить или улучшить обычаи своей страны, инструментом воздействия должен быть ребенок.
М. Монтессори. Разум ребенка
«Период человеческого расстройства» – так характеризовал Ян Амос Коменский историю человеческого развития более 300 лет назад. Очень образное определение для современной России. С одной стороны – высокий уровень развития науки, с другой – ежедневные катастрофы. Это на материальном уровне. А сколько катастроф духовных.
«Дети – наше будущее». Как часто мы говорим эти слова, и они теряют свою значимость. Так каким же он будет – завтрашний день? Задумываемся ли мы о том, что, обучая и воспитывая сегодняшнее поколение, мы творим свое будущее? И правильно ли ориентироваться на день сегодняшний, говоря об образовании? Чему учить? Как учить? Вопросы, которые задает себе каждый из нас.
Каждый ребенок – это особый мир. У одного он вмещает звездное небо, синие дали, утреннюю росу, у другого – тайны времен, третий увлечен языками цифр и компьютера. И так до бесконечности. Но каждый из них нуждается в совершенствовании и развитии.
«Учить всех всему» – эта мысль Я.А. Коменского очень точно передает сущность образования. «Врожденно дана человеку жажда к знанию… Это проявляется непосредственно в раннем детском возрасте и сопровождает нас всю жизнь. Ведь кто не желает всегда слушать, видеть, делать что-либо новое? Положение дел именно таково: глаза, уши, органы осязания, самый разум, беспрестанно отыскивая себе пищу, всегда устремляются во внешний мир, и для живой натуры нет ничего более невыносимого, как праздность и бездействие» – так считал Коменский, и с ним трудно не согласиться. Но почему же тогда многие дети теряют интерес к учению? На мой взгляд, дело в том, что ребенок, загнанный в строгие рамки стандартов и требований, перестает видеть конечную цель своего образования. Согласитесь, что зачастую школа представляется лишь как необходимая ступень к дальнейшему (лучше всего – высшему) образованию и обретению престижной профессии, выбор которой определяют родители.
Так как же преодолеть это? Учитель, даже с большой буквы, не исправит человечество. Но, воспитывая в ребенке личность, он даст шанс ученику состояться как человеку, способному противостоять отупляющей суете и пошлости. Важно донести до ученика, что смысл жизни – стать необходимым миру и себе. А если мы хотим служить ближним и самим себе, то по отношению к ближним нам нужно иметь нравственность, а по отношению к себе – знания.
Иметь знания для того, чтобы понимать окружающий мир и себя. Чтобы жить в согласии с природой и самим собой. Уметь адаптироваться к изменяющимся условиям. Никогда не приходить в отчаяние. Не нарушать законов природы. Стремиться к гармонии. Заботясь о развитии душевных качеств, человек сможет достойно выйти из любой ситуации. Без духовной жизни не было бы той человеческой культуры, которая создавалась веками. Упадок духовной жизни не только задерживает эволюцию человечества, но и возникает опасность давать знания малоразвитому и необлагороженному человеку, человеку искаженной души и озлобленного, огрубелого сердца.
Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры.
«Учащие и учащиеся, - прежде всего сотрудники», - писал Н.К. Рерих. И основой этого является гуманно-личностная педагогика. Это Педагогика Успеха. Это Классическая Педагогика, прикладным аспектом которой является гуманное педагогическое мышление.
Учитель в Гуманной педагогике не только передает знания детям, но он устремлен к тому, чтобы его предмет помог детям стать лучшими людьми. «Учение – СВЕТ», – любим мы повторять. Значит, настоящий учитель призван быть носителем духовного света. Зашел в класс… и в сердцах детей зажегся свет радости ожиданием новых чудесных исследований и совместных открытий. Не страх должно вызывать появление учителя в классе, а радость – вот отличие гуманного педагога от авторитарного. Много ли таких учителей встречаются детям на школьном пути? Конечно, нет. Быть носителем Света не просто. Надо более внимательно наблюдать за собой, как бы со стороны оценивать свою речь и поведение, строже контролировать свой внешний вид, быть в творческом поиске, постоянно стремиться к самосовершенствованию. «В педагогике нет мелочей» – утверждает Шалва Александрович. Дети очень наблюдательные и чувствительные. Они все замечают: и наше настроение, и небрежность в одежде, даже то, какой от нас запах. Образ любимого учителя станет для них примером, образцом для подражания на всю жизнь.
Итак, давая свой урок, Учитель призван вносить Свет в судьбы своих учеников. Такова миссия учителя. Ведь Ребенок есть частица Природы, и в нем она продолжает совершенствоваться.
Мы учим детей, а через них и родителей, любить родной край, родной город, природу. Все самое лучшее, что заложено в природе человека, получает стимул для развития и реализации. Главное, что привлекает в Гуманной педагогике, – идеи единения. Люди разных национальностей объединяются образами прекрасного, ведь красота, искусство не оставляют равнодушными никого, значит в каждом – единая Высшая Природа. Дети начинают задумываться над философскими вопросами: для чего они родились? Какова цель их жизни? Что они понесут другим людям? Гуманная педагогика основывается на позитивном – высшем начале человека, делает всех обращающихся к ней добрее, искреннее, созидательнее – это реальный факт.
Мы считаем, что это новая парадигма развития для педагогики в XXI веке. Это открытая и творческая система, которая основывается на определённых принципах и подразумевает личный вклад и творчество каждого педагога. Без освоения этой педагогики мы вряд ли избавимся от тяжелейших проблем современности: наркомании, жестокости и агрессии среди подростков, цинизма, социального равнодушия и т.д. Если человек с самого раннего возраста, когда он ещё во всём доверяет взрослому, не ориентируется на пробуждение и развитие собственной души, ему трудно выстоять в более поздние годы – нет настоящей опоры. Гуманная педагогика даёт человеку внутренний стержень и делает по-настоящему сильным, способным отстаивать то Добро, которое он в себе открывает.
СПРАВКА: С 2002 года в гимназии № 13 проводился эксперимент по Гуманной педагогике, а в настоящее время она является единственной базовой школой в Махачкале по внедрению принципов Гуманной педагогики в учебный и воспитательный процесс. Целью внедрения данного эксперимента является гуманизация учебного процесса в условиях многонациональной республики.
На Международных педагогических чтениях и семинарах Ш.А. Амонашвили в Москве в течение нескольких лет учителя гимназии ознакомились с теорией и опытом работы других экспериментальных школ и центров, использующих методы Гуманной педагогики. Также наша гимназия явилась координатором и организатором проведения семинаров академика Ш.А. Амонашвили и В.Г. Ниорадзе на базе Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров в республике, что способствовало распространению и внедрению принципов данной методики в школах республики
В 2006 году на базе гимназии прошла научно-практическая республиканская конференция «От сердца к сердцу» по внедрению методов Гуманной педагогики в учебный процесс. Материалы конференции, а также программы, разработки по данной теме были представлены в Москву академику Ш.А. Амонашвили и вошли в базу данных Международного Центра Гуманной педагогики.
С 23 по 25 ноября 2009 г. в гимназии № 13 Дагестанский Центр Гуманной педагогики при содействии Министерства образования и науки Республики Дагестан, института повышения квалификации педагогических кадров, Дагестанского отделения Международной Лиги Защиты Культуры, Дагестанского педагогического государственного университета, провел Первые Кавказские Педагогические Чтения по Гуманной педагогике, где приняли участие ученые, учителя, воспитатели, педагоги, работники образования из разных республик Северного Кавказа, а также из Ростова и Москвы. Наряду с пленарными заседаниями, круглыми столами, было проведено 24 мастер-класса, открытые уроки по Гуманной педагогике учителями гимназии № 13, которые получили высокую оценку гостей и участников Чтений.
Мастер-класс
«Общечеловеческие ценности. Мужество»
Багандова Джейран Газимбековна,
учитель начальных классов.