Педагогика высшего инженерно-технического образования
Каждый преподаватель любого учебного заведения должен в первую очередь быть педагогом. Найти подход к обучающимся особенно на современном этапе, когда студенты стали намного «продвинутые» становится нелегко, но именно истинный педагог сможет это сделать.
Важное значение для обучения и получения студентами высшего образования играет выбор и проектирование процессов обучения и воспитания в высшей школе и управление ими. При этом очень важно не упустить педагогу из виду, что для обеспечения такого управления часто необходимо оказывать воздействие на всю систему образования или ее отдельные звенья.
Система педагогического знания, а именно педагогика, подразделяется на теорию воспитания, образования и обучения.
Обучение в системе педагогического знания представляет собой совместную деятельность учащегося и преподавателя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями, навыками, заданными учебными планами и программами. Обучение это двусторонний процесс и состоит из преподавания и учения, и зависящий как от ученика, так и от педагога.
Образование это одновременно и процесс, и результат, когда человек усваивает социальный опыт, систему знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе, оно также может быть организовано как в форме обучения, так и в форме самообразования, т. е. без присутствия преподавателя в прямом смысле этого слова.
Педагогика высшего образования характеризуется не только своим собственным предметом, но и специфическим набором методов для воспитания, образования и обучения. При этом очень важно различать методы обучения и воспитания, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, от собственно исследовательских методов, т. е. приемов получения самого педагогического знания, позволяющего вырабатывать эти цели и средства их достижения в высшем учебном заведении.
Педагогика высшего образования - это улучшение качества преподавания и квалификации преподавателей. Повышение профессионализма объясняется конкуренцией на международном рынке труда.
На современном этапе развития в результате проведения реформ наблюдается значительный рост количества научных исследований по вопросам образовательной политики, эффективности образования и достижений обучающихся. Эти исследования подтверждают тезис о необходимости глубокого знания преподавателем преподаваемого предмета, так как только «глубина и обширность знаний в содержательной области помогут учителю вовлечь студента в сложный познавательный процесс».
В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Педагогика высшего образования рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, который способен к поиску, освоению новых знаний, и, что немало важно к принятию нестандартных решений.
Самым надежным путем совершенствования педагогического мастерства преподавателя высшей школы является его осмысление своего преподавательского опыта и поиск новых педагогических технологий обучения, которые бы соответствовали уровню современного информационно подкованного студента. В зависимости от того насколько будет процесс взаимодействия плодотворным между преподавателем и студентом зависит достижение определенных целей с одной и другой стороны.
Таким образом, педагогика высшей школы (ПВШ) – это наука о закономерностях тех социальных процессов и отношений, которые сложились в современной высшей школе.
Ее предметом являются закономерности и методы управления педагогическим процессом подготовки специалистов в условиях вуза.
Объект ПВШ – личность студента, из которого надо сформировать специалиста.
В функции ПВШ входят теоретическая и технологическая составляющие. Теоретическая реализуется на трех уровнях:
1 – описательном или объяснительном – изучение передового и новаторского педагогического опыта;
2 – диагностическом – выявление устойчивых связей и закономерностей в педагогических явлениях;
3 – прогностическом – экспериментальные исследования педагогической деятельности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Технологическая функция предполагает также три уровня реализации:
1 – проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ);
2 – преобразовательный, направленный на внедрение педагогической науки в образовательную практику;
3 – рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и соответствующая коррекция при изменении условий.