Русские народные социально-бытовые сказки, их особенности. 4 страница

Следует обратить внимание на то, что положительные герои всех сказок А.С. Пушкина — люди из народа: трудолюбивый, находчивый и веселый работник Балда («Сказка о попе и о работнике его Балде»); бескорыстный, добрый, невзыскательный труженик-старик («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Для сказок Пушкина, как и для народных, характерна вера в светлые силы и чувства. Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и трудолюбие Балды помогают ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешают его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствуют торжеству правды.

Чертами народности отмечена и поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народные поговорки, пословицы, слова и выражения, суффиксы:

17. Лермонтов и детская литература.

В круг детского чтения входят различные произведения Лермонтова. Среди них: стихотворение «Родина» («люблю отчизну я, но странную любовью»). Об этом стихотворении и его народном духе писал Белинский.

Менее известна «Сказка для детей» в поэтической форме. Неоконченное произведение Лермонтова.

Перевод из Гёте: «Горные вершны/спят во мгле ночной». Это известное и популярное стихотворение. В «Отце и сыне» Гайдара мальчик поёт отцу песню, в которой словами является этот текст.

Другой перевод – из Гейне: «На севере диком стоит одиноко». Шишкин нарисовал «Утро в сосновом бору» на мотив этого стихотворения.

Другие стхи Лермонтова в детском чтении: «Утес», «Выхожу один я на дорогу», «Листок», «Казачья колыбельная песня», «Парус», «тучи», «Нищй», «Узник». Сказка «Ашиб-Кириб» - необработанные сказки Лермонтова (опубл. 1846г.). Также – поэма «Беглец», «Песнб о купчце Калашникове», «Мцыри», «Герой нашего времени» - как весь роман, таки отдельные его части. Он пользовался огромной популярностью, издаваясь с 33 по 88г. 55 раз.

«Кавказский пленник» - другое прозаическое произведение в юношеском круге чтения. Из драмы – «Маскарад».

19. Стихи Некрасова в круге детского и юношеского чтения.

Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877) как поэт и организатор литературного процесса составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия продолжила русло, проложенное Лермонтовым и Кольцовым. Она явилась непосредственным отражением самосознания народа, с которым Некрасов отождествлял свою Музу. Поэт говорил от имени народа и его языком.

Сын богатого помещика, Некрасов предпочел самостоятельно зарабатывать на хлеб, нежели жить за счет рабского труда крестьян. Представления о жизни сложились у поэта в те ранние его годы, когда он столкнулся с суровыми сторонами российской действительности, на себе изведав их тяготы.

В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло общение с Белинским, первым угадавшим его истинное призвание.

Некрасов придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой. В 1870 году появилось самое, пожалуй, известное детское стихотворение Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

Донести до ребенка свою любовь и уважение к простому человеку, сделать крестьянина близким и понятным для читателя — вот что руководило поэтом, что вдохновляло его. Интонация доброжелательного рассказчика, характерная для всего детского цикла Некрасова, в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» особенно выразительна:

Дети, я вам расскажу про Мазая.

Каждое лето домой приезжая,

Я по неделе гощу у него.

Нравится мне деревенька его...

<...>

Вся она тонет в зелёных садах;

Домики в ней на высоких столбах...

Прекрасны картины природы, возникающие в неторопливом рассказе Мазая, вобравшие в себя наблюдения самого поэта — страстного охотника:

Вечером пеночка нежно поёт,Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,Рожки точёны, рисованы очи.

Любовь к природе должна быть не только созерцательной, но и действенной, практически разумной — таков народный взгляд. Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении, и в других стихах детского цикла открывать те стороны жизни, которых старалась не касаться, по общепринятым правилам того времени, детская литература.

Некрасов всегда тщательно работал над воспитательной стороной детских стихов, но, кроме того, сами эти его стихи — урок бережного обращения с психикой ребенка.

В «Дедушке Мазае...» — довольно большом стихотворении, способном утомить ребенка, — происходит постоянное переключение внимания: то возникнет некий Кузя. «сломавший у ружьишка курок», и поэтому он «спичек таскает с собой коробок», то еще один «зверолов» — стал он так «зябок руками», что носит с собой на охоту «горшок с угольками». И композиционно-ритмическое построение стихотворения также предполагает дать возможность ребенку передохнуть, может быть, даже засмеяться, когда он услышит, как дедушка Мазай описывает в стиле народной прибаутки конец заячьего путешествия в его лодке:

И во весь дух Теперь спасайся,

Пошли зайчишки, А чур зимой

А я им: «у-ух! Не попадайся!

Живей, зверишки! Прицелюсь — бух!

Смотри, косой, И ляжешь... Ууу-х!..»

Некрасов придавал особенное значение дидактизму в детской книге. И чему бы ни были посвящены его стихи для детей — дидактичность в них неизменно соседствует с поэтичностью. Автор считал, что таким образом останавливается внимание маленького читателя на той или иной нравственной идее, которая сама по себе ему еще недоступна. Характерны в этом отношении стихотворения «Соловьи» (1870) и «Пчелы» (1867):

Качая младшего сынка, Наизусть

Крестьянка старшим говорила:

«Играйте, детушки, пока!

Я сарафан почти дошила;

Сейчас буренку обряжу,

Коня навяжем травку кушать,

И вас в ту рощицу свожу —

Пойдем соловушек послушать.

Там их, что в кузове груздей, —

Да не мешай же мне, проказник! —

У нас нет места веселей;

Весною, дети, каждый праздник

По вечерам туда идут

И стар и молод. На поляне

Девицы красные поют,

Гуторят пьяные крестьяне.

А в роще, милые мои,

Под разговор и смех народа

Поют и свищут соловьи

Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем...

Да только (Клим, не трогай Сашу!)

Чуть-чуть соловушки совсем

Не разлюбили рощу нашу:

Ведь наш-то курский соловой

В цене, — тут много их ловили,

Ну, испугалися сетей

Да мимо нас и прокатили!... (Соловьи)

Дидактический элемент есть, и в «Дедушке Мазае...». Есть он и в веселом стихотворении «Генерал Топтыгин», и в страшном стихотворении «Железная дорога», и в последнем по времени написания оптимистичном стихотворении детского цикла «Накануне Светлого праздника».

В «Генерале Топтыгине» (1867) дидактизм приобретает политический колорит, поэт употребляет здесь даже сатирические краски для, казалось бы, просто смешной истории: от подвыпивших кучеpa и поводыря укатил на тройке медведь, оставленный ими «на часок» у дверей кабачка.

В стихотворении «Железная дорога» (1864) Некрасов, согласно своим демократическим убеждениям, показывает детям и трагическую сторону жизни. Умершие от нечеловеческих условий труда строители железной дороги воскресают, чтобы поведать генеральскому сыну Ване, как они

...надрывались под зноем и холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом. Мёрзли и мокли, болели цингой.

«Чудо картина» народного единения, сплочения вокруг Символа Веры предстает в стихотворении «Накануне Светлого праздника» (1873). Люди, идущие с пучками горящей соломы к церкви на призывный звон колокола, их просветленные лица — все это рождает мысль о том, что есть еще что-то высшее, что может объединить более, чем «привычка к труду благородная»:

Народная масса Сдвигалась, росла. Чудесная, дети, Картина была!..

В стихах Некрасова, которые он не предназначал специально маленьким читателям, тоже встречаются образы детей — в детях он видел надежду на лучшее будущее, но их судьба часто тревожила и огорчала поэта. Глубокая вера в гений народа, в великие душевные возможности его — в стихотворении «Школьник» (1856):

Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь... Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.

Но «Плач детей» (1860) — стихотворение, исполненное скорби и гнева. Поэт обращается к современникам:

Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей. — Из-за них вы слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей?

В некрасовские времена труд детей нещадно эксплуатировался нарождающимся капитализмом, и протест поэта имел конкретный смысл. Дети, лишенные детства, измученные непосильным фабричным трудом, — показывая их, Некрасов надеется на душевный отклик читателей-сограждан:

«Где уж нам, измученным в неволе, Ликовать, резвиться и скакать! Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траву попадали бы — спать».

В поэме «Крестьянские дети» (1861) светлая атмосфера крестьянского детства поначалу противопоставляется жизни «балованных деток», не ведающих тех простых радостей, что доступны крестьянскому ребенку. Встреченный поэтом в лесу «в студеную зимнюю пору» шестилетний возница не вызывает, как измученные фабричные дети, щемящего чувства. Но, размышляя о судьбе Ванюши, Некрасов считает себя обязанным обернуть и «другой стороною медаль»:

Положим, крестьянский ребёнок свободно Растёт, не учась ничему. Но вырастет он, если Богу угодно, А сгибнуть ничто не мешает ему.

Каждый образ ребенка, каждая детская судьба, к которой обращался Некрасов, согреты горячей любовью автора. Однако отнюдь не умилительные интонации звучат в тех его стихах, где он обращается к детям.

Столь же горячо, как и детей, поэт любил русскую природу. Он всей душой стремился передать это чувство своим читателям, в том числе и маленьким. Считая, что его поэтическое слово — это глас народа, он постоянно рисовал органическую связь жизни народной с природой, с ее животворящими силами. В детскую литературу давно перешли созданные Некрасовым образы, олицетворяющие русскую природу, — Зеленый Шум и Мороз, Красный нос. Именно в таких персонажах особенно ясно просматривается народность некрасовского творчества, его тесная связь с жизнью народа, ведь эти образы пришли в его поэзию прямо из сказок и поверий. При всем этом картины природы у него — образцы высокой поэзии.

Идейно-художественный анализ произведения Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры. Умерший муж Дарьи подобен соколу в представлении горюющих родных: Сплесни, ненаглядный, руками,

Сокольим глазком посмотри,

Тряхни шелковыми кудрями,

Сахарны уста раствори!

Передаче истинного, глубокого горя служит и особый ритм стиха, схожий своей мелодикой с народной песней, и использование народно поэтических эпитетов: «горючие слезы», «сизокрылый», «желанный». Прием лирического параллелизма – сравнения человека, его чувств с явлением природы – используется для описания безутешной вдовы: Береза в лесу без вершины –

Хозяйка без мужа в дому.

Идея поэмы – прославление «величавой славянки». Образу Дарьи придается обобщенно лирический характер. Она представляет собой национальный женский тип. Некрасову важно выделить основные ее качества – внешнюю красоту и душевную силу, жизненную стойкость и мудрость. Эпитеты, которыми наделяется Дарья, эмоционально оценочные: Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока…

В ее описании сочетаются моменты реалистические с моментами во многом романтическими: сила, ловкость, мужество женщины гиперболизируются: В игре ее конный не словит,

В беде – не сробеет, – спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Поэма Некрасова очень эмоциональна, в ней присутствуют метафорические эпитеты, гиперболические сравнения, свойственные легендарно сказочным жанрам устной народной поэзии. Во сне Дарьи колосья ржи сравниваются с «бусурманской ратью», что вышла воевать с женщиной.

Природа у Некрасова во всей поэме предстает чем то враждебным, с ней воюют, ее покоряют. Лютый холод губит Прокла, голоса животных сливаются в тревожный шум нечистой силы: Слышу я конское ржанье,

Слышу волков завыванье,

Слышу погоню за мной…

Символика зимы, непогоды очень важна в поэме, явления природы служат знаками грядущих бед, люди будто окружены мраком, неподвластной им губительной силой: Черная туча, густая густая,

Прямо над нашей деревней висит,

Прыснет из тучи стрела громовая,

В чей она дом сноровит?

Появление Мороза воеводы сопровождается изменением ритма стиха, изменяется характер повествования, что указывает на приближение кульминации произведения. Поэт пользуется приемом анафоры – повторения начальных частей стихов в строфе. Этот единый зачин делает поэтическую речь более экспрессивной:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз воевода дозором

Обходит владенья свои.

Образ Мороза воеводы далеко не однозначен. Это вовсе не сказочный Морозко, который должен одарить девушку за ее стойкость. Он изначально враждебен тем жизненным устоям, к которым привыкла Дарья. Он уговаривает ее стать царицей в его ледяном царстве. То, что Некрасов – поэт в первую очередь реалистический, то, что вся его поэма посвящена изображению тяжелого быта крестьян, не приукрашенного ничем, указывает читателю на то, что Мороз воевода нужен автору совсем не для подражания сказке. Это символ – многозначный и глубокий по смыслу образ, он обозначает идею иносказательно. Мороз воевода – это символ всего того, что губит человека, всего, чему он не в силах противостоять в одиночку: изматывающего труда, порабощающих человека властителей, по вине которых он оказывается в тяжелейших жизненных обстоятельствах, враждебной природы и даже холодной смерти, не жалеющей никого.

Мы увидели, что поэт заимствует изобразительные средства из народно поэтического творчества, вплетает их в авторский текст. Н. А. Некрасову не свойственно многообразие собственно авторских поэтических приемов, сложных метафор, но от того еще более значимыми становятся созданные им символы.

20. Поэзия второй пол. 19 в.

На протяж. 18 века и первых 4-х десятилетий 19 в поэзия была высшей обл. лит-ры, а проза второстепенной. В 1840 все переменилось. Случился переворот, предсказанный Белинским, окончился Пушкинский поэтический период и начался Гоголевский прозаичный. В сер. 1850г. заканчивается 30-ти летнее царствование Николая 1 - происходит Крымская война. Начин. подготовка реформ. Главной одивившейся силой становятся разночинцы. Смягчается цензурный террор, способствующий расцвету лит-ры (в середине 1860 в рус. лит-ру вход. стихи Тютчева Фета, Некрасова, А.Н.Толстого).

В поэзии до начала 1890г. шла борьба Пушкинского и Гоголевкого направлений. С именем Пушкина связ. перв. половина 19 в. Его лирика выраж. серьезные соц. и философ. убеждения. Пейзаж и любовь – развивают нравствен. и эстетич. восприятие читателя. Гражданская лирика способствует патриотич. воспитанию. В романе «Евгений Онегин» он описывает Рус. деревенскую природу и природу городов (в 1-й и последней главе описывает Питер, а в 7й Москву). Особ. место занимает опис. деревенской природы. Пуш. описывает весну, рисует зимние и осенние пейзажи. При этом он стремиться выбирать необычные картины (у него все просто, обыденно и в тоже время прекрасно). До Пуш. поэты изобр. природы в классич. и романтич. произвед., искали поэтичности только в грандиозных, необычных для рус. чела картинах выс. гор, пропастей, водопадов, морей. Своими поэтичными изобр. простой скромной природы средней России Пуш. положит. изменил вкусы читателя: показал, сколько поэтичного закл. в этих знакомых, родных, но недостаточно оцененными нами картинах. Пуш. сумел увидеть красоту в самом простом и обыкновенном. Он сумел найти поэтич. слова для выраж. этой красоты. Он учит видеть, понимать и любить нашу скромную, по сравнению с пышным югом, но прекрасную в своей простоте природу. В своем тв-ве Пуш. провозгласил треб. независ. поэзии от власти, от народа, представление о поэте как о Богом вдохновенном творце. Стих. Пуш. «поэт и толпа» -стало лозунгом для поэтов 2 середины 19 в. , выступивших под лозунгом чистого искусства “Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.”

Пуш. поднял поэзию на нов. высоту и позволил рус. народу лучше понять себя.

Закономерна оказалась противоположная точка зрения, ктр. связана с им. Гоголя - провозглашавшая необходимость открытия тенденционой поэзии, ангажирований.

В начале 7 главы «Мертвых душ» Гоголь сопоставляет творца искусства для искусства и писателя обличителя (себя он относит ко 2 типу). После смерти Гоголя Некрасов облекает эти мысли в стихотворении «блажен незлобивый поэт». Большая часть стих. Некрасова воспевает тенденциозность поэта (поэт революционно-народной ориентацией был и сам Некрасов). Он поставил свою поэзию на службу народу.

Поэзия 1860-1880 гг. отличия школ. Школа чистой поэзии - поэзия сердца, чувства - представители: А. Фет, Аполлон –Григорьев, Майков, А.Н. Толстой, Я. Полонский. - развивали романтическую традицию – хар-на эстетизация действительности, созидательность темы: вечные темы и проблемы (любви и природы) – лит. яз, преподавательская лексика.

Школа демократической поэзии-поэзия мысли- Представители: Н. Некрасов, И. Никитин, З. Суриков, А. Плещеев-развивали реалистическую традицию, хар-на действительность в противоречиях и контрастах, активная жизненная позиция, соц. тематика и проблематика. Хар-ны элементы разговорного яза, житейская лексика.

А. Фет (1820-92) На склоне лет Фет находится под сильным влиянием Шопенгауэра. Перевел на русский язык его труд. Это философия пессимизма, эгоизма иллюзорность счастья, неотвратимость боли и этика сострадания. Фет последовательно переносил свое понимание мира на искусство слова. Поэзия- ложь. Поэт, ктр. не лжёт с первых слов никуда не годится. Возникшая лирика явл. чудом, вершиной русской поэзии. У него нет картин соц. действительности. Главная задача Фета показывать красоту (2 темы: природа и любовь). Природа одухотворенна, она живет своей таинственной жизнью. Природа у него объемная, живая, заполненная звуками. Фет стремится запечатлеть прекрасные моменты вечности.

Весенний дождь Еще светло перед окном В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом,В песке купаяся, трепещет.А уж от неба до земли Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пылСтоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло,От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листям барабанит

До сих пор не все факты биографии Фета выяснены. Например, дата его рождения точно не известна. По одним данным, Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября, подругам — 23 октября 1820 г. в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлотты Елизаветы Фёт. Когда мальчику исполнилось 14 лет, он по требованию церкви был лишен фамилии Шеншин на том основании, что венчание А.Н. Шеншина и Ш.Е. Фет состоялось после его рождения. Только через 53 года, после долгих и мучительных ходатайств, он получил разрешение именоваться Шеншиным, а фамилию Фет сохранил как литературный псевдоним.

Боль, пережитая в детстве, осталась на всю жизнь. В творчестве Фета позже не раз будет отражаться мысль о кровной связи с Россией. Особенно ярко звучит она в стихотворении «Ответ Тургеневу»

Учился Фет сначала в немецком пансионе прибалтийского города Верро, а затем до 1844 г. в Московском университете на словесном факультете.

Печататься начал, будучи студентом. В 1840 г. появляется первый сборник его стихотворений «Лирический пантеон», в основном подражательный, но отмеченный несомненным талантом и поиском новой поэтической формы.

К середине 40-х годов Фет приобретает литературную известность и заслуживает одобрительного отзыва Белинского, назвавшего его самым даровитым из московских поэтов. В журналах печатаются его стихи, многие из них становятся романсами, поются чуть ли не по всей стране.

Однако творческий путь Фета не был гладким, поступательным, победоносным. Были целые периоды, когда читатели не слышали его поэтического голоса. Так, с 1844 по 1853 г., когда Фет поступил на военную службу и жил на юге России он был фактически лишен общения с литературным миром и почти не печатался.

В середине 50-х годов, после перевода его на службу неподалеку от Петербурга, начался новый период творчества Фета. С 1854 г. он активно печатался в таких журналах, как «Современник», «Отечественные записки». «Русское слово». Особенно дружен был Фет с писателями, группирующимися вокруг некрасовского «Современника»: Тургеневым, Толстым, Гончаровым, Панаевым.

Высоко ценил его в эти годы Некрасов.

В 1857 г. Фет женился на М. Боткиной, дочери богатого чаеторговца и сестре известного критика В.П. Боткина. В 1858 г. он вышел в отставку.

В 60-70-е годы Фет пишет очень мало, уходит в заботы о создании богатого поместья. Но поэта не оставляло ощущение неуспокоенности. Уже в 1864 г. он пишет: «Жизнь пронеслась без явного следа. Душа рвалась — кто скажет мне, куда? С какой заране избранною целью?» («Жизнь пронеслась...»).

И в 80-е годы поэзия снова становится для Фета основной привязанностью в жизни: он пишет лирические стихи, делает переводы, готовит мемуары. В 1883 г. появляется сборник стихотворений «Вечерние огни». До 1891 г. вышло четыре выпуска этого сборника, отразившего новый и последний подъем творчества старого поэта. 21 ноября 1892 г. А.А. Фет скончался.

Поэтическое наследие Фета включает лирические стихотворения и поэмы, баллады и послания, философские размышления в стихах и публицистические стихотворения. Но более всего он памятен и дорог нам как лирический поэт. Основная тональность поэзии Фета мажорная, светлая, жизнерадостная. Эмоциональная ее наполненность связана с упоением красотой, любовью, природой, искусством. В сферу красоты Фет включает мотивы природы и любви, область снов и мечтаний, различные душевные переживания и настроения.

Обаяние любовной лирики Фета не в создании психологического портрета лирического героя или индивидуализированного облика любимой. В центре его внимания сама любовь, как зерно, из которого вырастает вечное дерево поэзии. Одним из шедевров любовной лирики яв-ся стихотворение, написанное в 1850 г.:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

(А. Фет) наизусть

В самом деле, это одно из самых «фетовских» стихотворений: в нем воплотилась способность поэта ощутить и передать едва намечающиеся, почти неуловимые движения человеческой души в удивительном слиянии с происходящим в природе..

Многие его стихотворения вскоре после их появления стали романсами («На заре ты ее не буди...», «Я тебе ничего не скажу...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...»). Мелодичность поэзии Фета была высоко оценена П.И. Чайковским, который называл его поэтом-музыкантом и считал, что он делает смелый шаг в область музыки.

Постоянный поэтический поиск Фета характерен слиянием полярных начал в его лирике: романтического и реалистического. Особенно ощутима эта перекличка в пейзажной лирике Фета. В ней явственно сказывается мужественный и жизнеутверждающий взгляд на мир, реалистичность в соотнесенности явлений природы и явлений духовной жизни человека, точность в наблюдениях и конкретность в воспроизведении картин природы. Может быть, эти качества и определили вхождение стихотворений Фета, написанных в разные периоды, в круг детского чтения.

Уже в ранних стихах Фета звучит тема красоты природы, смены времен года. Сначала это были стихотворения-монологи, с прямым признанием бесхитростной радости, любви к явлениям природы. «Рад я дождю», «Любо мне в комнате ночью стоять у окошка впотьмах»,— так обычно начинает он свои стихотворения в этот период. В них любовь к природе проявляется еще созерцательно и неконкретизиро- ванно:

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна.

Свет небес ВЫСОКИХ, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

(«Чудная картина...>>)

Но и тогда уже Фет пытается сближать эмоциональные контрасты: «И радостен для взгляда весь траурный наряд» («Печальная береза»). Свою поэтическую речь он строит по принципам внутреннего монолога, с разговорными интонациями, восклицаниями, прерывистостью

В 50-е годы Фет неутомимо запечатлевает малейшие изменения в природе. Его внимание привлекает не только общий годовой ритм природы, но и приметы ее явлений:

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

(«Весенний дождь»)

Природа у Фета очеловечена, но по-особому. Она служит средством выражения чувств, переживаний поэта-лирика. Его лирические эмоции как бы находят отклик в природе:

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

(«Вечер»)

Поэт фиксирует субъективные впечатления, запечатлевает мгновенные ощущения, сиюминутные переживания. Уже Салтыков-Щедрин подметил стремление Фета передать те душевные явления, которые только еще кристаллизуются в сознании.

Природа в изображении Фета гораздо конкретнее, чем у его предшественников, Жуковского и Тютчева. Его описание природы более детализируется. Каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в их неповторимости: коростель вполголоса скрипит («Степь вечером»); краснеют по краям кленовые листы («Старый парк»); резко-сух снотворный и трескучий кузнечиков неугомонный звон. («Как здесь свежо...».)

Свои стихотворения о природе Фет объединил в циклы: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега». Каждое время года у него дается не только созерцательно, но и активно, в дыхании, действии, изменчивости.

«Первый ландыш», «Весенний дождь», «Весенние мысли», «Еще майская ночь» — по этим названиям стихотворений уже можно проследить движение весеннего времени.

Летом поэт подмечает, как волнистые проходят облака, повиснул дождь, как легкий дым. Эпитеты, сравнения, метафоры Фета свежи, точны, естественно связаны с предметом изображения. Даже когда он сознательно нанизывает поэтические образы в стихотворения.

Образ птицы вообще очень характерен для творчества Фета.

С любовью описывает Фет русскую зиму в стихотворениях «Ночь светла, мороз сияет...», «Лес», «Кот поет, глаза прищуря» Одни из них по композиции напоминают разговор с собеседником:

Ночь светла, мороз сияет. Выходи — снежок хрустит...

(«Ночь светла...»)

В цикле стихотворений о зиме есть бытовые сценки, показывающие взаимоотношения детей и взрослых в семье:

Мама! Глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

(«Мама! Глянь-ка...»)

Каждое время года имеет у Фета свои четкие приметы. Зимой, например, на двойном стекле узоры начертил мороз. Осенью осыпал лес свои вершины. Весною поэт подмечает, как солнце теплое ходит высоко и душистого ландыша ждет. А летом он видит иную картину: за спиной косцов сверкнули косы блеском чистым.

В совокупности поэзия Фета передает общий ритм природы средней полосы России, только ей присущее звучание. Чувство близости к природе у поэта с годами усиливается. К старости оно становится всеобъемлющим, космическим: Одно из самых сильных, по-пушкински мудрых стихотворений о природе, написано Фетом незадолго до смерти, в 1892г.

Мы замолкнем, что в кустах Хоры эти,—

Придут с песнью на устах Наши дети;

А не дети, так пройдут С песнью внуки: К ним с весною низойдут Те же звуки.

(«Что за вечер...»)

Иван Захарович Суриков (1841 — 1880) также примыкал к некрасовскому кружку. Его творчество, как и творчество всех поэтов, близких к Некрасову, способствовало созданию поэзии для детей, пробуждающей ум и сердце ребенка для реального восприятия окружающей действительности.

Наши рекомендации