Компетенции, формируемые в ходе выполнения НИРМ
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ
Направление подготовки:090900 – ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОАСНОСТЬ
Квалификация (степень) выпускника:Магистр
Профильная направленность: Менеджмент ИБ региона
Форма обучения:очная
Королев 2012 г.
Мельников Н.В. Методические рекомендации по организации и проведению научно-исследовательской работы магистров – Королев МО: ФТА, 2012 – 24 с.
Рецензент: Соляной В.Н.
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС) по направлению подготовки магистров 090900 – Информационная безопасность и Учебного плана, утвержденного Ученым советом ФТА. Протокол № 9 от 28 июня 2011 года.
В методических указаниях подробно изложены этапы выполнения, требования к содержанию и принципы оценивания научно-исследовательской работы магистров.
Пособие предназначено для магистрантов, преподавателей, организаторов учебного процесса.
РЕКОМЕНДОВАНО УМС ФТА Протокол № ___ от «___» __________2012 г. | Рекомендовано Советом ИТФ ФТА Протокол №__ от «__»______ 2012 |
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры ИБ Протокол №__ от «__»________ 2012 г. | Заведующий кафедрой ИБ __________________Соляной В.Н. |
Содержание
Общие положения | ||
Компетенции, формируемые в ходе выполнения НИРМ | ||
Организация выполнения НИРМ | ||
Содержание НИРМ, требования к выполнению | ||
Приложение 1. Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры | ||
Приложение 2. План научно-исследовательской работы магистранта | ||
Приложение 3. Рецензия на отчет по НИРМ.01 | ||
Приложение 4. Рецензия на отчет по НИРМ.02 | ||
Приложение 5. Рецензия на отчет по НИРМ.03 | ||
Приложение 6. Методические указания по написанию и оформлению магистерских диссертаций. |
Общие положения
1.1. В соответствии с проектом ФГОС ВПО научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций (см. Приложение 1) с целью подготовки магистрантов к решению, наряду с другими задачами профессиональной деятельности, следующих научно-исследовательских задач:
- анализ фундаментальных и прикладных проблем информационной безопасности в условиях становления современного информационного общества;
-разработка планов и программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;
-выполнение научных исследований по выбранной теме;
-подготовка по результатам научных исследований отчетов, статей, докладов на научных конференциях.
-выполнение педагогической работы в средних специальных и высших учебных заведениях в должностях преподавателя и ассистента под руководством ведущего преподавателя и профессора (доцента) по дисциплинам направления;
-разработка методических материалов, используемых студентами в учебном процессе.
Могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы:
– планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования;
– анализ информационных ресурсов по избранной теме и написание реферата;
– составление содержания и графика работы;
– проведение научно-исследовательской работы;
– составление отчета о научно-исследовательской работе;
– публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара.
В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
Минобрнауки РФ рассматривает овладение научно-исследовательскими компетенциями как одну из важных задач вузов, решение которой обеспечит подготовку выпускников к различным видам инновационной деятельности.
1.2. Целью настоящих методических рекомендаций является повышение эффективности семестровой научно-исследовательской работы магистранта (НИРМ) на основе четкой организации выполнения исследований на всех стадиях – от формирования целей и задач до оформления и сдачи отчета.
1.3. Методические указания предназначены для научных руководителей магистрантов и работников ФТА, в обязанности которых входит организация исследовательской работы магистрантов и ее обеспечение (учебно-методическое, информационное и др.), а также для самих магистрантов.
1.4. Значимость и актуальность данного нормативного документа определяется тем, что на долю семестровых НИРМ приходится 47% от общей трудоемкости НИРМ (таблица 1). Поэтому семестровые НИРМ играют существенную роль в формировании у магистранта исследовательских компетенций.
Таблица 1. Удельный вес семестровых НИРМ в общем объеме НИР
№ п/п | Научно-исследовательская работа | Кол-во часов | Зачетн. ед |
Семестровые НИРМ (три семестра) | |||
Производственная, научно- исследовательская практика | |||
Педагогическая и научно- исследовательская работа | |||
Подготовка магистерской диссертации | |||
Итого: |
Компетенции, формируемые в ходе выполнения НИРМ
2.1. В соответствии с проектом ФГОС ВПО научно-исследовательская работа магистрантов, являясь обязательным разделом магистерской программы, должна иметь четкую направленность на формирование у них общекультурных и профессиональных компетенций. Это означает, что:
- цели и задачи каждой НИРМ должны быть согласованы с целями и задачами магистерской диссертации;
- в соответствии с поставленными целями и задачами для каждой НИРМ должны быть сформированы компетенции и структура каждой из них, определяющая, что конкретно должен знать, уметь и чем овладеть студент-магистрант в результате выполнения данной НИРМ;
- содержание НИРМ должно быть построено таким образом, чтобы обеспечить овладение магистрантами компетенциями, формирование которых предусмотрено данной НИРМ;
- результаты овладения знаниями, умениями, навыками и компетенциями по завершении НИРМ должны быть оценены при проведении промежуточной аттестации.
2.2. Приступая к выполнению каждой НИРМ, магистр должен знать: какими конкретно знаниями, умениями, навыками и компетенциями он должен овладеть по ее завершению; каким образом, на основе каких технологий он будут формироваться и каким образом они будут оцениваться.
2.3. По завершении НИРМ магистр, в общем случае, должен обладать тремя видами компетенций.
2.3.1. Первый вид – это компетенции, входящие в состав профессиональных в виде самостоятельного блока «Научно-исследовательская деятельность», требует формирования:
· способность понимать и анализировать направления развития информационно-коммуникационных технологий объекта защиты, прогнозировать эффективность функционирования систем информационной безопасности, оценивать затраты и риски, формировать стратегию создания систем информационной безопасности в соответствии со стратегией развития организации (ПК-1);
· способность проектировать сложные системы и комплексы управления информационной безопасностью с учетом особенностей объектов защиты (ПК-2);
· способность произвести и детально обосновать выбор структуры, принципов организации, комплекса средств и технологий обеспечения информационной безопасности объектов защиты (ПК-3);
· способность самостоятельно осваивать и адаптировать к защищаемым объектам современные методы обеспечения информационной безопасности, вновь вводимые отечественные и международные стандарты (ПК-4);
· способность разработать программы и методики испытаний, организовать тестирование и отладку программно-аппаратных, криптографических и технических систем и средств обеспечения информационной безопасности (ПК-5);
2.3.2. Второй вид – это профессиональных компетенции, не входящие в состав научно-исследовательских, но овладение которыми связано с исследовательской деятельностью обучающегося, который должен обладать способностью:
· анализировать фундаментальные и прикладные проблемы информационной безопасности в условиях становления современного информационного общества (ПК-6);
· анализировать угрозы информационной безопасности объектов и разрабатывать методы противодействия им (ПК-7);
· осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок (ПК-8);
· проводить экспериментальные исследования защищенности объектов с применением современных математических методов, технических и программных средств обработки результатов эксперимента (ПК-9);
· оформлять научно-технические отчеты, обзоры, готовить публикации по результатам выполненных исследований, научные доклады (ПК-10);
2.3.3. Третий вид – это общекультурные компетенции, овладение которыми возможно при проведении магистрантом исследовательской работы, где он должен обладать:
· способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);
· способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
· способностью свободно пользоваться русским и одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-3);
· способностью использовать на практике умения и навыки в организации научно-исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);
· способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);
· способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6).
При творческом подходе к планированию и организации выполнения НИРМ практически каждая из приведенных компетенций может быть развита у магистранта.
2.4. Таким образом, выполнение семестровых НИРМ предоставляет научным руководителям магистрантов широкие возможности для формирования у них как профессиональных, так и общекультурных компетенций. Эти возможности должны быть использованы руководителями магистрантов при планировании и организации выполнения НИРМ.
3. Организация выполнения НИРМ3.1. План НИРМ является частью рабочего плана подготовки магистерской диссертации и включает два раздела:
1) компетенции, овладение которыми предусмотрено ФГОС ВПО;
2) план выполнения НИРМ.
Рекомендуемая форма (шаблон) плана приведена в Приложении 2.
Требования к организации научно-исследовательской работы обучающихся:
· научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза;
· предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основными этапами планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучающихся являются: обоснование темы, обсуждение плана и обсуждение промежуточных результатов исследования, проводимого в рамках научно-исследовательского семинара.
Выполнение научно-исследовательской работы должно сопровождаться широким обсуждением и защитой полученных результатов в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей с целью оценки уровня приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся, включая компетенции, связанные с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры
3.1.1. В первый раздел плана должны включаться все компетенции из ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, относящиеся к сфере научно-исследовательскойдеятельности; при включении других компетенций (общекультурных и профессиональных) следует руководствоваться рекомендациями, приведенными в разделе 2).
3.1.2. Второй раздел плана определяет содержание научно-исследовательской работы (виды и этапы работ), трудоемкость работ, сроки выполнения каждого из этапов научно-исследовательской работы.
3.2. План должен разрабатываться на весь период выполнения НИРМ (три первые семестра – при очной форе обучения) после утверждения темы магистерской диссертации. Разработку плана НИРМ необходимо осуществить в течение первых двух месяцев первого семестра. В последующих семестрах он при необходимости может быть откорректирован.
3.3. План НИРМ должен разрабатываться магистрантом при консультативной помощи научного руководителя, окончательная редакция плана подлежит согласованию с руководителем магистранта. Самостоятельная работа магистранта по составлению плана НИРМ будет способствовать овладению им навыками планирования исследовательской работы.
3.4. Содержание НИРМ должно быть раскрыто и представлено в плане таким образом, чтобы:
- магистрант четко представлял характер, объем и виды исследовательской работы, которую ему предстоит выполнить в данном семестре (письменный отчет, творческая работа, подготовленная к публикации статья, выступление на семинаре или конференции и т.п.);
- научный руководитель имел возможность эффективно контролировать и направлять работу магистранта в режиме обратной связи.
3.5 Важная задача при планировании НИРМ – увязать (сбалансировать) результаты исследовательской работы магистранта в семестре с трудоемкостью работ, измеряемой кредитами. Общая трудоемкость НИРМ (в часах и кредитах) определяется учебным планом. Задача научного руководителя магистранта - распределить общий объем НИРМ меду видами (этапами) таким образом, чтобы трудоемкость каждого из них по возможности отражала реальные способности магистранта по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями в рамках данного вида (этапа) работ.
3.6. Важным инструментом формирования у магистрантов общекультурных компетенций (способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь; умеет вести научную дискуссию; умеет научно аргументировать и защищать свою точку зрения и др.) является использование при проведении семестровых НИРМ таких форм научно-исследовательской работы, как публичное обсуждение результатов НИРМ на заседаниях кафедры, конференциях, научно-практических семинарах; участие магистрантов в открытых конкурсах на лучшую научную работу; выполнение творческих работ по теме научного исследования (научная статья, доклад или тезисы доклада, эссе и др.); и т.п. Участие магистранта в подобной работе следует рассматривать как обязательную часть научного исследования и отражать в планах НИРМ.
3.7. Контроль выполнения НИРМ по форме должен быть формирующим, т.е. основанным на обратной связи от научного руководителя к магистранту. При такой форме контроля руководитель магистранта, ознакомившись с результатом его работы по определенному виду (этапу), получает возможность в оперативном режиме корректировать работу магистранта. В результате основанная на обратной связи формирующая оценка превращается в эффективный инструмент обучения магистранта.
3.8 Результатом научно-исследовательской работы является отчет, который представляется магистрантом научному руководителю на рецензирование. Рецензии на НИРМ составляются по шаблонам, приведенным в Приложении 3-5.
Содержание НИРМ, требования к отчету
4.1. Содержание НИРМ определяется темой магистерской диссертации, ее целями и задачами, ее научной новизной, а также компетенциями, которыми должен овладеть магистрант по завершении данной научно-исследовательской работы.
Научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования формулируются в начале работы над диссертацией и носят предварительный характер. При этом новизна должна быть доказана, т.е. теоретически обоснована, а также подтверждена практически и экспериментально. Важную роль в этом подтверждении играет НИРМ в семестре. В этой связи крайне важно построить содержание НИРМ таким образом, чтобы в ходе ее выполнения были получены необходимые данные, подтверждающие научную новизну магистерской диссертации и ее практическую значимость (см. Приложение 6).
4.2 Научно-исследовательская работа магистранта структурируется по семестрам (таблица 2), в каждом из которых выполнение научно-исследовательской работы ориентируется на решение задач, определенных целями и задачами соответствующей программы НИРМ.
Таблица 2. Привязка НИРМ к семестрам выполнения
№ | Шифр научно-исследовательской работы | Номер семестра выполнения НИРМ | Количество часов | Зачетные единицы |
1. | НИРМ.01 | |||
2. | НИРМ.02 | |||
3. | НИРМ.03 | |||
4. | Итого: |
4.3. Краткое содержание НИРМ (Приложение 2 - 5).
4.3.1. НИРМ.01 связана с изучением литературы и определением темы исследования (см. Приложение 6).
В отчете должно содержаться: обоснование выбора темы диссертации (актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, а также цель, задачи, объект и предмет исследования); характеристика методологического аппарата, который предполагается использовать; предварительные результаты изучения и анализа основных литературных источников, которые будут использованы в качестве теоретической базы исследования; рабочий план подготовки магистерской диссертации; выводы о вкладе проделанной работы в магистерскую диссертацию.
4.3.2. НИРМ.02 связана с окончательной постановкой исследовательской задачи, разработкой и анализом методов решения. В отчете должно содержаться: описание задач исследования с обоснованием их актуальности, научной и практической значимости; сбор и обработка фактического материала для диссертационной работы, оценка его достоверности и достаточности для работы над диссертацией; оценка прогнозируемых результатов с точки зрения научной и практической значимости; выводы о вкладе проделанной работы в магистерскую диссертацию.
4.3.3. НИРМ.03 связана с информационным наполнением и нахождением решения исследуемой задачи, проведением экономического анализа на основании полученных результатов, обоснованием и аргументированием выводов по результатам анализа. В отчете должно содержаться: обоснование методов решения и их применения; изложение результатов решения; экономический анализ результатов; место исследуемой задачи в современной системе научных и практических достижений; направление дальнейших исследований.
4.4. По результатам выполнения НИРМ составляется заключительный отчет о работе в целом. Отчет по НИРМ за каждый семестр должен составляться по единой структуре:
- титульный лист;
- содержание;
- определения (НИРМ.01);
- обозначения и сокращения;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Содержание отчета должно соответствовать плану НИРМ (виды и этапы работы). Рекомендуемый объем отчета – от 27 до 35 стр.
4.5. Отчет должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления отчета.
4.6. При составлении отчета следует придерживаться следующих общих требований:
- четкость и логическая последовательность изложения материала;
- убедительность аргументации;
- краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
- конкретность изложения результатов работы;
- обоснованность рекомендаций и предложений.
4.7. Качество содержания и изложения отчета о НИРМ оценивается научным руководителем магистранта по критериям, содержащимся в бланках рецензий (Приложения 3 - 5). Таким образом, оценивание НИРМ основано на методе экспертной оценки. Задача научного руководителя как эксперта – ознакомить магистранта с бланком рецензии (т.е. с критериями) до начала выполнения научно-исследовательской работы и при необходимости дать пояснения по критериям (например, что понимается под актуальностью и новизной исследуемой темы, под адекватностью выбора метода решения и т.п.). В результате у магистранта сложится более четкое понимание качества результата, что позволит ему более эффективно организовать процесс выполнения НИРМ.
Приложение 1