Социально-культурная деятельность
1. Религиозное воспитание: посещение селянами службы в церкви; Евангельские вечера; беседы на религиозные темы.
2. Христианские и национальные праздники: Рождество Христово; Пасха; день Иоанна; день Святого Михаила; Масленица; Новый Год.
3. Театральные представления: спектакли на религиозные темы с участием всех селян.
4. Фольклор: народные танцы; вечера поэзии; народные песни.
5. Арт-терапия: живопись, лепка, постановка спектаклей, народные танцы, эвритмия.
6. Экскурсии: по району (Старая Ладога, Новая Ладога, Волхов), в Санкт-Петербург, Новгород.
7. Лекции: на разные темы — проводятся сотрудниками Центра, гостями Центра, делаются отдельные сообщения некоторыми селянами.
8. Спортивная деятельность: лыжные и пешие прогулки.
9. Общие собрания Центра: участие селян в обсуждении социально-культурных мероприятий Центра, решение бытовых проблем Центра.
10.4. РИТМ ЖИЗНИ В ЦЕНТРЕ «ДЕРЕВНЯ СВЕТЛАНА»
Ритм и ритмические закономерности в лечении являются основой антропософских методов реабилитации. Создают эту жизнь ритмов сотрудники (ко-вокеры), а воспитанники (селяне) включаются в нее. Сон и бодрствование, регулярный прием пищи, чередование в работе, движение и покой и т. д. Основой ритмической организации является ход дня, недели, года.
Рабочая неделя в Центре (деревне) охватывает промежуток времени с понедельника до субботы.
Рабочие дни:
6.45 — Подъем.
7.30 — Все члены семьи дома собираются в гостиной. Встают в круг и читают молитву «Отче наш», потом поют утреннюю песню, по завершении которой берутся за руки и все произносят: «Доброе утро». После этого садятся за общий стол завтракать.
Тот, кто готовил утром завтрак, садится во главу стола и произносит застольную молитву. После этого все сидящие за столом берутся за руки и говорят: «Благословенная трапеза». Тот, кто сидит во главе стола, накладывает для каждого в тарелку кашу. Первым тарелку получает тот, кто сидит на противоположном конце стола от раздающего. Тарелку передают из рук в руки. Но это не значит, что, получив тарелку, этот человек начинает есть кашу. Он сидит и спокойно ждет, пока каждый получит свою порцию. После этого раздающий говорит: «Пожалуйста», — и все приступают к трапезе. На столе также стоит разная еда: сыр, масло, хлеб... Если кто-то закончит есть, он не встает сразу из за стола, а ждет, когда другие тоже закончат трапезу. Потом все берутся за руки и говорят: «Спасибо». После этого все встают и помогают убирать со стола. Два человека начинают мыть посуду, остальные переходят к уборке дома. У каждого свой участок. Уборка длится до 8.45.
9.00 — Начало работы. Каждый из молодых людей (селян) знает, где будет работать и с кем. Об этом договариваются за столом после завтрака.
10.30 — Перерыв для отдыха. Этот перерыв может быть назван также социальной паузой, потому что во время перерыва жители деревни могут поговорить друг с другом на разные темы за чашкой чая или кофе. Кто-то может сыграть на гитаре или спеть песню. Через полчаса все опять приступают к работе.
11.00-12.15- Работа.
12.30-Обед.
14.00-16.00 — час работы.
16.00 — Перерыв на чашку чая.
16.30-18.15- Работа.
18.30-Ужин.
20.00 — Время для разных вечерних встреч, лекций и т. п.
22.30 - Отбой.
Многие из селян не умеют определять время по часам, поэтому время текущих событий обозначают звоном колокольчика.
Утром все просыпаются под звуки колокольчика, или кто-нибудь играет на флейте. Он останавливается у каждой комнаты в доме и играет мелодию.
Раньше других встают те, кто готовит завтрак и кто доит коров. Утренняя дойка в 6.30.
В Центре нет привязанности к какой-либо конкретной работе, каждый может попробовать разные виды труда. Например, один утром готовит завтрак, после завтрака работает в огороде, после обеда стирает белье. Другой утром занимается дровами, потом готовит чай для перерыва группы людей, с которыми он не работал утром-, после обеда он работает в ткацкой мастерской и т. д. Таким образом, каждый может получать различные навыки и освоить разные профессии. Можно также оставаться работать на одном и том же месте.
По понедельникам вечером проходят собрания сотрудников (ковокеров) деревни. Это те люди, которые живут в Центре постоянно, практически отвечают за всю его жизнь. На этом собрании говорят о текущей жизни, а также о селянах. В этом разговоре главный интерес вызывают те селяне, у которых появились проблемы, или эти проблемы могут возникнуть в ближайшее время. Каждый сотрудник говорит о данном селянине все, что он может сказать за прошедшие дни, так как селяне работают в течение дня в разных местах и с разными людьми, поэтому если каждый сообщит свои наблюдения, то в итоге получится целостная картина. Это можно назвать социально-психологическим портретом данного селянина. Затем ищут пути коррекции негативных явлений.
На собрании ковокеров обсуждаются также финансовые вопросы. Никто в деревне не получает зарплату. Живут одной большой семьей, деньги — общие. Каждый сотрудник на этом собрании говорит о своих нуждах на следующий месяц. Однако исходят из той суммы денег, которая имеется в данное время.
У каждого человека в деревне есть свои функции, то есть он отвечает за определенную работу. Поэтому, если кто-нибудь уезжает из деревни на любой срок, другой должен выполнять за него его работу до его возвращения.
Во вторник вечером проводится общее собрание деревни. В нем участвуют все ее жители. Выбирается председатель собрания и секретарь, который записывает в специальную книгу все выступления. Каждое собрание начинается с того, что секретарь зачитывает текст протокола предыдущего собрания.
На этих собраниях принимаются разные решения. Нужна ли корзинная мастерская? Или ее закрыть, потому что кукольная требует расширения? Насколько вообще это плетение корзин важно для деревни? Дискуссия в разгаре. Многие просят слова и в конце концов решают, что мастерская может обойтись меньшим помещением. И временно все должно оставаться по-прежнему — и по социальным причинам, и из-за экономических реалий. На корзины есть спрос. Они нужны, так как могут заменить изделия, сделанные из пластика. Это почти вымерший промысел. Кто-то из селян может выйти перед всеми и рассказать запомнившийся эпизод из его жизни на прошедшей неделе: например, как он катался со всеми на лошади в воскресенье. Другой рассказывает о поездке в Петербургскую филармонию. Он выходит и говорит, что первый
раз слышал настоящий орган. Другой селянин рассказывает о своей поездке к маме, и что там было интересного.
На общем собрании может обсуждаться и то, как проводить ближайший праздник; как делать хороший домашний вечер; мастерские показывают свою продукцию, говорят о своей работе; и т. д.
По средам вечером — время для учебы сотрудников.
По пятницам в каждом доме собираются семейным кругом все, кто в нем живет. Поют песни, рассказывают разные забавные истории. Все это проходит за чашкой чая. Желающие могут играть в настольные игры или просто разговаривать. Все это дает возможность расслабиться в конце рабочей недели и острее почувствовать, что все вместе — действительно семья.
По субботам утром — генеральная уборка жилых домов. Каждый принимает участие в уборке своего дома. А потом — русская баня.
Суббота в деревне — особый день. Каждый субботний вечер в домах собираются семьями для чтения Евангелия. Заранее все знают, какое место из Евангелия будет читаться, и имеют возможность подумать об этом отрывке. Перед чтением за два часа стараются создать в доме тишину. Все об этом знают. Непосредственно перед чтением — легкая трапеза. Во время нее разговаривают об интересных событиях прошедшей недели. После этого один человек читает текст Евангелия, и потом все говорят о нем.
В воскресенье выходной день. Одни идут в гости в соседнюю деревню, другие отправляются в церковь, третьи хотят просто погулять по лесу. Все отдыхают. Правда, коров надо доить и по воскресеньям, а также готовить для всех еду. Поэтому кто-нибудь из селян выполняет эти виды работы.
Резюмируя некоторые результаты реабилитации молодых людей с умственной отсталостью (селян) в Центре, следует отметить, что селяне выполняют работу не ради терапии и занятости трудом, а потому, что она является значимой для них и для окружающих. Это настоящая и нужная людям работа. И это должно быть понятно селянам. Если они выполняют только часть работы, то обязательно должны видеть конечный продукт их совместной деятельности с другими. Например, изготовление куклы. Каждый принимающий в этом участие выполняет конкретную операцию (в итоге он может научиться делать все операции), но он видит, что в результате их совместного труда получилась законченное изделие. Он знает, что потом его будут продавать в магазине, а когда эту куклу купит кто-то из взрослых для своего ребенка, то она принесет малышу много радости. Здесь можно видеть более опосредованную социальную связь селянина с внешним миром через ребенка, который будет играть в эту конкретную куклу.
Во время масленицы были выставлены изделия деревенских мастерских. Незамысловато изготовленная кукла вызвала большой интерес у местных детей. Сотрудниками деревни было обращено внимание селян на этот факт, как на позитивный в формировании положительной оценки их собственного труда.
Еще пример. Кто-то из селян помогает печь хлеб. Затем селяне едят этот хлеб вместе с другими людьми и те говорят им «спасибо».
Селяне работают все лето вместе со здоровыми людьми в огороде. Селяне испытывают большую гордость и радость, когда на столе видят выращенные огурцы, помидоры, морковь, перец, капусту. Они начинают осознавать, что в
этом и их заслуга. В зимнее время, когда едят овощные заготовки, селяне нередко вспоминают разные эпизоды работы в огороде.
Селяне постепенно понимают, что они нужны людям. Через общение с людьми и совместную деятельность они возвращаются к полноценной жизни, так что могут сказать себе «Я живу», и начинают больше проявлять свои внутренние способности. Социальная среда деревни, в которой они живут, начинает служить для них защитой от так называемых «норм внешнего мира», носящих зачастую агрессивный характер.
Социальная значимость селян еще больше усиливается тем, что они принимают участие в публичных обсуждениях некоторых аспектов общей жизни деревни. Самооценка труда селян повышается потому, что они видят, как результат их труда используется другими людьми.
Положительное психотерапевтическое воздействие на селян оказывает доброжелательная социальная среда деревни, обеспечивая их защищенность и здоровый ритм жизни.
10.5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЦЕНТРЕ «ДЕРЕВНЯ СВЕТЛАНА»
Исследование селян проведено методами наблюдения, беседы, изучения продуктов деятельности, анкетирования родителей. Использование этих методов осуществлено в естественных условиях жизни 12 молодых людей в возрасте от 19 до 30 лет с умственной отсталостью в сочетании с другими нарушениями (8 лиц мужского пола и 4 — женского). Из них 4 человека — из полной, 7 — из неполной семей и 1 молодой человек — сирота. Возраст родителей селян — от 39 до 67 лет.
Основными аспектами наблюдения за селянами являлись их коммуникативные, трудовые навыки и социально-культурная деятельность.
Результаты исследования продемонстрируем на нескольких наиболее интересных примерах. В каждом из них приведем данные анализа наблюдений, беседы с молодым человеком и беседы с его родителями.
ПРИМЕР 17
Оксана Г., 19 лет
Диагноз. Умственная отсталость в умеренной степени.
Родилась в 6,5 месяцев, вес — 1400 г. При рождении девочки матери было 19 лет, период беременности провела в больнице в Санкт-Петербурге в связи с заболеванием сердца. В течение 2 мес. Оксана оставалась в больнице (первое время — в специальной
камере), мать была вынуждена ежедневно приезжать в больницу для ухода за ребенком. В 2 мес. девочка весила 2,1 кг. Перенесла тяжелую форму пневмонии. Случались фибрильные судороги, которые продолжались в течение 2 лет.
Психомоторное развитие: начала ходить в 1 3 месяцев.'Развитие речи: начала говорить отдельные слова в 2 года, в 5 лет — простые фразы, но с нечеткой артикуляцией. Училась в общеобразовательной школе в течение 2 лет (с 9 до 10 лет), затем была признана необучаемой. Читает по слогам, пишет плохо, не умеет считать, не умеет пользоваться деньгами. Плохо развита кратковременная память. Внимание: избирательность невысокая, объем маленький, устойчивость низкая, произвольное внимание развито плохо. Нарушена общая координация движений, недостаточно развита мелкая моторика. Объем активного словаря небольшой, речь быстрая, нечеткая, говорит простыми предложениями. Обращенную речь понимает. С 1 6 до 1 8 лет посещала детский реабилитационный центр «Филиппок» в г. Волхове, где имела возможность общаться с детьми только младшего возраста.
Дома могла ходить за покупками, помогать по хозяйству, заботиться о младшем брате. Любит животных (в доме — 5 кошек).
Была большая тяга к общению со сверстниками, с другими людьми, но практически не было такой возможности. Оксана осознавала свою непохожесть на других (присутствовала адекватная самооценка). При встрече с трудностями происходили срывы («Зачем ты меня родила, такую!»). Семья (разведенные родители, Оксана и ее младший брат) вынуждена жить в маленькой однокомнатной квартире.
Прибыла в Центр «Деревня Светлана» в 1 8 лет.
Сначала хотела вернуться домой, была скована, закрыта (последствия гиперопеки со стороны матери, сильной привязанности их друг к другу), стеснительна. При разговоре отводила глаза. Боялась оставаться в одиночестве (не может спать одна в комнате).
Очень эмоциональна, импульсивна, подвижна.
В деревне начала работать: на кухне, на ферме, в швейной мастерской. Моет и вытирает посуду, помогает готовить, накрывает на стол, моет полы; научилась доить, ухаживать за животными, готовить корм.
Появилась возможность развития творческой активности. Оксана участвует в спектаклях, была на концерте в Санкт-Петербурге, на экскурсии в Новгороде.
В деревне стала спокойнее, уменьшилось эмоциональное напряжение. Научилась лучше слушать, наблюдать за другими, думать. Стала увереннее, почувствовала свою значимость, нужность другим людям, в том числе необходимость своего труда. Расширился спектр общения: со сверстниками, взрослыми, незнакомыми (гостями, зрителями спектаклей).
Беседа психолога сОксаной. Расскажи о своей жизни до приезда в деревню. Стирала, посуду мыла, в магазин ходила, полы мыла, брата в школу провожала, и все. Она говорит: «Купи целый хлеб, и один батон, и бутылку масла подсолнечного...», потом пошла в ларек и купила шоколадку для мамы к чаю, потом мы пошли опять с мамой, теперь вдвоем по магазинам. (Страшно было оставаться одной дома.) Как ты узнала о «Деревне Светлана»? Я говорю: «Мама, я познакомилась с дядей Мишей, и он приглашал пожить в «деревню Светлану». Мама: «Давай, Оксана, мы подумаем, попробуем пожить, а потом домой приедешь и скажешь». Когда я вернулась домой, я сказала маме: «Звони дяде Славе, я хочу в «Светлану».
Тяжело было в первый раз?
Тяжело.
В чем были трудности?
Я говорила маме: «А что если мне там не понравится?» Мама: «Что ты, поехали, тебе понравится». Я: «Мама, куда я попала? Может быть, поедем домой». Мама: «Нет, ты приехала в «деревню Светлана». Говорю маме: «Позвони в «деревню Светлана» — пусть меня встречают в деревне, я хочу туда». Первый раз без мамы, как тебе было? Хорошо.
Хотелось обратно к маме? Нет.
А что тебе здесь нравится?
Здесь хорошо. Работаю в мастерской, готовлю обед, посуду мою, гуляем с Юлей и тетей Людой. Лестницу мою. А с кем ты живешь? " С Юлей.
Как ты проводишь день?
Очень хорошо, тут мне очень нравится. Встаю, иду на завтрак, убираю со стола со всеми, мою посуду, мою лестницу в подвал и наверх, потом готовлю обед. Сама? Кто-то готовит, а я помогаю. Кто живет в доме?
Дядя Миша, тетя Люда, Дима, Регина, Миня, Алеша, Майя, младший Миша, Михаэль. Живем с Юлей.
Что ты научилась здесь делать?
Сама я сделала перстень из бисера, а маме сделала бусы из бисера и браслет. Я потом с Машей пошла дрова убирать. Потом'дрова пилили с Юлей. В коровнике доила, корм делала, брюкву колотила (есть такой ломик — как лопата). А доить ты умеешь? Ага, меня Юля научила. Каждый день ходишь в коровник?
Вымя мыла, доила, сделала корм для коров, намыла ведро и пошла в дом Нансена (норвежский дом). Ты часто бываешь дома? На Новый Год и на выходные 1 раз в месяц.
За все время разговора Оксана вела себя очень нервно. Ее руки и ноги были в постоянном движении. Иногда она успокаивалась и не двигалась. Это были мгновения ее наибольшей концентрации на каком-либо вопросе. Приходилось поддерживать живую атмосферу общения, чтобы она могла немного разрядиться, посмеяться. Оксана начинает стесняться, когда на нее смотрят и говорят о ней. Она старается отвернуться в сторону, ее голова немного запрокидывается назад, и все тело как бы начинает следовать за головой. Такое впечатление, что она вся хочет уйти от создавшейся ситуации. Сейчас Оксана стала более открыта, стала активно говорить (быстро, эмоционально). Появляются моменты, когда Оксана может спокойно сидеть, без навязчивых движений, и при этом она внимательно слушает, наблюдает за другими.
Рассказ мамы Оксаны Г.
Оксане 19 лет. Эмоциональна, впечатлительна и очень-очень добрая. Все свои годы она провела в кругу своей семьи, окруженная заботой, теплом и любовью. Пока она была в дошкольном учреждении, очень надеялись, что беда обойдет стороной. Период школы принес ей слезы. Учение не пошло, стала проявляться разница между ней и другими детьми. Оксана стала чувствовать это. С отсутствием обучения в школе можно было смириться, но остаться в четырех стенах дома — вот это было бедой. Оксана очень общительна, ей нужны люди и обязательно надо что-то делать. Пробовали обучать ее в специальном интернате. Первые две-три недели плакали обе, так как хоть и ненадолго,
но расставались впервые. Но потом, видимо, повлияло то, что каждый выходной день она была дома, и то, что ее хорошо приняли: Оксана освоилась. Обучалась в интернате 2 года.
Когда Оксане исполнилось 1 3 лет, внешне она ничем не отличалась от своих сверстниц, была очень заботлива к брату. Но все чаше и чаще, если что-то не так или в порыве чего-либо, плакала и кричала: «Зачем ты меня родила, такую?!» От беспомощности я тоже плакала, пробовала объяснить, что все произошло уже потом, что это последствия болезни, но Оксана не воспринимала мои слова. Видеть ее страдания, знать, что у нее не получится в жизни того, что даже и надо бы ей иметь, и при всем этом — не знать, как помочь дочери. Это горе для меня и еще больше горе для нее.
Когда Оксане исполнилось 1 8 лет, мы узнали от знакомого о существовании «Деревни Светлана», о ее делах и целях, как раз направленных для помощи таким людям. Не сразу, но решили посмотреть. По приезде в «Деревню Светлана» мне многое понравилось. Это прежде всего семейный образ жизни. Расселены для проживания (не по больничному или по общежитию), а кому как удобней: кто-то один, кто-то вдвоем — люди все взрослые. Это хорошо, по-моему.
Конечно, начинали со слез. Адаптировалась Оксана нелегко. Несколько раз уезжала обратно домой. В «Светлане» рвалась домой, а дома — хотела туда. Но она нашла себе столько друзей, новых знакомых, что со временем все спокойней и спокойней привыкала. Она больше не чувствовала себя ущемленной, ненужной. Наоборот, Оксана ожила. Она научилась трудиться, именно трудиться, ведь я ее в чем-то ограждала именно от работы.
Приезжая домой, она много рассказывает теперь уже о своей «Деревне Светлана». Конечно, ей тяжеловато, вижу, что устает, ведь приходится во многом перестраиваться. Но Оксану окружают люди, ставшие ей близкими, она подружилась со всеми. Да, она стала совсем взрослой, серьезной. Сразу видно, что ей пошло на пользу пребывание в деревне. Слов нет, она скучает по дому, но теперь у нее есть место, по которому она тоже скучает. Я так хотела всегда ей помочь, и когда вижу, что Оксана хоть на какое-то время чувствует себя в жизни на месте, мне тоже становится спокойней. Сейчас ей по душе в «Деревне Светлана» и мне хотелось бы, чтобы у нее осталось чувство своей причастности к жизни, своей нужности. Считать, что ее жизнь и ее дела, поступки просто необходимы. Независимо — болен человек или нет. Это так важно.
ПРИМЕР 18
Миша К., 30 лет
Диагноз. Синдром Дауна. Поздний ребенок, с 3 лет рос без отца. Психомоторное развитие: начал садиться в 6 мес, ходить в 1 год. Развитие речи: сказал первое слово в возрасте 1 года. В 3 года перенес плеврит, была сделана операция. Заболевание ног (весной и осенью в городе болели ступни и колени, распухали, Миша испытывал сложности в передвижении). Страдал избыточным весом. С 8 до 14 лет учился в специальной школе. Может читать по слогам, писать, не умеет считать, не понимает значения денег. Хорошо развита механическая память. Внимание: переключаемость низкая. Дома мыл пол, накрывал на стол, мог ухаживать за собой. Смотрел телевизор, слушал радио.
По словам матери, стремился к общению. Однако в школе не было создано доброжелательной психологической среды. Известны случаи унизительного отношения к Мише со стороны старших ребят: с него сдергивали в туалете трусы, смеялись; это привело к психологическому срыву, к тому, что Миша перестал ходить в туалет в школе, что способствовало перенапряжению психики. На улицу один не выходил, боялся мальчишек,
которые смеялись, придирались к нему (причем мать не могла обеспечить ему физическую и психологическую защиту). Зимой и в дождливую погоду не хотел бывать на улице, так как было тяжело ходить (заболевание ног). Благодаря этому развивались страх перед людьми, внешней средой, неуверенность в себе. Приехал в Центр «Деревня Светлана» в 29 лет.
Вначале испытывал страх перед незнакомой средой, трудностями в передвижении (по холмистой местности, по скользкой дороге зимой). 8 деревне похудел, физически окреп (практически перестали болеть ноги). Огромное положительное влияние на его физическое и психическое здоровье оказывает труд, забота о животных: работает на ферме, в коровнике, на пастбище, в огороде, в швейной мастерской (с шерстью), помогает на кухне, чистит овощи, накрывает на стол, моет посуду, убирает в доме, делает кукол. Работа развила в нем чувство ответственности.
Для Миши очень важным оказался ритм, которым живет деревня, причем он самостоятельно следит за временем (с перерыва уходит точно в срок, не ждет приглашения; описывает свой распорядок дня точно по часам).
В деревне у Миши появилась реальная возможность освободиться от гиперопеки матери. Стал исчезать страх, развилась самостоятельность (теперь не боится зимой и в дождливую погоду самостоятельно пойти в коровник, нести ведра). Благоприятная эмоциональная среда, дружеская атмосфера помогли ему стать спокойнее, раскрепощеннее. Появилась возможность развития творчества: возникла потребность писать (письма, деловые бумаги), выступать самостоятельно на общих собраниях, евангельских вечерах, высказываться на общественно значимые, даже политические темы (о смене правительства). Миша участвует в спектаклях (в рождественской пьесе играл роль пастуха), может выучить текст (по словам матери, дома не любил учить стихи), любит танцевать, петь, принимать на себя различные роли («что бы я сделал, если бы стал президентом, премьер-министром», «я — пастух»). Повысилась самооценка, появилось осознание собственной значимости, нужности (без него не будет накрыт стол на завтрак, некому погасить свечу на столе, звонить в колокол). В деревне он испытывает уважение со стороны сверстников и взрослых, к его мнению, суждениям, оценкам прислушиваются, с ним соглашаются, что также способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки.
Развилась эмоциональная сфера: он любит дружить, жалеет, недолюбливает. Может чувствовать ответственность за других (например, за Лешу, у которого психика более неустойчива), опекать, утешать, удерживать от плохих действий. Миша осознал и почувствовал любовь других к себе (с теплотой вспоминает свой день рождения, который праздновали в деревне).
Беседа психолога с Мишей.
Как ты живешь в «Деревне Светлана»?
Убираю навоз, уважаю коров (кормлю их сеном, чищу их щетками). Кормлю сеном овец. Мне помогают Марк и Ульяна. Накрываю на стол каждый день перед завтраком, обедом и ужином. На завтрак я накрываю вечером накануне. Ева дает шерсть каждый день. Я работаю с Евой в мастерской по шерсти и [изготовлению] кукол. Вначале я расчесываю шерсть, которой потом набивают кукол.
Я встаю в 7.30, умываюсь, чищу зубы, потом завтрак в 8.00. После завтрака — уборка: подметаю коридор в доме, где живу, а потом мою его мокрой тряпкой. В 9.00 иду работать в коровник. Там я убираю навоз от коров с Алешей до 1 1.00, затем перерыв 30 минут. На перерыве мы пьем чай, кто черный, кто зеленый — с сушками, яблоками. В 13.00 — обед, после обеда мою посуду с Димой, потом иду на тихий час. В 15.00 встаю после тихого часа и иду в другой дом слушать рассказ Льва Николаевича Толстого «Как жизнь молодая», Потом в мастерскую по изготовлению кукол. Ева дает мне шерсть, и я ее расчесываю на (специальном круге). Здесь я работаю до 17.00. Мы с Региной готовим ужин с 1 7.00.
Что ты делаешь?
Накрываю на стол, звоню в колокол.
Для чего ты звонишь в колокол?
Чтобы пришли покушать.
После ужина Юля и Алеша моют посуду, я вытираю.
Во сколько ты ложишься спать?
В девять часов.
Ты что-нибудь делаешь перед сном?
Накрываю на стол для завтрака. Думаю сам себе, не разговариваю, молча.
Что бывает вечером в субботу?
Евангельский вечер.
Расскажи о нем.
Пьем сок, булочки едим. Говорим, как Иисус говорил своей матери, чтобы солнце было,
чистое небо и земля, и рука у каждого человека, чтобы не болеть. Чтобы к нашей жизни
обходимо, и тепло согреть тело.
Какие вечера вы устраиваете?
Дни рождения. 17 июля 1967 года родился Миня. При помощи моего большого друга
Яна сделал вкусненький торт. Только слюни текут. Хишти, мама, Анна (Ирина дочка),
сама Ира, Гриша, Михаил Владимирович, Хишти как королева, Миня как король приду
мали какие-то танцы, и песни были у Питера. Я долго спал, когда он приехал летом, и
ждал его полчаса. Мой любимый бывший ученик. Сильный мужчина, крепкий, и помню
что он как дядя. Есть его племянник, которого он показывал мне фотокарточку, и к фото
была жена — это «Деревня Светлана». Все.
Это ты что рассказывал? О чем?
О нашей жизни.
Когда ты жил с мамой в городе, чем ты занимался?
Невидимки женские складывал. Потом носки штопаешь.
Опиши людей в «Деревне Светлана»?
Люди хорошие, добрые, друзья.
Кто тебе больше всех нравится?
Регина, Юля.
Где тебе лучше жить, у мамы или в «Деревне Светлана»?
Здесь хорошо, и жду Питера.
Рассказ мамы Миши К.
Проживает в «Деревне Светлана» постоянно уже почти год. Ему очень нравится жить в деревне и выполнять любую работу, он к любой работе относится серьезно. В основном любит коров: убирает в коровнике, летом выгоняет на пастбище (это его любимое занятие). Миня научился помогать и на кухне: чистит овощи в большом количестве. Дома он чистил картошку, накрывал на стол, иногда мыл посуду (кроме кастрюль); но у нас семья из 3 человек, а в деревне — от 10 до 1 5 человек.
Он компанейский парень. В деревне народу много, и он умеет ладить со всеми. Дома он на улицу не ходил один: боялся мальчишек, которые к нему старались придраться, даже иногда в моем присутствии. В деревне он себя чувствует свободно, и собак не боится, ходит по всей деревне. Не любит зиму, потому что скользко ходить, да в дождливую погоду тоже плохо ему ходить. Но он это как-то старается преодолеть: медленно, но пойдет; а дома — «я не пойду» — и все. Приходилось силой. Или я говорила: «Мне нельзя носить тяжести. Пойдем в магазин», — тогда он шел. В деревне он знает, что надо идти в коровник, и идет. Он чувствует себя при «важном» деле, которое без него никто не сделает.
В городе у него весной и осенью болели колени и ступни ног. Они распухали, становились горячими, он не мог ходить. Лечили как могли: компрессы, таблетки. К врачам ходили, но они не любят таких детей лечить и говорят, что нарушен обмен. В деревне весной у него болели ноги, но так, что он мог передвигаться. Помазали мазью один день. Осень прошла без осложнений.
Сейчас он очень похудел: ремень убавили на 1 5 см, брюки уже не убавить — надо новые. Нет опрелостей, даже летом, что его мучило в городе.
Если он приезжает домой на неделю, то все только и говорит о деревне: что там сейчас делают, считает дни, когда вернется. Приезжает — первый вопрос, как себя чувствуют коровы.
Стихотворения не любил учить. А в деревне играл пастуха, выучил текст, стал «артистом».
Приведенные примеры показывают, что в условиях Центра — «Деревни Светлана» создаются условия для успешной социально-психологической реабилитации людей с проблемами психического развития.
У селян развивается чувство защищенности, чему способствует доброжелательное отношение жителей деревни, жизнь в семье, совместные трапезы. Снижается эмоциональная напряженность.
Развивается уверенность в себе: меня слушают, мне доверяют, я выполняю важную работу, я нужный человек. За счет этого улучшаются личностные особенности. Изменяются в положительную сторону межличностные отношения. Селяне общаются с другими селянами (в том числе со своими сверстниками), со взрослыми, с незнакомыми людьми. Улучшается общение, снимаются коммуникативные барьеры, чему способствуют выступления на общих собраниях, театральные представления (сам процесс их подготовки, репетиций).
Большое значение для реабилитации имеет трудотерапия (ферма, огород, мастерские): работа руками, физический труд, приобретение бытовых навыков. Трудотерапия способствует развитию эмоционально-волевой сферы.
Контакт с животными (во время работы на ферме, игра и забота о домашних кошках, собаках) также важен для развития эмоциональной сферы.
Развиваются творческие способности молодыхлюдей с умственной отсталостью (приобщение к искусству, пение, театральные постановки, музыкальные концерты, рисование).
Четкий ритм жизни создает баланс в развитии личности, что помогает селянам научиться жить в таком же ритме и вне общины.
В стадии начальной адаптации частая ломка стереотипов в форме и ритме жизни (связанная с гиперопекой со стороны родителей) замедляет, мешает развитию, вызывает кризисы в состоянии умственно отсталых людей. Со временем, в условиях деревни, формируются защитные механизмы и самостоятельное умение ими пользоваться.
Общие итоги по реабилитации молодыхлюдей с использованием Кемпхиль-ских принципов показали позитивную динамику (табл. 31), что может говорить о положительной тенденции в их социально-психологическом реабилитационном процессе. Особенно это касается межличностных отношений, которые улучшились со сверстниками (в 83,3%) и с незнакомыми людьми (в 58,3%).
Табл и ца 31
Результаты социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта в условиях сельской общины Кемпхильская «Деревня Светлана»,%
№ п/п | Исследуемые показатели | Улучшение | Ухудшение | Без изменений |
Общение с людьми | 8,3 | 33,3 | 58,4 | |
Общение со сверстниками | 83,3 | - | 16,7 | |
Общение с незнакомыми людьми | 58,3 | - | 41.7 | |
Трудовая деятельность | 100,0 | - | - | |
Культурно-бытовые навыки | 91,6 | - | 8,3 |
У 33,3% селян, ухудшились отношения с родителями, что может говорить о стремлении селян вырваться из-под родительской гиперопеки, что тоже является позитивным моментом.
Трудовая деятельность улучшилась у всех молодых людей, что демонстрирует их резервные возможности в плане реабилитации. Кроме того, у 91,6% улучшилась социально-культурная реабилитация.
Таким образом, проведенное исследование показало, что в условиях Кемп-хильского реабилитационного центра у людей с проблемами психического развития отмечается: формирование новых коммуникативных навыков, расширение межличностных отношений, развитие эмоциональной сферы, улучшение общей моторики, формирование трудовых навыков, обогащение культурной жизни, раскрытие резервов формирования личности.
Совместное проживание вместе со здоровыми людьми по принципу семейных домов, в атмосфере взаимоуважения, понимания, любви и братства создает положительный эмоциональный фон для проживающих в общине. Здоровый образ жизни в деревне, посильное участие в коллективном труде активно вовлекает их в реальную повседневную жизнь социума, в которой они чувствуют себя нужными людьми, выявляет скрытые возможности и резервы личности, что способствует включению в социальную жизнь общества в целом.
Следовательно, социально-реабилитационные центры, работающие по принципу Кемпхильского движения, и в России могут создавать благоприятные условия социализации и интефации умственно отсталых лиц старше 18 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвалиды с умственной отсталостью в нашей стране уже несколько лет являются объектом пристального внимания со стороны государства, системы образования, медицины, общественных фондов и организаций. Внимание в основном уделяется вопросам совершенствования дошкольных и школьных учреждений, призванных дать воспитание и образование таким инвалидам в рамках утвержденных программ. Даже тот объем информации об инвалидах и их проблемах, который попадает в средства массовой информации, не дает представления о людях с психическими нарушениями. Развитие тяжелой промышленности, атомной энергетики, наносящее вред окружающей среде, появление космических излучений из-за нарушения озонового слоя, употребление наркотиков и алкоголя, неполноценное питание и медицинские ошибки — все это часто становится причиной умственной отсталости. Никто не застрахован оказаться в одном доме, одной квартире, одной семье с умственно отсталым человеком.
Для успешной интеграции в общество людей с умственной отсталостью необходима информированность и повышение сознательности общества в отношении таких людей. Необходимо знать, что они обладают правами, что у них есть определенные потребности и возможности. В настоящее время, с развитием гуманизации общества, проблема социальной интеграции умственно отсталых людей стала еще более актуальной, но сама собой не может решиться. Для ее преодоления необходима помощь государства, общественных организаций и самого общества.
Для решения этой проблемы в мире осуществляются различные программы и создаются специальные учреждения и общественные организации. Например, в России в Санкт-Петербурге существуют такие общественные организации, как Городская ассоциация родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ), Санкт-Петербургская Лига жизненной помощи людям с проблемами в развитии, в Рязани — Рязанская организация помощи умственно отсталым детям, и многие другие. Деятельность этих организаций направлена не только на оказание материальной помощи инвалидам, но и на поиски путей интеграции умственно отсталых людей в общество. Активность самых заинтересованных людей — родителей детей-инвалидов, их живое участие в поисках решения проблем интеграции собственных детей дает ощутимые результаты в этой области.
Но решение проблемы людей с умственной отсталостью нужно искать не только в создании разных учреждений, занимающихся образованием людей с
нарушением интеллекта, и развитии общественных организаций, но и в создании широкой сети послешкольных учреждений для молодых умственно отсталых людей, главной задачей которых является социально-бытовая адаптация и сохранение знаний и умений, привитых детям в образовательных учреждениях. Такие учреждения должны давать своим воспитанникам возможность применять полученные ими знания и умения на практике в общественно полезном труде, в условиях самостоятельного проживания.
Создание центров социальной реабилитации, где могут общаться, получать консультации и помощь молодые люди с умственной отсталостью и их родители, необходимо для преодоления их сегрегации. Они способствуют качественным изменениям в уровне самостоятельности, пространственной ориентации, социальной зрелости и межличностном общении этих людей.
Данная модель, решающая задачу социальной интеграции умственно отсталых людей, достаточно эффективна: после пребывания в центре молодые люди могут многое делать совершенно самостоятельно либо под частичным наблюдением специалистов. Следовательно, желательно создавать подобные центры реабилитации и дома совместного проживания, где под наблюдением специалистов и частичной помощи окружающих могли бы проживать, работать, проводить досуг люди с нарушением интеллекта.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что даже при наличии определенной правовой базы проблема социальной интеграции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью в стране не решена. Многое зависит не только от государства и специальных служб, но и от родителей и общества в целом. Для решения необходимы различные формы работы и структуры (например, центры дневного пребывания, дома самостоятельного проживания и др.). Также нужно изменять подходы к этой проблеме в уже имеющихся учреждениях для умственно отсталых людей. Они должны там жить в соответствии с социальными правами и гарантиями, а не существовать в социальной зависимости от врачей, медсестер, воспитателей. Для этого нужна помощь от государства, в том числе и финансовая, а также поддержка самого общества. Необходима помощь в организации рабочих мест, расширение областей применения труда, навыков и умений умственно отсталых людей. Реализация всего этого позволит сделать серьезный шаг в направлении более полного включения умственно отсталых людей в жизнь общества и сделать их и родителей более счастливыми.
Ребенок с проблемами в развитии, «особый» ребенок, «необучаемый» ребенок... Рождение особого ребенка делает и семью «особой». Семья ребенка с нарушением интеллекта имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она находится в совершенно ином положении в обществе и по отношению к нему, чем семья здорового ребенка. Это, в свою очередь, накладывает свой отпечаток и на типы воспитания в этой семье, и на психологические проблемы родителей.
От успешности решения возникающих проблем в семье зависит гармоничность взаимоотношений, а главное — наличие необходимой комфортной микросреды для жизни и развития ребенка. Характер взаимоотношений в семье определяет комфортность психического состояния ребенка, оказывает влия-
ние на формирование его личности, может быть причиной дезадаптации.
Общность семьи нарушается из-за того, что родители в большинстве случаев основное внимание и силы направляют на «особого» ребенка, общаясь с ним как с малышом, без учета его потенциальных возможностей, которые зачастую остаются невостребованными. Родители, часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей, деформирующие их психику.
Родители детей с умственной отсталостью нуждаются в оказании им психологической и социально-педагогической помощи, дающей возможность приобрести знания и опыт по вэспитанию и развитию ребенка, сформировать уверенность в дальнейшей жизни, реализовать потребности в общественном признании, общественной оценке, общественной самореализации.
Социально-педагогическая подготовленность, осознание преимуществ активной жизненной позиции помогут актуализировать потенциальные возможности матери ребенка с нарушением интеллекта, стимулируя более продуктивное взаимодействие и активное участие в социальной жизни.
Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум и поэтому роль ее огромна. Только решая проблемы родителей, можно обеспечить полноценную социализацию их детей. Эффективность реабилитации ребенка с нарушением интеллекта обусловлена степенью интегрированности в общество всей семьи в целом. При этом родителям необходимо поверить в себя, в свои цели, в своего ребенка, не замыкаться в своих проблемах, а решать их сообща, всем «миром».
Использованные методики
Приложение 1
1.1. Методика «Карта наблюдений»
В основе методики «Карта наблюдений» лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:
П Сенсорно-перцептивная сфера.
• Восприятие цвета.
• Восприятие формы и величины.
• Ориентация в пространстве.
□ Внимание.
□ Память.
□ Мышление. П Речь.
• Понимание обращенной речи.
• Внятность речи.
• Лексический строй речи.
□ Представление о себе. Творческие проявления. П Эмоционально-волевая сфера.
• Импульсивность — рефлексивность.
• Тревожность — спокойствие.
• Агрессивность — миролюбие.
• Положительная мотивация учебной деятельности.
• Положительная мотивация трудовой деятельности.
• Тенденция к самостоятельности.
• Тенденция к ответственности.
• Тенденция к целенаправленным действиям.
□ Психомоторное развитие.
• Мелкая моторика рук.
• Общая координация движений.
• Мимика.
П Социально-бытовая ориентация.
• Сформированность навыков самообслуживания.
• Социально-бытовое ориентирование.
□ Учебные навыки.
□ Трудовые умения и навыки. О Коммуникативность.
Уровни оценки по шкалам
От 0 до 2 — низкий уровень состояния и развития функции.
От 3 до 5 — средний уровень состояния и развития функции.
От 6 до 8 — высокий уровень состояния и развития функции.
От 9 до 10 — очень высокий уровень состояния и развития функции.
Критерии оценки по шкалам1, Сенсорно-перцептивная сфера
Наблюдается и оценивается способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны (цвет, форму, величину, направления в пространстве и пр.), их свойства и отношения.
Низкий уровень (0-2). Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.
Средний уровень (3—5). Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.
Высокий уровень (6—8). Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, Когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.
Очень высокий уровень (9—10). Очень высокие оценки по этой шкале отмечают особую чувствительность (сенситивность) к цвету — полутонам и оттенкам, форме — гармоничность формы, к людям и окружающему миру вообще.
В общую шкалу ставится средняя или более сложная оценка по шкалам. В раздел программы «Комментарий» заносится качественный анализ состояния сенсорно-перцептивной системы, а также информация о состоянии слуховой, вкусовой и обонятельной чувствительности.
Восприятие цвета
Оценка:
«0» — полностью выключенная сенсорная система.
«1» — ребенок воспринимает мир в цвете.
«2» — ребенок понимает разницу между цветами.
«3» — ребенок узнает и различает 4 основных цвета — красный-желтый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно, какой это цвет).
«4» — ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно выбрать заданный цвет из 3-цветного ряда.
«5» — ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.
«6» — ребенок называет несколько дополнительных цветов, например оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.
«7» — ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки — оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.
«8» — понятие о цвете сформировано и используется в деятельности.
«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.