I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. · создание интонационной и эмоциональной атмосферы урока;
Задачи:
· создание интонационной и эмоциональной атмосферы урока;
· введение в тему урока.
Учащиеся заходят в класс под звучание пьесы «Прогулка» из фортепианной сюиты М. Мусоргского «Картинки с выставки».
У: Здравствуйте ребята. Садитесь. Скажите, какое произведение звучало, когда вы вошли в класс?
Д: Пьеса «Прогулка».
У: Кто назовет автора пьесы?
Д: Модест Петрович Мусоргский.
У: Правильно, частью какого большого произведения является эта пьеса?
Д:Сюита «Картинки с выставки».
Первый слайд презентации: портрет М. Мусоргского.
У: Молодцы. Тема нашего урока «Музыкальные образы Мусоргского». Мы с вами будем путешествовать по музыкальной стране, которую создал Модест Петрович Мусоргский. А поможет нам путешествовать тема пьесы «Прогулка».
II. ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Распевание.
Задачи:
· собрать внимание учащихся;
· подготовить к работе голосовой аппарат;
· работать над ровностью звучания гласных;
· добиваться мягкого, округлого звука.
У: Сядьте, пожалуйста, в позу исполнителя. Распоемся.
Учащиеся садятся ровно, руки спокойно лежат на коленях.
1. Показываю первое упражнение:
Прошу:
ü вслушаться в первый звук;
ü мысленно спеть его;
ü выстроить первый звук;
ü исполнить упражнения на слог «лё» секвенцией в тональностях d-moll — f-moll по полутонам вверх и вниз.
2. Показываю первые два такта песни М. Мусоргского «Стрекотунья белобока» вокализом на слог «до».
Работаем над точностью интонирования, выполнением штриха non legato, характером звука. Учащиеся вокализом поют этот фрагмент в тональностях Es-dur — Fis-dur — Es-dur.
3. Исполнение темы пьесы «Прогулка» М. Мусоргского.
У:Какая тема М. Мусоргского поможет нам путешествовать по музыкальной стране?
Д: Тема пьесы «Прогулка».
У: Правильно. Сначала послушайте.
Исполняю тему пьесы «Прогулка» на слог «дон». Учащиеся поют тему вокализом с поддержкой фортепиано в тональностях F-dur — G-dur.
У: Начнем наше путешествие.
Работа над песней.
Задачи:
·осмысленно и выразительно исполнить фрагмент песни;
·добиваться чистоты интонирования;
·точно исполнять все штрихи и акценты;
·работать над орфоэпией и дикцией.
Исполняю фрагмент песни М. Мусоргского «Стрекотунья белобока».
У: Кто нам встретился? О ком поется в песне?
Д: О сороке.
У:Какой характер у сороки в песне?
Д:Озорной, шутливый, хитрый.
У: Правильно. Давайте так и будем петь песню.
Показываю вокально первые два такта песни. Исполняем с детьми этот фрагмент.
У:Ребята, посмотрите, какая у нас замечательная сорока получилась!
На экране слайд с изображением сороки.
Далее проучиваем с учащимися каждую интонацию, уделяя особое внимание альтерированным звукам. Прошу детей объяснить смысл постоянной смены интонации. Учащиеся объясняют это стремлением композитора передать все время меняющиеся движения юркой и быстрой сороки. Добиваемся выразительного исполнения каждой фразы, точного выполнения чередования штрихов. Завершается работа целостным исполнением выученного фрагмента песни.
У: Молодцы! Путешествуем дальше.
Исполняю тему пьесы «Прогулка» (первое проведение).
У:Ребята, в музыкальной стране произошло невероятное событие! Музыка перепуталась и никто не может понять, где музыка русских композиторов, а где иностранных. Давайте поможем решить эту задачу.