Сходство и различия курсовых и выпускных квалификационных работ
(по Е.В. Бережновой)
Количественные и качественные различия | Курсовая работа по специальности | Дипломное исследование |
Объем | Примерно 1 п. л. (20-25 страниц текста) | Без приложений примерно 2-3 п. л. (40-45 страниц текста) |
План | Чаще всего простой план: Выделение пунктов | Сложный: Выделение глав, пунктов и, при необходимости, подпунктов |
Анализ теоретических источников по теме исследования | Не менее 20 источников: анализ общепсихологической, экспериментальной, методической литературы | Более 20 источников: анализ общепсихологической, экспериментальной, методологической литературы. Анализ имеет более глубокий характер |
Изучение проблемы | Общие подходы к разрешению проблемы | Характеристика общих подходов и разработка конкретного пути разрешения проблемы |
Выдвижение гипотезы | Рабочая задача, или описательная гипотеза | Объяснительная гипотеза |
Опытно-экспериментальная работа | Констатирующий эксперимент (наблюдение, описание, анализ и выводы) или фрагмент формирующего эксперимента, допускается небольшой размер выборки | Констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент. Размер выборки должен приближаться к репрезентативному уровню (доказательному с т. зрения статистики) |
Характер опытно-экспериментальной работы | Добывание фактов для доказательства гипотезы на эмпирическом уровне. Эксперимент носит частный характер | Добывание фактов для доказательства гипотезы на теоретическом уровне. Эксперимент строится как целостная система, позволяющая полноценно охватить наиболее важные аспекты проблемы |
Уровень обобщения | Обобщаются результаты непродолжительного эксперимента частного плана. Обобщения носят эмпирический характер | Обобщаются результаты достаточно серьезного, более масштабного эксперимента, который должен организовываться как целостный охват проблемы. Обобщения более широкого, теоретического характера |
Таким образом, существенным отличием ВКР от курсовой работы является организация опытно-экспериментальной работы.
К содержанию выпускной квалификационной работе предъявляется следующие требования:
1. Актуальность тематики, соответствие ее современному состоянию и перспективам развития педагогической теории и практики;
2. Направленность проблемы на получение актуального психолого-педагогического знания;
3. Изучение и критический анализ литературы по проблеме исследования;
4. Изучение и анализ передового педагогического опыта и личного опыта студента в процессе его педагогической практики;
5. Наличие обоснованной авторской позиции, раскрывающей видение сущности проблемы исследователем;
6. Представленность в работе всех структурных элементов исследования;
7. Проведение самостоятельного исследования;
8. Доказательность теоретических основ исследования: обоснование и раскрытие возможных подходов к исследованию проблемы, рассмотрение основных ее аспектов;
9. Четкая характеристика предмета, целей и методов исследования, описание и анализ эксперимента;
10. Научная новизна и практическая значимость проведения исследования;
11. Обобщение результатов проведенных исследований, обоснование выводов и практических рекомендаций;
12. Соответствие формулировок цели, задач, объекта, предмета, гипотезы теме исследования;
13. Обоснование выбора методов исследования;
14. Перспективность исследования: наличие в работе материала (идей, экспериментальных данных и пр.), который может стать источником дальнейших исследований;
15. Достаточность и современность использованного библиографического материала и иных источников;
16. Культура оформления (ее соответствие требованиям стандарта).
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ и ВКР