Предмет та основні категорії дидактики. Сутність процесу навчання, його структура, етапи формування умінь та навичок у навчанні

«Дидактика» в переводе с греческого «didactiсos» означает «поучающий». Это наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах, требованиях к организации и достигаемых результатов. Дидактика служит основой преподавания всех учебных дисциплин.

Предмет дидактики – связь преподавания и учения, их взаимодействия.

Преподавание –это процесс или деятельность учителя (преподавателя) по организации, осуществлению и управлению процессом формирования у обучающихся определённых знаний, учений, навыков, развитию их психики и научного мировоззрению.

Учение - процесс самостоятельного приобретения знаний учащимся.

Основные категории дидактики:

Преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, виды обучения, формы обучения, методы обучения, средства обучения, результаты обучения, технологи обучения.

Обучение -это процесс целенаправленного управления познавательной деятельностью людей, в ходе которого усваиваются знания, умения, навыки, развиваются познавательные силы и творческие возможности, формируется мировоззрение.

Ф-ции обучения: 1. Подготовка ученика к гармоническому взаимодействию со всеми сферами жизнедеятельности

2. подготовка детей к активному участию в производственных и общественных отношениях

3. развитие интеллектуальных, психических, эмоциональных, волевых качеств личности

4. формирование духовных потребностей, познавательных интересов

5. выявление способностей, наклонностей, дарований и задатков.

Обучение делится на преподавание и учение.

Знания - информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.

Лернер говорит о трех уровнях знаний:

усвоение и воспроизведение,

использование на практике,

перенос на нестандартные ситуации.

Умения - овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы:

общечеловеческие,

общие учебные (письмо),

поисково-информационные (библиотеки),

организационные.

Навыки - умения, доведенные до автоматизма.

Методи навчання, різноманітні підходи до класифікації методів навчання.

М. обучения - способы организации познавательной деятельности ребенка, совместной работы обучаемого и обучающего.

Классификация.

Лихачев (по основным этапам учебно-воспитательного процесса):

А) методы этапа восприятия-усвоения (рассказ, беседа, объяснение, лекция (означает чтение, бывает пассивная, активная), визуальное изучение явлений, процессов, демонстрация и илюстрация)

Б) методы этапов усвоения и воспроизведения (учебная дискуссия, упражнения, учебно-лабораторный эксперимент, проблемно-игровая ситуация, взаимообучение, контрольно-проверочные работы, опрос, зачет, экзамен)

В) методы этапа – учебно-творческого самовыражения: (учебно-творческие и учебно-критические виды учебной деятельности)

Касьяненко

А) методы организации и управления познавательной деятельностью (метод проблемного изложения материала, исследовательский метод, алгоритмитизированный)

Б) методы комплексного самоконторля, саморегуляции, контроля учебной деятельности и ее результаты (диагностический контроль, оценочный контроль в виде предварительного, текущего, тематического, модульного, итогового)

В) методы активизации познавательной и трудовой деятельности: (методы формирования сознания, культуры, моральных качеств личности, методы мотивации учебной деятельности, методы стимулирования, методы формирования позитивных эмоций, методы усовершенствования межличностных и межгрупповых отношений в учебном коллективе)

Бабанский

а) методы организации и осуществления учебно-познават. деятельности ( по источнику и получению инфо: словесные(рассказ, беседа, лекция) наглядные(демонстрация, иллюстрации) практические ( опыты, упражнения), по логике передачи и получению учебной инфо: индуктивные(синтетические)-от простого к сложному, дедуктивные(аналитические) – от сложного к простому.

По уровню самостоятельности мышления учащихся при усвоении знаний: репродуктивные,продуктивные(поисковые,частично-поисковые, исследовательские)

По уровню руководства в учебной деятельности: учебная работа под руководством педагога, с.р., работа с книгой, письменная работа, л.р.

б) методы стимулирования интереса к обучению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуации познавательной новизны, создание ситуаций национально-моральных переживаний.

В) Методы стимулирования обязательности и ответственности в обучении:убеждение в значимости обучения, требования, наказание, поощрения.

В) Методы контроля: устный и письменный экзамен, зачет, программный контроль, индивидуальный опрос, фронтальный опрос, л.р., контр.р., с.р.

Наши рекомендации