Диагностический подход к оценке эффективности процесса воспитания
М. И. Шилова, д-р пед. наук, профессор
Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П.Астафьева
Программа модернизации педагогического образования ставит задачу обновления «форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов» (1,5)
При этом подчеркивается, что «подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта». (1, 4)
Отмечая недостаточный уровень психолого-педагогической (теоретической и практической) подготовки будущих учителей, предлагается «корректировка программ и разработка рекомендаций по изучению психолого-педагогических дисциплин в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования». (1, 17), а так же «разработка программ, учебников и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания на различных ступенях образования». (1, 21)
Решение поставленных задач воспитания не возможно без наличия объективной «обратной связи», без изучения индивидуальности растущего человека, его поддержки в раскрытии и осуществлении себя. Это возможно лишь при наличии и реализации педагогической диагностики, которая нацелена на изучение личности и процессов ее становления.
Анализ педагогической практики позволяет выявить противоречия между осознанием учителем необходимости использования педагогической диагностики и недостаточной подготовленностью к ее разработке и использованию.
Актуальность педагогической диагностики подтверждена тем, что диагностическая деятельность педагога-профессионала в официальных документах включена в перечень аттестационных требований к педагогу.
Ответы на вопросы что принято понимать под термином «диагностика» в общей теории диагностировании? Каковы этапы диагностического процесса? Каковы показатели правомерности выделения «педагогической диагностики»? можно получить в наших публикациях и многих других авторов, указанных ниже.
В соответствии с тематикой данного совещания, подчеркнем, что объектом педагогической диагностики является педагогический процесс, его основные компоненты – учитель и ученик, сообщество детей, содержание, методы, средства и результат педагогической деятельности, ее качество.
Анализ эффективности педагогической деятельности, основанный на сравнении достигнутых результатов, является одной из практических функций педагогической диагностики, оценки качества педагогической деятельности и образования.
Алгоритм диагностирования, предполагает обнаружение фиксируемых изменений известных и принятых признаков диагностируемых объектов и причин обусловливающих их изменения, анализ качественных и количественных параметров, установление закономерных связей, их проявления в конкретных условиях педагогической деятельности, обдумывание необходимых педагогических мер по дальнейшему совершенствованию педагогического процесса и формированию личности учащегося.
Таким образом педагогическая диагностика, как особый вид педагогической деятельности, является необходимым начальным и завершающим этапом управления педагогическим процессом, его качеством.
Отечественные учёные (П.П.Блонский, Л.С.Выготский и др.) уже в начале XXв. обратили внимание педагогов на необходимость получения “обратной связи”, которая помогает более объективно оценивать результаты педагогического процесса. Они доказали, что можно не только изучать но и на основе изученного развивать ребёнка, отвергая существующее мнение о том, что в ребёнке всё предопределенно наследственностью.
В советский период проблемы школьного воспитания разрабатывались в русле концепции регуляции социального поведения и рассматривались через организацию соответствующего учебно-воспитательного процесса, решение проблем коллектива и личности. С изменением государственных устоев произошло скоропалительное отвержение сложившихся теории и методики воспитания. Задачи воспитания в ряде учебных заведений были официально выведены за рамки педагогического процесса, но многие педагоги по-прежнему опирались на традиции воспитания личности в коллективе, методику коллективных творческих дел, обновляя содержание, используя новые формы организации жизнедеятельности учащихся.
Традиции не могут быть отменены чьим-то субъективным решением. При вдумчивом подходе к накопленному опыту можно найти значимые научные идеи, методический материал и использовать их в конструировании новых воспитательных систем. Отправной точкой при этом служат цели и задачи воспитания, однако по этому поводу существуют разные суждения. Одно из них — "воспитание только нравственное" (О.С.Газман). Такое мнение имеет основание в традициях национального воспитания. Классики Отечественной педагогики (К.М.Вентцель, II Ф.Каптерев и др.) нравственное воспитание называли стержнем личности и считали его более значимым, чем развитие интеллекта. Не отвергая других целей воспитания, мы вычленяем задачи воспитания качеств личности, раскрывающих ее "нравственный характер" (М.М.Рубинштейн) и гражданскую позицию.
Гуманизация содержания целостного учебно-воспитательного процесса заключается в обеспечении понимания и эмоционального восприятия ценности человека, а также способствовании тому, чтобы все субъекты этого процесса (учителя, школьники, коллектив учащихся, родители) овладели практическими навыками гуманизма. Выделим три направления деятельности:
а) формирование гуманистической позиции всех участников педагогического процесса;
б) гуманистическое воспитание через систему знаний о человеке и человеческих отношениях;
в) оценка и самооценка воспитанности.
По каким критериям оценивать результативность воспитания? Укажем на продвижение личности в своём развитии: успешность в учении, труде; отношение к обществу, к людям и самому себе. Способность к самоорганизации деятельности и саморегуляции поведения - основной показатель развитости личности. Способность учителя побуждать учащихся к саморегуляции поведения, соответствующего общечеловеческим гуманистическим ценностям добра, справедливости, мира и согласия, — главный признак творческой деятельности учителя.
На современном этапе развития образования особо актуальна гуманитарная парадигма с её субъектным подходом, пониманием необходимости развития человеческого в человеке, его нравственности и духовности.
Наша позиция заключается в признании того, что новому поколению россиян, как и прежде, должны быть присущи любовь и преданность своему Отечеству, понимание общественного долга. Новые социальные ориентиры вызвали к жизни и требуют поддержки и развития таких качеств, как деловитость, творческая самостоятельность, самодисциплинированность, успешность личности. При этом мысли, например А.С.Макаренко, о том, что "не может быть колебаний — стремиться к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых: каждый должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым, патриотом", не устарели и для современной практики.
Качества личности в обобщенной форме представляют собой устойчивое состояние деятельности и определяют отношение человека к природе и обществу, государственной и частной собственности, к труду, к окружающим людям и самому себе. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность. С позиций методологии системного подхода отдельные качества, раскрывающие отношение человека к природе и обществу, к собственности, к труду, отношение к людям и принципиально-требовательное - к самому себе, вступая во взаимодействие, рождают новое свойство — воспитанность личности.
Воспитанность — интегративное свойство личности, представляющее собой совокупность достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека. Если отдельные качества (честность, настойчивость, целеустремленность, правдивость, зазнайство, скупость и др.) разделяются на положительные и отрицательные, то воспитанность характеризуется положительными личностно и социально значимыми качествами. Преобладание же отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.
Воспитанность включает культуру поведения (повседневные нормы поступков), этикет (их регламентированные формы) и манеру общения. Для воспитанного человека самосознание, ответственность за свои дела и поступки являются определяющим мотивом поведения. Социальное требование носит обобщенный характер, оно дает лишь общую ориентацию поведения, побуждая человека к самостоятельному нравственному выбору применительно к многообразным ситуациям, т.е. предполагает личную моральную и гражданскую ответственность человека. И хотя в нынешней ситуации социальные нормы и требования подчас кем-то игнорируются и нередко чужая воля побуждает такого человека к противоправным действиям, тем не менее он несет личную ответственность за свои поступки согласно законодательно закрепленным правам и обязанностям.
Социально ценными можно назвать лишь действия, совершаемые человеком осознанно, самостоятельно, намеренно. В таком понимании проявление гражданских и нравственных качеств личности иллюстрируют показателями эффективности воспитательной системы. Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, что именно в школьные годы интенсивно идет и практически завершается формирование индивидуальности и характера.
Изучение учителем учащихся и побуждение их к самоанализу, самоопределению и самовоспитанию воли и характера позволяют "дойти" до личности каждого школьника и обеспечить ему реальную педагогическую поддержку, что на практике редко реализуется. Причина тому — отсутствие педагогической установки и соответствующих методик идентификации уровней воспитанности школьников. В итоге процесс воспитания информационно не обеспечивается, воспитательная деятельность осуществляется без обратной связи, результаты ее не фиксируются и не анализируются. В ситуации резкого падения сознательной дисциплины, роста преступности, увеличения числа детей, употребляющих алкоголь и наркотики, такие недостатки, как неуважительное отношение к старшим, грубость, безответственность, леность в учении, воспринимаются как меньшее зло...
Что же предлагают психология и педагогика в помощь учителю и классному руководителю? В последнее десятилетие в связи с введением должности школьного психолога значительно активизировались поиски научно обоснованных рекомендаций по изучению учащихся. В сфере практической психологии можно назвать немало работ, посвященных изучению разных аспектов проявления личности [3—7]. К сожалению, "какой бы квалифицированной ни была консультация специалиста-психолога, она, во-первых, не сможет охватить всего круга вопросов, требующих психологического анализа, во-вторых, будет иметь характер лишь своего рода общих советов, тогда как учителю приходится обращаться к психологическим знаниям постоянно при решении любых, даже самых мелких педагогических проблем" [4, с. 6].
Психолог, изучая ребенка, стремится получить как можно больше сведений о самом объекте наблюдения. Педагог же, опираясь на добытые методами психологии данные, продолжает и развивает психологический анализ, усложняя задачу — избрать наиболее оптимальный способ взаимодействия с ученикам. Поэтому учитель не только учитывает особенности школьника, но и определяет условия и возможности его воспитания.
Следовательно, педагог должен быть готов к аналитико-диагностической деятельности, так как постоянно находится в ситуации, которая вынуждает искать, определять причины, мотивы поведения того или иного ученика, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективную программу педагогической деятельности, направленной на воспитание его личности. На основе вышеизложенных теоретических подходов опытный учитель способен разработать диагностические программы изучения младших школьников, подростков и старшеклассников.
Функция педагога-воспитателя и состоит в том, чтобы своевременно получить соответствующую информацию о протекании процесса воспитания для дополнительных действий. Поэтому педагогу нужны доступные программы с кратким описанием типичных показателей и признаков, "примет", которые пригодились бы в управлении процессом воспитания учащихся. Вопрос состоит в том, какие свойства и качества на определенной ступени развития учащихся следует включать в программу изучения и воспитания.
Сопряжение государственных ориентиров и ценностных ориентации педагогов, детей и родителей служит основой для конкретизации задач воспитания и самовоспитания школьников разных возрастов. Гражданские и общечеловеческие нравственно-волевые качества представляют собой единый комплекс и рассматриваются во взаимосвязи. О личности принято судить по делам: не может человек, равнодушный к судьбе своего отечества, быть нравственным; нравственный человек не может не быть его радетелем; безвольный, несамостоятельный, зависимый не будет ни деятельным, ни добродетельным.
Особенность личностного возрастного развития заключается в том, что каждому его этапу присущи многие качества, но в разной степени проявляющиеся. Возрастная и индивидуальная характеристики воспитанности нередко не совпадают. Поэтому, чтобы управлять процессом воспитания, надо иметь возможность отслеживать продвижение школьников в их нравственно-волевом развитии, что требует создания соответствующих диагностических программ (методик).
В зависимости от внешней регуляции и внутренней саморегуляции выявляются разные уровни воспитанности. Невоспитанность школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции. Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Для среднего — свойственны самостоятельность, проявления саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформулирована. Признак высокого — наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
При создании диагностической программы изучения воспитанности вышеперечисленные уровни можно условно обозначить цифрами от 0 до 3. Вносимые в программу человеческие качества и показатели их проявления должны как можно полнее отражать многообразие личностных данных, специфику и особенности воспитания в том или ином учебном заведении, например в школе-гимназии, кадетском училище, в школе эстетического воспитания и др. (см. табл. 1).
Таблица 1
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника (фрагмент)
Показатели воспитанности | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3 уровня до 0) |
Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - хочет учиться как можно лучше; 1 - учится при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля. |
Осуществляя ежедневно в естественных условиях наблюдение и используя другие методы (сочинения, специальные ситуации, тесты и др.). педагог осмысливает накапливаемые данные и фиксирует их, например в специальном "сводном листе". Наличие в школе компьютеров и специалиста в области их использования позволяет осуществлять это с помощью компьютерной памяти.
Средний балл, выявляемый с помощью "сводного листа", помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Главное, делать все это надо, подходя к детям с гуманистических позиций, веря в их силы и возможности, стараясь подчеркивать прежде всего достоинства учащихся. Известно, что доминантой развития субъективных сил личности выступает решение в жизнедеятельности социальных и личностью значимых задач, создание посредством их объективных возможностей для самовыражения и самореализации. Для этого могут быть избраны разные методические приемы. Например, педагоги младших классов школы № 35 Красноярска используют "банк добрых дел и поступков".
Объективные закономерности возрастного развития подростка, в частности деятельностно-волевой сферы, делают необходимым и возможным учитывать его характер в постановке целей и задач воспитания. Понятие характер (в переводе с греческого — черта, примета, признак, особенность) в психологических словарях и других справочных источниках определяется как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Это "целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам деятельности" [10, с. 564]. В структуре характера выделяются, как правило, две группы черт (свойств, качеств). Первая отражает систему отношений к деятельности и индивидуально-своеобразные способы их осуществления. В многообразии отношений проявляются качества, по которым судят о воспитанности человека: гуманность, трудолюбие, чувство собственного достоинства и др. Ко второй группе относят волевые черты: готовность и умение сознательно регулировать свою деятельность, поведение в соответствии с определенными принципами, преодолевать трудности.
Специфика педагогического взаимодействия с подростками состоит в том, что они не хотят, чтобы их "воспитывали", и стремятся к самовоспитанию воли и характера. Вот почему, разрабатывая минимальную диагностическую программу изучения и воспитания подростков, целесообразно выходить на деятельностно-волевую сферу (см. табл. 2).
Таблица 2
Диагностическая программа изучения проявления деятельностно-волевого характера подростка (фрагмент)
Базовые качества, проявляющиеся в основных сферах отношений | Признаки проявления формирующихся качеств (от 3 уровня до 0) |
Самообладание и сила воли | 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, побуждает к этому других; 2 - сам проявляет волю, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - не всегда проявляет волю в добрых поступках, требует поддержки; 0 - безволен, подчиняется воле других. |
Анализ воспитанности ни в коем случае не является средством "сортировки" учащихся, "препарирования" их недостатков. Напротив, важно найти и обязательно отметить сильные стороны каждого школьника.
Метод психологической оценки поведения людей, педагогических фактов и явлений "компетентными судьями" получил название рейтинга. Частным случаем рейтинга является метод самооценки. Оценка человеком собственных качеств играет существенную роль в самовоспитании, в развитии личности. Поэтому школьников целесообразно приобщать к доступным формам и методам самоанализа и самооценки. Методы наблюдения, введение учащихся в сложную ситуацию, в которой проявляется изучаемое качество личности, и анализ полученных данных являются наиболее надежными. Естественные и преднамеренно создаваемые ситуации позволяют систематически наблюдать характерные проявления личности в тех или иных условиях, получать необходимую информацию.
Разрабатывая программу изучения воспитанности старшеклассников, важно обратить внимание на следующее обстоятельство: большинством педагогов, психологов и социологов юношеский возраст небезосновательно понимается как возраст самоопределения, которому присущи потребность в выработке собственных оценочных суждений, стремление к самостоятельности и самосовершенствованию. В то же время многим молодым людям свойственны гражданский инфантилизм, неподготовленность к труду, безответственность, потребительство и иждивенчество.
Вопрос об определении качеств личности, сформированность которых позволяет говорить об их гражданской зрелости, имеет методологическое значение. Идеалы гуманизма, понимание человека как существа экзистенциального (самосущего и свободного), обладающего способностью самостоятельно строить свою судьбу, обладающего правом творить себя (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев), призывают воссоздавать культурные и нравственные ценности, обращаться к своей сущности, открывать свое высшее предназначение и достоинства человека и гражданина.
В отличие от понимания школьника как внешне регламентируемого, манипулируемого объекта педагогического процесса, воспитание, в котором созидаются гуманистические отношения, есть сопонимаиие, соосмысление, развитие "Я-концепции" старшеклассников. В связи с этим программа изучения воспитанности старших школьников представляется нам нацеленной на удовлетворение их потребности в познании и преобразовании окружающего мира и самореализации в культуре (см. табл. 3).
Таблица 3
Диагностическая программа изучения гражданской зрелости старшеклассника (фрагмент)
Базовые качества | Признаки проявления формирующихся качеств (от 3 уровня до 0) |
Здоровый образ жизни | 3 - ведет здоровый образ жизни, укрепляет здоровье оберегает от вредных привычек друзей и товарищей; 2 - ведет здоровый образ жизни, укрепляет свое здоровье, но к здоровью других равнодушен; 1 - проявляет вредные привычки, нуждается в контроле и поддержке взрослых и товарищей; 0 - злоупотребляет своим здоровьем, имеет вредные наклонности и привычки. |
Ряд качеств, характеризующих нравственную деятельностно-волевую сферу младших школьников и подростков, входит в характеристику и старшеклассников. Отличие составляют интегративные качества, определяющие гражданскую зрелость и культуру личности. Признаком высокого уровня сформированное™ личности является потребность и готовность к организации дела, т.е. деятельностная идеология и мораль. Мы рассчитываем прежде всего на самоанализ и диалог педагога к учащихся о категориях истины и добра, об интеграции индивида и общества. Опыт использования оговариваемых программ покажет учителю, например, сущность и возможности проявления каких качеств учащиеся не вполне представляют себе, что даст материал для соответствующей разъяснительной работы, направленной на прояснение смысла и значения тех пли иных поступков.
Управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ результатов диагностики. Они могут осуществляться на педагогическом консилиуме, родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, степени защищенности личности в коллективе, авторитета классного руководителя, взаимоотношений педагога с родителями и др.
Многолетний опыт сотрудничества автора с учительством по изучению задач воспитания школьников дает основания сделать в заключение следующие выводы.
Диагностический подход к анализу воспитанности школьников способствует повышению эффективности воспитания поскольку позволяет:
- конкретизировать цели воспитательной работы;
- дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
- обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
- обосновать выбор содержания и методов воспитания;
- соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным;
- спрогнозировать близкие и отдаленные результаты воспитательной деятельности.
В соответствии с задачей модернизации повышения качества педобразования нами опубликованы учебное пособие “Социализации и воспитание личности школьника в педагогическом процессе” и “Теория и методика воспитания. Традиции и новации.” (избранные педагогические труды).
Библиографический список
1.Прграмма модернизации педобразования // Преподователь, 2003, №
2.Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М., 1982.
3.Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М., 1990.
4.Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Учебное пособие. Красноярск, РИО КГПУ, 2002.
5.Шилова М.И. Теория и методика воспитания. Традиции и новации. Красноярск, РИО КГПУ 2003.
6.Пакет психодиагностических методик: Сб. / Сост. В.Г. Асеев. Иркутск. 1993.
7.Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.
8.Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988.
9.Методики исследования личности: Для школьных психологов. Красноярск, 1984.
10.Сибирский характер как ценность. Коллективная монография (под общей редакцией Шиловой М.И.) Красноярск. РИО КГПУ, 2004.