Я группа упражнений – ныряния

Освоение ныряний способствует формированию продолжительного безопорного горизонтального положения тела в воде, адаптации к взвешенному состоянию; развитию ориентировки в воде; определению склонности обучаемых к выполнению упражнений на выносливость; выявлению предрасположенности к конкретной плавательной координации.

Поскольку ныряние – это плавание под водой, то обучаемые всё ближе подходят к освоению характерного для плавания длительного безопорного горизонтального положения.

Плавание под водой по ориентирам на дне, доставание каких-либо утонувших предметов невозможно осуществить с закрытыми глазами. Формирование у обучаемых привычки выполнять все упражнения в воде с открытыми глазами (желательно без плавательных очков) необходимо как для качественного освоения техники плавания в целом, так и для решения прикладных задач, требующих применения плавательных навыков. Может создаться жизненная ситуация, в которой необходимо будет продемонстрировать плавательную подготовленность на естественном водоеме и отсутствие плавательных очков не должно помешать этому.

Способность длительно выполнять какую-либо физическую деятельность на задержанном вдохе, в том числе и ныряния, свидетельствует о задатках к работе на выносливость. Если педагог проводит отбор к занятиям спортивным плаванием, а в группе есть дети, не предрасположенные к плавательному спорту, но демонстрирующие предрасположенность к работе на выносливость, то таким детям после формирования у них жизненно необходимого плавательного навыка необходимо посоветовать заняться теми видами спорта, где предъявляются повышенные требования к развитию выносливости.

Ныряния – это первый этап координационного тестирования, позволяющего определить наиболее доступный каждому ученику способ плавания для начального изучения. По характеру движений ног, которые при нырянии непроизвольно выполняются учащимися, можно определить склонности к попеременной или одновременной координации. Нередко обучаемые демонстрируют довольно правильные движения ногами и удержание стоп как при плавании брассом или как при плавании на боку («кривой брасс»). Причем, в последнем варианте педагогу необходимо обратить внимание на положение стоп: если правая стопа взята на себя («клюшка»), а левая расслаблена («плавник»), то ребенку будет удобно плавать на левом боку и дышать в кроле на груди (как правило) под правую руку и наоборот.

Не зависимо от плавательной подготовленности обучаемых при нырянии на дальность необходимо соблюдать технику безопасности:

· количество одновременно ныряющих учеников должно соответствовать количеству преподавателей, ведущих занятие;

· в бассейне ныряние осуществляется на крайней дорожке; если ванна имеет покатое или террасное дно, то с глубокой части на мелкую, каждого ныряющего учитель сопровождает вдоль бортика;

· в естественном водоеме ныряние выполняется вдоль берега или с глубокой части (не выше уровня груди) по направлению к берегу; каждого ныряющего педагог визуально контролирует и сопровождает; при плохой видимости к поясу ныряющего прикрепляется страховочный фал.

Если обучаемые свободно ныряют, ориентируются под водой, то учитель может переходить к изучению упражнений третьей группы, уделяя, однако, пристальное внимание тестированию склонностей к конкретной технике плавания по движениям ног.

Оптимальная глубина воды для освоения ныряний - до уровня груди. Все упражнения выполняются на задержанном вдохе. Упражнение прекращается при ощущении дискомфорта в задержке дыхания или по свистку преподавателя – ученик встает на дно. Перед изучением ныряний на дно бассейна целесообразно набросать какие-либо тонущие мелкие предметы, отличающиеся друг от друга и от дна по цвету, имеющие разные формы.

Рекомендуемые упражнения:

И.П. – основная стойка (О.С.) – наклон вперед, опустить лицо в воду, открыть глаза и поднять со дна один (найти среди нескольких «свой») предмет, затем несколько предметов, расположенных произвольно.

1. То же, но на одном вдохе собрать предметы одинаковой формы (цвета); пройти от одного подводного ориентира до другого.

2. «Кувырок». И.П. – О.С. – подпрыгнуть, сгруппироваться и попытаться в безопорном положении сделать кувырок вперед (назад), помогая вращению тела гребковыми движениями рук – «Гребу назад – кувыркаюсь вперед», «Гребу вперед – кувыркаюсь назад». Выполняя кувырки вперед, необходимо прижав подбородок к груди, а при кувырках назад слегка запрокинув голову (в последнем случае в нос может попадать вода, поэтому рекомендовановыполнять выдох носом; при дискомфорте данный вариант упражнения осваивать после изучения выдохов в воду). Гребки выполняются согнутыми в локтях руками рядом с телом

3. «Стойка на руках». И.П. – стоя, подбородок прижат к груди, руки приподняты над водой – быстро наклониться вперед и сделать стойку на руках. Это упражнение легче осваивать при глубине воды по пояс. Постановка рук на дно должна выполняться на то место, где мгновение до этого стояли ноги – «Нырни между своих ног»; чем быстрее движение, тем легче выйти в стойку. Начало упражнения похоже на кувырок вперед: из группировки легче поднять ноги из воды (особенно если глубина выше уровня пояса): «Покажи ноги над водой, как ныряющая утка показывает хвост!». Голова ориентирована теменем ко дну, т.е. если в И.П. ученик стоял спиной к бортику, то в положении стойки на руках он должен увидеть этот бортик под водой (Рис.13).

Я группа упражнений – ныряния - student2.ru

Рис.13. Стойка на руках.

4. «Ходьба на руках». Повторить упр.4, но, в положении стойки выполнить ходьбу на руках или после выхода в стойку упасть на спину. Чтобы выполнить падение, нужно прижать подбородок к груди и ссутулиться – «круглая спина».

5. «Дельфиний» прыжок:

· И.П. – полуприсед, руки вверх, кисть на кисть, голова зажата между руками, подбородок прижат к груди – сделать вдох, задержать дыхание и выполнить прыжок на дальность головой вперед, при входе в воду и до конца упражнения руки удерживать вытянутыми вперед.

· то же, но из И.П. - «старт пловца»;

· повторить два предыдущих упражнения, но через разделитель дорожки (руку партнера, в обруч и т.п.).

Обучая детей «дельфиньему» прыжку, необходимо сравнить его выполнение с длинным кувырком вперед, разъяснить понятие «отрицательный угол атаки тела». «Дельфиньи» прыжки являются подготовительными для освоения стартового прыжка с тумбочки.

6. Ныряния:

· Ныряние за предметами: кто на одном вдохе соберет больше предметов, (одного цвета, одинаковой формы).

· Ныряние по подводным ориентирам.

· Ныряние поперек бассейна, под разделителями дорожек.

· Ныряние вдоль бассейна под одним разделителем, с одной дорожки на другую и обратно - «змейкой».

· Ныряние на дальность.

Примеры подвижных игр:

«НА МЕЛКОВОДЬЕ»

Две-три команды, фронтально передвигаясь в опорном положении, погружаются с головой под воду и поднимают со дна мелкие предметы, предварительно разбросанные учителем. Поднятые предметы они собирают в командный обруч, лежащий на бортике.

Побеждает команда, собравшая большее количество предметов в свой обруч.

Варианты игры:

1. Проводится личный зачет: победителем объявляется игрок, собравший, например, быстрее всех 5 предметов.

2. Среди разбросанных предметов может быть несколько призовых – более мелких или менее ярких, иной формы, чем основные; за их находку команда (ребенок) получает дополнительные очки.

3. Сбор предметов происходит, ориентируясь на их цвет: одна команда собирает, допустим, только красные предметы, другая – синие и т.д.

4. Условием проведения всех вариантов является не опорное положение, а ныряние.

«ЛЯГУШАТА»

Игроки-«лягушата» в любых направлениях, не мешая друг другу, прыгая на пятках (стопы «клюшкой») перемещаются по всей акватории.

По сигналу учителя: «Комар!» - дети должны выпрыгнуть из воды как можно выше, толкаясь пятками и удерживая стопы «клюшкой», и хлопнуть в ладоши над головой.

По сигналу: «Оса!» - погрузиться в воду с головой.

По сигналу: «Щука!» - задержав дыхание на вдохе, упасть на воду лицом вниз, удерживая стопы «клюшкой», и не двигаться – «замереть».

По сигналу: «Цапля!» - на задержанном вдохе (руки произвольно) упасть на грудь или спину и, выполняя любые движения ногами, лучше, как лягушка, постараться уплыть от «цапли».

Учитель определяет лучших «лягушат», которые быстро реагируют на сигналы и четко выполняют задания. Особенно необходимо отметить детей, сумевших «по-лягушачьи» уплыть от «цапли».

Варианты игры:

1. Перед первыми двумя командами учитель называет какую-нибудь цифру, например, «ПЯТЬ комаров!», «СЕМЬ ос!» - это значит, что надо сделать пять выпрыгиваний или семь погружений подряд.

2. Командный вариант игры, где определяются лучшие команды:

· самая дружная (синхронное выполнение заданий);

· самая прыгучая (высокие прыжки);

· самая «скрытная» (долго прячутся под водой и лежат, не шевелясь);

· самая плавающая (уплыли дальше всех);

· самая «лягушачья» (больше детей, чем в других командах плывут, как

лягушки).

«ГУСЕНИЦА»

Соревнуются две или более команд. Каждая команда стартует и завершает игру строго на отведенной дорожке. Игроки одной команды стоят в затылок друг другу, положив руки на плечи впереди стоящего; направляющий держит руки произвольно.

Игра начинается по команде учителя из правого угла дорожки. Игроки,

поочередно приседая и погружаясь в воду с головой, проходят под разделителем. Оказавшись на соседней дорожке, вся команда, продолжая продвигаться вперед, направляется к тому же разделителю, вновь подседает под него и возвращается на свою дорожку и т.д. Двигаясь «змейкой», команда достигает финишного бортика. Направляющий громко считает погружения. В двадцати пятиметровом бассейне можно выполнить не менее пяти погружений.

Побеждает команда, выполнившая все условия игры и направляющий которой первым коснулся финишного бортика.

Вариант игры:

При наличии четырех и более дорожек (т.е. трех и более разделителей дорожек) можно пройти «гусеничным строем» поперек бассейна.

«ШУСТРЫЙ МЯЧ»

В игре принимают участие две команды. Оптимальная глубина воды –

по пояс. Каждая команда выстраивается в одну шеренгу, рядом с разделителем дорожки, лицом к нему. Перед командой должна быть одна свободная дорожка.

У правофланговых в руках резиновый мяч диаметром 10-15 см. По команде учителя правофланговый поворачивается спиной к разделителю дорожки, наклоняется вперед, погружается в воду с головой и проталкивает мяч между своих ног и под разделитель на свободную дорожку. Затем, подсев под разделитель, погрузившись в воду с головой, он переходит на свободную дорожку, берет мяч и перебрасывает его следующему игроку своей шеренги, который повторяет все действия первого и т.д. Последний игрок команды, подобрав мяч на свободной дорожке, поднимает его вверх, что является сигналом завершения игры.

Побеждает команда, завершившая задание первой.

Варианты игры:

1. В построении «колонна» (дистанция один шаг) выполняется передача мяча между ног игроку, стоящему сзади.

2. Вместо погружения под разделитель можно выполнить «дельфиний прыжок» (глубина не ниже уровня груди).

«АКРОБАТЫ – ЦИРКАЧИ»

Игроки располагаются лицом к учителю, фронтально, интервал-дистанция и расстояние до бортиков 2…4 шага.

По команде: « Репетиция началась!» дети, задержав дыхание на вдохе, пытаются:

· выполнить кувырок вперед или назад; кувырок на одном вдохе можно выполнить однократно или несколько раз подряд;

· сделать стойку на руках;

· пройти по дну на руках, выполняя какие-либо движения ногами;

· после выхода в стойку на руках упасть на спину.

По окончании «репетиции» (через 2-3 минуты) ученики, считающие, что им есть, что показать, демонстрируют свои умения; педагог комментирует их выполнение.

Победитель - лучший акробат-циркач определяется детьми.

Варианты игры:

Определяется лучший акробат-циркач, если он:

· больше всех делает кувырков на одном вдохе;

· выполняет больше кувырков за ограниченное время

· дольше всех удерживается в стойке на руках;

· преодолевает наибольшую дистанцию, перемещаясь в стойке на руках и пр.

«ВЕСЁЛЫЕ ДЕЛЬФИНЫ»

Бассейнимеет 4 дорожки (три разделителя). Глубина не ниже уровня груди. Две команды располагаются в одну общую шеренгу вдоль длинного бортика бассейна, спиной к нему, соблюдая И.П. - стоя в полуприседе, руки вверх, кисть на кисть, голова зажата между рук, подбородок почти прижат к груди.

По команде учителя игроки подныривают под первый разделитель и выныривают на второй дорожке. Затем «дельфиньим прыжком» перепрыгивают через второй разделитель и, не выходя на поверхность, проныривают под третьим разделителем, после чего выныривают на четвертой дорожке. Далее каждый игрок, сделав вдох и задержав дыхание, должен на одном вдохе пронырнуть весь бассейн сразу под всеми тремя разделителями дорожек.

Завершение игры определяется касанием финишного бортика каждым игроком. Побеждает команда, первой в полном составе собравшаяся на финише.

Варианты игры:

1. Поточный вариант игры предусматривает организацию детей, как в основном варианте, но исключает ныряние под всеми разделителями дорожек. Игрок, достигший противоположного бортика, поднимает руку вверх, что является сигналом для старта следующего члена команды.

2. На базе первого варианта возможно проведение игры, как встречной эстафеты.

3. Игроки делятся на тройки: один – «дельфин», два других – «обруч» (стоя в полуприседе лицом друг к другу, держатся за руки, положив их на поверхность воды). «Дельфин» располагается вне «обруча», игроки «обруча» стоят боком к «дельфину». «Дельфин», по заданию учителя, должен выполнить «дельфиний» прыжок в «обруч» и вынырнуть за ним или просто нырнуть под «обручем» заранее обусловленное количество раз. Каждый из тройки должен побывать в роли «дельфина». Побеждает команда, выполнившая задание безошибочно и быстрее всех.

4. Команда образует круг, приняв положение полуприседа, удерживая руки на поверхности воды. Один из игроков - «Дельфин» стоит вне круга и по команде учителя выполняет какое-либо задание из перечисленных ниже, например:

· «дельфиний» прыжок в круг, вынырнув за его пределами, занимает место одного из игроков;

· «дельфиний» прыжок в круг, вынырнув в центре, занимает место одного из играющих (круг должен состоять не менее чем из шести игроков)

· ныряние под кругом, вынырнув с противоположной стороны, «дельфиньим» прыжком оказывается в круге, выныривает вне его и занимает место одного из игроков и т. п.

«ТУННЕЛЬ»

Играют две или более команд. Каждая команда занимает одну дорожку. Игроки, образующие «туннель», выстраиваются вдоль левого от них разделителя дорожки в колонну по одному, принимают положение полуприсед, левой рукой удерживаются за разделитель, а правой – за плечо стоящего впереди игрока (руки лежат на воде). По команде учителя первый игрок поворачивается кругом и проныривает в «туннель» - под руками своих товарищей. Встав в конце «туннеля», он подает заранее оговоренный звуковой сигнал, являющийся стартовой командой для первого в колонне игрока.

Побеждает команда, все игроки которой побывали в роли «ныряльщика» и закончили задание первыми.

Варианты игры:

1. Перед началом игры оговаривается количество её повторений - циклов.

2. Так как в процессе игры «туннель» смещается к противоположному от старта бортику, то победителем можно объявить команду, первой достигшей финишного бортика.

3. Если игроки в команде однополые, то можно предложить ныряние в «туннель» между ног. Ныряние осуществляется со стороны спины. Завершив задание, встав в начало колонны, игрок поднимает руки вверх, что является зрительным сигналом для следующего игрока.

4. «Туннель» можно построить из пластиковых обручей, удерживаемых игроками одной рукой в вертикальном положении, с опорой о дно. Здесь можно усложнить конфигурацию «туннеля», расставив игроков «змейкой», «дугой» и пр.

Наши рекомендации