Формы контроля за подготовкой студентов
В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. В обучении контроль является важнейшей составной частью, поскольку он помогает и преподавателю и самому студенту определить качество усвоения пройденного за определенный период времени материала, выявить успехи и пробелы в учении.
В высшем учебном заведении основными видами контроля за учебной деятельностью студентов являются текущий, периодический и итоговый контроль.
Текущий контрольосуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы, в основном, на семинарах, лабораторных и практических занятиях. Этот вид контроля имеет большое значение, так как стимулирует студентов к систематической работе, регулярному выполнению заданий.
Текущий контроль проводится с помощью систематического и планомерного наблюдения преподавателя за работой студенческой группы в целом и каждого студента в отдельности, проверки знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения.
Наряду с наблюдением широко применяются устные, письменные и практические формы контроля. К формам устного контроля относятся: устный опрос, ответы на вопросы на семинарских занятиях, выступление с докладом, защита рефератов др.
Большим достоинством письменного контроля является то, что он позволяет за короткий период времени выявить уровень знаний студентов всей группы или курса. Основными формами письменного контроля являются: диктант, тест, контрольная работа, творческое сочинение, решение различных задач и др.
Практический контроль направлен на проверку умений и навыков, приобретенных студентами. Основными его формами являются: выполнение физических упражнений, решение экспериментальных задач по математике, техническим и естественнонаучным дисциплинам, постановка и проведение несложных опытов, наблюдений, сдача спортивных нормативов и др.
Периодический контроль (промежуточная аттестация) проводится, как правило, один раз в два месяца, обычно после изучения логически законченной части, раздела дисциплины с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке учебной деятельности студентов по освоению сравнительно большого объема материала.
Коллоквиум(от латинского colloquium «собеседование») — вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем, например, относительно самостоятельного большого раздела лекционного курса. Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний студентов целой академической группы по данному разделу курса.
Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой студентам предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать ее. Аргументируя и отстаивая свое мнение, студент в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал.
Таким образом, коллоквиум — это такая форма учебных занятий, которая предполагает обязательное активное участие всех присутствующих.
Итоговый контроль осуществляется в конце каждого семестра с обязательным учетом результатов текущего и периодического контроля и проводится в форме зачетов и экзаменов.
Зачет служит формой проверки успешного выполнения студентами лабораторных и практических работ, усвоения учебного материала семинарских занятий, учебных заданий практики, а также выполнения курсовой работы.
Зачеты проводятся во время зачетной недели, как правило, перед началом экзаменационной сессии. Зачеты принимаются преподавателями, руководившими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу. Зачеты предполагают устные, письменные или практические формы контроля.
Преподавателю предоставляется право поставить зачет («зачет-автомат») без выполнения процедуры опроса только тем студентам, которые активно участвовали в семинарских занятиях на протяжении всего семестра.
Результаты сдачи зачетов обычно оцениваются отметкой «зачтено », однако иногда проводятся зачеты с дифференцированными оценками («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Дифференцированные зачеты проставляются, как правило, по курсовым работам, практике, а также по некоторым дисциплинам.
При условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, студенты допускаются до экзаменационной сессии, где им предстоит сдавать курсовые экзамены.
Экзамен преследует цель оценить качество усвоения студентом теоретических знаний учебной дисциплины, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.
Экзамены сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных графиком учебного процесса.
Экзамены проводятся по билетам в устной или письменной форме и принимаются, как правило, преподавателем, который читал лекции по данному курсу. Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора, справочной литературой. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам вопросы по всем темам курса, а также, помимо теоретических вопросов, задавать задачи и примеры по программе данного курса.
Ответ студента на экзамене определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Если студент имеет неудовлетворительные оценки или незачеты по каким-то учебным дисциплинам, ему предоставляется право их пересдачи. По одному и тому же предмету допускается не более двух пересдач: первый раз - тому же экзаменатору, второй — комиссии, назначенной заведующим кафедрой. Студенты, не пересдавшие экзамен или зачет в установленный срок, подлежат отчислению либо, если у них была уважительная причина, могут быть оставлены на повторное обучение.
Студенты, успешно сдавшие все зачеты и экзамены, переводятся приказом ректора на следующий курс.
Рейтинговый контроль осуществляется деканатами, при помощи преподавателей ведущих учебные предметы. Преподаватели в специальных ведомостях отмечают количество пропущенных студентом занятий и среднюю оценку за учебную деятельность по данному предмету. После этого работники деканата просчитывают общие данные студента по всем текущим учебным предметам. Затем данные студентов всего курса в порядке возрастания заносятся в сводный протокол и определяется место каждого студента на фоне показателей учебы всего курса.
Тестирование физической подготовленности студентов очного обучении ДВГАФК проводится для повышения уровня физической подготовленности студентов как одного из основных профессиональных требований к специалистам по физической культуре, спорту и адаптивной физической культуре.
Тестирование проводится ежегодно на каждом курсе обучения за 2-4 недели до начала летней экзаменационной сессии. Общее руководство подготовкой и проведением тестирования осуществляет выпускающая кафедра. Контроль за проведением тестирования возлагается на комиссию, утвержденную ректором.
В комплекс тестовых упражнений входят: прыжок в длину с места, бег 30 м по дорожке манежа, сгибание-разгибание рук в упоре лежа (девушки), подтягивание на перекладине (юноши), бег на 1000 метров.
Суммируя полученные очки в четырех упражнениях, участник получает общее количество очков.
В соответствии с таблицей определяется уровень физической подготовленности каждого испытуемого: отлично - 58 очков и более, хорошо - от 50 до 57 очков, удовлетворительно - от 42 до 49 очков, неудовлетворительно - менее 42 очков. Если испытуемый по уровню физической подготовленности будет оценен неудовлетворительно, он не допускается к сессии, а на выпускном курсе - к Госаттестации.