Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
УТВЕРЖДАЮ | |
Проректор по заочному обучению ________________В.М. Зиновьева | |
«____»_________________2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Производственная практика
__________________________________________________
(наименование учебной дисциплины (модуля), код)
Уровень основной образовательной программы бакалавриат
Направление(я) подготовки (специальность) 050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиль(и) (специализация)Психология и социальная педагогика
Форма обучениязаочная
Срок освоения ООП4 года
Факультет заочного обучения
Кафедрапсихологии
Декан факультета | Н.И. Белоцерковец (ФИО) | |
Заведующий кафедрой | М.А. Чернова (ФИО) |
Ставрополь, 2012г.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Целью учебной практики является формирование целостного представления о профессиональной деятельности психолога и социального педагога в специализированном учреждении социальной защиты населения (далее — учреждение).
ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1. Закрепление, углубление и обогащение знаний, умений студентов, полученных и сформированных в процессе теоретической подготовки и в рамках практических занятий;
2. Формирование и развитие профессиональных психолого-педагогических умений (диагностических, аналитических, коррекционных, коммуникативных, организаторских и т.д.), необходимых для оказания социально-психологической помощи;
3. Формирование и развитие профессионально значимых качеств (организованность, ответственность, целеустремленность, самостоятельность и т.д.);
4. Приобретение опыта работы в учреждениях разного типа (оздоровительно-воспитательных центрах, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи и т.п.);
5. Развитие профессиональной рефлексии.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная практика базируется на освоении следующих дисциплин: «Общая и экспериментальная психология (с практикумом)», «Психология детей дошкольного возраста», «Психолого-педагогическая диагностика (с практикумом)», «Психология развития».
Для освоения учебной практики «Практика в социально-психологических центрах» студент должен знать:
- нормативно-правовые основы деятельности практического психолога и социального педагога образования (правовой статус, квалификационную характеристику педагога-психолога, профессиональную этику);
- особенности организации практической деятельности психолога и социального педагога;
- специфику работы психолога и социального педлагога в учреждениях разного типа;
- основные направления деятельности практического психолога и социального педагога в учреждениях, оказывающих психологическую помощь;
- возрастные особенности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
ВИД ПРАКТИКИ - ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Педагогическая практика реализуется в условиях центров психологической помощи населению. Общий объем составляет 4 недели.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В результате прохождения педагогической практики осуществляется формирование следующих компетенций:
Компетенция ОПК-5
Содержание компетенции: «готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую».
знать:
– психологическую характеристику детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
– сущностную характеристику различных видов деятельности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста: игровую, предметную, учебную, продуктивную и культурно-досуговую;
– психологические особенности организации различных видов деятельности.
уметь:
– взаимодействовать с детьми разного возраста для осуществления успешной организации их игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой деятельности;
– подбирать методики в соответствии с возрастом и проводить психодиагностическое обследование, направленное на выявление уровней сформированности компонентов основных видов деятельности;
владеть:
– технологиями и методиками проведения игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой деятельности с детьми на разных этапах онтогенеза;
– приемами эффективного взаимодействия с детьми разного возраста, с учетом их индивидуальных особенностей и возрастных норм.
Компетенция ОПК-6
Содержание компетенции: «способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды».
знать:
– способы взаимодействия психолога и социального педагога с различными субъектами педагогического процесса;
– особенности социального партнерства в системе образования.
уметь:
– осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами;
– учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития воспитанников;
владеть:
– различными способами коммуникации в профессиональной деятельности;
– приемами коммуникативной компетентности, способствующей эффективному взаимодействию с субъектами педагогического процесса;
Компетенция ПКПП-1
Содержание компетенции: «способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития»
знать:
- возрастные нормы развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- основы организации индивидуальной деятельности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- основы организации совместной деятельности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- особенности создания благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
уметь:
- имеет опыт применять знания о возрастных нормах развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста в профессиональной деятельности;
- осуществлять работу по организации индивидуальной деятельности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- участвовать в разработке индивидуальных траекторий развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- создавать благоприятные условия для развития творческих возможностей каждого ребенка дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- разработать совместно с социальным педагогом траектории обучения и развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
владеть:
- применяет в профессиональной деятельности знания о возрастных нормах развития ребенка дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- владеет опытом работы организации индивидуальной деятельности дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- владеет опытом участия в разработке индивидуальных траекторий развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- владеет способами создания благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;
- имеет опыт разработки совместно с воспитателями траектории обучения и развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
- использует современные технологии обучения в соответствии с возрастными нормами развития детей.
Компетенция ПКПП-3
Содержание компетенции: «способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики»
знать:
- сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
- основы проведения дифференциальной диагностики детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- возможности проведения психологического обследования детей дошкольного возраста младшего школьного и подросткового возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение;
уметь:
- осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
- проводить психологическое (диагностического) обследование детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
- организовать проведение дифференциальной диагностики детей дошкольного возраста младшего школьного и подросткового возраста;
- проводить психологическое обследование детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение;
владеть:
- методами осуществления сбора и первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
- имеет опыт проведения дифференциальной диагностики детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- владеет технологией проведения психологического обследования детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение.
Компетенция ПКПП-5
Содержание компетенции: «способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей»
знать:
- основные теории психического развития, механизмы и закономерности психического развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, факторы психического развития в онтогенезе, механизмы развития личности и самосознания, основные периодизации психического развития;
- способы, задачи, средства, формы работы по психологическому просвещению педагогов и родителей по вопросам психического развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
- способы повышения психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
- основы работы с педагогами и родителями с целью организации просвещения по вопросам психического развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- особенности просветительской работы совместно с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей по вопросам готовности ребенка к обучению в школе;
- методы и современные информационные технологии в организации собственной профессиональной деятельности, направленной на просвещение по вопросам психического развития детей дошкольного возраста;
- знать особенности организации педагогической и психологической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации к ДОУ и школе.
уметь:
- применять способы, задачи, средства, формы работы по психологическому просвещению педагогов и родителей по вопросам психического развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
- использовать способы повышения психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
- организовывать работу с педагогами и родителями с целью просвещения по вопросам психического развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- проводить просветительскую работу совместно с другими специалистами (педагогом, логопедом, педиатром) и семьей по вопросам готовности ребенка к обучению в школе;
- использовать методы и современные информационные технологии в организации собственной профессиональной деятельности, направленной на просвещение по вопросам психического развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- организовывать педагогическую и психологическую поддержку детей в наиболее острый период первичной адаптации к ДОУ и школе.
- повышать психологическую культуру педагогов и родителей, формировать запрос на психологические услуги и обеспечивать информацией по психологическим проблемам;
- просвещать педагогов по вопросам, касающимся организации педагогической и психологической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации к ДОУ, школе.
- организовывать работу с педагогами с целью организации эффективного взаимодействия детей и их общения в дошкольном образовательном учреждением и в семье;
владеть:
- имеет опыт организации работы с педагогами и родителями с целью просвещения по вопросам психического развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- обладает опытом просветительской работы с другими специалистами (педагогом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению в школе;
- владеет способами, задачами, средствами, формами работы по психологическому просвещению педагогов и родителей по вопросам психического развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
- способами повышения психологической культуры педагогов и родителей, формирования запроса на психологические услуги и обеспечения информацией по психологическим проблемам.
- методами и современными информационными технологиями в организации собственной профессиональной деятельности, направленной на просвещение по вопросам психического развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
- умением повышать психологическую культуру педагогов и родителей, формировать запрос на психологические услуги и обеспечивать информацией по психологическим проблемам;
- просвещать педагогов по вопросам, касающимся организации педагогической и психологической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации к ДОУ и школе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная практика организуется для студентов, обучающихся по профилю «Психология и социальная педагогика», проводится в соответствии с учебным планом и графиком прохождения практики в течение 4 недель на базе специализированных учреждений социальной сферы.
ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ
ЗАДАНИЕ №1. Изучение и оценка особенностей социальной микросреды семьи
I. Деятельность студента-практиканта в учреждении:
§ Выбрать 1 ребенка, посещающего учреждение, для изучения особенностей семьи.
§ Провести социальную диагностику семьи.
§ По итогам изучения составить обобщающую характеристику семьи.
II. Отчетность студента-практиканта (представить в портфолио):
§ комплекс диагностических методик семьи с анализом полученных результатов исследования;
§ социально-педагогическая характеристика семьи.
ЗАДАНИЕ № 2. Реабилитационная (коррекционная и профилактическая) работа социального педагога
1. Деятельность студента-практиканта в учреждении:
На основе проведенной диагностики семьи составить возможные варианты направлений работы с данной семьей.
§ составить программу помощи (коррекционную, профилактическую) семье (в соответствии с выявленной проблемой).
§ предложить комплекс профилактических мер.
§ составить программу просвещения родителей в вопросах воспитания детей.
П. Отчетность студента-практиканта (представить в портфолио):
§ программа помощи семье;
§ конкретные профилактические меры в работе с ребенком и его семьей;
§ программа просвещения родителей по выявленным проблемам.
ЗАДАНИЕ№3. Работа по плану учреждения
I. Деятельность студента-практиканта в учреждении:
Выполнение поручений и заданий специалиста, к которому прикреплен студент-практикант.
Принять посильное участие в работе учреждения, выполнение возложенных функций специалиста (социального педагога).
§ принять участие в планерке специалистов отделения;
§ принять участие в консилиуме специалистов соответствующего отделения;
§ принять участие (организационного и творческого характера) в мероприятиях для клиентов учреждения;
§ участие в методических объединениях;
§ разработка и проведение тренинга:
- «Развитие коммуникативных навыков»;
- «Уверенность в себе».
П. Отчетность студента-практиканта (представить в портфолио):
§ анализ выполненных поручений и заданий специалиста;
§ анализ участия в работе учреждения: планерке, консилиума, методических объединениях (отразить в тетради фотозаписи).
§ содержание программы тренинга;
§ анализ результатов проведения тренинга.
ЗАДАНИЕ№4. «Работа социального педагога и психолога с детьми группы риска».
Совместно с психологом и социальным педагогом определить категории детей группы риска, находящихся на учете учреждения. Осуществить анализ форм работы с данной категорией детей.
Разработать программу социально-педагогической реабилитации детей «группы риска».
П. Отчетность студента-практиканта (представить в портфолио):
§ программа социально-педагогической реабилитации детей «группы риска».