КОМПЕТЕНЦИИ обучающегося, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Учебная практика Уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля направлена на формирование у студента следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

- способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);

- способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8);

- способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

- способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными детьми и подростками (ПК-7);

- способность и готовность проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными детьми и подростками (ПК-12);

- способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у детей и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19);

- способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в медицинских организациях (ПК-25);

- способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации), технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

- способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций педиатрического профиля; их обучение основным манипуляциям и процедурам, проводимым в медицинских организациях педиатрического профиля (ПК- 29);

- способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31).

В результате прохождения учебной практики студент должен

Знать:

- принципы организации работы лечебных учреждений, устройство и оборудование лечебных отделений больниц;

- теоретические основы и современную концепцию сестринского дела, организацию работы младшего и среднего медицинского персонала;

- принципы обеспечения инфекционной безопасности в лечебных учреждениях;

- виды санитарной обработки и способы транспортировки больных детей и подростков;

- типы лихорадок;

- особенности наблюдения и ухода за больными детьми и подростками с заболеваниями различных систем организма;

- принципы обучения пациентов и их родственников элементам ухода, самоухода и самоконтроля.

Уметь:

- проводить санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в нем;

- осуществлять смену нательного и постельного белья больного, обрабатывать пролежни;

- проводить санитарную обработку палат соматических и хирургических отделений, помещений операционного блока;

- соблюдать асептику и антисептику

- проводить антропометрию, транспортировку и кормление больных взрослых, детей и подростков;

- осуществлять контроль показателей гемодинамики и дыхания, измерять суточный диурез и температуру тела;

- собирать у пациентов биологический материал для лабораторных исследований;

- подготовить пациента к проведению инструментальных методов обследования;

- осуществлять уход за больными различного возраста с заболеваниями различных органов и систем;

- осуществлять наблюдение и уход за больными в до- и послеоперационном периоде;

- проводить оксигенотерапию, промывание желудка, постановку различных клизм, катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером (на фантомах);

- осуществлять дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными;

- проводить санитарную обработку палат хирургических отделений, помещений операционного блока;

- соблюдать правила асептики и антисептики.

Владеть:

- навыками ухода за больными взрослыми, детьми и подростками с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания;

- навыками ухода за тяжелобольными и агонирующими больными.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость учебной практики Уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля составляет 6 зачетных единицы, 216 часов.


№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Организационное собрание Вводный инструктаж. Современная концепция сестринского дела. Сестринский процесс. Значение ухода за больными. Уход за больными как лечебный фактор.     Тестовый контроль
Общий уход за больными взрослыми терапевтического профиля (1 ЗЕТ, 36 часов) 1. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции системы органов дыхания. Основные проблемы пациента. Оценка параметров дыхания. Планирование ухода и помощь при кашле, кровохарканье, легочном кровотечении, приступе бронхиальной астмы. Кислородотерапия. Взятие мокроты для лабораторных исследований. 2. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции сердечно-сосудистой системы. Особенности жалоб и выявление проблем пациента Оказание помощи при болях в сердце, острой сосудистой недостаточности, острой сердечной недостаточности. Исследование пульса. Измерение артериального давления. 3. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции органов пищеварения. Основные жалобы и проблемы пациента, планирование ухода. Неотложная помощь при рвоте, желудочном, кишечном кровотечении, желчной колике. Промывание желудка. 4. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции почек и мочевыводящих путей. Тактика медсестры при острой задержке мочи, почечной колике. Оценка суточного диуреза. Правила забора мочи для исследований. Подготовка больных к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям желудка и кишечника, почек и мочевыводящих путей. Виды клизм, методика приготовления и проведения. 5. Легочно-сердечная реанимация. Признаки клинической и биологической смерти. Методы легочно-сердечной реанимации. 6. Особенности ухода за больными и сестринское дело в гериатрии. Особенности организации сестринского процесса.   Тестовый контроль, ситуационная задача
Общий уход за больными взрослыми хирургического профиля (1 ЗЕТ, 36 часов) 1. Санитарно-противоэпидемический режим в хирургическом отделении и операционном блоке. Вопросы асептики и антисептики. Гигиена медицинского персонала. 2. Понятие о внутрибольничных инфекциях, меры профилактики. 3. Особенности ухода и подготовки больных к операциям. Особенности ухода за больными после хирургического вмешательства, профилактика послеоперационных осложнений. 4. Санитарно-противоэпидемический режим в отделении реанимации. Особенности работы медсестры. Оказание доврачебной помощи больным с угрожающими жизни состояниями. Тестовый контроль, ситуационная задача
Общий уход за больными детьми терапевтического профиля (1 ЗЕТ, 36 часов) 1. Этико-деонтологические принципы работы медицинского персонала. Устройство, оборудование и режим работы детской больницы. Функциональные обязанности младшего медицинского персонала. Организация рабочего места помощника медицинской сестры. Лечебно-охранительный и санитарно – противоэпидемический режимы. Личная гигиена детей старшего возраста (6 часов) 2. Функциональные обязанности палатной медицинской сестры детского стационара. Правила смены и передачи дежурств. Хранение и учет лекарств (6 часов) 3. Способы и методы применения лекарственных средств у детей различного возраста. Техника выполнения подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций (6 часов) 4. Правила ухода за ребенком первого года жизни. Элементы воспитания детей раннего возраста, режим дня, сон. Питание грудных детей, находящихся на различных видах вскармливания. Питание здоровых и больных детей старше года. Понятие о физиологических и лечебных столах (6 часов) 5. Уход за лихорадящими больными детьми, оказание доврачебной помощи при гипертермии, судорогах. Техника антропометрии, термометрии. Уход за детьми с патологией органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Методы оказания доврачебной помощи при остановке дыхания, обмороке, коллапсе, остановке сердца (6 часов) 6. Уход за детьми с патологией пищеварительной и мочевыделительной систем. Оказание доврачебной помощи при рвоте, диарее, болях в животе, при острой задержке мочи (6 часов) Тестовый контроль, ситуационная задача
Общий уход за больными детьми хирургического профиля (1 ЗЕТ, 36 часов) 1. 1. Уход за больными в детских хирургических отделениях (неотложная, гнойная хирургия, плановая хирургия). Санитарно-противоэпидемический режим хирургического отделения. Элементы ухода за детьми с экстренной хирургической патологией и пороками развития. Предоперационная подготовка. Индивидуальные режимы детей в послеоперационный период. Работа перевязочного кабинета. 2. 2. Особенности ухода за детьми с хирургической патологией в отделении реанимации и интенсивной терапии. Методы доврачебного контроля за функциями различных систем организма. Уход за больным, находящимся на ИВЛ. 3. 3. Уход за больными детьми с заболеваниями и пороками развития мочевыделительной системы (урологическое отделение). Подготовка к инструментальным методам обследования (урография, цистография, цистоскопия). Установка мочевого катетера, уход за ним. Санитарная обработка палат урологического отделения. Работа цистоскопического кабинета. 4. 4. Уход за больным детьми с травмой и пороками развития опорно-двигательного аппарата (отделения травматологии, ортопедии). Иммобилизация конечностей при переломах трубчатых костей, при переломах позвоночника, наложение гипсовой лангеты. Режим работы гипсового кабинета, перевязочного кабинета. 5. Санитарно-противоэпидемический режим приемно-диагностического отделения хирургического блока. Правила приема детей хирургического профиля в экстренном и плановом порядке. Транспортировка детей на инструментальные исследования, в отделения, в операционный блок. 6. Санитарно-противоэпидемический режим операционного блока. Проведение текущих, заключительных и генеральных уборок. Дезинфекция и стерилизация инструментов и мягкого материала. Вопросы асептики и антисептики. Тестовый контроль, ситуационная задача
Отработка практических навыков на фантомах 1. Постановка внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций. 2. Введение желудочного зонда. 3. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. 4. Постановка очистительной и лекарственной клизмы. 5. Проведение легочно-сердечной реанимации.  
Выполнение исследовательской работы Сбор, обработка и систематизация литературного материала. Защита рефератов.  
Зачет    

Наши рекомендации