Секция 3. Инновации и традиции в сфере экономических и технических преобразований. Руководители: проф., д-р, Патрин Г.С., к.э.н. Кислан Л.С. 1 страница
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ И ФОРМ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ
Алексеева М.В –аспирантка кафедры экономики, технико-экономический факультет, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г.Владимир, Россия
В настоящее время развитие мировой экономики характеризуется возрастающей взаимозависимостью между рынками капитала и новыми технологиями.
Ключевые слова: инвести́ции, понятие венчурного финансирования, финансовые расходы, экономико-организационный механизм предпринимательства.
Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) − кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен − инвестиции могут быть утрачены.
Венчурный капитал − это капитал, вложенный инвесторами в рискованное предприятие на ранних стадиях его развития. Самое важное на первоначальном этапе − это найти настоящего профессионала в области привлечения денежных средств и установления полезных контактов[1].
Основной проблемой развития системы венчурного инвестирования в России признается отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей деятельность венчурных предприятий и инвестиционных институтов. Отмечено также, что отсутствуют достаточные меры государственной поддержки и стимулирования венчурного предпринимательства.
Имеется также ряд существенных проблем, препятствующих развитию венчурной индустрии в России. Основные из них:
- неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей появление в научно-технической сфере России новых и развитие существующих малых и средних быстрорастущих технологических инновационных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямого (венчурного) инвестирования[2];
- отсутствие российского капитала в венчурной индустрии России − одного из основных факторов привлекательности страны для зарубежных инвесторов;
- низкая ликвидность венчурных инвестиций, в значительной мере обусловленная недостаточной развитостью фондового рынка, являющегося важнейшим инструментом свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий;
- отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов;
- низкий авторитет предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса.
Кроме того факторами, сдерживающими развитие венчурной индустрии, являются:
- недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии в России;
- отсутствие необходимого количества квалифицированных управляющих венчурными фондами и низкий уровень инвестиционной культуры предпринимателей;
- усложненная регистрация венчурных фондов в российской юрисдикции.
Теперь рассмотрим понятие частно-государственного партнерства в экономике[3].
Сам термин «государственно-частное партнерство» является переводом распространенного во всем мире термина «public - private partnership». Как видно, перевод буквально дословный. Справедливости ради следует отметить, что как в зарубежных странах, так и в России иногда используется термин «частно-государственное партнерство».
В Великобритании стоимость объектов частной финансовой инициативы, которая является там основной формой ГЧП, в течение последних 10 лет составляет 24 млрд £, а в течение следующих 3 лет планируется реализовать проекты на общую сумму 12 млрд £. Ежегодно заключается до 80 новых соглашений. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета страны .
Суть взаимодействия в рамках ГЧП (и не только) – в согласовании интересов. Причем очевидно, что если взаимодействие осуществляется, то значит у государства и бизнеса нашлись общие интересы[4].
Признаки государственно-частного партнерства:
1.Стороны партнерства представлены государственным и частным секторами экономики.
2.Взаимоотношения сторон зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и др.).
3.Взаимоотношения сторон носят партнерский, то есть равноправный характер.
4. Стороны имеют общие цели и четко определенный государственный интерес.
5. Стороны объединяют свои вклады для достижения общих целей.
6.Стороны распределяют между собой расходы и риски, участвуют в использовании полученных результатов.
Таким образом, имеют право на существование два подхода к пониманию ГЧП: «ГЧП-принцип» и «ГЧП-форма» (механизм).
«ГЧП – принцип». Предполагает некое обязательное правило взаимодействия государства и бизнеса в определенных сферах. Содержание этого принципа − в согласовании и учете взаимных интересов, в системе уступок и преференций, которая дает возможность достижения индивидуальных и зачастую противоречивых целей этих субъектов. С правовой точки зрения может рассматриваться либо как некая декларация, либо как некий императив, не имеющий тем не менее конкретных форм. Таким образом, можно сделать вывод, что «ГЧП-принцип» − категория скорее политическая, отражающая стремление государства действовать соответствующим образом и готовность реализовать это стремление в конкретных проектах. Нельзя отрицать значимость «ГЧП-принципа» и с правовой точки зрения. При этом важно, чтобы он имел конкретное правовое закрепление, причем как можно на более высоком уровне: Конституция либо федеральный закон.
«ГЧП – форма». Предполагает наличие конкретных форм (механизмов) взаимодействия государства и бизнеса, в первую очередь – правовых форм.
Таким образом, нами рассмотрено политическое и правовое проявления ГЧП.
Государственно-частное партнерство − это правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей государственного управления.
Реализация предлагаемого правового механизма ГЧП позволяет решить несколько задач:
Повысить эффективность взаимодействия государства и бизнеса.
Повысить эффективность использования государственных ресурсов.
Повысить эффективность исполнения государственных полномочий.
Повысить инвестиционную привлекательность российской экономики и отдельных регионов.
Реализация самого механизма требует принятия соответствующих политических и правовых решений[5].
Мировой финансовый рынок продемонстрировал свою роль глобальной системы мобилизации свободных денежных ресурсов отдельных стран и их перераспределения в мировом масштабе в места выгодного и перспективного инвестирования. США, в свою очередь, продемонстрировали способность принимать и эффективно размещать иностранный капитал в объемах, превышающих 100 млрд долл. в год.
Анализ «посткризисной» политики венчурных инвесторов показывает, что многие из них сделали определенные выводы из случившегося и адаптировали свои стратегии соответствующим образом, выработав более взвешенные подходы к оценке уровня рисков, перспективности инновационных проектов, а также к работе с компанией-реципиентом на всех стадиях, начиная от ее проверки (due diligence) и разработки стратегии, заканчивая постинвестиционным управлением. Изменились и подходы предпринимательских и научных кругов к венчурному инвестированию.
Кризисы наглядно продемонстрировали необходимость в более взвешенных подходах к формированию инновационной и бизнес-стратегии и в более глубоком понимании процесса осуществления венчурного инвестирования в целях формирования экономически эффективных компаний и обеспечения дальнейшего быстрого и, что особенно, как продемонстрировали кризисы, важно, устойчивого развития, а в конечном итоге – к успеху и для инициаторов инновационного проекта, и для венчурных инвесторов.
Анализ современного рынка капиталов в США показывает, что сегодня предприниматель или начинающая компания может получить средства из примерно десятка источников, в зависимости от перспективности проекта и стадии его реализации.
По данным аналитиков из американской Booz Allen Hamilton, 1000 компаний – мировых лидеров по объему расходов на НИОКР− потратили на эти цели в 2009 г. в общей сложности 407 млрд долларов, тогда как в 2008 г. – 384 млрд. Это значит, что только за период 2008-2009 гг. общий прирост ниокровских расходов крупнейших корпораций мира составил 4,2%. В целом доля частных инвестиций в расходах на научно-исследовательские и конструкторские разработки в «странах золотого миллиарда» сегодня вплотную приблизилась к 70%[1].
Второй важный тренд связан с происходящими изменениями в подходах к управлению НТП в самих корпорациях. Создание технологий внутри крупных компаний (или под их прямым управлением) становится неотъемлемой частью бизнес-процессов наиболее конкурентоспособных корпораций. Зачастую R&D-департаменты компаний благодаря не только большим финансовым возможностям, но и гибкости и приспособляемости к потребностям рынка, опережают вузы и НИИ не только по объемам средств, идущих на ведение разработок, но и по выводу готовых продуктов на рынок.
В этой ситуации кардинально меняется роль традиционных исследовательских структур – университетов, академических и отраслевых НИИ – они все чаще вовлекаются в инновационную деятельность корпораций, становясь частью их научно-технической политики. Компании, отказываясь от ниокровского изоляционизма, выступают заказчиками для научных центров, формируя кластерные пулы разработчиков из кафедр профильных вузов, НИИ и КБ для совместной работы над определенными проектами, оставляя за собой управляющую функцию («дирижирование»).
В итоге такого взаимодействия за последние три года корпорации сократили расходы на собственные НИОКР с 4,5 до 3,5% от суммы продаж, в то время как объем ниокровского аутсорсинга вырос с 20 до 35%. Такие показатели демонстрирует, к примеру, американская компания NineSigma. Отказался от безусловного приоритета внутренних НИОКР и расширил сотрудничество с независимыми разработчиками и такой транснациональный гигант, как Procter & Gamble[1]. Все это способствует не только активному развитию процесса трансфера технологий в эти страны, но и созданию там собственных технологических платформ, что позволяет им достигать конкурентных позиций на мировом рынке технологий: формирующиеся там центры производства технологий начинают ориентироваться уже не столько на внутреннее потребление, сколько на глобальный рынок.
Литература
1.Автономов В. "Рыночное поведение": рациональный и этический аспекты // Мировая экономика и международные отношения. −Ц 2009.
2.Автономов В., Гутник В. Немецкая экономическая мысль и феномен Вальтера Ойкена // Мировая экономика и международные отношения. -Ц 2008.
3.Агапова Т. Современная экономическая теория: методологическая база и модели // Российский экономический журнал. −Ц 2009.
4.Альтер Л. Избранные произведения. Буржуазная политэкономия США. −М.:Наука, 2008.
5.Ананьин О. Исследовательская программа Торстейна Веблена: 100 лет спустя // Вопросы экономики. −Ц 2009.
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Бугаева Н.С. –студент, науч.рук.: Кислан Л. С., к.э.н, доцент. СФУ, г.Красноярск, Россия
В статье исследованы вопросы развития малого предпринимательства в Красноярском крае как основного фактора инновационного развития субъекта.
Ключевые слова: малые предприятия, мониторинг, статистика.
In this article explores the development of small business in the Krasnoyarsk region, as the main factor of innovative development of the region.
Key words: small business, monitoring, statistics.
Аналитический обзор литературы показывает, что в основе современной концепции развития лежит отношение к малому бизнесу, как к неотъемлемому элементу демократии, источнику укрепления производственного потенциала предприятий. Малый бизнес является стабилизирующим фактором в обществе в связи с тем, что он формирует средний класс − основного приверженца демократичного устройства государства. Многие малые фирмы создаются на основе крупных предприятий в качестве Spin-off фирм и укрепляют производственный потенциал. Важно заметить, что многие нововведения продвигают малые предприятия, следовательно, они являются фактором перехода экономики на инновационный путь развития.
В 2010 году Красноярский край оказался в числе тех регионов, где отмечено сокращение количества небольших предприятий в расчете на 100 тыс. жителей, в том числе занятых инновационными разработками. Чтобы выяснить и установить причины и факторы, негативно влияющие на тенденцию, сравним основные показатели развития малых предприятий в России с аналогичными показателями самых передовых в области развития малого бизнеса – США (табл.). В США с особой тщательностью относятся к специфике малого бизнеса в зависимости от специализации, отрасли и размера. Выделено большое количество их типов, что позволяет учесть многие индивидуальные особенности и оказать правовую, финансовую или иную помощь. В России выделено пока два вида. В Красноярском крае, как и в России в целом, наблюдается недостаточная законодательная база. В России принято два закона, а в США в 10 раз больше. Другой важной причиной, влияющей на создание и развитие малых предприятий, занимающихся инновационными разработками, служит отсутствие регулярного и периодического мониторинга и контроля над процессами, протекающими в малом бизнесе. В России на региональном уровне в данном направлении проводятся только выборочные исследования. Статистика же ведет учет за год.
Сравнительные характеристики малых предприятий России, Красноярского края и США
Показатель | Россия | Красноярский край | США |
Создание правовой базы | |||
Количество принятых законов | |||
Количество типов предприятий | |||
Количество малых предприятий на 100000 жителей | 161.8 | 156.6 | |
Статистика | Раз в год | Раз в год | Постоянно |
Мониторинг | Нерегулярный | Нерегулярный | Действует постоянно |
Таким образом, для активизации участия малого бизнеса в инновационном развитии региона необходимо в первоочередном порядке укрепить законодательную базу, наладить статистический учет и постоянный мониторинг за их деятельностью с целью выявления и устранения «слабых» мест малого предпринимательства.
Литература
1. Федеральный портал среднего и малого предпринимательства [Электронный ресурс]. – URL: http://smb.gov.ru. − Загл с экрана.
2. Россия в цифрах, 2011: крат.стат. сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат) ; редкол. А.Е. Суринов и др. – Офиц. изд. – М.: Статистика России, 2011. – 573 с.]
ТРЕБОВАНИЯ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Виноградова Д.Ю – аспирант, Санкт-Петербургский гос. экономический университет; ст. преподаватель, Приднестровский государственный университет, кафедра конституционного, административного и муниципального права. г.Тирасполь, Молдова
Рассматриваются сущность, цели и задачи надзорной деятельности Центрального банка Приднестровской Молдавской Республики, а также основные направления его совершенствования.
Ключевые слова: банковский надзор, Приднестровской Республиканский банк, банковская система.
The essence, the purposes and problems of supervising activity of the Central bank of the Dnestr Moldavian Republic, and also the main directions of its improvement are considered.
Key words: bank supervision, Dnestr Republican bank, banking system.
В условиях экономического кризиса осуществление Центральным банком непосредственного контроля и надзора над деятельностью кредитных организаций − важная составляющая управления денежно-кредитной системой страны. Эта деятельность строится на основе установления правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, истребования информации, направления предписаний, проведения проверок и применения мер воздействия.
Природа банковского надзора обусловливает цели, преследуемые государством при их осуществлении, в частности цели поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков[1]. К числу наиболее важных предпосылок, объективно определяющих характер системы надзора, принадлежат исходные основы организации государства, общая структура власти, принципы распределения функций по реализации задач государственной экономической политики.
Банковский надзор выступает наиболее существенным элементом всей совокупности надзорных функций, выполняемых Центральным банком Приднестровской Молдавской Республики, и осуществляется им, главным образом, на основании двух законов: «О Центральном банке Приднестровской Молдавской Республики» и «О банках и банковской деятельности в Приднестровской Молдавской Республике», а также на основе многочисленных нормативных актов, издаваемых самим Центральным банком Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с действующим законодательством. Несмотря на то, что банковский надзор имеет свои специфические характеристики, обусловливающие его задачи и особенности, Закон о Приднестровском Республиканском банке в качестве главной его цели провозгласил поддержание стабильности банковской системы, а также защиту интересов вкладчиков и кредиторов.
Функциональная характеристика банковского надзора заключается в постоянной проверке Центральным банком соблюдения кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Центрального банка, т.е. наделении Центрального банка особыми надзорными полномочиями, выражающимися в публичных целях и финансово-правовом регулировании. Следовательно, банковский надзор наряду со своими непосредственными задачами, а точнее, в рамках решения этих задач, одновременно способствует решению конституционной и ключевой для Центрального банка задачи – обеспечения стабильности денежной единицы, а отсюда и денежной системы.
Таким образом, выполнение Приднестровским Республиканским банком надзорных функций обосновывается функциональной и экономической целесообразностью. Помимо этого, специально в отношении банковского надзора следует иметь в виду, что, кроме Центрального банка Приднестровской Молдавской Республики, ни один орган не имеет опыта организации системы банковского надзора, включая в данном случае в понятие «опыта» систему функциональных возможностей, кадрового обеспечения и представления о направлениях развития надзора. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что рынки финансовых услуг в Приднестровской Молдавской Республике развиты слабо, и говорить об их интеграции пока явно преждевременно.
Данный вид деятельности Центрального банка является составной частью банковского регулирования[2]. В законе Приднестровской Молдавской Республики «О Центральном банке Приднестровской Молдавской Республики» точнее отражается принцип подчиненности банковского надзора целям банковского регулирования[3]. В этом, собственно говоря, и заключается весь смысл банковского надзора. Банковский надзор выражается в реализации Центральным банком комплекса мероприятий, направленных на обеспечение режима законности в организации и функционировании банковской системы государства.
Этим же он отличается от различных видов государственного надзора, например прокурорского, который осуществляется в целях правопорядка. Что же касается банковского надзора, то он подчинен целям регулирования банковской системы, интересам банковского регулирования.
Анализ изменений банковского законодательства Приднестровской Молдавской Республики с 1992 года и по настоящее время позволяет сделать заключение, что правовое регулирование в этой области общественных отношений значительно усилилось. Например, статья 72 Закона «О Центральном банке Приднестровской Молдавской Республики» закрепила ряд норм, которые регулируют проверки кредитных организаций. Раньше этот вопрос регулировался исключительно нормативными актами Приднестровского Республиканского банка. Такая ситуация объяснима, учитывая то, какое значение придается кредитным организациям в обществе.
Для стабилизации финансовой системы Приднестровской Молдавской Республики в условиях финансового кризиса необходимо все шире использовать механизмы банковского надзора. Вопросы повышения качества осуществления надзора Центральным банком в сфере денежно-кредитных отношений, за деятельностью кредитных организаций являются важнейшими в плане обеспечения комплексного социально-экономического и политико-правового развития государства, с учетом этого требуется научное осмысление изменений в правовом регулировании банковской системы, исследование актуальных проблем банковского регулирования и надзора в финансово-правовом аспекте.
Банковский надзор как финансово-правовая категория существует в силу наличия необходимости в защите публичных интересов в сфере финансовой деятельности государства и является одним из важных элементов государственного финансового контроля.
На сегодняшний день особо актуальна разработка мер, направленных на совершенствование банковского надзора, в первую очередь на развитие содержательного риск-ориентированного надзора, повышение качества оценки финансовой устойчивости кредитных организаций, выявление ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций (банковских групп), стабильности банковской системы. Система риск-ориентированного надзора должна формироваться исходя из содержания и реальной оценки рисков, в том числе рисков на консолидированной основе и с позиций профессионального суждения о качестве активов и внутрибанковских систем управления рисками.
Основная сфера внимания риск-ориентированного надзора – существенные факторы, создающие угрозу банковской системе. В связи с этим необходимо выявлять и анализировать области деятельности, которые несут наибольшие риски для конкретного банка, а также проводить идентификацию наиболее слабых кредитных организаций и осуществлять надзор за ними в более интенсивном режиме по сравнению с банками, состояние которых не вызывает серьезных опасений[4].
Подтверждением актуальности теоретико-правовых проблем банковского регулирования и надзора является продолжающаяся дискуссия о природе мер принуждения, применяемых Приднестровским Республиканским банком к кредитным организациям, указанных в Законе «О Центральном банке Приднестровской Молдавской Республики», являются ли эти меры мерами административно-правового принуждения или финансово-правового принуждения.
Анализ задач надзорной деятельности в банковской сфере приводит к формулированию следующих концептуальных требований, выполнение которых видится необходимым для стабилизации кредитной системы. Как будет ясно из последующего изложения, указанные требования находятся в тесной взаимосвязи.
Во-первых, поскольку приоритетной целью надзора является поддержание кредитной системы, то его главной задачей должно быть не поиск и наказание «провинившихся» банков, а создание условий для более эффективного функционирования банковской системы.
Во-вторых, это необходимость активизации надзора, которая включает в себя ряд аспектов. Важнейшим условием и одновременно составным элементом его реализации является повышение открытости ситуации в банковской сфере в целом и в конкретных банках, как для Центрального банка, так и для кредиторов и клиентов банка. Повышение открытости базируется на совершенствовании системы учета и отчетности в коммерческих банках и приближении ее к требованиям, вытекающим из опыта международной банковской практики, что позволит повысить эффективность и результативность надзорной деятельности. С другой стороны, открытость предполагает неукоснительное соблюдение банками требований Центрального банка в сфере учета и отчетности.
В-третьих, надзор должен быть ориентирован на два уровня анализа и состояния банковской системы в целом. При этом открытость является важным фактором совершенствования диагностической компоненты банковского надзора. Другим ее фактором выступает совершенствование методики оценки состояния дел в банках.
В-четвертых, требование реструктуризации балансов банков. Данное требование непосредственно относится к оптимизации балансов и организационно-технологической схемы деятельности банков.
Под оптимизацией организационной структуры банков понимается централизация информационных потоков многофилиальных банков через компьютерную сеть и получение информации о работе территориальных подразделений в режиме реального времени, а также техническое переоснащение банков, снижение расходов в связи с сокращением численности низкоквалифицированного персонала (кассиров и пр.).
Под реструктуризацией балансов понимается снижение доли низколиквидных и неликвидных активов, создание достаточных резервов на списание плохих кредитов. При этом необходимо предусмотреть возможность банков самостоятельно списывать такие ссуды за счет резервов при контроле со стороны аудиторских фирм и Центрального банка. В ресурсной базе банков необходимо проводить политику снижения доли «горячих» денег: средств населения, бюджета[5].
Одновременно требование реструктуризации включает необходимость санирования отдельных крупных банков. Все эти аспекты предполагают дополнительные усилия Приднестровского Республиканского банка как с позиции оценки состояния дел в банках, так и с точки зрения консультирования и выдачи соответствующих рекомендаций.
Нуждается в разработке также Концепция реструктуризации ресурсных потоков в кредитной сфере и формирование системы перераспределения средств, при которой крупные банки кредитуют частные банки, которые принимают основные риски кредитования мелких и средних заемщиков.
Активизация надзора и создание адекватной системы ранней диагностики в банках предполагает совершенствование всех аспектов надзорной деятельности.
Прежде всего необходимо решительно обеспечивать достоверность информации, представляемой кредитным организациями в Приднестровский Республиканский банк. К числу грубых нарушений, по отношению к которым необходимо применять весь состав мер воздействия, можно отнести:
а)сознательное искажение отчетности;
б)занижение налоговой базы и базы отчислений в фонд обязательных резервов.
Надзор за руководителями банков (филиалов) должен опираться на изменение законодательно установленных требований к их квалификации и стажу работы в банковской системе в сторону усиления. Руководитель кредитной организации (помимо экономического или юридического образования) должен иметь опыт работы руководителем подразделения кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, не менее трех лет и положительную репутацию в сфере банковского бизнеса[6]. Необходимо узаконить возможность Центрального банка Приднестровской Молдавской Республики дать немотивированный отказ в согласовании кандидатуры в случаях, когда имеется проверенная информация о недобросовестной коммерческой репутации кандидата или связи с криминальными сферами.
Требуется также включать в состав должностных лиц назначение аудитора банка, кроме того, необходимо установить запрет на совмещение должностей, подлежащих согласованию в Приднестровском Республиканском банке, одним физическим лицом в различных кредитных организациях. Вместе с тем решение этого блока вопросов напрямую связано с существенными корректировками в действующем законодательстве Приднестровской Молдавской Республики.
Надзор за владельцами кредитных организаций предполагает постоянный мониторинг с Центральным банком Приднестровской Молдавской Республики финансового состояния юридических лиц – держателей контрольных пакетов кредитных организаций, возможностей обходить установленные ограничения максимального риска при кредитовании учреждений и инсайдеров через создание аффилированных и контролируемых структур.
Один из учредителей (юридическое лицо), обладающий долей не менее 20 %, должен выступать гарантом оказания финансовой помощи в случае возникновения у кредитной организации финансовых затруднений. Институт гаранта должен действовать постоянно, чем обеспечивается ответственность за результаты деятельности кредитной организации и гарантия финансовой устойчивости, особенно на начальном этапе ее функционирования.
Одновременно необходимо предоставить Приднестровскому Республиканскому банку право временно отказать в регистрации кредитной организации без указания мотивов, если имеются «особенные» сомнения в ее устойчивости. Одним из факторов надежности создаваемой кредитной организации выступает ее стратегия становления на основных финансовых рынках. Безусловно, следует иметь возможность принимать различные решения в случаях желания учредителей предложить региону или системе в целом новые банковские услуги или, напротив, включиться в конкурентную борьбу за перераспределение клиентов и ресурсов других банков.
Контроль за деятельностью филиальной сети банков нуждается в тщательной методологической доработке. Необходимо установить порядок наделения филиала собственными средствами, методику контроля за соблюдением обязательных нормативов максимального риска на одного кредитора и вкладчика. Требуется также ввести в практику определение головной конторой лимитов на проведение операций филиалов с учетом необходимости соблюдения обязательных экономических нормативов информирования резервов в целом по кредитной организации. Указанные лимиты должны быть согласованы с Приднестровским Республиканским банком, куда представляется соответствующая отчетность. Исключения могут быть сделаны для кредитных организаций, внедривших сертифицированные Приднестровским Республиканским банком технические решения, позволяющие банку в оперативном режиме контролировать текущие операции филиала.