Проект как эффективная инновационная форма организации учебного процесса.
Введение
Темой данной курсовой работы является «Использование творческих проектов в обучении иностранным языкам». Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования метода проекта, в частности, в обучении иностранному языку, т.к. он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Этот метод помогает оптимизировать процесс обучения в самой обычной общеобразовательной школе, развивать навыки самостоятельной работы учащихся по иностранному языку, раскрыть их способности, расширить лингвострановедческий кругозор, привить интерес к дальнейшему изучению предмета.
Использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрирует школьников в различные среды - социальные, языковые и т.д., ученики включаются в реальную творческую деятельность и нацелены на получение реального результата.
Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическую направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, четко ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта, а также целостную разработку проблемы с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.
В данной работе мы попытаемся объяснить значение творческих проектов в обучении иностранным языкам, рассмотрим виды проектов и их использование при проведении сценарных уроков, определим роль учителя на различных этапах работы над проектами, а также учащихся в условиях проектного обучения.
Цель курсовой работы – изучить особенности использования творческих проектов в обучении иностранным языкам на среднем этапе.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности метода проектов.
2. Определить типологию проектов.
3. Определить роли учителя иностранного языка и учащихся на разных этапах работы над проектом.
4. Описать самостоятельную деятельность учащихся в условиях проектного обучения.
5. Определить условия успеха в проведении проекта.
6. Самостоятельно разработать и апробировать проектные уроки.
Объектом исследования является метод проектов в обучении иностранным языкам.
Предмет исследования: использование творческих проектов в обучении иностранным языкам.
Методы исследования: теоретический анализ методико-педагогической литературы, диагностические методы, праксиметрические методы.
Гипотеза: метод проектов- эффективный прием обучения иностранным языкам.
Курсовая работа состоит из теоретической части, в которой раскрывается сущность метода проектов, типология проектов, роли учителя при работе над проектом, самостоятельная деятельность учащихся в условиях проектного обучения, условия успеха в проведении проекта и практической части, включающей нестандартные уроки с использованием проектной методики.
Проект как эффективная инновационная форма организации учебного процесса.
Проект- это самостоятельная, долгосрочная групповая работа по теме- проблеме, выбранной самими учащимися, включая поиск, отбор и организацию информации. В процессе работы над проектом речевое иноязычное общение «вплетено в интеллектуально- эмоциональный контекст другой деятельности». Учащиеся работают вместе для достижения общей конкретной цели. Конечный продукт должен быть результатом творческой группы, хотя информация и идеи могут быть заимствованы из различных источников. Проектная работа проводиться в течение нескольких дней или недель, на уроке и во внеурочное время. Основали на групповом взаимодействии, работа над проектом способствует развитию навыков и умений дискутирования, аргументации своей точки зрения, учения в сотрудничестве.
Метод проектов приобретает все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделить главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщение, выводы и т.п.; умение работать с разнообразным справочным материалом. Задачей обучения различным видам РД и является формирование многих из названных умений. К творческим умениям относится: умение вести дискуссию, слушать и слушать собеседника, отстаивать сою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль. [5, 43]
Большинство школ испытывают сегодня немало трудностей при обучении иностранным языкам. Не имея возможности использовать полученные по иностранному языку знания вне класса, учащиеся теряют интерес к его изучению. Современные мультимедийные технологии пока для них так же остаются недоступными из-за слабой материальной базы многих школ. Поэтому целесообразно использовать метод проектов в учебно-воспитательном процессе средней школы, который нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Этот метод помогает оптимизировать процесс обучения в самой обычной общеобразовательной школе.
Но если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершаться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Новые тенденции в развитии нашего общества содействовали распространению «защиты проекта» как формы групповой деятельности учащихся. В ней школьник выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и практиковать какие-то необходимые изменения для улучшения жизни.
Многое в проекте идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. [7, 26-31]
В проекте школьник выступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, пробующее предложить новые решения отдельных жизненных проблем. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить или применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить школьников самостоятельно мыслить; привлекать для выполнения проекта знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия определенных вариантов решения; работать слаженно, помогая, друг другу.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта, а также разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий её решения и реализация результатов.
Типология проектов.
Е.С. Полат предлагает следующую типологию проектов:
1. Исследовательские проекты, которые характеризуются хорошо продуманной структурой, обозначением целей, обоснованной актуальностью предмета исследования для всех участников. Они имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним. Подобные проекты, естественно, должны соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.
2. Творческие проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов. Оформление результатов требует четко продуманной структуры, например, в виде видеофильма, репортажа, дизайна определенной рубрики, альбома и т.д.
3. Ролево - игровые проекты, в которых структура намечается, но остается открытой до окончания проекта. Участники такого проекта принимают на себя определенные роли, которые обусловлены характером и содержанием проекта. Роли могут быть самые разнообразные: от литературных и сказочных персонажей, до деловых людей нашего времени. Степень творчества в подобных проектах достаточно высокая, но основным видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
4. Информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-то событии или явлении. Участники проекта собираю эту информацию с целью ознакомления с ней широкой аудитории. Выполнение такого проекта можно сравнить с выполнением исследовательского: требуется хорошо продуманная структура, постоянная корректировка по ходу работы. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты, и становиться их определенной частью, модулем.
5. Практико-ориентировочные проекты имеют четко обозначенный результат деятельности учеников, который обязательно ориентирован на социальные интересы всех участников проекта. Например, это может быть какой-то законопроект, конвенция по правам тинэйджеров, свод законов о поощрении и наказаниях в данной школе, проект здания новой школы с зимним садом и т.д.
Такой проект требует определенного сценария с четко распределенными обязанностями всех членов группы. Работы должны выполняться поэтапно по заранее разработанному плану. После каждого этапа необходимо обсуждение, целью которого является оценка проделанной работы. Если в работе появляются сбои, их необходимо устранить общими усилиями. [1, 28-29]
По признаку предметно-содержательной области проекта Е.С. Полат выделяет:
1. Монопроекты. Обычно они проводятся в рамках одного предмета, и темы выбираются наиболее сложные для усвоения. Например, при изучении иностранного языка наиболее сложным являются темы страноведческого, социального или исторического характера. Конечно, работа над проектом на подобную тематику будет предусматривать привлечение знаний из других областей. Учитель должен знать, какие знания, умения и навыки приобретут учащиеся в результате выполнения этого проекта, наметить поурочный план работы над проектом: логика выполнения проекта, роли в группе, форма презентации. Хотя стоит оговориться, что форму презентации учащиеся могут выбрать и сами. Часто времени на уроке не достаточно для работы над проектом, поэтому его выполнение можно перенести частично на внеурочное время.
2. Межпредметные проекты. Эти проекты сложно выполнять во время урока, они, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, но могут быть и обменные, продолжительные, входящие во внутришкольный план. Такие проекты являются достаточно объемными, над ними работают несколько творческих групп, чья работа должна быть достаточно слаженной, хорошо продуманной. При выполнении таких проектов необходим промежуточный контроль результатов.
Как правило, в реальной практике приходиться иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов или практико-ориентированных и информационных.
Метод проектов позволяет создать исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. [9, 75-77]
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждую группу включаются ученики с разной степенью владения иностранным языком. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, иначе это можно назвать «добыванием знаний». А это большой стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, ученик учиться работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего задания, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Он также выступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, побуждающее предложить новые решения отдельных жизненных проблем.
Следует помнить, что для того, чтобы выполнить все задания проекта, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умения работать с текстом (выделить главную мысль, вести поиск нужной информации), анализировать информацию, делать обобщение и выводы, работать с различными справочными материалами. К творческим умениям можно отнести умение генерировать идеи (для этого требуются знания в различных областях). [2, 46-47]
Задачей обучения различным видам РД и является формирование многих их вышеуказанных умений. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучении в школе, причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.