Музыкальное воспитание детей в условиях образовательных учреждений и семьи 1 страница

Альминова Е.А., Кошелева А. В.

МДОУ «Детский сад № 1 «Пчелка»

г. Йошкар-Ола

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДОУ

Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира. Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.

Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни. Она - по выражению Стендаля, - является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды не однократно подчеркивали, что работу по музыкально - эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная деятельность детей. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Действительно, музыка укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое признание. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе.

Музыка - могучее средство всестороннего развития ребенка, формирования ее духовного мира. Она расширяет его кругозор, знакомит с разнообразными явлениями, обогащает чувствами, вызывает радостные переживания, способствует воспитанию правильного отношения к окружающему миру. Ввести ребенка в волшебный мир музыки можно не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни создавать условия для развития музыкальных интересов, способностей детей. В играх, на прогулках, во время самостоятельной художественной деятельности дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыкальные произведения, подбирать самые простые мелодии на детских музыкальных инструментах. Музыкальную деятельность детей в быту отличает самостоятельность, инициативность, стремление сделать что-то свое. Следовательно, у дошкольников в первую очередь нужно воспитывать самостоятельность и инициативу в использовании знакомых песен, танцев в разных условиях (в играх, на прогулках, в самостоятельной художественной деятельности и др.). В музыкально-дидактических играх развивать музыкальный слух, чувство ритма, расширять круг музыкальных впечатлений и способствовать тому, чтобы дети воспроизводили их в сюжетно-ролевых играх. Для успешного развития сюжетно-ролевых игр на музыкальную тематику дети должны знать много песен, хороводов о природе, животном мире, профессиях, транспорте.

Воспитатель должен поощрять творческие проявления детей, напоминать о возможности использовать в игре знакомые песни, помочь им в музыкальном выполнении, что мы и стараемся делать в работе с детьми своей группы. Проведение в повседневной жизни музыкально - дидактических игр, содействует музыкальному развитию дошкольников. Например, мы изучаем с детьми особенности звучания разных инструментов (играем на музыкальных инструментах, а дети угадывают, на каком инструменте была проиграна мелодия). Развиваем у дошкольников чувство ритма, предлагая им за ритмичным рисунком, отстучавшим на барабане, узнать знакомую песенку или повторить ее. В играх типа «Горячо - холодно», когда звучание погремушки или бубна ослабляется или усиливается в зависимости от отдаления или приближения ребенка к спрятанной игрушке, дошкольники учатся различать звуки по силе звучания. Для проведения музыкально - дидактичных игр нужно иметь магнитофон с записью музыкальных произведений для дошкольников, детские музыкальные инструменты.

Музыку мы используем и при рассказывании детям сказок, предлагаем им послушать в записи песни отдельных персонажей (например “Песню козы” из оперы Коваля “Волк и семеро козлят” и др.). Музыка может иметь место и во время проведения бесед. Например, рассказывая детям о празднике Осени, можно предложить спеть песни “Красивая осень” Попатенко, о зиме - спеть песни “Зима” Шутенко, “Зимний лес” музыка Чичкова и др. Песни и инструментальную музыку применяем и во время рассматривания иллюстраций. Также мы используем музыку и во время изобразительной деятельности детей. Например, дети выполняют аппликацию “Цыплята” и поют песню “Цыплята” Филиппенко.

Музыка является также постоянным спутником утренней гимнастики. Закаливающие процедуры в нашей группе проходят под ритмичную музыку.

Наши ребята по собственной инициативе рисуют, лепят, играют на детских музыкальных инструментах, драматизируют сказки, поют песни, слушают музыку в записи. Для организации самостоятельной музыкальной деятельности каждая группа детского сада должна иметь определенное оборудование; магнитофон, диски, разнообразные детские музыкальные инструменты. С ясельной группы дети нашей группы перед сном слушают классическую музыку. Оживление и радость вносят в жизнь дошкольников вечера развлечений. Они дают им также возможность активнее, творчески обнаруживать себя в музыкальной деятельности, способствуют закреплению приобретенных на музыкальных занятиях знаний и умений, воспитывают у них изобретательность, ловкость, инициативу, жизнерадостность.

На музыкальных вечерах, тематических концертах и концертах художественной самодеятельности, вечерах музыкальных загадок, в драматизациях песен музыка играет ведущую роль. Она пробуждает эмоции детей, направляет их действия, помогает почувствовать и передать средства музыкальной виртуозности, развивает музыкальные способности дошкольников.
Благодаря совместным усилиям воспитателей и музыкальных руководителей их тесному контакту, песни, игры, танцы входят в повседневную жизнь детского сада, способствуют всестороннему и гармоничному развитию дошкольников. Воспитанники нашего ДОУ любят и понимают музыку, поют выразительно, эмоционально и согласованно, ритмично танцуют, обнаруживают творческое отношение к музыке.
Настойчивая, последовательная и творческая работа педагогического коллектива нашего дошкольного заведения привела к тому, что с использованием технических средств, наличием у детей в группах разнообразного оборудования для организации музыкальной деятельности способствовали тому, что песни и музыка крепко вошли в быт детей. Цель ДОУ воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер, способствовать тому, чтобы музыка проникла в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.

Белобородкина С. Е.

МДОУ «ЦРР – детский сад № 90 «Крепыш»

г. Йошкар-Ола

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО–ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.

Театральное творчество - творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Я убеждена, что основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения.

Легкость и радость общения с ребенком, готовность к импровизации и экспромту, стремление к творчеству, самовыражению, общему успеху - вот что лежит в основе совместной театрализованной деятельности.

Цель занятий - всестороннее развитие личности ребенка. Основные направления - развитие певческих, двигательных навыков, эмоциональности, интеллекта, артистических способностей и навыков сценических воплощений, коммуникативных особенностей ребенка. Театрализация включает в себя практически все виды детской деятельности: песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах, драматизацию.

Песенное творчество воспитывает у детей устойчивый интерес к пению, побуждает детей сочинять песенки на заданный текст. Танцевальное творчество вызывает эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку, импровизировать; побуждает детей к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей персонажей и настроение музыки танцевальными движениями.

Игровое творчество привлекает детей к сочинительству коротких сказок, историй, диалогов; побуждает детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движений, мимики, интонаций, жестов инсценировать хорошо знакомые сказки. Импровизация на детских музыкальных инструментах дает детям представления и способы звукоизвлечения; предлагает им импровизировать простые мелодии индивидуально и в ансамбле, используя ударно-шумовые инструменты; совершенствовать умение воспроизводить различные ритмы. Драматизация учит разыгрывать спектакли, используя выразительные средства; развивает память и фантазию детей, выразительность жестов, эмоций для передачи характерных особенностей персонажей спектакля.

Проведение праздников развивает у детей желание участвовать в празднике, выступать перед родителями и сотрудниками детского сада, младшими детьми; привлекает к активному участию в подготовке и проведении праздника; расширяет музыкальные впечатления, совершенствует импровизационные способности детей.

Уже в первой младшей группе дети знакомятся с театрализованными играми, просматривают небольшие кукольные спектакли. Вторая младшая группа - это знакомство с различными видами кукольных театров, обучение детей основам актерского мастерства: развитие внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Средняя группа - подведение детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, песенных и танцевальных импровизациях; формирование интонационной выразительности речи; использование этюдов, обучающие способы управления куклами различных систем. Старшая группа - совершенствование исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации; активное участие в театрализованных играх.

Подготовительная группа - совершенствование всестороннего развития творческих способностей детей средствами театрального искусства; развитие творческой самостоятельности детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий театральный образ героя; умение сочинять песни на заданный текст в определенном жанре и характере своего героя, используя театральных кукол различных систем.

Результативность - разнообразие методов, приемов, различных средств выразительности, работа с различными видами кукол (настольные, перчаточные, напольные, куклы "живая рука", куклы-марионетки), особая атмосфера творчества и радости от достигнутых результатов позволяют сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным.

Использование наглядного материала, прослушивание аудиокассет, беседы с детьми о многообразии музыкальных форм и жанров, закладывает в детях основы гармонического развития: слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей. Обучение детей методике ведения кукол, посещение детьми кукольных спектаклей и детских представлений, инсценировки сказок с их участием, разучивание игр, хороводов, песен и танцев - совершенствует артистические навыки в плане переживания и воплощения образов.

Цель моих занятий с детьми театрализацией - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Именно образно-игровая форма наиболее эффективна в дошкольном возрасте. В ней ярче раскрываются творческие способности детей.

Под театрализованными играми необходимо понимать "игры в театр", "сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям". Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам, музыке перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.

Литература

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003.

2. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста. М., 2006.

3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1989.

4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика М., 1994

5. Горбина Е.В., Михайлова М.А. В театре нашем для вас поём и пляшем: Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников. Ярославль, 2000.

6. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения: В помощь музыкальным руководителям, воспитателям, родителям. Ярославль, 2001.

Заузолкова И.Н.

МДОУ Детский сад № 10 «Капелька»

г. Козьмодемьянск

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ДОУ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопрос взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в области музыкального воспитания и развития дошкольников на современном этапе является одним из актуальных и животрепещущих для профессионально-педагогического сообщества в дошкольном образовательном учреждении. Этот вопрос требует безотлагательного решения.

То, что такое взаимодействие необходимо, не вызывает сомнений. Открытым остаётся вопрос: каким оно должно быть и как его организовать? В традиционном понимании такого сотрудничества вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка-дошкольника является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Причём и воспитатель, и музыкальный руководитель являются представителями одной профессиональной группы - педагоги. Разница же заключается в том, что содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности воспитателя. Слабая же сторона педагога заключается в том, что воспитатель не владеет специальными исполнительскими навыками, плохо ориентируется в мире музыкального искусства.

Таким образом, в педагогической деятельности ДОУ складывается противоречивая ситуация, при которой воспитатели часто отказываются от решения задач музыкального развития дошкольников, а музыкант не обладает достаточной педагогической компетентностью воспитателя. При этом требования к их личностным и профессиональным качествам в этой области остаются едиными.

В связи с этим одним из ведущих направлений сотворчества педагогов должно быть связано с взаимным обогащением педагогическим опытом: музыкальный руководитель должен заниматься музыкально-педагогическим просвещением своих коллег и, в то же время, доверять воспитателям в вопросах воспитания и развития детей.

Общность задач профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя позволяет им конструктивно и творчески сотрудничать, обеспечивая целостность педагогического процесса через педагогическое сопровождение воспитанника. В процессе педагогического сопровождения выявляются новые задачи профессионального сотрудничества и сотворчества педагогов дошкольного образования. Эти новые задачи, в свою очередь, определяют инновационные формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя: разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка, совместное проектирование планов работы, обмен мнениями на семинарах, консилиумах, заседаниях службы сопровождения, взаимопосещение занятий, проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, составление музыкальных фонотек, банка педагогических технологий и т.д. Всё это поддерживает в педагогическом коллективе постоянный, живой интерес к музыкальному воспитанию дошкольников, что отражается на всей воспитательной работе ДОУ.

Литература

1. Абраменкова В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М., 2000.

2. Анисимов В. Диагностика музыкальных способностей детей. - М., 2004.

3. Метлов Н. Музыка - детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. - М., 1985.

4. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М, 1989.

5. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997.

6. Радынова О.и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1998.

7. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М., 1997.

8. Радынова О. Слушаем музыку (Книга для воспитателя и музыкального руководителя). - М., 1990.

9. Радынова О., Груздова И., Комиссарова Л. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. - М., 1999.

10. Радынова О., Катинене А., Палавандшвили М. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1994.

11. Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.

12. Юдина Е. Педагогическая диагностика в детском саду. - М., 2003.

13. Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. - М., 1997.

Константинова И. Н.

МДОУ «Центр развития ребенка-

Медведевский детский сад № 6 «Колокольчик»»

РМЭ п. Медведево

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

Вместе с детьми мы мечтаем, фантазируем, уносимся в мир сказок, мир музыки. Вместе смеемся и играем, рисуем и творим. Дети, чувствуя близость и расположение взрослого друга и товарища, доверяют ему свои тайны, мысли, чувства и эмоции.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

В группе мы часто поем песенки без музыкального сопровождения, чтобы малыши не только слушали музыку, но и понимали, о чем она, вслушивались в лирическое, напевное звучание слов и словосочетаний. Не зря песенки для самых маленьких в основном написаны в стиле русских народных песен - протяжных, мелодичных, поэтому ребята легко их усваивают и подпевают. Чтобы песенки звучали эмоциональнее, даем ритмическое сопровождение: хлопки, топанье, фонарики.

Частые гости у малышей - дети старшей и подготовительной группы. С помощью воспитателей они показывают кукольный театр, устраивают концерты, выступают с сюрпризами на утренниках. Это пробуждает в маленьких детях желание петь, подпевать и делать это дружно, эмоционально. Придумываем для малышей интересные моменты - сюрпризы, когда воспитатель приходит в роли Петрушки, бабушки. На занятии даем творческие задания: вы осенние листочки или куколки, пришли в гости к мишкам и др.

Знакомим детей с музыкально - дидактическими играми, формирующими музыкально-сенсорные эталоны: «Эхо», «Громко - тихо», «Где мои детки?», «Птица и птенчики», «Трубы и барабан», «Угадай, на чем играет Петрушка». Знакомим детей с музыкальными инструментами как средством развития музыкального творчества. Для совершенствования ритмического восприятия используем музыкальные инструменты: металлофон, бубен, погремушки, шарманки, музыкальные молоточки, деревянные ложки, барабаны, широко используем самодельные шумовые инструменты.

Очень интересно и красочно проводим развлечения, цель которых - обогатить детей впечатлениями в интересной, увлекательной форме, порадовать, повеселить. Вызывая положительные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем предметном и музыкальном мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, формируют нравственные представления. Они объединяют в себе разные виды искусства: изобразительное, художественное слово, музыку - и дают возможность творчески использовать их.

Продумываем развлечения таким образом, чтобы дети были не пассивными наблюдателями зрелища, а активными участниками событий. В работе с малышами часто используем фланелеграф, так как он очень удобен, внимание детей не рассеивается на постороннее изображение. Образ становится доступным и понятным. Например, показываем сценку «Цыпленок» К. Чуковского. Вместе со мной они подражают звукам животных: громко поет петушок «ку-ка-ре-ку», тихо пищит цыпленок «пи-пи-пи», лягушка квакает «ква-ква-ква».

Малыши очень любят отгадывать загадки, особенно если отгадка перед ними оживает. Каждую отгадку обыгрываем: поем песенку, читаем стишок, пляшем или играем с ней.

Взрослые присутствуют во всех видах и формах организации музыкальной деятельности детей. Они входят в игру, помогают ее участникам добрым советом. В итоге даже забава, развлечение учат детей добру, нетерпению к злу, порождают чувство радости за своего друга, способствуют формированию дружного детского коллектива.

Михеева И.О.

МДОУ № 11 «Гнездышко»

г. Йошкар-Ола

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛАССИКИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к миру его настроений. Музыкальное воспитание в детском саду должно быть не просто средством развития эмоциональной и познавательной сторон личности, оно должно стать необходимой составной частью жизни ребенка.

Дошкольник вполне предрасположен к восприятию искусства, но музыка представляет наибольшую трудность. Это связано со специфической сложностью музыкально-художественного образа и возрастными особенностями дошкольников.

Одним из направлений работы музыкального руководителя может стать развитие музыкальности через синтез искусств. Можно помочь ребенку войти в мир музыки, добавив на занятиях живопись и художественную литературу. Выбор именно этих видов искусств не является случайным. Как отмечает Б.Неменский, «все сложные искусства, например, драматический и музыкальный театр, кино в основе своей строятся на слиянии разных элементов трех искусств: литературы, музыки, изобразительного искусства. Эти три искусства, как три основных цвета, являются основой всего многообразия спектра искусств».

Используя программу О.Радыновой «Музыкальные шедевры», мною спланированы ежемесячные музыкально- тематические занятия, охватывающие разные темы.

СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь В гости к королеве Музыки.

Октябрь Осенние кружева.

Ноябрь В мире музыкальных инструментов.

Декабрь Зима поет, аукает.

Январь Три кита в мире музыки

Февраль Небылицы в лицах (весело- грустно).

Март Поездка в лес.

Апрель Сказка в гости к нам пришла.

Май Вместе весело шагать.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Сентябрь Путешествие в город музыки.

Октябрь Золотая волшебница Осень.

Ноябрь Дружная семейка (оркестр).

Декабрь В стране веселых песен (мажор- минор).

Январь Мир, в котором ты живешь (жанры).

Февраль Это Родина моя (о животных и птицах).

Март Мир похож на цветной луг (настроение)

Апрель В некотором царстве (сказка в музыке)

Темы подобраны таким образом, что помогают заинтересовать детей, накопить музыкальные впечатления. Подготовка к музыкально- тематическим занятиям ведется в процессе повседневной музыкальной работы с детьми, музыкальный материал подбирается с учетом возрастных особенностей детей.

Слушание сопровождается беседой, рассказ должен быть образным, хорошо использовать поэтические примеры. Сопоставить контрастные произведения помогут иллюстрации, репродукции картин. Для того, чтобы сделать процесс более заманчивым, можно сопровождать слушание музыки выразительными имитационными движениями, передавая характер музыки через пантомиму. Важно побуждать детей высказываться о характере, смене настроений, средствах музыкальной выразительности, научить их различать музыкальные жанры.

Чтобы внимание детей оставалось на максимальном уровне, важно вовремя сменить вид деятельности. Использование игры на музыкальных инструментах, чтение стихов, рисование на тему услышанного музыкального произведения, танцевальные задания, игровые ситуации- все это помогает разнообразить процесс музыкального восприятия, сделать его более доступным и интересным, запоминающимся.

Важно помнить, что на занятии должен сохраниться приоритет музыки, все остальные средства будут лишь помощниками в непростом процессе общения с музыкальным искусством.

Смирнова А.И.

ГОУ ВПО МарГУ, ФПП

г. Йошкар-Ола

Научный руководитель: Лоскутова Р. Р.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Наши рекомендации