Музыкальное воспитание детей с нарушениями в развитии в условиях семьи

Возможности для приобщения ребенка с нарушениями в развитии к музыке имеются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Известно, что социальная ориентация таких детей напрямую зависит от того микроклимата, который складывается в семье, от общения ребенка с родителями, от тех чувств, которые испытывают родители к ребенку, от стремления взрослых понять своего ребенка, помочь ему и восприятия его как личности. Любовь родителей к ребенку служит, как считают многие специалисты, гарантией эмоционального благополучия человека.

В семье, по мнению О.Л.Зверевой, А.Н.Ганичевой, происходит разностороннее познание ребенком окружающей социальной действительности, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Именно в семье, в уютной домашней обстановке при доверительном общении ребенок с проблемами в развитии получает сочувствие, сопереживание, что может обеспечить ему необходимую поддержку и подготовить к достаточно сложным социально-экономическим условиям современной жизни.

Период дошкольного детства характеризуется готовностью ребенка к познанию окружающего мира, к получению разнообразной информации, что способствует накоплению жизненного опыта. Познавая окружающий мир, ребенок одновременно создает свой собственный мир, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими — со взрослыми, сверстниками. Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей социокультурной среды, в которой бы ребенок с нарушениями в развитии чувствовал себя не только востребованным, но и защищенным.

Установление адекватных способов взаимодействия между взрослыми и ребенком, использование разнообразных средств воспитания и обучения, позволяющих создать комфортную для ребенка обстановку и в детском саду, и в семье, будет способствовать более успешному формированию личности.

В интеллектуальном и духовном развитии ребенка с нарушениями огромную роль играет искусство. Разные его виды — музыка, литература, изобразительное искусство, театр — дают возможность приобщать ребенка к основам художественной культуры, воспитывать у него эстетический вкус, расширять умственный кругозор, активизировать творческие проявления.

Свои первые шаги в мире искусства ребенок делает в семье. Музыка занимает важное место, в развитии личности ребенка начиная с самого раннего возраста и даже раньше — с пренатального периода, когда он уже способен слышать музыкальные звуки, интонации, мелодии. Эта информация приходит к ребенку из окружающего мира, и он начинает познавать его. У него уже в этот период могут возникать предпочтения, связанные с восприятием музыки разного характера. Так, по наблюдениям беременных женщин, их будущий ребенок очень бурно реагировал на звучание динамичной, современной музыки, совершая характерные движения, и, наоборот, успокаивался в ответ на звучание тихой, спокойной скрипичной музыки.

Музыка является той прочнейшей нитью, которая соединяет ребенка с миром взрослых и вместе с тем позволяет ему ощутить себя как личность. С ранних лет ребенок способен воспринимать и впитывать ритмы и мелодии народных попевок, потешек, особенности родного языка и по-разному реагировать на изменяющийся характер музыки.

Восприятие музыкальных произведений для детей означает постижение ими богатейшего и разнообразнейшего мира человеческих переживаний, переданных посредством музыки. Оно является средством релаксации, высвобождения негативных эмоций у детей, средством профилактики и коррекции личностных нарушений.

Музыка — один из важных компонентов развивающей среды, которая должна окружать ребенка в течение всего периода детства. Взрослея, ребенок начинает более осознанно воспринимать окружающее, приобщается к разным видам музыкальной деятельности. У него развиваются активные способы музыкальных действий. Являясь по своей сути творческим процессом, музыка побуждает к творчеству и ребенка, активизируя его воображение, фантазию. Простейшие творческие проявления ребенка в доступной для него музыкальной деятельности являются залогом его будущего успеха в последующей жизни.

От того, насколько комфортна окружающая ребенка среда, будет во многом зависеть его собственное поведение по отношению к окружающим, к обществу, в котором он живет. И если ребенок будет воспитываться в атмосфере душевной теплоты, понимания, эмоционального комфорта, то у него не будут возникать негативные проявления, чувство отторжения, ощущение собственной неполноценности и ненужности. Задача родителей содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к игре, попытки к самостоятельным действиям и стимулируя их.

Музыка, пение, игры должны занимать важное место в условиях специально организованной коррекционной работы в семье. Они сопровождают ребенка с самого рождения, побуждая его к эмоциональной реакции на веселую или грустную музыку, к простейшим движениям (приседаниям, хлопкам, покачиваниям туловищем и т.д.). Музыка постепенно входит в жизнь ребенка, делая ее более яркой, содержательной. Задача родителей — развивать у ребенка интерес к музыке, вызывать эмоциональный отклик на нее, желание участвовать в исполнении незатейливых песен, танцев, игр и т.д.

В этом случае у ребенка, который с малых лет приобщается к традициям семьи, к общению с близкими, постепенно формируется «образ семьи». Семейный досуг занимает важное место в приобщении ребенка к искусству, к культуре. В процессе семейного досуга удовлетворяются духовные потребности семьи.

Для ребенка с нарушениями в развитии музыка одновременно является и средством эстетического воздействия, и средством познания, и средством общения, и средством релаксации и коррекции. Формы приобщения к музыке в семейном воспитании могут быть самыми разнообразными: семейные праздники, экскурсии в музеи, посещение профессионального театра и создание домашнего театра, различные виды развлечений (игры-забавы, веселые конкурсы и др.).

Семейные праздники

В понятие семейного досуга входят те праздники, обычаи, традиции, которые приняты в обществе и которые обычно составляют жизненный уклад семьи. Например, с давних времен в каждой семье сохранился обычай отмечать дни рождения каждого члена семьи и дарить друг другу подарки. В семье могут отмечаться и свои особые праздники, к которым заранее готовятся. Родители продумывают, как лучше организовать праздник, какие игры, забавы провести, какую музыку использовать для игр, танцев, как Украсить помещение, какие сувениры, призы приготовить для виновника торжества, гостей и т.д.

Композиция любого праздника, организуемого в семье, должна быть хорошо продумана, чтобы у всех членов семьи и у всех гостей в процессе всего праздника сохранились хорошее настроение, активный интерес. Дети должны быть в центре внимания в такие дни, Поэтому родители могут заранее составить небольшую программу Праздника, предусмотрев сюрпризные моменты. В программе праздника может быть не только застолье с любимыми угощениями пирогами, конфетами и др.), но и маленький концерт сила-ми взрослых и детей, веселые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок (например, «Репка», «Колобок», «Теремок» и др.) или сценки из семейной жизни.

Создать хорошее настроение, объединить всех детей и взрослых, присутствующих на празднике, общими чувствами всегда помогает хорошая музыка. В этом случае праздник запомнится надолго. Поэтому готовясь к предстоящему празднеству, родители заранее должны позаботиться о подборе музыки для того, чтобы всем вместе исполнить знакомые детские песенки, потанцевать под музыку, используя несложные танцевальные движения, или изобразить какую-либо смешную сценку. После праздника и у родителей, и у детей будет повод для того, чтобы обсудить его, вспоминая наиболее впечатляющие моменты.

В семье можно отмечать и народные, и государственные календарные праздники. Каждая семья решает этот вопрос по своему усмотрению. Перед праздниками следует рассказать детям о том, чему они посвящены и как обычно проводятся. Детей можно привлекать к подготовке праздника — к посильной уборке помещения (например, своего игрового уголка), к изготовлению поздравительных открыток, сувениров и др.

В праздничный день хорошо устроить небольшой домашний концерт — исполнить силами взрослых и детей соответствующие духу и настрою праздника песни, стихи, веселые частушки, забавные рассказы, показать выступление домашнего оркестра.

Вопросы для контроля

1. Какое значение для развития личности ребенка с нарушениями в развитии имеют различные формы музыкального досуга в семье?

2. Перечислите формы музыкального досуга в семье.

3. Раскройте условия взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по музыкальному воспитанию детей с нарушениями в развитии.

Дополнительная литература

1. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1976.

3. Басов М.Я. Движения под музыку. - В кн.: Избранные психологические произведения. - М., 1975.

4. Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей // Вопросы психологии. - 1982. - №5.

5. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М., 1997.

6. Волкова Г.А. Игровая деятельность в коррекции заикания у детей дошкольного возраста. - М., 1983.

7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.

8. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи.- М., 1968.

9. Герон Э. Проявление индивидуальных особенностей человека в темпе его движений // Вопросы психологии. – 1961. - № 2.

10. Голощекина М.П. Средства и формы работы с детьми по развитию движения. - В сб.: Развитие движений ребёнка-дошкольника /Под ред. М.И.Фонарева. - М, 1975.

11. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений.- М., 1960.

12. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. - М., 1987.

13. Ильина Г.А.Особенности развития музыкального ритма у детей // Вопросы психологии. - 1961. - №1.

14. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1978.

15. Ковшиков В.А.Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах.- В сб.: Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. - Л., 1976.

16. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.

17. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М., 1977.

18. Кукуев А.А. Структура двигательного анализатора. - Л., 1966.

17. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М., 1998.

19. Мастюкова Е.М. Медицинское обоснование логопедической работы в доречевом периоде у детей с церебральным параличом. - В кн.: Расстройства речи и методы их устранения. - М., 1975.

20. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике нервных болезней. М., - 1982.

21. Музыка и движение / Сост. С.И.Белкина, Т.П.Ломова, Е.Н. Соковкина. - М., 1981.

22. Организационные основы кинезотерапии. - В кн.: Руководство по кинезотерапии / Под ред. Л.Бонева, П.Слынчева, Ст. Банкова. Пер. с болг. -София, 1978.

23. Россихина В.П., Н.Г.Александрова Н.Г. Ритмика в нашей стране. -В кн.: Из прошлого советской музыкальной культуры. Вып.3. - М., 1982.

24. Рождественская В.И., Павлова А.И. Подвижные игры для заикающегося дошкольника. - М., 1967.

25. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. - М., 1972.

26. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под. ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1980.

27. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под. ред. Л.А.Баренбойма. - Л., 1970.

28. Страковская Л.В. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. - М., 1978.

29. Тарасова К.В. К вопросу об уровне развития музыкальности у детей-дошкольников // Новые исследования в психологии. – 1978. - №1.

30. Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. - М., 1979.

31. Цветкова Л.С.Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. - М., 1972.

Наши рекомендации