Развитие памяти на учебном занятии
1. Сообщалась ли на уроке установка на запоминание?
2. Какими приемами привлекалось внимание учеников к тому, что подлежало запоминанию?
3. Имеет ли учитель представление о развитии мнемических способностей отдельных учеников?
4. Как учитываются средние показатели памяти в организации учебной деятельности?
5. Как учитываются половые и возрастные особенности в организации учебной деятельности?
6. Как учитывается на уроке наличие нескольких видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной)?
7. Как учитываются эффекты начала и конца запоминаемого материала?
8. Как организуется материал для заучивания: дозировка по объему, распределение по времени, структурирование материала, логическая группировка, языковое оформление, эмоциональное оформление?
9. Как организуется повторение?
Развитие внимания на учебном занятии
1. Как учитель стимулирует интерес к содержанию занятия?
2. Как на занятии создается установка быть внимательным?
3. Как раскрыта на занятии практическая значимость излагаемого материала?
4. Как используются внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и т. д.)?
5. Как организовано изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, новизна речевых форм)?
6. Как организована смена видов деятельности на учебном занятии?
7. Как учитываются возрастные особенности внимания школьников?
9. Как выбирается темп ведения занятия?
10. Как организуется активность учащихся на занятии?
11. Как учитываются индивидуальные особенности в уровне развития свойств внимания?
12. Как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания?
13. Как учитель использует свои индивидуальные особенности для организации внимания учеников?
Развитие мышления на учебном занятии
1. В какой мере учебное занятие подготовлено с точки зрения создания целей умственной деятельности у учеников, соответствующих целям и задачам урока?
2. В какой мере педагог обучает на учебном занятии учащихся приемам целеполагания, владеют ли учащиеся выделением учебной задачи при выполнении того или иного задания?
3. Соответствуют ли управляющие действия учителя по ходу учебного занятия закономерностям мыслительной деятельности учеников?
4. Формируются ли в ходе учебного занятия мотивы мышления, какие средства использует педагог для формирования интереса к изученному материалу и процессу мышления?
5. В какой мере в ходе учебного занятия формируются у учащихся общие приемы мыслительной деятельности, обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки материала?
6. Какую обратную связь получает педагог о реальном ходе учебного процесса, какие критерии понимания использует учитель для того, чтобы установить, как понят материал и как учитывается эта информация в управляющих воздействиях педагога?
7. Соответствует ли уровень требований, предъявляемых к учащимся, реальным возможностям школьников?
8. Каковы различия в мере помощи, оказываемой учителем различным учащимся при выполнении ими учебных заданий?
9. Как учитываются индивидуальные особенности мышления?
10. В какой мере на учебном занятии формируются элементы творческого мышления, используются ли элементы проблемного изложения?
11. Использует ли учитель на уроке индивидуализированные формы заданий?
12. Какими средствами учитель стимулирует активную мыслительную деятельность учащихся на уроке?
13. Оцените степень активности мышления класса и отдельных учащихся на уроке?
Метод беседы
Метод беседы удобен при первом знакомстве с изучаемым учащимся, дает возможность получить сведения о нем, о его интересах и мотивах деятельности и др. Существует ряд требований к проведению беседы как методу исследования:
– непринужденность, нельзя превращать беседу в опрос; наилучший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком;
– важно тщательно продумать и представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению; по содержанию беседа не должна иметь шаблонно-стандартный характер, а быть максимально индивидуализированной;
– вопросы формулировать четко и лаконично, постановка их не должна уводить от цели, учитывать индивидуально-возрастные особенности ученика;
– запись данных проводить сразу же после беседы, но в отсутствии ученика, и оформлять в виде протокола на отдельном листе как приложение к результатам задания 2 в индивидуальном отчете практиканта;
– ответы можно оформлять почти дословно или использовать для этого однозначные слова «да» и «нет»;
– в примечании необходимо отмечать эмоциональные проявления (положительные и негативные) собеседника на вопрос.