Смета расходов на реализацию проекта. Необходимые ресурсы. Название инновационного образовательного монопроекта
Название инновационного образовательного монопроекта
«ИННОВАЦИИ В ТЕХНОЛОГИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕЖИМЕ ПОЛНОГО ДНЯ»
2015 год
Введение
Актуальность проекта определяется внешними вызовами (образовательная политика государства и региона, общественные вызовы) и факторами внутреннего развития образовательной организации. В школе накоплен мощный ресурс для организации проектно-исследовательской деятельности в условиях полного дня, который позволяет перейти на новый уровень развития образования.
Материально-техническое обеспечение школы в полной мере позволяет реализовать образовательный проект. Все кабинеты оснащены АРМ учителя, интерактивной доской, выходом в интернет. Созданы условия для организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся: цифровые лаборатории по физике, химии, биологии, нанолаборатория, кабинет роботехники и 3D - моделирования, кабинет ПДД, конференц-зал, медиацентр, актовый зал.
Кадровый ресурс состоит из высококвалифицированных специалистов: доля педагогов с высшим образованием - 87%, с ВКК - 67%, прошедших курсовую подготовку по ФГОС -91%.
В образовательной организации накоплен научно-методический материал по эффективной реализации ФГОС ООО, мы готовы к трансляции новых моделей «Школа всестороннего развития», «Школа – территория успеха» ит.д.
Но наряду с позитивными моментами и возможностями образовательной организации по использованию проектно-исследовательской деятельности в практике работы школы отмечаются проблемы
Таблица 1
Количественные показатели | Примечание |
73% педагогов владеют современными технологиями. | Педагоги используют элементы проектно-исследовательской технологии, не изменяя содержание и формы работы с обучающимися. Формальное отношение педагогов к организации проектно-исследовательской деятельности. |
Процент оснащенности школы в соответствии с требованиями ФГОС - 100%. | Противоречие между имеющимися ресурсами и эффективностью их использования. |
Подписано 12 договоров о взаимодействии с социальными партнерами. | Отсутствие единого образовательного пространства по развитию проектно-исследовательской деятельности обучающихся. |
33% обучающихся занимаются проектно-исследовательской деятельностью. | Недостаточный охват обучающихся проектно-исследовательской деятельностью. Требования ФГОС предполагают формирование исследовательских компетенций у всех обучающихся. |
Решению вышеперечисленных проблем будет способствовать реализация данного образовательного проекта.
2. Постановка цели деятельности и конкретных, достижимых задач.
Цель: моделирование проектно-исследовательского пространства школы полного дня на основе кластерного подхода.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Сформировать нормативно-правовую базу.
2. Спланировать финансово-экономическое обеспечение проекта.
3. Обеспечить повышение профессиональных компетенций учитель-исследователь, педагог-тьютор.
4. Создать условия для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
5. Обеспечить научно-методическое сопровождение проекта.
6. Организовать информационное обеспечение и продвижение проекта.
Содержание и механизмы реализации.
Ориентация школы на выпускника с высоким уровнем учебно-исследовательской культуры меняет вектор построения образовательного процесса.
В условиях Школы полного дня проектную и исследовательскую деятельность эффективнее строить на принципах горизонтальной и вертикальной интеграции. Горизонтальная интеграция – это взаимодействие с социальными партнерами. Вертикальная интеграция предполагает движение вперед – выход на научно-практические конференции регионального, российского и международного уровней. Интеграция общего и дополнительного образования, социальное партнерство на основе проектной и исследовательской деятельности не только способствует значительному повышению мотиваций на получение знаний и созданию определенных компетенций, но и ведет к обновлению содержания образования в целом.
Интеграция и социальное партнерство увязывают в единое целое все компоненты пространства, создавая интерсистемный образовательный процесс. Проектно-исследовательское пространство не только условие связности, непрерывности, организованности образовательного процесса, но и форма развития, средствами и механизмами которой является кооперация усилий и действий участников образовательного взаимодействия.
Проектно-исследовательское пространство школы многомерно. Пространство в пространстве – это пространство субъекта – его исследовательское поле. Оба пространства взаимозависимы, взаиморазвиваемы, так как находятся в постоянном взаимодействии. Для организации такого взаимодействия нами используется кластерный подход к развитию образования, предложенный Т.И. Шамовой. Под кластером подразумевается ячейка (образования, экономики и т.д.), организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ, свойство концентрироваться. Мы применяем кластерный подход как способ организации проектной и исследовательской деятельности.
Структурно-функциональная модель проектно-исследовательского пространства, основанная на социальном партнерстве через интеграцию общего, дополнительного и высшего образования имеет многокомпонентную кластерную структуру, отражающую ее организационные и функциональные характеристики.
Модель проектно-исследователького пространства Рис.1
В проекте сформировано четыре кластера: «Планета здоровья», «Планета успеха", «Планета творчества», «Планета нравственности». Руководит работой кластера координатор, ответственный за деятельность всего кластера. Кластеры являются ядром образовательного пространства проектно-исследовательской деятельности в условиях полного дня, через них осуществляется интеграция общего и дополнительного образования, взаимодействие с социальными партнерами. Формирование кластерных групп осуществляется по основным признакам: структуре, идее, направленности, стратегии, степени готовности участников к проектно-исследовательской деятельности.
Кластер «Планета здоровья» организует работу по направлениям: организация полноценного питания; организация медицинского обслуживания; психолого-педагогическое сопровождение; организация системы физкультурно-оздоровительного процесса; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической грамотности.
Кластер «Планета успеха» организует работу по направлениям: детское самоуправление; предпрофильная подготовка и профильное обучение; интеллектуальное развитие, образовательный туризм.
Кластер «Планета творчества» организует работу через различные виды творчества: музыкальное, художественное, техническое, эстетическое.
Кластер «Планета нравственности» реализует деятельность по направлениям: трудовое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, гражданское воспитание, физическое воспитание.
Деятельность обучающихся в рамках вышеуказанных направлений ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Используются для этого различные альтернативные формы образования: исследовательская профильная практика, образовательный туризм, сезонные научные школы, образовательные экспедиции, трудовые бригады, образовательный форум, турниры, фестивали, выставки.
Содержание и формы образовательного процесса стимулируют у школьников и педагогов развитие индивидуальных способностей, создают вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей, возможностей и профессиональных направленностей субъектов проектно-исследовательского пространства.
Механизмы реализации проекта осуществляются на основе формирования нормативно-правовой базы (договора, положения, приказ, инструкции, программы, учебные планы), научно-методического обеспечения (подготовка методических материалов и рекомендаций по различным аспектам совместной проектной, исследовательской и творческой деятельности детей и взрослых), организационные: организация постоянно действующего методического семинара по сопровождению проектного обучения; мастер-классов (обучающих, практико-ориентированных), вебинаров, дискуссий). (Таблица 2. Таблица 3)
Результатом реализации проекта является интегративная модель выпускника школы
Планируемые эффекты от реализации проекта.
В результате реализации Образовательного проекта могут проявиться определенные эффекты.
К числу социальных эффектов относятся:
· Расширение доступности и улучшение качества образовательных услуг.
· Повышение уровня профессиональных компетентностей педагогического персонала.
· Увеличение активности родителей и общественности в реализации проектных и исследовательских работ.
· Положительная динамика вовлеченности обучающихся во внеурочную деятельность.
· Повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств и другие.
Инновационные эффекты:
· Создание моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа и учреждений социума.
· Изменение статуса школы как инновационно-активной образовательной организации.
Смета расходов на реализацию проекта. Необходимые ресурсы.
Расчет ресурсного обеспечения проекта производился исходя из следующих показателей: кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.
Кадровые – координаторы кластеров, научные руководители из вузов, педагоги-тьюторы, психолог.
Научно–методические - нормативно-правовая база для организации проектно-исследовательского пространства в условиях полного дня, предметно-методическое обеспечение для педагогов-тьюторов, педагогов исследователей, координаторов кластеров.
- Информационные - библиотечный фонд, Интернет-ресурсы, информационные порталы и сообщества педагогов и обучающихся, сайт по проектной исследовательской деятельности, СМИ, телевидение.
- Материально-технические - компьютерное оборудование и оргтехника, лицензионное программное обеспечение.
- Финансовые — фонд оплаты труда ОО, средства муниципального бюджета, внебюджетные средства ОО, проведение олимпиад, конкурсов, спонсорская помощь, грантовая поддержка.
В таблице 1 приведены расходы на реализацию проекта.
Таблица 1.
Смета проекта
Наименование расходов | Источник финансирования | ||||
Оснащение комнаты психологической разгрузки. | Средства, полученные в от победы в конкурсе. | ||||
Организация игровых зон в рекреациях. | Средства, полученные в от победы в конкурсе. | ||||
Реконструкция рекреации в выставочный зал. | Средства, полученные в от победы в конкурсе. | ||||
Проведение сменных профильных школ. | Спонсорские средства. | ||||
Организация образовательного туризма. | Средства, полученные в от победы в конкурсе. | ||||
Повышение квалификации. | Субвенция ОО. | ||||
Проведение семинаров, мастер- классов, конференций. | Средства муниципального бюджета. | ||||
Итого: |
Возможные риски.
Анализ инновационной деятельности проекта связан с проявлением определенных рисков. Для этого разработаны мероприятия, направленные на минимизацию их негативного влияния.
Содержание риска | Мероприятия по снижению риска |
Административные и ведомственные барьеры. | Информационная и разъяснительная работа экспертов по разработке проекта. |
Неготовность к реализации Проекта и недопонимание частью педагогов, обучающихся, родителей сути инновационных изменений, обеспечивающих реализацию Проекта. | Разъяснительная работа с использованием различных методов и способов формирования понимания сути инновационных изменений в рамках реализации Проекта. Семинары, круглые столы, индивидуальные консультации, собрания. |
Низкая мотивация к участию в Проекте родительского сообщества . | Постоянное взаимодействие с родителями. Присутствие результатов совместной проектной, творческой деятельности на сайте. Освещение проводимых мероприятий в СМИ. |
Недостаточное финансирование проекта. | Активная фандрайзинговая деятельность. |
Ошибки при выборе механизмов управления Проектом могут привести к недостаточной координации деятельности. | Корректировка хода реализации Проекта и включение изменений в ежегодный план деятельности образовательной организации. |
Инертность социальных партнеров. | Активная PR кампания. Постоянная информационная работа по сопровождению проекта с участием СМИ. |
Возрастание учебной нагрузки учащихся при реализации Проекта. | Социально-психологическое сопровождение. Построение индивидуального маршрута с учетом потребностей учащихся. |
Таблица 2
«Реализация проекта (технологическая фаза)»
№ п/п | Мероприятия | Результаты | |
Период январь – май 2016 года (подготовительный) | |||
Анализ ресурсов для реализации проекта. | Разработка концептуальной модели проекта, определение технологических действий по ее реализации. | ||
Заключение договоров с социальными партнерами. | Разработка плана совместной деятельности. | ||
Разработка локальных актов, регламентирующих организацию школы проектно-исследовательской деятельности. | Директ-папка нормативно-правовых документов. | ||
Мониторинг занятости детей, изучение потребностей в организации внеурочной деятельности. | Карта индивидуального образовательного маршрута обучающегося. | ||
Проведение совместных заседаний по организации занятий и определения единого режима работы. | Разработка единого режима дня, разработка единого нелинейного расписания. | ||
Направление на курсы повышения квалификации педагогов школы. | Освоение педагогами продуктивных технологий. | ||
Период с сентября 2016 – по май 2018 года (апробация инновационной образовательной модели) | |||
Разработка критериев и показателей проекта. | Методические материалы по теме проекта. | ||
Разработка комплексных образовательных программ. | Наполнение содержания образования предметными курсами. | ||
Разработка и апробация проектных уроков, уроков, направленных на формирование проектных и исследовательских компетенций. | Пакет методических рекомендаций Банк проектных и исследовательских уроков | ||
Проведение научно-методических заседаний с участием педагогов дополнительного образования, социальных партнеров. | Разработка плана совместной деятельности | ||
Проведение конференций, выставок, фестивалей для обучающихся. | Банк проектов, исследовательских работ. | ||
Организация психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений. | Выбор образовательной траектории. | ||
Период с сентября по декабрь 2018 года (диссеминация инновационной образовательной модели) | |||
Анализ деятельности результатов внедрения проекта. | Аналитический отчет, методические рекомендации. | ||
Тиражирование и распространение опыта и результатов инновационной деятельности. | Участие в научно-практических конференциях, семинарах. Организация стажировки, дистанционных курсов. | ||
Издание научно-методических материалов. | Сборник, диск. | ||
Таблица 3
План-график выполнения и контроля мероприятий
Перечень мероприятий | Годы и месяцы | ||||||||||||
2015-2016 учебный год | |||||||||||||
1.Анализ ресурсов для реализации проекта. | |||||||||||||
2.Заключение договоров с социальными партнерами. | |||||||||||||
3.Разработка локальных актов, регламентирующих организацию школы проектно-исследовательской деятельности. | |||||||||||||
4.Мониторинг занятости детей, изучение потребностей в организации внеурочной деятельности. | |||||||||||||
5.Проведение совместных заседаний по организации занятий и определения единого режима работы, единого нелинейного расписания. | |||||||||||||
6.Направление на курсы повышения квалификации педагогов школы. | |||||||||||||
2016-2018 годы | |||||||||||||
7.Разработка критериев и показателей проекта. | |||||||||||||
8.Разработка комплексных образовательных программ. | |||||||||||||
9.Разработка и апробация занятий, направленных на формирование проектных и исследовательских компетенций. | |||||||||||||
10.Проведение научно-методических заседаний с участием педагогов дополнительного образования, социальных партнеров. | |||||||||||||
11.Проведение конференций, выставок, ярмарок, фестивалей, посвященных проектной и исследовательской деятельности обучающихся. | |||||||||||||
12.Организация психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. | |||||||||||||
2018-2019 учебный год | |||||||||||||
13.Анализ деятельности результатов внедрения проекта. | |||||||||||||
14.Тиражирование и распространение опыта и результатов инновационной деятельности. | |||||||||||||
15.Издание научно-методических материалов. | |||||||||||||
Продолжительность мероприятия | Контроль выполнения | ||||||||||||