Понятие «аттестация». нормативные основы аттестации. цели и задачи аттестации. аттестации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.

Термин «аттестация» происходит от латинского слова attestatia, означающего «свидетельство». В «Советском энциклопедическом сло­варе» понятие «аттестация» трактуется как установление про­фессиональной квалификации работников. Как управленческая деятельность аттестация может быть пред­ставлена в качестве типичного управленческого цикла (от целеполагания через принятие решения к организации и аналитичес­кому контролю за полученным результатом).

Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Нормативную основу аттестации составляют:

- Закон РФ «Об образовании в РФ»;

- Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276);

- Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель);

- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

.В соответствии с представлениями системного подхода система аттестации педагогических работников включает в себя следую­щие компоненты:

- цель - ожидаемые результаты аттестации;

- объект - того, кто проходит аттестацию;

- субъект - того, кто проводит аттестацию;

- процедуру - совокупность принципов, правил, методов, по которым проходит аттестация;

- показатели для оценки специалистов.

Рассмотрим компоненты управленческой системы «Аттестация педагогических кадров» более подробно.

Цель аттестации - подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.

Задачами аттестации являются:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Результатом аттестации является подтверждение соответствия занимаемой должности и присвоение работ­нику квалификационной категории.

Квалификационная категория - это соответствующий норма­тивным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педаго­гического и управленческого труда, обеспечивающий работникам возможность решать профессиональные задачи определенной сте­пени сложности.

В настоящее время существуют две квалификационные катего­рии: первая и высшая. Нормативно они отличаются тре­бованиями, предъявляемыми к работнику, а по содержанию - уровнем практических задач, которые работник может решать.

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

- стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

- выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

- достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

- достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования;

- выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

- активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Объектом аттестации являются педагогические работ­ники.

Субъектами аттестации выступают:

- аттестационные комиссии различных уровней;

- экспертные группы.

Для проведения аттестации создаются следующие аттестаци­онные комиссии:

- аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти;

- аттестационная комиссия, формируемая уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации – Аттестационная комиссия Министерства образования Республики Башкортостан.

Выступая стимулом и способом оценивания педагогического работника, аттестация играет роль материального и мо­рального стимулирования педагогического работника, с помощью которого до­стигается его соответствие предъявляемым отраслью требованиям, формируются устойчивые мотивы трудо­вой активности.

Наши рекомендации