Понятие «аттестация». нормативные основы аттестации. цели и задачи аттестации. аттестации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.
Термин «аттестация» происходит от латинского слова attestatia, означающего «свидетельство». В «Советском энциклопедическом словаре» понятие «аттестация» трактуется как установление профессиональной квалификации работников. Как управленческая деятельность аттестация может быть представлена в качестве типичного управленческого цикла (от целеполагания через принятие решения к организации и аналитическому контролю за полученным результатом).
Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Нормативную основу аттестации составляют:
- Закон РФ «Об образовании в РФ»;
- Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276);
- Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель);
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
.В соответствии с представлениями системного подхода система аттестации педагогических работников включает в себя следующие компоненты:
- цель - ожидаемые результаты аттестации;
- объект - того, кто проходит аттестацию;
- субъект - того, кто проводит аттестацию;
- процедуру - совокупность принципов, правил, методов, по которым проходит аттестация;
- показатели для оценки специалистов.
Рассмотрим компоненты управленческой системы «Аттестация педагогических кадров» более подробно.
Цель аттестации - подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.
Задачами аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Результатом аттестации является подтверждение соответствия занимаемой должности и присвоение работнику квалификационной категории.
Квалификационная категория - это соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работникам возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
В настоящее время существуют две квалификационные категории: первая и высшая. Нормативно они отличаются требованиями, предъявляемыми к работнику, а по содержанию - уровнем практических задач, которые работник может решать.
Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
- стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
- выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
- достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
- достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования;
- выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
- активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Объектом аттестации являются педагогические работники.
Субъектами аттестации выступают:
- аттестационные комиссии различных уровней;
- экспертные группы.
Для проведения аттестации создаются следующие аттестационные комиссии:
- аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти;
- аттестационная комиссия, формируемая уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации – Аттестационная комиссия Министерства образования Республики Башкортостан.
Выступая стимулом и способом оценивания педагогического работника, аттестация играет роль материального и морального стимулирования педагогического работника, с помощью которого достигается его соответствие предъявляемым отраслью требованиям, формируются устойчивые мотивы трудовой активности.