Тема 4. Профессиональные компетенции педагога, необходимые для реализации задач воспитания и обучения в системе специального образования.

В соответствии с Федеральным госу­дарственным образовательным стандартом высшего профес­сионального образования (по направлению подготовки 050700 — Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр») в результате освоения курса «Специальная педагогика» у студентов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции, в том числе:

общепрофессиональные:

- осознание социальной значимости своей будущей профес­сии, наличие мотивации к выполнению профессиональной дея­тельности в области психолого-педагогической помощи детям младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии, способности к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ;

- способность использовать в своей профессиональной дея­тельности современные компьютерные, информационные и теле­коммуникационные технологии;

в области коррекционно-педагогической деятельности:

- готовность к осуществлению психолого-педагогического со­провождения процессов социализации детей раннего и дошколь­ного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

- способность к рациональному выбору и реализации коррек­ционно-образовательных программ на основе личностно ориен­тированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям раннего и дошкольного возраста с ОВЗ;

- готовность к организации коррекционно-развивающей сре­ды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации детей раннего и до­школьного возраста с ОВЗ;

- способность к осуществлению коррекционно-педагогиче­ской деятельности в условиях дошкольных учреждений компен­сирующего, комбинированного вида с целью реализации инте­гративных моделей дошкольного образования;

- способность к внедрению и оценке результативности новых технологий воспитания и обучения детей младенческого, ранне­го и дошкольного возраста с ОВЗ;

- способность к планированию, организации и совершенство­ванию собственной педагогической деятельности; ведению от­четной документации; организации контроля за результатами коррекционно-педагогического процесса;

в области диагностико-консультативной деятельности:

- способность к организации и осуществлению психолого­педагогического обследования детей раннего и дошкольного воз­раста с отклонениями в развитии с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траек­тории;

- способность к анализу результатов медико-психолого-педа- гогического обследования детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ как для осуществления дифференциальной диагностики, так и с целью определения форм и содержания коррекционной помощи;

- способность использовать данные медицинской документа­ции в процессе организации и осуществления коррекционно-пе- дагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ;

- способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности и планирования дальнейшей работы;

- готовность к оказанию консультативной помощи семьям детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, педагогам по проб­лемам обучения, развития, семейного воспитания;

в области исследовательской деятельности:

- готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ;

- способность к планированию научной работы в области специальной дошкольной педагогики, сбору научных данных, их анализу и интерпретации как условие подготовки к исследова­тельской деятельности;

- способность к анализу классической и современной отече­ственной и зарубежной литературы с целью определения теоре­тической и методической основы научного исследования;

- способность использовать современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии в про­цессе организации научных исследований;

в области культурно-просветительской деятельности:

- готовность к взаимодействию с различными общественными учреждениями, семьями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ по реализации просветительской работы;

- способность осуществлять работу по популяризации знаний о профилактике нарушений в развитии детей, их раннем выявле­нии и системе коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ среди населения.

II РАЗДЕЛ. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Наши рекомендации