Тема 4. Профессиональные компетенции педагога, необходимые для реализации задач воспитания и обучения в системе специального образования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (по направлению подготовки 050700 — Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр») в результате освоения курса «Специальная педагогика» у студентов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции, в том числе:
общепрофессиональные:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие мотивации к выполнению профессиональной деятельности в области психолого-педагогической помощи детям младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии, способности к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ;
- способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии;
в области коррекционно-педагогической деятельности:
- готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям раннего и дошкольного возраста с ОВЗ;
- готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ;
- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях дошкольных учреждений компенсирующего, комбинированного вида с целью реализации интегративных моделей дошкольного образования;
- способность к внедрению и оценке результативности новых технологий воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с ОВЗ;
- способность к планированию, организации и совершенствованию собственной педагогической деятельности; ведению отчетной документации; организации контроля за результатами коррекционно-педагогического процесса;
в области диагностико-консультативной деятельности:
- способность к организации и осуществлению психологопедагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории;
- способность к анализу результатов медико-психолого-педа- гогического обследования детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ как для осуществления дифференциальной диагностики, так и с целью определения форм и содержания коррекционной помощи;
- способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-пе- дагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ;
- способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности и планирования дальнейшей работы;
- готовность к оказанию консультативной помощи семьям детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания;
в области исследовательской деятельности:
- готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ;
- способность к планированию научной работы в области специальной дошкольной педагогики, сбору научных данных, их анализу и интерпретации как условие подготовки к исследовательской деятельности;
- способность к анализу классической и современной отечественной и зарубежной литературы с целью определения теоретической и методической основы научного исследования;
- способность использовать современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии в процессе организации научных исследований;
в области культурно-просветительской деятельности:
- готовность к взаимодействию с различными общественными учреждениями, семьями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ по реализации просветительской работы;
- способность осуществлять работу по популяризации знаний о профилактике нарушений в развитии детей, их раннем выявлении и системе коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ среди населения.
II РАЗДЕЛ. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ