Активное, не соответствующее возрасту сексуальное поведение.

Подростковый возраст характеризуется выраженными изменениями в психофизическом развитии ребенка. Физические изменения характеризуются резким «рывком роста» и бурным формированием внутренних половых органов и наружных гениталий.

Реакция «рывок роста» наблюдается у девочек в возрасте 11-12 лет, у мальчиков в 13-15 лет и обусловлена усиленной продукцией половых гормонов. Именно нарастающая выработка гормонов в период полового созревания и способствует пробуждению сексуальных ощущений, как у мальчиков, так и у девочек.

Активное, не соответствующее возрасту, сексуальное поведение наблюдается у умственно отсталых девочек в полтора раза чаще, чем у мальчиков. Сексуальная активность у девочек начинается раньше, чем у мальчиков. Девочек младшего школьного возраста с сексуальным распущенным поведением поступает в психиатрическую больницу в три раза больше, чем мальчиков. Это девочки, мастурбирующие, обнажающиеся, стремящиеся к лицам противоположного пола в состоянии сексуального возбуждения, рассказывающие о своем сексуальном опыте или забирающиеся в постели к другим девочкам. В подавляющем большинстве случаев они сами в прошлом подвергались совращению. Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуславливается ситуацией. Часто он проявляется в закрытых учебных заведениях. У младших подростков эта девиация может обуславливаться совращением, развращением, подражанием и принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у женского. Возможность возникновения преходящего гомосексуализма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают аффективные расстройства, в других – нарушения поведения (претензиозность, вспыльчивость, агрессивность), расстройство сексуального влечения.

При задержанном половом развитии может появиться медлительность, несобранность, неуклюжесть, неуверенность, вялость, импульсивность и трудности приспособления к новой ситуации. В связи с нередко возникающими трудностями в усвоении учебного материала и требованиями педагогов могут возникнуть отказы от учебы, протесты, агрессия.

Наличие последствий ранней сексуальной активности подростка приводит к психологическому « надрыву» всех сторон его личности, развитию различных видов функциональных расстройств в центральной нервной системе.

Суицидальные попытки.

Одной из главных причин суицидального поведения называют школьные конфликты. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен, зачастую он может принять сиюминутное решение как выход из конфликтной ситуации.

Основные предпосылки, ведущие к возникновению суицида:

1. Социальная апатия.

Незаинтересованность общества в личности, в свою очередь, ведет к разочарованию личности в обществе. Личность чувствует себя ненужной и невостребованной.

2. Снижение ценности человеческой жизни.

Естественно, что, чем больше альтруизма в обществе, тем более востребованным чувствует себя человек, но, если уровень его субъективной самооценки выше того, что может предложить ему социум, появляется желание сменить его (социум), но за неимением такой возможности остается выход в аддукцию (саморазрушение).

3. Отсутствие духовного смысла существования и перспектив стимулирования

творческой и витальной активности.

Злоупотребление алкоголем и суицидальное поведение имеют общий источник - невостребованность личностных потенций человека, ощущение собственной несостоятельности, ненужности.

Основные мотивы суицидального поведения у подростков:

1. суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);

2. переживание обиды, одиночества, непонимания;

3. любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;

4. чувство мести, злобы, протеста;

5. подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;

6. страх наказания;

7. избежание трудных ситуаций;

Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).

Мотивом самоубийства у подростков чаще всего является протест, желание отомстить за нелюбовь и призыв к помощи.

Рассмотренные расстройства поведения и личности у умственно отсталых детей помогут педагогам в их повседневной деятельности. С целью предупреждения антиправовых действий и асоциальных поступков лиц с умственной отсталостью легкой степени, а также для своевременного проведения медицинских мероприятий и психолого- педагогической коррекции, специалистам при общении с такими детьми и подростками необходимо обращать внимание на их личностные особенности и особенности их поведения.

ЛИТЕРАТУРА.

Абушева З.Ф. с сотр. Анализ адаптационных возможностей учеников вспомогательных школ с нарушениями поведения М. 1989г.

Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения. М. 2004г.

Гурьева В.А. Систематика психогенно-травматизирующих факторов М. 2001

Гурьева В.А.,Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. ТГУ 1994

Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. М.1998

Запрягаев Г.Г Психологическая характеристика умственно отсталых подростков с трудностями поведения. М 1986

Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. С-П. 2004

Исаев Д.Н,Микиртумов Б.Е К систематике психопатоподобных расстройств у детей и подростков с общим психическим недоразвитием .М 1978

Кебриков О.В. Клиническая динамика психопатий и неврозов.Актовая речь. М.1962

Певзнер М.С. Дети олигофрены 1959

Наши рекомендации