Направление подготовки (специальность) 20.05.01

Чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий

Стихийных бедствий

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России

Кафедра Основ экономики функционирования РСЧС

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

профессиональная этика

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Факультет заочного обучения

Направление подготовки (специальность) 20.05.01

«Пожарная безопасность»

Выполнил: слушатель 4 курса, 5 уч.гр.,

Лапоног А.О., шифр (вар-т)№ 609

(Фамилия, инициалы)

Проверил: _________________________

(ученая степень, спец. звание, фамилия, инициалы препод.)

Иваново 2016

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная этика сотрудника МЧС России – это наука о применении общих норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении. Современное общество как качественно новый этап в развитии профессиональной этики определяется усложнением содержания моральных норм и требований и возрастанием ответственности за их исполнение.

Знания профессиональной этики важны в качестве основы созидательной позиции личности и развития её социально-личностных компетенций: знания гуманистического мировоззрения личности как социально-личностная характеристика гуманитарного самосовершенствования; знания нравственных отношений между людьми: дружба, любовь, современная семья; знания проблемы нравственного выбора в сфере профессионального обучения в условиях поликультурного образовательного пространства и др.
9. Смысл жизни и счастья, их понимание сотрудником ФПС МЧС России

Смысл – это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность – это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от ее осмысления.

Смысл жизни – это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь, соотнесенное с системой ценностей и детерминированное внутренней личностной мотивацией поступка.

Смысл жизни может пониматься: с рациональных позиций; с позиций иррациональных религиозных традиций; как сугубо нравственная проблема (И. Кант); проблема реализации содержания некоего мирового духа, абсолютной идеи (Гегель); как психологическое состояние индивида и как деятельное осуществление себя личностью; миром жизненных смыслов могут быть глубины человеческого Я, в том числе и бессознательного (К. Юнг); смысл жизни могут искать в монологах с самим собой (С. Кьеркегор). Смысл жизни неотделим от понимания жизни как ее личностной характеристики.

Один из коренных вопросов, с которыми сталкивается личность в стремлении осознать свое Я – это вопрос о смысле жизни, “зачем я живу”. Можно видеть смысл жизни в том, чтобы просто жить – есть, спать, работать, растить детей, радоваться всему, что приносит удовольствие и стремиться избегать неприятностей. В рассмотрении смысла бытия мы столкнемся с разнообразными подходами. Тогда получается, что смысл жизни сводится к решению текущих жизненных задач. Но бесконечная погоня за удовольствиями и благами угнетает личность, лишает его свободы. Так, подлинное Я подавляется и заменяется “маской”. Поэтому тот, кто поглощен суетой жизни, утрачивает индивидуальное своеобразие личности. Жизнь перестает быть для него самоценностью – человек хочет подчинить ее движению к намеченной цели. Ради своей цели человек может даже пожертвовать жизнью, если он готов скорее не жить, чем жить без смысла. Смысл жизни оказывается для человека стержнем, на котором держится Я и без которого он не может существовать. Всю трудность смысла жизни человек начинает осознавать тогда, когда задумывается о смерти. Чтобы найти смысл жизни, человек должен быть личностью, способной найти смысл жизни. Личность, умеющая наполнить свою жизнь смыслом – это личность, несущая любовь к людям в своем сердце. Такая личность находит смысл жизни в деятельности, которая доставляет радость и ей самой, и другим. Смысл жизни не преподносится нам готовым, ему нельзя научиться. Этическая теория дает нам лишь ориентацию. Человеку, предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий. Обретение подлинного, а не ложного смысла – чрезвычайно сложный процесс, предполагающий заблуждения и ошибки, искаженное или неполное воплощение замыслов, несовпадение смысла жизни в общечеловеческом аспекте с индивидуальной его интерпретацией. Cложность проблемы состоит в том, что знать что –то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом – далеко не одно и то же.

Смысл жизни:

• Индивидуален; субъективен. Он создается человеком благодаря его собственным усилиям. Жизнь должна иметь смысл в себе, а не за своими пределами. Индивидуальная жизнь получает смысл как частица совместной общей жизни людей.

• Человек, живущий только для себя, теряет смысл жизни потому, что отрывает свою индивидуальную жизнь от общей жизни. Для него смерть представляется жестоким и бессмысленным концом всего, так как все, чем он живет и что делает служит не только его собственному благополучию, но и благополучию других людей, смерть неспособна уничтожить смысл его жизни. Этот смысл воплощается в том, что он сделал для сохранения и улучшения общей жизни людей.

• Чтобы найти смысл жизни, человек должен быть личностью, способной найти смысл жизни. Личность, умеющая наполнить свою жизнь смыслом, – это личность, несущая любовь к людям в своем сердце. Такая личность находит смысл жизни в деятельности, которая доставляет радость и ей самой, и другим.

Иными словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти.

С категорией “смысл жизни” тесно связано понятие “счастье”. Если смысл жизни – это как бы объективная оценка значимости существования человека, то счастье – это сопровождающееся чувством глубокой моральной удовлетворенности личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизнедеятельности. Вопрос об этической категории “счастье” принадлежит к коренным вопросам человеческого существования. Ибо каждый стремится стать счастливым и, естественно, данная проблема исследуется давно. Она составляет одну из самых постоянных и, в то же время, динамичных установок морального сознания. И попытки решить данный вопрос сопровождают всю историю человечества. В этической науке проблема счастья всегда занимала очень большое место. Исследованию этой проблемы уделяли много внимания мыслители прошлого и современности. Трактатов о счастье, действительно, много. В истории философии можно выделить пять основных концепций понимания счастья:

1) счастье как наслаждение, сильная положительная эмоция (гедонизм);

2) счастье как преобладание положительных эмоциональных состояний над отрицательными, как разумные наслаждения (эвдемонизм);

3) счастье как спокойное состояние духа, граничащее с безразличием (атараксия);

4) счастье как обладание благом;

5) счастье как общая позитивная оценка жизнедеятельности.

К этому можно добавить еще шестое, обыденное представление – счастье как удача, счастливый случай. Это обыденное понимание, однако, также получает определенное философское осмысление. Например, Аристотель полагал, что для счастья нужна и добродетель, и удача, ведь мы живем в несовершенном, становящемся мире, где не все зависит только от добродетели.

Существуют две крайние позиции в понимании счастья. Одни считают, что счастье — целиком подарок судьбы, результат везения, случайный дар. Другие утверждают, что счастье целиком зависит от человека, от его воли и желания.

Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности

Некоторые люди, достигнув кое-каких успехов в жизни, считают, что они уже достаточно счастливы и к большему им не нужно стремиться. Человек тем и отличается от животного, что он не останавливается на достигнутом.

Основа счастья — в единстве личного и общего. Это вытекает из сущности человека. Трудно или невозможно быть счастливым, когда видишь вокруг себя несчастных.

В проблеме человеческого счастья есть сторона, связанная с межчеловеческими отношениями. Одно дело, когда человек хочет быть счастливым, стремится к счастью, создает условия для этого и т.д. и т. п. Другое дело, когда человек, не думая о своем личном счастье, стремится сделать счастливыми других, осчастливить других и даже всё человечество.

Стремление сделать других людей счастливыми — опасная утопия. Никто не может сделать кого-либо счастливым, а тем более принести счастье многим людям. Счастье — категория сугубо индивидуальная. Это значит, что только сам человек может сделать себя счастливым. Он — субъект счастья или несчастья.

Счастье и смысл жизни - достаточно разные вещи. У человека может быть в жизни счастье, но не быть в жизни смысла. И наоборот - смысл есть, а счастья нет.

Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет. "Тот, кто знает Зачем, выдержит любое Как" - писал Ницше.

При этом счастье само по себе целью и смыслом жизни не является. Точнее, может являться, а может и нет: все зависит от типа личности, взглядов и мотивов человека. Если все ваше счастье - отдирать обои и складывать ботинки в ряд, кажется, что такое счастье недостойно взрослого человека.

Для православного человека счастье как наслаждение радостями современного мира - не смысл жизни, а дьявольское соблазнение. Смысл его жизни - приближение к Богу, спасение души. Можно сказать, что счастье православного человека - в служении Богу, но размышления о счастье в принципе для православия не характерны. При этом важно помнить, что для любого христианина уныние является одним из страшнейших грехов.

Для деятельного человека счастье - ресурс и инструмент. Деятельному человеку счастье помогает, когда оно становится привычным фоном и источником энергии. Счастье мешает, когда отвлекает от дел.

Для процессника счастье может являться целью и смыслом жизни, это его ценности. Результатнику важнее результат, а переживания и счастье во вторую очередь.

Наполеон, оглядываясь на свою жизнь, сосчитал в ней всего четыре счастливых дня. Ну и что? Ему нужна была Франция, он хотел подарить Франции свободу, разумные законы, эффективную экономику - и это было для него важнее, чем его личные переживания. Большие люди на свои эмоции обращают внимание не слишком много. А на результаты - внимание обращают обязательно. Это им важно.

Счастье - это не цель, а только способ жизни разумного человека. Это естественный фон жизни, который не приходит к нам (при приближении к целям), а который мы сами создаем несложными ключами и механизмами. Мы это делаем - или не делаем. И иногда вовсе это не нужно делать, если позитив начинает противоречить более важным целям и ценностям. В настоящей, правильной жизни никто не обещает вам полного и абсолютного счастья, вы часто будете переживать и дефицит, и нехватку. Вы это обязательно почувствуете. Когда вам категорически не будет хватать целой жизни, когда вы всем телом будете ощущать, что вам позарез нужно три жизни последовательно и хотя бы две параллельно, когда каждый день для вас страшно короткий — у вас правильная жизнь.

Нравственное содержание служебной деятельности ФПС МЧС России

В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является нравственное воспитание. При этом следует отметить, что для рядя профессий нравственное воспитание имеет принципиальное значение, являясь, по сути, определяющим для формирования как морального, так и в целом профессионального облика их представителей. К числу представителей подобных профессий относятся педагоги, медики, сотрудники правоохранительных органов. Так же к ним следует отнести и спасателей, пожарных, сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство ответственности за безопасность людей особо профессионально важны.

Руководством Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) отмечается, что сложность и важность выполняемых задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности требует осуществления дополнительных мероприятий по укреплению морально-психологического потенциала, повышению престижа службы, работы в системе МЧС России. В концепции кадровой работы в МЧС России поставлена задача создания отвечающей современным требованиям системы воспитания всех категорий сотрудников МЧС России. В настоящее время совершенствование воспитания сотрудников в системе МЧС России осуществляется на основе Программы перехода Вооруженных сил Российской Федерации , других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания, утвержденной Президентом Российской Федерации 22 августа 2002 г. № Пр-1426, Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. №422), концепции кадровой политики МЧС России (приказ МЧС России от 19 мая 2004 г. № 255).

Воспитание личного состава в системе МЧС России осуществляется с конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных сил Российской Федерации, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями МЧС России.

В приказе МЧС России №859 от 30 ноября 2005 года « О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России » определены основные направления воспитания личного состава в системе МЧС России, среди которых важное место занимает нравственное воспитание. При этом отмечается, что нравственное воспитание – это оказание воздействия на сознание, чувства и волю сотрудников МЧС России с целью формирования у них необходимых духовно – нравственных черт и качеств.

Основными целями нравственного воспитания в МЧС России определены: разъяснение личному составу требований государства к их профессиональному облику, социальной значимости их службы; стимулирование потребности личного состава к моральному самосовершенствованию, стремление к положительному идеалу; целенаправленная организация нравственно – значимой деятельности личного состава, в процессе которой предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть.

Основным элементом системы подготовки кадров Государственной противопожарной службы МЧС России являются вузы ГПС МЧС России, функционирование которых неразрывно связано с воспитанием личного состава. Главной целью воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России является формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника ГПС МЧС России. Построенное на научной основе и повсеместно осуществляемое нравственное воспитание в вузе ГПС МЧС России не только формирует моральный облик обучающихся, но и создает необходимую морально – психологическую атмосферу в вузе.

Задачей нравственного воспитания также является привитие правил хорошего тона. Важно уметь оценивать свое поведение с позиции того, не мешает ли оно своим товарищам, находящимся рядом. Нужно добиться того, чтобы сотрудник соблюдал правила хорошего тона не формально, не из-за боязни осуждения, а их соблюдение стало не только второй натурой, но и потребностью. Общим для всех правил нравственно – эстетического поведения является соблюдение собственного достоинства и доброжелательное, уважительное отношение к другим.

Нравственное воспитание сотрудника МЧС России начинается с формирования этических знаний обучающихся в вузе ГПС МЧС России. Чтобы обучающийся поступал везде и всегда, а не только в своей будущей профессиональной деятельности, высоконравственно, он должен знать, что есть нравственное и что – безнравственное, что – добро, а что – зло, что есть честь, а что – бесчестие, что есть служебный долг, личное достоинство.

Важное воспитательное и побудительное воздействие на обучающихся в вузе ГПС МЧС России оказывает творческие и активное обсуждение таких этических категорий как долг, совесть, честь, справедливость, добро и зло. Например, это может происходить в ходе тематического вечера «История и традиции ГПС МЧС России», где приводятся положительные примеры высоконравственно поведения сотрудников, их мужества, стойкости.

Нравственное воспитание должно являться непрерывным процессов в ходе профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России.

Эффективность нравственного воспитания сотрудников ГПС МЧС России зависит от сочетания воздействия социальной макро- и микросреды и практической целенаправленной организации воспитательного процесса. При этом как в теоретическом, так и в практическом плане важно продолжать поиск педагогических условий и технологий, эффективно влияющих на процесс воспитания нравственной личности сотрудника ГПС МЧС России.

Наши рекомендации